Программа для развития творческих способностей у одаренных детей
рабочая программа по рисованию (средняя группа) на тему

Корчигина Наталья Ивановна

Одаренные дети! И наша задача поддержать творческий потенциал юных дарований

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izodeyatelnost_dlya_odarennyh.docx43.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 Тополек» п.Новоорск

«ПРИНЯТО»

на педагогическом совете

МДОУ «Детский сад №5 Тополек» п.Новоорск

Протокол № _________________

«____» ________________ 2016 г.

«УТВЕРЖДЕНО»

Зав. МДОУ«Детский сад №5 Тополек»  п.Новоорск

_______________ Л.Г.Записочная

«___» _________________ 2016 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

работы с одаренными детьми по развитию навыков изодеятельности

«Радуга красок»

Образовательная область:

- художественно-эстетическое развитие.

Программу разработала: Корчигина Наталья Ивановна, воспитатель I квалификационной категории

п.Новоорск, 2016г.

Содержание программы:

I. Целевой раздел образовательной программы.

1. Пояснительная записка.

1.1. Актуальность дополнительной образовательной программы.

1.2. Цели и задачи реализации дополнительной образовательной программы.

1.3. Принципы и подходы к формированию дополнительной образовательной программы.

1.4. Планируемые результаты освоения детьми дополнительной образовательной программы.

1.5. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

II. Содержательный раздел.

2.1. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие».

2.2. Тематическое планирование образовательной деятельности.

2.3. Содержание образовательной деятельности.

III. Организационный раздел.

3.1. Кадровое обеспечение дополнительной образовательной программы.

3.2. Материально-техническое обеспечение дополнительной образовательной программы.

3.3. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

3.4. Время и сроки реализации дополнительной образовательной программы.

3.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды.

IV. Дополнительный раздел.

4.1. Презентация дополнительной образовательной программы.

V. Литература.

Приложение.

I. Целевой раздел образовательной программы.

1. Пояснительная записка.

Таланты трудно распознать,

Не всякий может в них поверить.

Таланты надо воспитать,

Их надо развивать, в них верить.

Простую истину признать

Сумеет всякий… кто понятлив:

Таланты может воспитать Наставник, если сам талантлив!!!

1.1. Актуальность дополнительной образовательной программы.

Одарённые дети – ценная часть нашего общества, один из важнейших ресурсов. Законом «Об образовании» РФ предусмотрена работа с дарёнными детьми дошкольного возраста. Одарённые дети представляют собой культурный и научный потенциал общества, от них зависит, как будет развиваться наша культура в будущем. Задача поддержания и развития творческого потенциала личности по – прежнему остаётся актуальной и требует дальнейшего разрешения.

Программа реализуется в рамках образовательной области художественно-эстетическое воспитание. Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребёнка, способствующая обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, повышает познавательную активность и влияет на физическое развитие.

Данная программа предназначена для работы с одаренными детьми среднего дошкольного возраста, обладающих творческим потенциалом, способствует активному развитию личности дошкольника и превышает временный образовательный стандарт.

Нормативно-правовое обеспечение программы:

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.
  • Конвенция о правах ребёнка от 15.09.1990г.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан ПиН 2.4.1. 3049-13
  • Инструктивно – методическое письмо МО РФ «О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения» №65/23 – 16 от 14.03.2000г.
  • Устав МДОУ №5 «Тополёк» п.Новоорск.

1.2. Цели и задачи реализации дополнительной образовательной программы.

Цель программы – усиленное развитие продуктивной деятельности детей (рисование), развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству, обучение способам изобразительной деятельности, превышающим нормативы основной образовательной программы по рисованию.

Основные задачи:

  • Художественно – эстетические:

- развивать художественное восприятие жизни;

- уточнять представления об окружающем мире;

- развивать творческие способности в процессе изображения предметов, явлений и состояний окружающего мира, в выборе изобразительных материалов.

  • Задачи на приобретение изобразительного мастерства:

- развивать умение передавать форму, строение предмета и его частей; цвет предмета, используя краски спектральных, тёплых, холодных, контрастных цветов, разных оттенков и разной тональности; разные пропорции предметов;

- развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета.

  • Задачи на формирование технических навыков:

- упражнять кисть руки, закрепляя правильное положение при рисовании горизонтальных и вертикальных линий (широких и тонких);

- закреплять умения выполнять работу в техниках: тычком, монотипия, пальцеграфия, кляксография;

- обучать технике рисования «по сырому», гратаж, пластилинография, набрызг, тиснения, оттиски разными материалами;

- помочь освоить технику рисования разнообразными изобразительными материалами: гуашь, акварель, пастель, восковые и школьные мелки, простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры.

  • Задачи на развитие эмоциональной отзывчивости к прекрасному:

- вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природы, любоваться предметами быта, народных промыслов;

- замечать красивое и отмечать уродливое в окружающем мире;

- знакомить со средствами художественной выразительности и развивать элементарные умения анализировать их;

- научить различать жанры живописи;

- развивать художественно – эстетический вкус.

  • Воспитательные:

- развивать у детей усидчивость, старательность в работе, трудовые умения;

- учить работать вместе, уступать друг другу, подсказывать, договариваться о совместной работе;

- радоваться успехам своих товарищей при создании работы.

1.3. Принципы и подходы к формированию дополнительной образовательной программы.

1. Принцип поэтапности «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей.

2. Принцип динамичности - каждое занятие необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохраняется логическая цепочка – от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.

3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом, нетрадиционной техникой изображения, помогает развитию творчества, воображения.

4. Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы, без каких либо – определенных и обязательных ограничений.

5. Принцип индивидуализации обеспечивает развитие каждого ребенка.

6. Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребёнком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество.

7. Принцип взаимодействия с образовательными областями: познавательное развитие (сенсорное развитие), социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие (музыка, художественная литература).

1.4. Планируемые результаты освоения детьми дополнительной образовательной программы.

Обучающиеся должны знать:

•        названия основных цветов (красный, желтый, синий) и элементарные правила их смешивания;

•        применение орнамента в жизни, его значение в образе художественной вещи;

•        основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);

•        название материалов, инструментов и их назначение;

•        правила безопасности и личной гигиены.

Обучающиеся должны уметь:

•        правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения; пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши и т. д.);

•        определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;

•        получать простые оттенки (от основного к более светлому);

•        рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.);

•        рисование предметы с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет);

•        изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.

В приложении 1 «Карта индивидуального развития».

1.5. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

  • организация выставок для родителей;
  • участие в тематических мероприятиях;
  • участие в конкурсах различного уровня.

II. Содержательный раздел.

2.1. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие».

Извлечение из ФГОС ДО:

Художественно – эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно – смыслового понимания произведений искусства( словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно – модельной).

Содержание образовательной деятельности по программе включает в себя: Развитие умений определять замысел будущей работы, самостоятельно отбирать впечатления, переживания для определения сюжета. Создавать выразительный образ и передавать своё отношение. По собственной инициативе интегрировать виды деятельности. Проявление инициативы в художественно – игровой деятельности, высказывание собственных эстетических суждений и оценок. Развитие умений планировать деятельность, доводить работу до результата, оценивать его; экономично использовать материалы. Знакомство со способом создания наброска. Умения рисования контура предмета простым карандашом. Освоение новых более сложных способов создания изображения. Создание изображений по представлению, памяти, с натуры; умения анализировать объект, свойства, устанавливать пространственные, пропорциональные отношения, передавать их в работе.

В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

  • Речевое развитие, когда развивается связная, грамматически правильная речь детей;
  • Познавательное развитие, когда дети узнают новые оттенки цветов в процессе экспериментирования, закрепляют цвет и форму предметов, закрепляют и обобщают знания о природе, о людях, их профессиях;
  • Социально – коммуникативное развитие, когда обучающиеся закрепляют навыки общения друг с другом, учатся взаимопомощи, а также осторожному обращению с карандашами, кисточками и другими материалами.
  • Художественно – эстетическое, когда творческий процесс ребёнка происходит под музыкальное сопровождение, или прослушивание  художественных произведений.

2.2. Тематическое планирование образовательной деятельности.

Тема

Объём ОД

(в мин.)

Способы реализации в специально организованной деятельности

1.

«Летний луг»

1 (20 мин)

Форма  работы: минигрупповая.

Виды деятельности: продуктивная, игровая, познавательно-иследовательская.

Техника исполнения: Восковые мелки +

акварель, печать по трафарету.

2.

«Украсим вазу для цветов»

1 (20 мин)

Техника исполнения: Печать (печатками по трафарету) «знакомая форма - новый образ».

3.

«Бабочки, которых я видел летом»

1 (20 мин)

Техника исполнения: Монотипия, обведение ладошки и кулака.

4.

По замыслу

1 (20 мин)

Техника исполнения: Различные

5.

«Лесные колючки»

1 (20 мин)

Техника исполнения: Тычок жёсткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой.

6.

«Осенние листья»

1 (20 мин)

Техника исполнения: Тиснение.

7.

«Осенний пейзаж»

1 (20 мин)

Техника исполнения: Тычкование.

8.

«Я шагаю по ковру из осенних листьев»

1 (20 мин)

Техника исполнения: Печатание листьями, печать или набрызг по трафарету.

9.

«Я люблю пушистое, я люблю колючее»

1 (20 мин)

Техника исполнения: Тычок жёсткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном.

10.

«Первый снег»

1 (20 мин)

Техника исполнения: Монотипия. Рисование пальчиками

11.

«Узор на разделочной доске» (городецкая роспись)

1 (20 мин)

Техника исполнения: Краски.

12.

«Узор на тарелочке»

(городецкая роспись)

1 (20 мин)

Техника исполнения: Краски.

13.

«Волшебные снежинки»

1 (20 мин)

Техника исполнения: Гуашь.

14.

«Зимняя ночь»

1 (20 мин)

Техника исполнения: Чёрно – белый граттаж.

15.

«Зимняя ночь»

1 (20 мин)

Техника исполнения: Чёрно – белый граттаж.

16.

«Ёлочка нарядная»

1 (20 мин)

Техника исполнения: Рисование пальчиками, акварель + восковые мелки.

17.

«Зимний лес»

1 (20 мин)

Техника исполнения: Печать поролоном, тычок полусухой жёсткой кистью.

18.

«Лесной сторож»

(филин)

1 (20 мин)

Техника исполнения: Тычок мятой бумагой, ватные палочки.

19.

«Пингвины на льдинах», I занятие (снег, лёд и полярная ночь)

1 (20 мин)

Техника исполнения: Печать поролоном.

20.

«Пингвины на льдинах», II занятие (пингвины)

1 (20 мин)

Техника исполнения: Печать поролоном.

21.

«Я слепил снеговика»

1 (20 мин)

Техника исполнения: Обрывание и скатывание бумаги.

22.

«Лодочка»

1 (20 мин)

Техника исполнения: Рисование акварельными мелками по сырому фону.

23.

«Семёновские матрёшки» (мама с дочкой), I занятие

1 (20 мин)

Техника исполнения: Различные.

24.

«Семёновские матрёшки» (мама с дочкой), II занятие

1 (20 мин)

Техника исполнения: Рисование пальчиками.

25.

«Открытка для мамы (мамины любимые цветы)»

1 (20 мин)

Техника исполнения: Печать по трафарету, объёмное изображение с использованием опилок, рисование ватными палочками.

26.

«Моя мама»

1 (20 мин)

Техника исполнения: Рисуем жидким тестом, пальчиками.

27.

«Рамка для фотографии»

1 (20 мин)

Техника исполнения: Рисуем клеем ПВА – выпуклые линии, эффект «старого золота» с помощью акриловой краски и крема для обуви.

28.

По замыслу        

1 (20 мин)

Техника исполнения: Различные.

29.

«Фантастическая планета»

1 (20 мин)

Техника исполнения: Пастельные мелки, рисование ватными палочками.

30.

«Звёздное небо»

1 (20 мин)

Техника исполнения: Набрызг, печать поролоном по трафарету.

31.

«Старинная картина»

1 (20 мин)

Техника исполнения: Работа с краской, стекающей с рисунка, сделанного восковыми мелками.

32.

«Расцвели цветы»

1 (20 мин)

Техника исполнения: Рисуем контуры цветов по папиросной бумаге фломастером.

33.

«Краски моря»,

I занятие

1 (20 мин)

Техника исполнения: Изготовление силуэтов из папиросной бумаги.

34.

«Краски моря»,

II занятие

1 (20 мин)

Техника исполнения: Использование целлофана, обведение контуров чёрным фломастером.

35.

«Как я люблю одуванчики»

1 (20 мин)

Техника исполнения: Восковой мелок + акварель, обрывание, тычкование.

36.

По замыслу

1 (20 мин)

Техника исполнения: Различные.

2.3. Содержание образовательной деятельности.

Сроки

Тема

Содержание организованной деятельности

Оборудование

1 неделя сентября

«Летний луг»

Закрепить раннее усвоенные умения и навыки в данных техниках. Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете.

Бумага формата А3, восковые мелки, акварель, трафареты цветов, гуашь, поролон. Тампоны, кисти.

2 неделя сентября

«Украсим вазу для цветов»

Закрепить умение составлять простые узоры, используя технику печатания и технику «старая форма – новое содержание» для рисования формы вазы. Развивать чувство композиции.

Предметы кругл. И овальн. Формы (например: поднос, блюдце), печатки и трафареты, поролоновые тампоны, гуашь, карандаш.

3 неделя сентября

«Бабочки, которых я видел летом»

Познакомить детей с техникой «монотипия». Закрепить умение использовать технику «старая форма – новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами – большое крыло,  кулачок – маленькое). Познакомить детей с симметрией  (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление.

Силуэты симметричных и несимметричных предметов, лист бумаги, гуашь, карандаш.

4 неделя сентября

По замыслу

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Учить самостоятельно выбирать технику и тему.

Всё имеющееся в наличии.

1 неделя октября

«Лесные колючки»

Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жёсткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить выполнять рисунок тела ёжика (овал) тычками без предварительной работы (прорисовки) карандашом. Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе – сухими листьями.

Иллюстрации с изображениями ежей, жёсткая кисть, смятая бумага, набор гуаши, кисть, сухие листья, клей.

2 неделя октября

«Осенние листья»

Познакомить детей с техникой «тиснение». Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать на них тиснение.

Шаблоны листьев разной формы, прост. Карандаш, цв. Карандаши, материал для тиснения (предм.с разл.фктур.,гуашь.

3 неделя октября

«Осенний пейзаж»

Закрепить умение вырезать листья и приклеивать их на деревья, приём – тычкование. Учить делать ёжика, грибочки для него. Развивать чувство композиции.

Ножницы, клей, карандаш, квадраты (2*2 см) из газетной бумаги, красная, коричневая, белая бумага для грибов, листья, изготовл. На пред. Занятии.

4 неделя октября

«Я шагаю по ковру из осенних листьев»

Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати.

Листы формата А3 чёрн.цвета, опавшие листья,гуашь, кисти, поролоновые тампоны, трафареты.

1 неделя ноября

«Я люблю пушистое, я люблю колючее»

Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции.

Тонированная или белая бумага, жёсткая кисть, гуашь (для графики – только чёрная), скомканная бумага,поролон.тампоны, эскизы, фото, тарелка, для печати.

2 неделя ноября

«Первый снег»

Учить рисовать дерево без листьев в технике монотипии, сравнивать способ его изображения с изображением дерева с листьями. Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.

Лист формата А4, тёмно-голубого, тёмно-серого, фиолетового цветов, чёрная и белая гуашь в мисочках, салфетки, эскизы, иллюстрации.

3 неделя ноября

«Узор на разделочной доске» (городецкая роспись)

Закреплять знания детей о городецкой росписи, её колорите и элементах. Учить украшать разделочную доску простым узором. Развивать чувство композиции.

Изделия с городецкой росписью, раздел. Доски разн. Формы из бумаги, гуашь, кисти.

4 неделя ноября

«Узор на тарелочке»

(городецкая роспись)

Продолжать закреплять знания детей об элементах и колорите Городецкой росписи. Учить составлять простой узор в круге. Развивать чувство композиции.

Изделия с городецкой росписью, тарелочки, вырезанные из бумаги, гуашь, кисти.

1 неделя декабря

«Волшебные снежинки»

Учить детей украшать тарелочки и подносы узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в рисовании концом кисти. Закрепить умение смешивать белую гуашь с синей, фиолетовой. Развивать воображение, чувство композиции.

Тарелочки и подносы, вырезанные из чёрной бумаги, белая, синяя, фиолетовая гуашь, иллюстрации, эскизы.

2 неделя декабря

«Зимняя ночь»

Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой чёрно – белого граттажа. Учит натирать лист бумаги свечой, следить, чтобы весь лист был покрыт стеарином. Учить смешивать гуашь и клей в одинаковой пропорции, наносить состав на покрытую стеарином поверхность листа.

Лист полукартона, свеча, тушь + жидкое мыло, кисть.

3 неделя декабря

«Зимняя ночь»

Учить детей передавать настроение тихой зимней ночи с помощью графики. Упражнять в таких средствах выразительности, как линия, штрих.

Заострённая палочка, эскизы, иллюстрации.

4 неделя декабря

«Ёлочка нарядная»

Учить детей изготавливать плоскостные ёлочные игрушки (в технике акварель+восковой мелок) для украшения ёлочки (коллективная работа, выполненная обрыванием). Закрепить умение украшать различные геометрические формы узорами, как на ёлочных игрушках. Учить украшать ёлку бусами, используя рисование пальчиками.

Различные вырезанные из бумаги фигуры, ёлочка, акварель, восковые мелки, гуашь в мисочках, ёлочные игрушки.

1 неделя января

«Зимний лес»

Учить детей изображать хвойный лес методом тычка полусухой кистью, упражнять в рисовании снега печатью поролоном, придавать «искристость», приклеивая нарезанный дождик.

Лист формата А3, гуашь, кисти, поролон, клей, нарезанные блёстки.

2 неделя января

«Лесной сторож»

(филин)

Учить детей создавать выразительный образ филина, используя технику тычка мятой бумагой. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики. Закрепить навыки работы с данными материалами.

Бумага формата А3, мятая бумага, чёрная гуашь, иллюстрации, эскизы.

3 неделя января

«Пингвины на льдинах», I занятие (снег, лёд и полярная ночь)

Учить изображать снег, лёд и полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая её прямо на бумаге. Закрепить понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности листа, изображать пористые облака с помощью печати поролоном.

Листы формата А3, гуашь, кисть, поролоновые тампоны.

4 неделя января

«Пингвины на льдинах», II занятие (пингвины)

Совершенствовать умение в смешивании белой и чёрной краски прямо на листе бумаги. Учить рисовать семью пингвинов, передавая разницу  в величине птиц. Развивать умение отображать в рисунке несложный сюжет.

Подготовленные ранее пейзажи, гуашь, кисти, иллюстрации

1 неделя февраля

«Я слепил снеговика»

Упражнять детей в комбинировании двух различных при объёмном изображении выразительных образов снеговиков. Развивать воображение, чувство композиции.

Плотная бумага серого, голубого цвета, салфетки белого цвета, клей, пуговицы, нос, шапочка из картона.

2 неделя февраля

«Лодочка»

Закрепить умение пользоваться техниками рисования по сырой бумаге. Развивать пространственное мышление, закреплять знания о разнообразной цветовой гамме.

Картон, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.

3 неделя февраля

«Семёновские матрёшки» (мама с дочкой), I занятие

Познакомить детей с семёновскими матрёшками. Учить определять колорит, элементы росписи и украшения. Упражнять в рисунке силуэтов матрёшек разной величины.

Семёновские матрёшки, бумага формата А3, гуашь или чёрный маркер и акварель.

4 неделя февраля

«Семёновские матрёшки» (мама с дочкой), II занятие

Продолжать знакомить детей с семёновскими матрёшками. Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуках ранее нарисованных матрёшек. Развивать цветовосприятие.

Семёновские матрёшки, ранее нарисованные, гуашь.

1 неделя марта

«Открытка для мамы (мамины любимые цветы)»

Учить детей украшать цветами и рисовать при помощи опилок (смешать клей ПВА и опилки, нанести на трафарет). Закреплять умение пользоваться знакомыми техниками. Учить располагать изображение на листе по – разному.

Картон, трафареты цветов, клей ПВА, опилки, иллюстрации, открытки.

2 неделя марта

«Моя мама»

Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закреплять умение изображать лицо человека, пользуясь различными приёмами рисования (жидкое крашеное тесто). Развивать чувство композиции.

Лист формата А3 (плотный), мука, тюбики для жидкого крашеного теста.

3 неделя марта

«Рамка для фотографии»

Учить детей украшать узором рамки для фотографий; рисовать тонкие линии клеем по заранее нарисованному рисунку (доходя до конца линии резко отрывать флакон от рисунка, чтобы клей не капал); добавлять в рисунок различные точки, завитушки, линии. Развивать творчество.

Белый картон А4, клей ПВА, крем чёрный для обуви, золотая акриловая краска, тряпочка.

4 неделя марта

По замыслу

Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение самостоятельно выбирать технику и тему.

Все виды принадлежностей.

1 неделя апреля

«Фантастическая планета»

Учить детей при помощи пастельных мелков создавать фантастический рисунок необычной планеты. Развивать воображение, творчество.

Плотная бумага с шершавой поверхностью, пастельные мелки, ватные палочки.

2 неделя апреля

«Звёздное небо»

Учить детей создавать образ звёздного неба, используя смешение красок, набрызг и печать  по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

Бумага формата А3, кисти, гуашь, трафареты, поролоновые тампоны, жёсткая кисть, эскизы, иллюстрации.

3 неделя апреля

«Старинная картина»

Учить детей новой технике – эффект потрескавшегося воска. Учить заполнять рисунком весь лист. Совершенствовать технические навыки при работе в нетрадиционной технике.

Альбомный лист, восковые мелки, плакатная краска, утюг (при необходимости)

4 неделя апреля

«Расцвели цветы»

Упражнять детей в получении новых оттенков цветов путём наложения папиросной бумаги друг на друга. Упражнять в технике обрывания, закреплять навыки работы с клеем.

Папиросная бумага, клей ПВА, чёрный фломастер, белый картон А3

1 неделя мая

«Краски моря»,

I занятие

Совершенствовать умение детей создавать рисунок при помощи папиросной бумаги. Учить детей изготавливать трафарет из образца.

Папиросная бумага, фломастер, целлофановый пакет, клей ПВА, эскизы и иллюстрации обитателей моря.

2 неделя мая

«Краски моря»,

II занятие

Учить детей доводить начатое дело до конца, видеть результат своей работы, воспитывать аккуратность в работе, усидчивость.

Чёрный картон, фломастер.

3 неделя мая

«Как я люблю одуванчики»

Совершенствовать умение детей в данных техниках. Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа.

Бумага А4, цветной картон А4, восковые мелки, акварель, кисти, жёлтые салфетки (2*2), зелёная бумага, синтепон, клей.

4 неделя мая

По замыслу

Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение самостоятельно выбирать технику и тему.

Все средства.

III. Организационный раздел.

3.1. Кадровое обеспечение дополнительной образовательной программы.

Основной воспитатель – основной руководитель дополнительной образовательной программы содаренными детьми.

Подменный воспитатель – соруководитель.

Младший воспитатель – решает организационные вопросы при подготовке к занятию.

3.2. Материально-техническое обеспечение дополнительной образовательной программы.

Инструменты и материалы, необходимые в работе:

  • бумага для черчения формата А4 и А3;
  • гуашевые, акварельные, акриловые краски;
  • пастельные мелки, восковые мелки, свечи, тушь;
  • цветной картон разного размера, кисти беличьи разного размера, кисти клеевые;
  • салфетки бумажные и тканевые, папиросная бумага, ватные палочки;
  • соль, мука, клей ПВА;
  • штампы фабричного производства, трафареты из картона, зубные щётки, трубочки коктейльные, целлофановые пакеты;
  • поролоновые губки, пенопластовые трафареты.

3.3. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

  • «Радость творчества» О. А. Соломенникова (ознакомление детей с народным искусством);
  • «Коллекция идей» М. Кудейко, Р. Туфкрео;
  • «Из простой бумаги мастерим как маги» М. Р. Нагибина;
  • «Изобразительная деятельность» (конспекты занятий в подготовительной группе) Т.А. Николкина;
  • «Ступеньки творчества», Е.А. Юзбекова.

3.4. Время и сроки реализации дополнительной образовательной программы.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для детей дошкольного возраста. Она предполагает подгрупповые и индивидуальные формы организации работы. Организация деятельности по развитию творческих способностей детей  проходит 1 раз в неделю и рассчитана на период с сентября по май. Программа предусматривает продолжение образовательной деятельности на следующий учебный год с доработанным тематическим планированием, с учетом достижений обучающихся в текущем учебном году.

3.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды.

Центр «Творческая мастерская».

В данном модуле находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски (регулярно меняются и дополняются, пластилин, дидактические игры и т. п.). Большинство из перечисленных материалов помещается в специально отведенном шкафу. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному модулю имеется свободный доступ.

IV. Дополнительный раздел.

4.1. Презентация дополнительной образовательной программы.

Общепринятое мнение – ребенок в дошкольном учреждении обязан научиться считать, писать, читать, логически мыслить, но совсем не страшно, если он не умеет рисовать деревья, не может представить себе оттенки весеннего неба или рассказать об узорах и цветах народных росписей и костюмов.

Конечно, не все дети хотят стать художниками, скульпторами, дизайнерами. Это дело таланта и осознанного выбора. Важная задача педагога поддержать юное дарование, развить его талант и способности.

Основная цель программы – усиленное развитие продуктивной деятельности детей (рисование), развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству, обучение способам изобразительной деятельности, превышающим нормативы основной образовательной программы по рисованию.

Задачи:

Художественно – эстетические:

- развивать художественное восприятие жизни;

- уточнять представления об окружающем мире;

- развивать творческие способности в процессе изображения предметов, явлений и состояний окружающего мира, в выборе изобразительных материалов.

Задачи на приобретение изобразительного мастерства:

- развивать умение передавать форму, строение предмета и его частей; цвет предмета, используя краски спектральных, тёплых, холодных, контрастных цветов, разных оттенков и разной тональности; разные пропорции предметов;

- развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета.

Задачи на формирование технических навыков:

- упражнять кисть руки, закрепляя правильное положение при рисовании горизонтальных и вертикальных линий (широких и тонких);

- закреплять умения выполнять работу в техниках: тычком, монотипия, пальцеграфия, кляксография;

- обучать технике рисования «по сырому», гратаж, пластилинография, набрызг, тиснения, оттиски разными материалами;

- помочь освоить технику рисования разнообразными изобразительными материалами: гуашь, акварель, пастель, восковые и школьные мелки, простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры.

Задачи на развитие эмоциональной отзывчивости к прекрасному:

- вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природы, любоваться предметами быта, народных промыслов;

- замечать красивое и отмечать уродливое в окружающем мире;

- знакомить со средствами художественной выразительности и развивать элементарные умения анализировать их;

- научить различать жанры живописи;

- развивать художественно – эстетический вкус.

Воспитательные:

- развивать у детей усидчивость, старательность в работе, трудовые умения;

- учить работать вместе, уступать друг другу, подсказывать, договариваться о совместной работе;

- радоваться успехам своих товарищей при создании работы.

V. Литература.

  1. Венгер А.Л. Психологические рисуноч¬ные тесты: Иллюстрированное руководст¬во. - М.: Владос-Пресс, 2006.
  2. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. - М.: Просвещение, 1988.
  3. Григорьева Г.Г. Игровые приёмы в обу¬чении дошкольников изобразительной де¬ятельности. - М., 1995.
  4. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Академия, 2000.
  5. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Москва, Мозаика – синтез, 2005г.

Приложение.

«Карта индивидуального развития».

Уровни сформированности художественного развития детей:

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ

Проявляет интерес к произведениям изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство). Выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция). Знает особенности изобразительных материалов. Создает изображения предметов (по представлению, с натуры); сюжетные изображения (на темы окружающей жизни, явлений природы, литературных произведений), использует разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы. Использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов. Выполняет узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства; использует разнообразные приемы и элементы создания узора, подбирает цвета в соответствии с тем или иным видом декоративного искусства. Лепит предметы разной формы, используя ранее усвоенные приемы и способы. Создает небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур. Создает изображения по мотивам народных игрушек. В аппликации изображает предметы и несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, а также обрывание.

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ

Проявляет интерес к произведениям изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство). Знает особенности изобразительных материалов. Создает изображения предметов (по представлению, с натуры); сюжетные изображения (на темы явлений природы), использует изобразительные материалы. Использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов. Выполняет узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства; подбирает цвета в соответствии с тем или иным видом декоративного искусства. Лепит предметы разной формы, используя ранее усвоенные приемы и способы. Создает небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы фигур. Создает изображения по мотивам народных игрушек. В аппликации изображает предметы и несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, а также обрывание.

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ

Знает особенности изобразительных материалов. Создает изображения предметов (по представлению, с натуры); сюжетные изображения (на темы явлений природы), использует изобразительные материалы. Использует различные цвета для создания выразительных образов. Лепит предметы разной формы, используя ранее усвоенные приемы и

способы. Создает небольшие сюжетные композиции.  В аппликации изображает предметы и несложные сюжетные композиции.

Критерии:

- способность рисовать по замыслу;

- умение передать личное отношение к объекту изображения;

- умение подчинить средства, способы изображения собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче;

- отсутствие изобразительных штампов.

   Анализ и художественно- эстетическая оценка продуктов деятельности детей.

Анализ детских работ должен осуществляться в соответствие с возрастными возможностями детей, учитывая выразительность детского рисунка.

ФИ.ребенка

Знает особенности  изобразительных материалов

Называет основные выразительные средства

Создает индивид. и коллектив. Рисунки. композиции на темы окруж. жизни и лит-ры

Использует в рисовании разные материалы и способы изображения

Выполняет узоры по мотивам нар.-прикл. исскуства движения фигур

Создает изображения по мотивам народных игрушек

Умение пользоваться ножницами и клеем

Создает изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры

Знает и умеет применять разные спосбы вырезания и обоывания

Умеет создавать с помощью различных способов сюжетные и декоративные композиции

Лепит различные предметы, передавая форму, пропорции

Итог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей музыкально-одаренных детей

Сегодня многие музыкальные руководители озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии и с  музыкально-одаренными и с условно называемыми -нормальными детьми.Разр...

Программа по развитию творческих способностей у дошкольников с предпосылками одаренности «Одаренные дети»

 Выявление одарённых детей должно начинаться уже в ДОУ на основе наблюдения за ребенком, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Одарённые дети: имею...

Проектная работа «Программа развития творческих способностей музыкально-одаренных детей в условиях реализации ФГОС ДО»

«Если дети – национальное достояниелюбой страны, то одаренные дети –её интеллектуальный  и творческийпотенциал»Р.Н. БунеевПроблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современног...

Проектная работа «Программа развития творческих способностей музыкально-одаренных детей в условиях реализации ФГОС ДО»

Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми.Таланты ро...

Программа по развитию творческих способностей у дошкольников с предпосылками одаренности «Одаренные дети»

    Актуальной задачей развития современного детского сада  является создание условий для развития инновационного образовательного пространства, способного обеспечить высокий уро...

Программа по развитию творческих способностей у дошкольников с предпосылками детской одаренности МБДОУ " ЦРР Усть-Баргузинский детский сад " Золотая рыбка"

Одной из задач ФОП ДО, а также ФГОС ДО является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творч...