«Русская матрешка» Интегрированное занятие по изобразительной деятельности в средней группе
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа) на тему

Хадеева Ирина Федоровна

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Программные задачи:

1.Познакомить с историей русской деревянной матрешки, как символом русской народной культуры.

2.Обогащать представления детей о народном искусстве.

3.Учить детей в создании образа предмета, составлять узор из отдельных элементов.

4.Упражнять в рисовании узора всем ворсом кисти и ее концом, а также ватной палочкой.

5.Закрепить навыки аккуратного рисования, развивать мелкую моторику рук.

6.Развивать внимание, логическое мышление, наблюдательность.

7.Воспитывать самостоятельность, активность и любовь к декоративно-прикладному искусству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           МБДОУ детский сад «Солнышко»

               

                 «Русская матрешка»

                          Интегрированное занятие

      по изобразительной деятельности в средней группе

                                                                  Воспитатель I  категории

Хадеева И.Ф.

2016 г.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Программные задачи:

1.Познакомить с историей русской деревянной матрешки, как символом русской народной культуры.

2.Обогащать представления детей о народном искусстве.

3.Учить детей в создании образа предмета, составлять узор из отдельных элементов.

4.Упражнять в рисовании узора всем ворсом кисти и ее концом, а также ватной палочкой.

5.Закрепить навыки аккуратного рисования, развивать мелкую моторику рук.

6.Развивать внимание, логическое мышление, наблюдательность.

7.Воспитывать самостоятельность, активность и любовь к декоративно-прикладному искусству.

Материал и оборудование:

Презентация «Русская матрешка», деревянные матрешки, пазлы «Матрешки», шаблоны матрешек на каждого ребенка, акварельные краски, кисти № 2, № 4, ватные палочки, стаканы с водой, салфетки.

Ход занятия.

Слайд 1

В нашей группе есть мини-центр «Народная кукла». Эти  куклы  из дерева, соломы, глины, ткани,   сделаны  нашими руками. Это –  матрешки–брелки, дымковская кукла, соломенная кукла, куклы-обереги, зернушки, пеленашки. Сегодня на занятии мы будем говорить об одной из этих кукол. В сундуке  лежит кукла. Послушайте стихотворение и скажите о какой игрушке идет речь.

Алый шелковый платочек

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может 3, а может 6.

 Разрумянилась немножко

 Наша русская (матрешка)

Правильно, здесь  лежат матрешки. Какая красивая матрешка! А тут еще одна!

Матрешка это любимый всеми российский сувенир. Появилась матрешка очень давно. Чем знаменита русская матрешка?

Матрешечка, матрешка, русская краса:

Румяные щечки, глазки – бирюза,

Белая рубаха и русский сарафан,

На голове платочек – не найдешь изъян!

На первый взгляд – простая, но радует взор

В росписи одежды затейливый узор,

Милая улыбка и секрет внутри

Сколько же в ней куколок?

Ну – ка разбери!

Воспитатель: Да – это кукла с секретом. Что за секрет у матрешки?

 Разломлю я пополам:

Интересно, что же там?

Там еще одна матрешка,

Улыбается, смеется.

хоть и жаль ее ломать,

Буду дальше разбирать.

Ростом разные подружки,

А похожи друг на дружку.

Русские красавицы

Всем нам очень нравятся!

Воспитатель: Да, действительно, кукла с секретом.

 – Что называют матрешкой?

Матрешкой называют точеную разъемную игрушку.

– Из чего ее изготовляют?

Изготовляют ее из древесины.

 – А вы знаете, как появилась матрешка? Слайд 2

Яркая матрешка, известная всему миру, стала кукольным символом России – ни один турист не уедет от нас без этой расписной “крестьяночки”. Но мало кто знает, что своим происхождением она обязана старому японскому мудрецу. Вот как это было, нам расскажут экскурсоводы.

Ребенок

 Этот дедуля  был вырезан из дерева. Внутри него находилась вся о семья вставленные одна в другую. Звали его  Фукуруму – божество счастья и долголетия.

Слайд 3

 Однажды эту традиционную японскую игрушку увидел русский художник Сергей Малютин. Он тут же взял бумагу и набросал русский вариант забавной фигурки. Знаменитый токарь из Загорска Василий Звёздочкин выточил для неё форму, а Малютин по собственным рисункам расписал её.

Воспитатель:

“Настоящая Матрёна!” – воскликнул кто-то, увидев куклу. Это была девушка – крестьянка, в руках она держала петуха и одета она была в русский сарафан и платочек. Русскую деревянную куклу называли матрёшкой по имени Матрёна, Матрёнушка, Матрёша – очень распространённому в народной среде. В основе этого имени латинское слово “матер” – мать. И сегодня матрёшка остаётся символом материнства.

Слайд 4

– По видам росписи матрешки делятся на загорских или сергиев-посадских, семеновских или хохломских, полховско-майданских.

-Ребята, а кто желает рассказать о всеми любимой народной кукле? (рассказ ребенка о матрешке)

Ребенок: (выходит к столу и рассказывает о матрешке)

Матрешка – это расписная, веселая деревянная кукла, ее сделали народные умельцы. Все матрешки разного размера.  Для работы художники использовали  яркие краски: красная, желтая, синяя. Все матрешки веселые, радостные, добрые.

Слайд 5

Воспитатель: Матрешки – куклы очень веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать! Они и вас приглашают поплясать. Давайте потанцуем вместе с ними. Представьте, что мы все сейчас матрешки.

Физминутка «Веселые матрешки»

Проговаривают вслух 1 раз

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки (хлопки перед собой)

На ногах сапожки (руки на пояс, поочередно выставлять вперед на пятку

Топают матрешки то правую ногу, то левую)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны влево - вправо )

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головы влево – вправо)

Девчонки озорные,

Матрешки расписные.

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки (хлопки перед собой)

На ногах сапожки (руки на пояс, поочередно выставлять вперед на пятку

Топают матрешки (топают).

(проходят на свои места)

Выполняют движения под музыку

Посмотрите-ка ребята

Чем матрёшечка богата?

 У матрёшки невелички

 Есть весёлые сестрички.

 

 Разбираю матрёшку (большая, поменьше, ёщё меньше и самая маленькая)

Воспитатель: Но, несмотря на это, все матрешки имеют в чем - то и схожесть. Чем похожи матрешки?

Дети: У каждой матрешки есть  платочек на голове, одежда яркая, праздничная.

Воспитатель:

 - Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки (рассматриваем с детьми)

- Что у неё на голове? (платочек, косынка)

- На туловище? (сарафан)

- Чем украшен сарафан? (цветами, листочками, ягодами, травой) .

 - Иногда на сарафане одет фартук, он тоже всегда украшен или цветами, или узорами.

- Вот таких матрёшек украшали художники.

 - Они получались какие? (яркие, красивые, весёлые)

 - Когда узор состоит из ярких цветов, ягод, листьев и он расположен в центре сарафана. Давайте посмотрим, какие у меня есть узоры для росписи матрёшки, они все разные, каждый художник-мастер выбирает свой узор.

Слайд 6

- Дети, а что с этой матрёшкой? Почему она грустит?  

Эту матрешку не успел художник дорисовать. Она не яркая, у неё сарафан не расписан.

 Давайте мы сейчас  попробуем  расписать ей сарафан.

Научить хочу я вас,

 Как матрёшку рисовать.

Нарисуем на платочках

 Очень яркие точки.

 Завитки, листочки,

 Маленькие  и большие цветочки

 Постараемся немножко –

 Станет радостной матрешка!

 - Ребята, а неё есть тоже сестрички-подружки, у них тоже сарафаны не расписаны, вы им поможете?

Сегодня на занятии мы будем мастерами по росписи матрёшек.

 К творению  всё готово

 И хочется начать.

 Гуашью будем снова

 Кого-то рисовать

- Кручу, верчу, превратить вас хочу.

Хочу превратить вас в художников.

 (Дети вертятся) - Проходите в мастерскую и садитесь за столы, но не забудьте разогреть свои пальчики.

 Пальчиковая гимнастика.

Мы весёлые матрёшки (хлопают в ладоши)

На ногах у нас сапожки (идут по полу)

 В сарафанах наших пёстрых (соединяют ладошки вместе)

Мы похожи словно сёстры (ручки в замок)

Мастера, скорей за дело

Украшай матрёшек смело,

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

(Воспитатель показывает, как можно кисточкой и ватной палочкой наносить узор)

 

(Во время работы звучит русская народная музыка)

 Педагог подходит, подсказывает, помогает, что можно добавить.

 После окончания работы все матрёшки рассматриваются, выбирают самую яркую, с интересным рисунком, весёлую.

- Ну что же, за такую замечательную работу положена и награда.

- Вот я всем приготовила медаль, на которой написано «Мастер». Вы её заслужили, потому что поработали на славу. (Раздаю медали)

 Молодцы! Замечательные матрешки у вас получились. А о чём вы думали, когда выполняли свою работу?

Дети:

— я думал, какие искусные мастера были в давние времена;

— эти матрёшки можно делать только с добрым сердцем;

— я думал, что надо помнить нашу историю, любить нашу родину.

Воспитатель

Прекрасный мир вещей

 Накоплен был веками.

 Хранит их каждый дом, а может быть – музей.

 Умейте рисовать и сотворять руками

 Все то, что может радовать друзей.

.Ребята, за то, что вы узнали много о матрёшках, я хочу вам их подарить  пазлы с изображением матрёшек. Помогите их собрать.

 Дети собирают пазлы.

Слайд 7

Пусть они останутся у вас как памятный подарок о нашем творчестве. Ну, а сейчас пришло время расставаться. Матрешка – уникальная народная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром, она стала символом страны, России. Она – добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.

Матрешка – кукла так выразительна и совершенна, что живет не как игрушка, а как образец творчества, как памятный подарок, национальный сувенир.

Итог занятия

– Что вам сегодня больше всего запомнилось?

– Какую матрешку ты задумал?

– Кому ее можно подарить? (Другу, подруге, гостям)

Держат матрешек в руках и читают стихи.

Ох вы, гости дорогие,

У нас матрешки расписные,

Мы украшали их, старались,

Стихи прочитать вам собрались.

Мы матрешки, мы подружки

Утром рано мы встаем.

Очень любим мы частушки,

Мы от них не устаем.

Если любите вы шутку,

То зажмурьтесь на минутку,

Сосчитайте до пяти,

Нас попробуйте найти.

Любовались мы чудом,

Громко восхищались.

И матрешкиной  красотой

Сраженные остались

Наша русская матрешка

Не стареет сотни лет,

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет

Велика Россия наша

И затейлив в ней народ.

Создал русскую матрешку

На весь мир молва идет.

Мы стихов  много знаем,

И читать их обещаем.

Только время подошло,

Может, свидимся еще.

Спасибо всем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности в средней группе на тему: "Весёлые рыбки"

Цель: Закреплять умения детей работать в нетрадиционной технике, рисования пальчиком. Продолжать учить обводить маркером свою ладошку. Показать способ «превращения» её в рыбку. Развивать творческие сп...

Конспект интегрированного занятия по художественной литературе и изобразительной деятельности в средней группе детского сада "Кораблик"

Конспект интегрированного занятия по художественной литературе и изобразительной деятельности в средней группе детского сада «Кораблик» Программное содержание:Познакомить детей со стихотворением ...

Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности в средней группе « Дружные рыбки» (коллективная работа) Открытый показ

Данный материал включаетследующие образовательные области: художественное творчество, познание, коммуникация...

Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности в средней группе. Тема: «Зимняя сказка».

Интегрированное  занятиепо изобразительной  деятельностив средней группе. Тема: «Зимняя сказка»  Цель:1.           Учить...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим, развитию речи и изобразительной деятельности в средней группе «Каша – здоровье наше»

Интегрированная образовательная деятельность  по ознакомлению с окружающим, развитию речи и изобразительной деятельности в средней группе, тема: «Каша - здоровье наше»Интеграция: коммуникация, по...

Открытый просмотр «Березовая роща» (приобщение детей к истокам русской народной культуры через изобразительную деятельность в средней группе)

Конспект открытого занятия  (приобщение детей к истокам русской народной культуры через изобразительную деятельность в средней группе)....

Конспект НОД по изобразительной деятельности в средней группе Тема: «Матрешки из Полхов- Майдана»

Воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки....