Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству через знакомство с дымковской игрушкой
проект по рисованию (младшая группа) на тему

Актуальность: дымковская глиняная игрушка – это чудо-ремесло. И взрослых, и детей привлекают яркие, забавные игрушки. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Дымковские игрушки просты, но своеобразны, наивны и выразительны. Они дают возможность показать и фантазию ваятеля, и творчество художника, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира.

Использование дымковской народной игрушки в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.

Русская народная игрушка является особым видом народного творчества. Она будит мысль и фантазию ребенка. От занятия к занятию в ходе данного проекта развивается фантазия и воображение ребенка; вся деятельность подводит его к восприятию художественных достоинств предмета, учит сравнивать предметы, выделять их отличительные признаки, красоту, декоративность и любоваться дымковской игрушкой.

Цель проекта: развивать эстетическое восприятие через приобщение к декоративной деятельности, учить видеть красоту цвета в народных игрушках (дымковских). Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью.

Задачи:

1.      Познакомить с дымковской игрушкой, учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек и других предметов.

2.        Создать условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству при помощи дымковской игрушки.

3.        Формирование навыков рисования элементов дымковской росписи.

4.      Формировать навыки использования инструментов и материалов для рисования (как держать карандаш, кисть, промывать ее, как набирать краску и т.д.) и аппликации (как намазывать кисточкой фигуру, прижимать салфеткой и т.д.); продолжать знакомить с нетрадиционными техниками (пальчиковое рисование, рисование ватной палочкой) рисования при рисовании узоров; формировать навыки аккуратной работы.

5.      Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту узора дымковской игрушки, радость от созданного изображения.

Ожидаемые результаты:

1.Появление желания детей рисовать как традиционными, так и нетрадиционными способами

2.Создание тесного контакта и развитие чувства сплоченности в системе: родитель - дети - воспитатель

3.Знакомство с нетрадиционными техниками рисования в соответствии с возрастом детей

4.Развитие эмоционального видения рисунка

5.Умение детей пользоваться различными изобразительными материалами

6.Положительная динамика навыков изобразительной деятельности и развитие интереса к изобразительным материалам

Участники проекта: дети 2 мл. группы, родители, воспитатель.

Сроки реализации: краткосрочный, октябрь.

Механизм реализации проекта:

I этап - подготовительный

В результате реализации первого этапа мы знакомимся с дымковской игрушкой. Просмотр презентации «Дымковские игрушки. Наряд барыни». Рассматриваем дымковские игрушки, иллюстраций с их изображением, экскурсия в изо-студию с целью  развивать наблюдательность, любознательность, внимание; учить любоваться народной игрушкой, яркостью и красотой ее узоров.

  Узнаем мнение родителей по поводу рисования нетрадиционными техниками рисования, выявим знания и умения детей по рисованию, подготовим нужный материал для реализации мини-проекта.

 II этап – этап практических действий

  1. Занятие: рисование «Знакомство с дымковскими игрушками. Рисование узоров»

2. Рисование «Украсим дымковскую лошадку»

3. Аппликация «Узор на круге». 

4. Дидактические игры:«Найди такой же узор», Разрезные картинки на тему «Дымковские игрушки», «Парные картинки»
 

Работа с родителями:

 - консультация на тему «Как организовать домашнее занятие по рисованию и лепке»

 

- беседа (индивидуально) на тему «Программные требования по рисованию» (с целью наблюдения за ребенком дома, развития умений и навыков в соответствии с программой детского сада, творческих способностей)

- рекомендации родителям: «Игры – упражнения по рисованию различными способами», «Учим детей  играя», «Ребенок играет один».

 

 

       III этап - заключительный

       Выставка детских работ.

В возрасте 3-4 лет изобразительная деятельность естественно связывается с игрой через игрушку. Предложение нарисовать, вылепить или вырезать и наклеить игрушку вызывает радость. Изображая игрушку, ребенок переживает те же добрые, радостные чувства, что и при игре с ними. А это, в свою очередь, вызывает стремление лучше изобразить предмет. Таким образом, весь творческий процесс приобретает эмоционально положительную окраску.

Результаты проекта показывают, что детям доставляет радость дымковская игрушка, ее яркость, выразительность и простота форм, а больше всего  возможность создать этот образ самим. Удовольствие, получаемое в продуктивной деятельности, сочетается с развитием у ребенка эстетического вкуса, творческих способностей, художественных навыков и умений. Польза и красота, ярко и образно выраженные в предметах народных умельцев, становятся близки и понятны детскому восприятию. А нам, воспитателям, родителям, детские рисунки, поделки доставляют истинное эстетическое наслаждение.

В заключении, хочется сказать, что народное и декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Дети видят богатство фантазии народа, его мастерство, жизнелюбие, талант и трудолюбие. Это способствует не только их эстетическому, но и нравственному воспитанию. Дети познают мир, происходит их социализация в обществе.Фотоотчет