Комплексное итоговое занятие по ознакомлению с декоративно- прикладным искусством "В гостях у народных мастеров"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме

Шелохнева Наталья Алексеевна

Корспект занятия для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyakh_u_narodnykh_masterov.docx22.93 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное итоговое занятие по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством

«В гостях у народных мастеров»

                                         

                                                                                              Подготовила

                                                                                 Шелохнева Н.А.

                                                           


Ход занятия.

Зал оформлен изделиями русских промыслов: Дымка, Хохлома, Городец, Гжель, Жостово. Детей встречает воспитатель в русском народном костюме.

Воспитатель: Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, дети тут красиво?

Аж захватывает дух!

Здравствуй, хозяюшка, встречай гостей!

Хозяюшка: Здравствуйте, дорогие гости, пожалуйте в мою избу.

У меня изба просторная, светлая, всем место хватит. Походите по моей горнице да поглядите, какие здесь у меня игрушки и посуда собрана. Они не простые. Их сделали русские мастера-умельцы из Дымково, Городца, Хохломы, Гжели, Жостово.

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра,

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!

(Звучит фрагмент русской народной песни «Камаринская»).

Хозяюшка: А вот какие это мастера ,вы сами догадайтесь. Отгадайте-ка загадку:

Игрушки это не простые, а волшебно-расписные:

Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.

Дети: Это дымковские игрушки!

Вос-ль: Правильно! Давайте подойдем поближе и рассмотрим их. Какие краски используют мастера?

Дети: Красную, зеленую, синюю, черную, голубую, желтую, оранжевую.

Вос-ль: Да, и краски эти яркие, праздничные. А какие росписи дымковской росписи вы знаете?

Дети: Клеточки, полоски, линии, кружочки, точки, налепы, волнистые линии.

Вос-ль (показывает водоноску): Посмотрите, ребята, какая красивая барышня. Вы знаете, как называется  эта игрушка?

Дети: Это водоноска.

Хозяюшка: За студеную  водицей водоноска-молодица

Как лебедушка плывет, ведра красные несет.

Звучит русская народная мелодия.

Вос-ль: А сейчас мы отправимся в Подмосковье.

Хозяюшка: Есть в России такое местечко,

Где белая рощица синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо негромких мелодий.

И светлеет вода родниковая

И дыхание ветра свежей

Расцветает Гжель васильковая

Незабудковая Гжель.

Дети и воспитатели подходят к гжельскому уголку, где стоит гжельская посуда.

Вос-ль: Ребята, а почему в стихотворении Гжель называется васильковой и незабудковой?

Дети: Потому что мастера используют в росписи синие и голубые цвета.

Вос-ль: Где расположен узор

Дети: В центре изделия.

Вос-ль: С чего начинали расписывать узор?

Дети: С крупных деталей: лепестков, сердцевинок, стебля, листьев, бутонов.

Вос-ль: А что раскрашивали  потом?

Дети: Край, дно, затем ручку. Их часто закрашивали сплошь синей краской.

Вос-ль: Молодцы! Напомню вам только, что мастера Гжели применяли разные нажимы на кисть, чтобы получить разные оттенки синего цвета: чтобы получить темный оттенок, надо нажимать на кисть сильнее, чтобы получить светлый – слабее.

Дети подходят к жостовскому уголку.

Звучит мелодия русской народной песни «Колокольчики мои».

Хозяюшка: А теперь милости прошу сюда. Посмотрите на этом столики стоят красивые, яркие подносы. Откуда они к нам попали?

Дети: Из Жостово.

Вос-ль: Интересное  какое название. А что оно означает, вы не скажите мне дети?

Дети: От слова «жесть», «железо». Ведь подносы эти сделаны из железа.

Вос-ль: Посмотрите, ребята, среди этих подносов нет одинаковых. Все они расписаны по-разному. Как вы думаете, почему?

Дети: Потому что мастера, пользуясь одними и теми же красками, основными элементами, проявляют фантазию, по разному их сочетают.

Звучит мелодия русской народной песни «Родина».

Дети подходят к хохломским изделиям.

Хозяюшка: Как волшебница жар-птица не выходит из ума

Чародейка, мастерица, золотая Хохлома.

Хохломская роспись – алых ягод россыпь

Отголоски лета в зелени травы.

Рощи-перелески, шелковые всплески

Солнечно-медовой золотой травы.

Вос-ль: Вот, она какая Хохлома. В такой посуде любая еда покажется веселой, праздничной, сказочно-вкусной. А какие элементы хохломской росписи вы знаете?

Дети: Это разные ягоды : смородины, малины, клубники, гроздья рябины, травка, завитки, листья, цветы.

Звучат частушечные напевы.

Дети подходят к столу, на котором выставлены изделия городецкого промысла.

Вос-ль: Ребята остался еще один уголок в горнице, где мы с вами не были. Здесь представлены изделия из одного старинного русского города. Живет там веселый народ. Разрисовывают мастера ворота, ставни, мебель, посуду яркими цветами и сказочными птицами. Что это за город?

Дети: Городец!

Хозяюшка: Есть на Волге город древний, по названью – Городец.

Славится на всю Россию своей росписью, творец.

Распускаются букеты, ярко красками горя.

Чудо-птицы там порхают, будто в сказку нас зовя.

Вос-ль: Посмотрите на городецкие изделия, вспомните, какими красками и приемами пользуются городецкие мастера?

Дети, вос-ль и хозяюшка беседуют о городецкой росписи.

Вос-ль: Милая Хозяюшка очень красиво у тебя в горнице. Но вот смотрю, на столах лежат незаконченные изделия.

Хозяюшка: Это я изделия для ярмарки делаю. Ярмарка скоро, а работы еще много. Не поможете ли мне? Как на Руси водится – вместе дело спорится, а врозь хоть брось.

Вос-ль: Мы с удовольствием поможем тебе, Хозяюшка. Что ж, ребята сейчас вы превратитесь в мастеров – кто в дымковских, кто в гжельских, кто в хохломских. Посмотрите, для каждого мастера приготовлено рабочее место со всем необходимым. Вы сейчас подумайте, кто, что будет делать, проходите и садитесь.

Начинается работа.

В конце занятия дети рассматривают свои изделия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с декоративно-прикладным творчеством "Расписные узоры"

Закрепление знаний детей старшего дошкольного возраста об изделиях народных мастеров (гжельская, городецкая, хохломская, жостовская росписи). Развитие творчества детей....

«Знакомство дошкольников с народным декоративно–прикладным искусствомв процессе организованной образовательной деятельности и проведении дидактических игр»

ЦЕЛОСТНОЕ  ОПИСАНИЕ  ОПЫТАС каждым годом заметно усиливается интерес к использованию в  работе с детьми дошкольного возраста произведений народных художественных промыслов: Дымков...

Комплексное итоговое занятие по изобразительному искусству В гостях у народных мастеров (знакомство с русским народным творчеством), глина.

изделия народных промыслов (дымковские игрушки, гжельские, городецкая), аудиозапись русских народных мелодий....

Комплексное развивающее занятие по ознакомлению с окружающим миром «В гости к ежику Тошке»

Данное занятие поможет в игровой форме, с учетом требований ФГОС дать детям представлении о многообразии человеческих эмоций....

Конспект проведения ООД по декоративному рисованию: «В гостях у народных мастеров: Мир волшебной Хохломы».

Конспект проведения ООД по декоративному рисованию: «В гостях у народных мастеров: Мир волшебной Хохломы»....

Методическая разработка итогового занятия по ознакомлению с изделиями декоративно-прикладного искусства на тему: «Роспись силуэтов Филимоновской игрушки» для старшей группы.

Методическая разработка итогового занятия по ознакомлению с изделиями декоративно-прикладного исскуства на тему: "Роспись силуэтов Филимоновской игрушки"....

Итоговое занятие по народному декоративно – прикладному искусству «В гостях у народных мастеров» для детей подготовительной к школе группы

Конспект поможет закрепить полученные знания о видах народного декоративно - прикладного творчества. Позволит применить полученные навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и...