НОД по рисованию на пленэре «Золотые краски Осени».
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Карапетян Зинаида Сергеевна

Очень часто следование программным требованиям и строгим традициям проведения занятий по изобразительному искусству гасит у детей желание рисовать. В нашем детском саду мы пришли к такому выводу: необходимо найти отдушину для свободного творчества детей, такую форму занятия по изодеятельности, которое воспринималось бы детьми как новая игра, но в то же время содержала бы в себе богатые педагогические возможности — и для развития их интереса к живописи и рисованию, и для укрепления здоровья, и для проявления творческих способностей.

Такой отдушиной  могут стать занятия на свежем воздухе — рисование на пленэре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plener.docx25.27 КБ

Предварительный просмотр:

Очень часто следование программным требованиям и строгим традициям проведения занятий по изобразительному искусству гасит у детей желание рисовать. В нашем детском саду мы пришли к такому выводу: необходимо найти отдушину для свободного творчества детей, такую форму занятия по изодеятельности, которое воспринималось бы детьми как новая игра, но в то же время содержала бы в себе богатые педагогические возможности — и для развития их интереса к живописи и рисованию, и для укрепления здоровья, и для проявления творческих способностей.

Такой отдушиной  могут стать занятия на свежем воздухе — рисование на пленэре.

Пленэр — французское слово, буквальный перевод которого означает «вольный воздух». Художник может работать в мастерской, а может — на открытом воздухе. Здесь, как правило, пишутся пейзажи. Художник выходит на пленэр, чтобы точнее передать естественное освещение предметов, оттенки цвета, наблюдаемые только вне стен дома.

Конечно, мы не можем ставить перед детьми такие задачи. Но дети могут рисовать понравившиеся им виды, деревья, птиц и животных.

Цели и задачи.

Рисуя на природе, дети учатся постигать красоту привычных глазу аллей, деревьев, скамеек, учатся видеть эти предметы другими глазами. У них развивается наблюдательность, цветовое восприятие, они замечают игру света и тени.

  К тому же мы отправляемся на пленэр в различные времена года — и когда тепло, и когда холодно. Занятия длятся от 20 до 30 минут в зависимости от погоды и заинтересованности детей своим занятием.

Какое же оборудование мы используем для занятий на пленэре? Это небольшие легкие планшеты с прикрепленными на них листами чистой бумаги. Дети держат их либо на сгибе левой руки (если рисуют стоя), либо ставят планшет нижним краем на колени, если рисуют сидя. Случается, что планшет опирается на одно колено, если ребенок рисует стоя, поставив одну ногу на пенек или скамеечку.

Для детей, проявляющих устойчивый интерес к рисованию и обладающих определенными способностями, я беру с собой несколько мольбертов. 
В теплое время года дети рисуют, сидя на покрывале или на коврике, расстеленном на земле, или рисуют на асфальте.

Выбор средств изображения довольно широк: это и восковые карандаши, и обычные цветные карандаши, и фломастеры, и графитные карандаши,   и акварельные краски, а также папка с подборкой стихов и песен о природе, о временах года.

Как проходит выход на пленэр?

За несколько дней до занятия мы с детьми обсуждаем место, куда они хотели бы пойти. Если нет единого мнения, тогда решающее слово остается за мной. Дети обсуждают, что они хотели бы рисовать и чем. Каждый сам решает, какое средство изображения для него предпочтительнее.

Я подбираю те стихи, которые наиболее органично будут звучать у натуры, выбранной для рисования. Я обязательно осматриваю место пленэра, отмечаю, есть ли возможность для детей присесть, отдохнуть.

 При выборе места важную роль играют требования техники безопасности.

Если погода довольно холодная, я использую физминутки, чтобы дети согрелись, или мы играем с ними в веселую, подвижную игру.

Придя на место, мы подходим к натуре (это может быть дерево, куст, группа деревьев, цветочная клумба,   здание и т.д.) и внимательно ее рассматриваем. 
 Дети могут самостоятельно вспомнить подходящие к случаю стихотворные строки. Затем ищем место, откуда наша натура смотрится наиболее выразительно. Я обращаю внимание маленьких художников на отдельные детали выбранного для рисования предмета, на особенности цветовой гаммы. Дети выбирают для себя места, средства изображения, устраиваются, и   работа началась! Ребята обращаются ко мне за помощью и разъяснениями, но работают абсолютно самостоятельно.

В конце работы мы устраиваем небольшой вернисаж. Дети рассматривают работы товарищей, отмечают наиболее удачные, указывают, что удалось автору: сходство с натурой, композиционное решение, сочетание цветов и оттенков.

  Чтобы впечатления, полученные на пленэре, не исчезли, не затерялись в многообразии других впечатлений, мы с помощью воспитателей устраиваем в группах выставку детских работ. Выставка помогает нам в дальнейшей работе. Опираясь на детские работы, можно провести беседу, предложить детям нарисовать что-то по памяти или выразить свои впечатления в другом жанре — например, сделать аппликации на ту же тему. Можно составлять небольшие рассказы по рисункам, читать стихи.

 

Мастер-класс для воспитателей

«Развитие творческих способностей детей

через

нетрадиционные формы работы».

Подготовила:

воспитатель

МАДОУ ЦРР-д/с №16 «Петушок» 

Карапетян Зинаида Сергеевна

Ст. Тбилисская

2018-2019 учебный год

НОД по рисованию на пленэре «Золотые краски Осени».

 

Цель: Развивать художественный вкус (умение передавать красоту пейзажа через сочетание разных красок в рисунке: ярких, светлых, темных). Побуждать детей вносить в рисунках дополнения, обогащающие его содержание. Воспитывать интерес к осенним явлениям природы.

Материал. Мольберт, гуашь, кисточки, кружки с водой, бумага (А4, картинки с осенним пейзажем, шишки и листья разных деревьев.

Методика проведения.

Здравствуйте, дети!   Представьте себе, что мы оказались лесу, где с раннего утра поют птички, где живут разные зверюшки, где ветер качает макушки деревьев. А вы знаете, какое сейчас время года? Да, наступила осень и в лесу теперь как в сказочном золотом дворце. Хотите, я вам покажу красоту осеннего леса? (слайд про осень, который сопровождается звуками леса).

А как вы думаете, почему осенью листья на деревьях желтеют? Зачем деревья сбрасывают листья? Кому нужны опавшие листья? Чем заняты в это время года дикие животные? Зачем улетают в теплые края перелетные птицы?

После просмотра слайдов  воспитатель предлагает детям подойти к мольбертам, чтобы они смогли запечатлеть краски осени в своих рисунках.  

Дыхательная гимнастика.

Дети, чувствуете какой в лесу запах? Обратите внимание на дуновение свежего ветерка. Давайте сядем на корточки, вдохнем в себя как можно больше воздуха и почувствуем себя деревьями – великанами (медленно приподняться на носочки, попридержать воздух в течении 2-3 секунд). Теперь также медленно выдохнем - и стали маленькими кустиками (присесть). Повторяется 3-4 раза.

Потрогайте рукой ствол дерева. Почувствуйте шершавую кору, обследуйте ее неровную поверхность. Как вы думаете, что было бы, если бы не было ее?

 Воспитатель поднимает упавшую большую ветку дерева.

Посмотрите, дети, вот я хочу поставить ее вертикально, а она падает все время. Почему ветка падает, а деревья нет? Еще для чего нужны корни?

Дети, детально рассмотрев дерево, уточняют названия деревьев, их отличительные особенности. Перед тем, как приступить к работе, дети обсуждают примерный сюжет будущего рисунка и передачу переднего и дальнего плана.

По окончании работы  воспитатель предлагает детям отдохнуть и поиграть в подвижную игру «Кто первый?» (Кто первым добежит до елки? До березки? До пенечка? и т. д.).

Игра «Будь внимательным». (Дети подражают голосам и звукам природы – как шумит ветер, голоса птиц, шелест листьев, звон ручья).

В конце  воспитатель   дарит детям  корзину с шишками и листьями разных деревьев, чтобы дети могли их применять в изготовлении поделок.

 

Конспект НОД по рисованию:

«Осенний листопад»

Цель: Расширить представления детей о природном явлении листопаде. Формировать умение рисовать кистью, способом «примакивания».

Задачи:

- расширять и активизировать словарный запас (листопад, листья кленовые, способ «примакивания»)

- закрепить названия цветов (желтый, красный, оранжевый)

- продолжать учить пользоваться кистью, рисовать способом «примакивания»

- воспитывать аккуратность в работе с красками.

Средства реализации: сухие осенние листья, иллюстрации осенних явлений

природы (листопад, альбомные листы с изображением ствола дерева, кисти, акварельные краски красного, салфетки, ёмкости с водой, диск с музыкой

Чайковского Времена года).

Способы реализации: чтение стихотворений об осени и листопаде, рассматривание иллюстраций на осеннюю тему, беседы на осенние темы, отгадывание загадок, наблюдение на прогулках осенних изменений в природе, наблюдение за листопадом, сбор листьев.

Ход занятия:

Воспитатель: Послушайте стихотворения. Постарайтесь представить себе картину того состояния природы, о котором написали поэты.

Падают, падают листья –

В нашем саду листопад…

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают,

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

В руки возьмём по корзинке,

В лес за грибами пойдём,

Пахнут пеньки и тропинки

Вкусным осенним грибком.

                                     М. Ивенсен

Воспитатель: В какое время года падают с деревьев листья?

Дети: Листья опадают с деревьев осенью.

Воспитатель: Что означает слово «листопад»?

Дети: Опадение листьев с деревьев осенью.

Воспитатель: Какого цвета листья были весной и летом?

Дети: Зеленого цвета.

Воспитатель: Какими эти листочки стали осенью?

Дети: Желтыми, красными, коричневыми, сухими.

Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадки. Слушайте внимательно и постарайтесь их разгадать.

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень.)

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки. (Дерево.)

С ветки в речку упадет,

И не тонет, а плывет. (Лист.)

Листья жёлтые кружатся,

На землю ковриком ложатся.

Жёлтых листьев хоровод

Осенью случается.

Танец этот – каждый год.

Как он называется? (Листопад)

Воспитатель: Молодцы, правильно. Листопад – это очень красивое явление природы. Когда наступает осень, солнышко светит реже, становится прохладно, листики на деревьях «держатся» слабо, стоит подуть ветерку, и листочки срываются с веток, и плавно кружась, падают на землю.

Физкультминутка

(выполняют движения под руководством учителя)

Мы листики осенние,

На веточках сидели!

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Воспитатель: А сейчас, я вам покажу, как правильно нужно рисовать листопад, способом «примакивания» кисти к бумаге. (Воспитатель показывает, как правильно держать кисть, набирать краску, промывать кисть и наносить мазки).

Воспитатель: Приступаем к работе. Ствол дерева раскрашиваем аккуратно, не выходя за контур, сверху вниз. Какую краску берём, чтобы нарисовать дерево?

Дети: Коричневую.

Воспитатель: Когда будете рисовать листья, кисть прикладываем всем ворсом. Какую краску берём, чтобы нарисовать листья?

Дети: зеленые, жёлтые, оранжевые, красные.

 

Какие красивые рисунки у вас получились! А давайте посмотрим друг у друга.

Воспитатель:

- Какое явление осени рассматривали?

-Что такое листопад?

- Что рисовали?

-Как рисовали листопад?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема “Золотые краски осени”. Рисование. Техника: акварель по мокрому листу.

Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пр...

Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности "Золотые краски осени"

Тематическое занятие по изобразительной деятельности " Золотые краски осени" направлено на закрепление и обобщение знаний по теме " Осень". Все задачи реализуются через игровые ситуации и произведения...

Конспект открытого интегрированного занятия по рисованию в средней группе «Краски Осени – Золотая хохлама»

Интегрированное занятие "Краски Осени - Золотая Хохлама"Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоеные сплособы рисования при создании узоров по молтивам хохломской росписи. Совершатьум...

проект "Золотые краски осени" для второй младшей группы

Ознакомление с временем года - осень через проектную деятельность...

Проект «Золотые краски осени» младший дошкольный возраст

Проект на осеннюю тематику для младшей группы детского сада Тема проекта: «Золотые краски осени» Длительность проекта: краткосрочный Участники проекта: воспитатели, дети, родители. Цель...

Конспект занятия по рисованию. Средняя группа. Золотые краски осени.

Помощь к занятию по художественно- эстетическому развитию (рисование) на тему "Осень. Изменения в природе"...