Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по флористике
учебно-методический материал по рисованию (старшая группа) на тему

Фадеева Елена Михайловна

Мир природы богат, прекрасен, бесконечно разнообразен.  Это та естественная среда, в которой живёт, действует и всесторонне развивается каждый человек.  И именно природа может рассматриваться как источник творчества и вдохновения.

Один из путей развития детского творчества – работа с природным материалом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по флористике.

Мир природы богат, прекрасен, бесконечно разнообразен.  Это та естественная среда, в которой живёт, действует и всесторонне развивается каждый человек.  И именно природа может рассматриваться как источник творчества и вдохновения.

Один из путей развития детского творчества – работа с природным материалом. Она таит в себе большие возможности сближения ребёнка с родной природой, воспитания естественного, осознанно-действенного отношения к ней, является великим воспитателем, родником доброты ми фантазии. Важно только дать толчок детскому воображению, научить ребёнка видеть окружающую красоту.

Занятия по флористике способствуют развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и оказывают большое влияние на развитие личности ребёнка в целом:

  1. сближение ребёнка с природой, воспитание ответственного отношения к ней.
  2. будит фантазию, воображение ребёнка.
  3. в большей мере удовлетворяют свойственную детям дошкольного возраста любознательность.
  4. способствуют развитию сенсомоторики – согласованности в работе руки и глаза, совершенствованию координации движений, гибкости. Точности в выполнении действий, что оказывает большое влияние на качество детских работ не только на занятиях по флористике, но и в других видах деятельности. А сенсомоторное развитие влияет на познавательные функции.
  5. способствуют развитию внимания, повышают его устойчивость, создаются оптимальные условия для развития произвольности внимания.
  6. большое влияние оказывают на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления:
  • на познавательную мотивацию
  • на развитие продуктивного мышления: решение проблем, умение планировать
  • на логическое мышление: умение группировать, классифицировать, моделировать.
  1. способствуют воспитанию таких черт характера как целеустремлённость, настойчивость, формируется умение доводить начатое дело до конца, планировать, контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей.

Для решения проблемы творческого развития предполагается работа над созданием определённого социального пространства, которое возможно при условиях:

  • Систематическая студийная работа с группами детей.
  • Использование форм работы, предполагающих активизацию навыков сотрудничества, активный информационный обмен (игры, психогимнастика, занятия, наблюдения).
  • Использование форм работы, направленных на реальное окружение ребёнка (лектории для родителей, консультации, беседы, тестирование, семинары-практикумы).

Развитие творческих способностей детей в процессе обучения – одна из важнейших задач сегодняшнего дня. В дошкольной педагогике и психологии есть фундаментальные теоретические работы Н.Н.Поддьякова, А.В.Запорожца, Л.С.Выготского, Б.М.Теплова, Е.А.Флёриной, Н.Б.Сакулиной, Н.А.Ветлугиной. Т.С.Комаровой. Т.Г.Казаковой и др., посвящённые этой проблеме.

Аппликация из природного материала – один из путей развития творчества детей старшего дошкольного возраста.

Использовать данный вид деятельности для развития предлагали многие педагоги прошлого и настоящего: Я.А.Коменский, Д.Локк, Ф.Фребель, Е.Н.Водовозова, Л.К.Шлегер, Е.А.Флёрина, Л.Топорнова, Л.В.Куцакова и многие другие.

Анализ степени изученности проблемы развития творчества на занятиях по флористике у детей старшего дошкольного возраста показал, что:

  1. теоретически данная проблема рассматривалась применительно к изобразительной деятельности в целом, не выделяя конкретного руководства творческой деятельностью в работе над аппликациями из природного материала.
  2. практически данная проблема также мало разработана.  Были предприняты попытки в использовании данной техники авторами: Е.К.Брыкиной, Л.В.Куцаковой, С.М.Вайнерман, М.И.Нагибиной, но система работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творчества на занятиях по флористике не представлена.

Исходя из сделанных выводов, нами были намечены следующие направления работы:

  • разработать комплексную систему работы по флористике с детьми
  • наметить и реализовать систему взаимодействия с педагогами и родителями
  • апробировать данную систему работы
  • изучить влияние данной системы работы на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и личности в целом.

По результатам педагогического анализа деятельности детей, были поставлены следующие задачи работы с ними:

  • Ознакомление дошкольников с различными природными материалами и формирование у них умения видеть в материале сходство с формой некоторых предметов и их частей
  • Развитие эстетического восприятия, художественного вкуса и умения подбирать красивые сочетания природного материала
  • Развитие у дошкольников воображения, умения видеть необычное в обычных предметах
  • Обучение детей различным приёмам преобразования природного материала
  • Развитие художественно-творческих способностей и творчества ребёнка
  • Развитие у детей интереса к результату деятельности и осознание его ценности и значимости для других людей
  • Поощрение желания выполнять задание по-своему, дополняя выразительными деталями.

Примерный план работы с детьми

занятия

задачи

Знакомство с материалом

Вариант: «Портрет осеннего листочка»

Вызвать интерес, эстетические переживания, желание научиться выполнять аппликацию из листьев, показать возможность использования, учить осторожно обращаться, дать рациональный способ наклеивания, закреплять знания о листьях,  развивать наблюдательность, воображение.

Мозаичная аппликация из листьев по всему листу

Вариант: «Осеннее дерево»

Познакомить с техникой, формировать навыки использования рациональных приёмов наклеивания, учить добываться выразительного образа, отражать свои впечатления, развивать эстетическое восприятие.

Мозаичная предметная  аппликация из листьев на ограниченной поверхности

Вариант: «Моя любимая игрушка»

Продолжать учить составлять выразительный образ в технике «мозаика», закреплять навыки наклеивания, учить до конца выполнять работу, добиваясь качественного выполнения, продолжать формировать эстетический вкус.

Предметная аппликация из крупы (составление из элементов)

Вариант: «Подсолнухи»

Познакомить с элементами фитодизайна в технике аппликации, учить приклеивать крупу на бумагу, учить понимать цель задания и сохранять её в памяти до конца работы, формировать навыки мысленно решать практические задачи, учить планировать свою работу, побуждать самостоятельно и осознанно управлять своей деятельностью, развивать мелкую моторику руки.

Коллективная композиция из крупы (составление из сегментов)

Вариант: «Съедобное королевство»

Учить целостному восприятию предмета, познакомить с фактурой фитоматериалов, развитие осязания, знакомство со способами работы, развитие поисковой активности, закреплять навыки планирования предстоящей работы, развитие мелкой моторики руки, творческого видения, воспитывать навыки коллективной работы.

Предметная контурная аппликация из семян Вариант: «Цветы»

Вызвать интерес, желание, продолжать учить создавать образ из природного материала, выкладывая его по контуру, познакомить со способами наклеивания, развивать эстетическое восприятие.

Предметная сплошная аппликация из семян

Вариант: «Собака»

Вызвать интерес, желание, познакомить с новой техникой работы, учить делать аппликацию по образцу, аккуратно выполнять работу.

Декоративная аппликация из листьев на полосе

Вариант: «Полотенце»

Вызвать интерес к созданию орнамента, закреплять знания о свойствах листьев, узнавать их, учить располагать листья на полосе симметрично, подбирая по цвету, форме, замечать, что в зависимости от расположения и подбора по цвету получаются разные узоры, закреплять рациональные способы наклеивания, побуждать к выбору своего варианта, поддерживать поиск ребёнка, поощрять самостоятельность и фантазию.

Декоративная аппликация на квадрате

Вариант: «Коврик для куклы»

Учить располагать листья на квадрате, подбирая интересные по цвету и форме сочетания, продолжать закреплять рациональные способы наклеивания, вызвать эстетические чувства, развивать поисковую деятельность, воспитывать фантазию, творчество.

Декоративная аппликация на круге

Вариант: «Тарелочка»

Учить располагать листья на круге, подбирая их по цвету и форме, закреплять рациональные способы наклеивания, побуждать к выбору своего варианта, поощрять самостоятельность, творчество и фантазию.

Декоративная коллективная аппликация по замыслу

Вариант: «Русская красавица»

Учить осознанно относиться к своим знаниям, умениям, проявлению инициативы, формировать осознание ценности и значимости результатов своей деятельности, закреплять знания об элементах русского традиционного костюма, развивать мелкую моторику, творческое воображение, учить согласованным действиям в работе с коллективом, прививать чувство удовлетворения от результата совместной деятельности.

Декоративное панно из семян по замыслу

Вызвать интерес, желание делать узор, учить самостоятельно подбирать тему для работы, используя имеющийся опыт, учить обдумывать композицию, развивать инициативу, творчество, самостоятельность в работе, чувство ритма, композиции.

Аппликация по замыслу из листьев

Вариант: «На что похож цветок»

Учить видеть в целом листе какой-либо предмет или явление окружающей действительности, соотносить форму листа с реальным предметом и создавать композицию, дополняя и дорисовывая необходимые детали, упражнять в правильном, бережном отношении к материалу, развитие воображения, памяти, творческого мышления, воспитывать умение доводить начатое дело до конца, аккуратность в работе.

Предметная аппликация из листьев

Вариант: «Я вижу бабочку»

Учить создавать из целых листьев (ориентируясь на их свойства) образ, побуждать придумывать разные образы, дополняя их необходимыми деталями, развивать технические навыки работы, воспитывать творческое воображение, эстетическое восприятие, интерес к работе, аккуратность, самостоятельность.

Предметная аппликация по замыслу

Вариант: «Живые картинки»

Учить входить в образ, двигаться под музыку, продолжать учить самостоятельно выбирать образ для выполнения и составлять его из готовых форм, отражать своё эмоциональное состояние, настроение, закреплять навыки наклеивания, развивать творческое воображение, фантазию, учить выбирать наиболее интересные работы и обосновывать свой выбор.

Сюжетная коллективная композиция из целых листьев

Вариант: «Рыбки в аквариуме»

Вызвать интерес, желание сделать композицию, передавая в работе впечатления от увиденного, развивать умение формировать замысел и воплощать его, используя знакомые способы работы, совершенствовать технические навыки, воспитывать художественный вкус, аккуратность, развивать самостоятельность, творческое воображение, умение работать сообща над одной темой, выполняя при этом конкретное задание, воспитывать чувство коллективизма, доброжелательные отношения.

Предметная аппликация из частей растений

Вариант: «Кораблик»

Учить видеть образ и создавать его, ориентируясь на свойства листа, используя дополнительные материалы, предоставить свободу в выборе листьев, бумаги для фона, карандашей для прорисовки, учить разрезать лист ножницами, вырезая нужные формы, развивать координацию движений рук, воспитывать самостоятельность, инициативу, умение доводить до конца, реализовывать задуманное.

Сюжетная коллективная композиция из частей растений

вариант: «Ваза с цветами»

Учить составлять элементарный коллаж из сухих растений, используя разные способы работы, учить замысливать будущую работу, обдумывать способы её реализации, совершенствовать технические навыки, воспитывать умение договариваться, работать сообща, побуждать детскую фантазию, творчество, вызвать эстетические переживания.

Предметная аппликация их различного материала

Вариант: «Чебурашка»

Продолжать учить создавать образы из природного материала. Учить подбирать материал, вносить в работу необходимые изменения, красиво располагать изображение на листе, развивать воображение, учить аккуратно выполнять работу.

Сюжетная аппликация по замыслу из различного природного материала

Вариант: «Коробочка-сюрприз»

Продолжать знакомить с техникой коллажа, учить передавать ярко и выразительно с помощью цвета и разнофактурных материалов задуманную тему, сопоставлять размеры деталей, воспитывать интерес к работе с различными материалами, желание создавать композиции, учить выбирать работу себе по силам, доводить её до конца, вызвать эмоциональную отзывчивость при восприятии работ.

Условием успешной реализации плана работы является взаимодействие с педагогами. Исходя из результатов анализа компетентности воспитателей по данной проблеме, были намечены следующие задачи работы с педагогами:

  • Изучение творческого потенциала педагогов
  • Создание мотивации для педагогов по развитию творчества детей дошкольного возраста в различных видах деятельности
  • Углубление знаний и практических навыков воспитателей по вопросу развития творчества средствами фитодизайна.

Примерный план работы с педагогами

задачи

формы

тематика

Изучение творческого потенциала педагогов

Тестирование

Каков ваш творческий потенциал

Выявление консультативных запросов, создание мотивации для педагогов

Семинар-практикум

Использование фитодизайна в интерьере

Повышение уровня педагогического мастерства

Открытые занятия

Волшебные листочки.

Съедобное королевство

Консультации

Связь занятий по флористике с другими видами деятельности.

Планирование продуктивной деятельности

Стенды

Подарки к празднику

Семинар-практикум

Показатели детского творчества

Невозможна реализация программы и без подключения социума. Поэтому были намечены задачи и по работе с родителями:

  • Раскрыть значение, условия и содержания данного вида деятельности в семье
  • Обеспечение тесного многоаспектного сотрудничества с семьями воспитанников
  • Использовать дополнительные возможности по взаимодействию с социально-педагогической средой по данной проблеме.

Примерный план работы с родителями

Формы работы

тематика

Анкетирование

Как Вы относитесь к проявлению творческих способностей у детей

Родительское собрание

Развитие самостоятельности, активности, инициативы у детей в изобразительном творчестве

Выставки

Фантазёры. Это мы делаем сами. Волшебные листочки.

Просмотры занятий

Волшебная страна-флористика. Изготовление аппликаций из разнообразного природного материала.

Оформление наглядной информации в родительском уголке

Советы родителям. Папка-передвижка «В стране листопадии». Альбом «Сделайте дома с детьми», Рекомендации по развитию изотворчества в семье».

Практический семинар

Мастерим вместе с детьми поделки из природного материала

Праздники и развлечения

Праздник царицы осени. Музыкально-литературный час «Осень золотая»

Трудовой десант

Умелые руки не знают скуки. Собери семена.

Экскурсии в природу, на выставки

Путешествие по экологической тропе. Всей семьёй в музей.

Консультации, беседы

Учите видеть красоту природы. Как организовать правильную помощь детям.

Конкурсы

Осенний букет

К реализации поставленных задач необходим комплексный, интегративный подход: дети – педагоги – социум.

Необходима тесная взаимосвязь участников педагогического процесса, создание совместимости, объединяющих её главных участников.

Взаимодействие с социально-педагогической средой.

 После проведённой работы по реализации данной системы были получены следующие результаты:

  • Почти в два раза увеличилось количество детей имеющих высокий уровень развития творческих способностей
  • У воспитателей возник устойчивый интерес к данной проблеме, к углублению знаний и практических навыков по работе с природным материалом
  • У родителей появилось осознанное отношение к развитию у ребёнка творческих способностей.

Т.о. только творческий союз воспитателей и родителей, различные формы тесного совместного сотрудничества, творческого общения, постоянной связи на началах взаимного уважения могут наполнить жизнь ребёнка интересными делами, посильным трудом. Поэтому именно дошкольное учреждение должно помочь семье целенаправленно проводить работу, начатую в детском саду, по развитию творческих способностей детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через дизайн-деятельность "Козлятушки-ребятушки"

Занятие для детей старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей через дизайн-деятельность....

Методическая разработка «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через занятия аппликацией из нетрадиционных материалов».

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка видов деятельности является аппликация — эффективное средство познания действительности....

Интегрированные музыкальные занятия как способ развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

Интегрированные музыкальные занятия как способ развития творчесих способностей детей старшего дошкольного возраста...

Возможности использования городецкой росписи на занятиях по рисованию для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

В современных условиях в педагогической науке большое место занимают исследования проблем воспитания творческой личности, способной  к принятию самостоятельных решений и ответственности за достиж...

Коррекционно-развивающее занятие "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста".

Коррекционно-развивающее занятие "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"....

Коррекционно-развивающее занятие "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

Коррекционно-развивающее занятие "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"...

Коллективный творческий проект «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных форм продуктивной деятельности (аппликации, рисования и лепки)» для детей разновозрастной группы от 5 до 7 лет

Коллективный творческий проект предназначен для детей 5-7 лет. Он направлен на развитие творческих способностей старших дошкольников и разработан на материале нетрадиционных форм продуктивной деятельн...