Интервью у мастеров декоративно-прикладного искусства
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Баскакова Надежда Александровна

Цель: Формировать интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Расширить знания детей в области гжельской, жостовской, городецкой и хохломской росписи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intervyu_u_masterov_dekorativno-prikladnogo_iskusstva.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Интервью у мастеров декоративно-прикладного искусства»

Цель: Формировать интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Расширить знания детей в области гжельской, жостовской, городецкой и хохломской росписи.

Задачи: 

-продолжать знакомить детей с народными промыслами в России;

-развивать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к прикладному искусству русского народа;

-формировать знания и умения различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, гжельской, жостовской и городецкой;

-совершенствовать умение создавать выразительные узоры, орнаменты, при этом соблюдая форму, ритм, симметрию;

-развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий: фон, колорит росписи, элементы узора.  

Оборудование: Иллюстрации с изображением городецкой, гжельской, жостовской и хохломской росписи; на каждого ребёнка: гуашь, кисточки (тонкая и толстая), салфетки, стаканчик с водой, ватные палочки, тарелки.

Ход работы:

Вос: Ребята к нам сегодня в студию приедет съемочная группа с мастерами декоративно-прикладного искусства, для того чтобы рассказать всем нам о их мастерстве.

(раздается звонок: «Алла, здравствуйте, это детский сад? Вас беспокоят мастера декоративно-прикладного искусства, дело в том, что мы не успеем вовремя приехать, мы попали в пробку на Ленинградском мосту и пробудем здесь около часа»)

Вос: Ребята, что же нам делать? Всё пропало, мастера не успеют приехать вовремя, вот уже и зрители в зале, они не смогут столько времени ждать.

Дети: Давайте мы попробуем?

Вос: А вы справитесь?

Дети: Постораемся.

Вос: Тогда приготовьтесь. Доброе утро дорогие наши телезрители и зрители, мы рады приветствовать вас в нашей студии «Золотые ручки» и у нас сегодня в гостях встречайте мастера хохломской росписи (под аплодисменты проходят дети в группу и присаживаются на диван), гжельской росписи, жостовской росписи и городецкой росписи.

Гжель

-Ребята посмотрите, пожалуйста, сюда, что это за роспись?

-Гжельская роспись.

-А что вы можете рассказать об этой росписи?

-Название росписи связано с селом Гжель, которое находится в Московской области. Когда-то давным-давно, люди этого села пытались заниматься сельским хозяйством, но у них ничего не получалось, потому что земля не плодородная, из-за того что в ней много белой глины. Когда люди узнали о том, что эта глина хорошего качества, стали из неё лепить предметы посуды, украшали узорами и продавали, так люди стали зарабатывать себе на жизнь.

-Какие цвета используются в гжельской росписи?

-В гжельской росписи используются цвета: белый, синий, голубой.

-Ребята, какие виды узоров используются в гжельской росписи?

-Орнаментальная, растительная, сюжетная.

-Орнаментальный узор, что изображает?

-Разные орнаменты.

-Растительный узор, что изображает?

-Цветы, листочки, травка

-Сюжетный узор, что изображает?

-Небольшой рисунок, состоящий из нескольких предметов.

Жостовская роспись

-Вот какие подносы разноцветные в ряд стоят, яркими рисунками радуют ребят. Кто может рассказать мне и нашим зрителям, как называется это чудо?

- Это жостовские подносы.

-Может кто-то помнит, почему именно так стали называть данную роспись?

-Назвали жостовской росписью, потому что эта роспись появилась в деревне Жостово.

-Ребята, посмотрите на эти чудесные изделия жостовских мастеров. Правда, они удивительные? (великолепные). Какие чувства они у вас вызывают? (ответы детей). Давайте с вами внимательно их  рассмотрим.

-Что является основным мотивом жостовской росписи?

-Является цветочный букет, он состоят из разных цветов - ромашек, роз, колокольчиков, васильков, маков, а также могут быть использованы фрукты, изображается это всё на красном, зелёном, синем  и чёрном фоне.

-Художник срисовывает цветы с натуры?

-Нет, художник придумает их, и изображается на подносе так, как ему захочется в центре, по краю.

Городецкая роспись.

-А кто мне расскажет вот об этой росписи?

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славится по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя.

Чудо - птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

-Что еще вы можете мне рассказать о городецкой росписи?

-Возникла эта роспись давно, люди делали игрушки, посуду из дерева, украшали свои изделия, а затем отвозили в город Городец на ярмарку каждую субботу, от этого и пошло название данной росписи.

-Чем, кем или какими узорами украшали мастера свои изделия?

-В украшениях использовались: птиц, коня вороного, растительные элементы: ромашка, розан, купавка, бутон, листики и кустики. Основные элементы городецкой росписи – Розан и Купавка.

-Посмотрите внимательно на эти цветы и скажите: в чем сходство между ними?  

-Похожи круглой формой, лепестками.

Педагог: А в чем их отличие?

-У купавки центр цветка смещен, а у розана он посередине.

-Какие основные элементы используются?

-Геометрические элементы: точки, скобки,  круги,  дуги,  капли, спирали, штрихи

-Какие цвета использовали художники?

-Яркие, насыщенные цвета, которые придают работам живой вид.

-Сколько этапов использует мастер, прежде чем работа будет готова?

-3 этапа: 1-й подмалёвка – на изделие наносятся крупные цветные пятна; 2-й тенёвка или оттенок – на яркие пятна наносятся цвета на несколько тонов темнее; 3-й оживка – добавление более светлых цветов, поверх рисунка.

Хохлома

-Ребята, а это что за эта такая дивная роспись?

-Это роспись «Хохлома».

-Вспомните, откуда пришла к нам эта роспись и почему её именно так назвали?

-Жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел неизвестно. Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так их расписывал, что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера! Ко мне его! Немедленно! » Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных людей делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки до ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома».

-Скажите, какие цвета встречаются в узорах?

-Четыре цвета: красный, чёрный, жёлтый, зелёный.

-Посмотрите, из каких растительных элементов состоит хохломской узор?

-Осочки, травинки, капельки, усики, завитки, кустик, ягодки. Завиток является основным элементом хохломской росписи.

Вос: Ребята, вы у меня такие молодцы, вы так много знаете, мне кажется, наши гости даже не догадываются, что произошла подмена. Скажите, а что делают мастера перед тем, как приступить к своей работе?

Дети: Мы поднимаем себе настроение с помощью веселой зарядки, чтобы наши работы тоже были такими же веселыми и добрыми.

Вос: А вы не могли бы нам показать эту веселую зарядку?

Дети: Конечно, покажем, включите, пожалуйста, музыку.

Вос: Ну вот вы себе настроение и подняли, а теперь проходите, пожалуйста, за столы на свои рабочие места. Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним о технике безопасности.

Дети:

1.     Сидеть за столом правильно: спина к спинке стула, руки на столе, чтобы не упасть.

2.     Рисовать только на своем листе бумаги, пользоваться только своей кистью, карандашом, фломастером, чтобы  не вызывать неудовольствия друг другом и не ссориться.

3.     Во время рисования не брать кончик кисти, карандаша, фломастера в рот, не засовывать в ухо, глаз, чтобы не пораниться.

4.     Аккуратно волосяной частью кисти брать краску или смывать ее водой, не размахивая руками, не мешая другим детям.

5.     Грязную воду нельзя пить, краску нельзя есть, хотя она и бывает похожа на красивый сок, пюре, так как можно отравиться.

6.     Кисточку вытирать только о салфетку, не пачкать свою одежду и одежду соседа.

7.     По окончании работы положить кисть, карандаши, фломастер в индивидуальный стаканчик, на тряпочку, в коробочку.

Вос: Ребята давайте выставим свои работы вот за этот стол, пусть наши гости в конце передачи полюбуются вашим творчеством. Как вы считаете, вам удалось полностью справиться с ролью мастера декоративно-прикладного искусства? Если да, то поставьте палец вверх напротив своей работы, если нет, то поставьте палец вниз.

Вос: ну а теперь самое время отправиться к нам ребятам и рассказать им о том, где мы с вами были и чем занимались, ну а вам дорогие зрители большое спасибо за просмотр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по декоративно-прикладному искусству "В гостях у городецких мастеров"

Презентация по декоративно-прикладному искусству "В гостях у городецких мастеров". Данный материал был создан для того, чтобы познакомить детей дошкольного возраста с городецкой росписью. в презе...

МАСТЕР - КЛАСС на тему: «Дидактические игры как способ приобщения детей к народному декоративно-прикладному искусству»

Мастер - класс предназначен как для педагогов ДОУ, так и возможно его проведение с родителями воспитанников....

Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группе Тема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»

Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группеТема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства&raqu...