Отображение окружающей природы в изобразительной деятельности дошкольников
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа) на тему

Маракаева Светлана Евгеньевна

На развитие ребенка и проявление его творческих способностей существенное влияние оказывают факторы: непосредственное наблюдение живой природы, подкрепление этих представлений беседами, просмотром картин (репродукций) и иллюстраций, знакомство с лучшими поэтическими образцами описания природы. Для педагога же главное – научить ребенка наблюдать, вслушиваться, анализировать и отражать свои впечатления на листе бумаге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontrolnaya_po_izo_-_kopiya.doc147 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение Новоспасский детский сад №7

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

НА ТЕМУ:

«Отображение окружающей природы в изобразительной деятельности дошкольников»

                                                                                  Выполнила:

                                                                                  воспитатель

                                                                                  Маракаева Светлана Евгеньевна

Содержание

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы отображения окружающей природы в изобразительной деятельности дошкольников......................................................................................................

1.1.  Природа и искусство как средство разностороннего развития детей......

1.2. Проявление детьми творческих способностей в изображении природы...

1.3. Организация педагогической работы по формированию  у дошкольников умений отображать окружающую природу........................................................

Глава 2. Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста отображать окружающую природу.

Список литературы................................................................................................

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы отображения окружающей природы в изобразительной деятельности дошкольников.

1.1.  Природа и искусство как средство разностороннего

развития детей.

Эстетическое чувство, получаемое

человеком от природы, должно

возвыситься на ступень эстетического

вкуса, приобретаемого воспитанием и

развитием.

В.Г.Белинский

Советские психологи рассматривают эстетическое восприятие как эмоциональное познание мира, начинающееся с чувства, а в дальнейшем опирающееся на мыслительную деятельность человека. В дошкольном возрасте оно носит специфический характер, обусловленный возрастными особенностями, и отличается эмоциональной непосредственностью, повышенным интересом к окружающему, живым откликом при встрече с прекрасным и удивительным, которые проявляются в улыбках, жестах, возгласах, мимике, в способности выделить главное в воспринимаемом явлении, дать ему эстетическую оценку.

Компанцева Л. В. в своей работе «Поэтический образ природы в детском рисунке» говорит о том, что эстетическое восприятие природы вызывает у детей и чувство бережного, заботливого отношения к растениям и животным, стремление ухаживать за ними.  

Курочкина Н. А., знакомя детей с различными жанрами живописи, обращает внимание на то, что художник изображает внешний мир: форму, цвет, фактуру предметов, плотность, мягкость, сочность, влажность, прозрачность, хрупкость. Познаются не только физические свойства вещей, но, главным образом, их значение для человека, роль, которую они играют в его жизни.

Художник разглядывает предметы вблизи – спокойно, неторопливо, внимательно, показывает их зрителю крупным планом, в разных ракурсах. Все это позволяет ему выявить такие свойства и качества предметов, которые заставляют зрителя по-новому увидеть привычные, знакомые вещи, оценить их красоту.

Тема любви к природе, тема ее познания и освоения, восхищения изобилием ее даров в бесконечной красоте и разнообразии – это не только любование природой, но и прославление человека, который вырастил это чудо.

Изобразительное искусство не только изображает окружающий мир, но и выражает чувства и мысли художника, его отношение к отображаемому. Это единство изображения и выражения, особенного и общего, объективного и субъективного, рационального и эмоционального определяет собой сущность художественного образа. Выразительные средства художественного произведения – рисунок, композиция, колорит – «работают» на воплощение идейно-эстетического замысла художника, на создание целостной картины жизни, позволяющей выделить главное, основное, типичное, существенное в изображаемой действительности.

Необходимость использования произведений изобразительного искусства в работе с дошкольниками обусловлена их огромной познавательной и эстетической ценностью. Картины показывают детям такие стороны жизни природы, которые не всегда можно наблюдать в естественных условиях (ледоход, сенокос, отлет птиц и др.). Рассматривание пейзажных картин великих мастеров способствует развитию эстетического вкуса, позволяет обратить внимание на то, что ранее осталось незамеченным, пробуждает желание и развивает умение детей рассказывать об этой красоте, посмотреть на нее еще раз, уже в жизни.

Н. М. Зубарева отмечает, что рассматривание пейзажей способствует развитию выразительности детской речи (увеличивается количество определений, сравнений, метафор и др.), дети учатся понимать замысел художника, настроение, переданное им в картине, т. е. повышается культура восприятия, развивается мышление.

Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «...составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т. е. истина самого слова, из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов». Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что все, «что есть в речи логического... проистекает из наблюдений человека над природой...», а сама логика «есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы». 

Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мыслей, четкость и красоту речи – развитие мышления и речи идет как единый процесс.

Познание природы будит «ребячью мысль», способствует развитию творчества и самостоятельности, учит «вдумчивее» относится к природе. Это неоднократно подчеркивала Н. К. Крупская, которая видела одну из задач воспитателя в том, чтобы «разъяснить окружающую природу».

В своей статье «Природа и художник» Т.Копцева отмечает, что извечной проблемой художественной педагогики является проблема сохранения в ребенке ребенка. У шестилетнего малыша очень маленький опыт в освоении образного языка искусства, его нужно многому научить: наблюдать, пользоваться различными художественными материалами, выражать свои мысли через изображение.

Известно стремление маленьких художников повторять действия учителя. Обычно педагог много рисует на доске, показывает детям свои творческие работы, дает образцы. Естественно, малыши привыкают к такому стилю преподавания. Многие исследователи отмечают, что подражание, особенно в дошкольном возрасте, - естественная форма познания. Однако на уроке искусства важно дать маленькому человечку возможность выразить именно себя, свое восприятие окружающего мира. Для развития же его личности нужны не готовые рецепты, а условия для самостоятельного поиска.

В чем-то педагог подобен режиссеру-постановщику. Однако его задача сложнее. Дети не актеры, которые заучили свои роли и действуют в соответствии со сценарием и учетом пожеланий режиссера. Педагог планирует свою деятельность, пишет сценарий урока (план, краткий конспект, опорные вопросы и т. п.), заранее продумывает узловые моменты предстоящего занятия, его драматургию, предполагает возможную реакцию детей на тот или иной материал. Однако, каким бы детальным ни было педагогическое прогнозирование, процесс общения взрослого и ребенка остается непредсказуемым. Воспитатель должен уметь импровизировать.

Ребенок-Художник наблюдает за природой, в творчестве выражает свое видение происходящих в ней явлений. Воспитатель помогает ему,  создает на уроке ситуацию образных сравнений, при которой максимально раскрываются творческие возможности ребенка, его наблюдательность, фантазия и воображение. Деревья, цветы, птицы, звери наделяются образными характеристиками. Они, как и люди, бывают разными: большими и маленькими, худыми и толстыми. Они печалятся и радуются, разговаривают на своем языке.

 Детское творчество отражает окружающий мир, природу как на основе  непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явлении природы. Отмечая влияние искусства на эстетическое влияние дошкольников, Н.К.Крупская писала: «Надо помочь ребенку через искусство осознать свои мысли, чувства».

Сопоставляя жизненные явления с их воспроизведением в поэзии, дошкольник опирается прежде всего на собственный опыт. Он воспринимает природу не только созерцательно, но и действенно, оказывая предпочтение одним объектам и явлениям перед другими. При этом ребенок очень активен: все увиденное стремится потрогать, рассмотреть, обстоятельно обследовать со всех сторон и, конечно, по-своему ярко и образно охарактеризовать.

Таким образом, можно сделать следующие выводы, что на развитие ребенка и проявление его творческих способностей существенное влияние оказывают факторы: непосредственное наблюдение живой природы, подкрепление этих представлений беседами, просмотром картин (репродукций) и иллюстраций, знакомство с лучшими поэтическими образцами описания природы. Для педагога же главное – научить ребенка наблюдать, вслушиваться, анализировать и отражать свои впечатления на листе бумаге.

1.2. Проявление детьми творческих способностей в изображении природы.

Выразительность пейзажного рисунка имеет определенные особенности, которые связаны с развитием у детей чувств. Вначале они слитные, нерасчлененные, и рисунки передают лишь общее впечатление. Под влиянием систематического обучения чувства детей усложняются: они начинают распознавать эстетические качества художественного образа, проникаться настроением. В результате этого в рисунках старшие дошкольники осознанно пытаются передать эстетические качества образа (красоту цветосочетания, ритм, необычность формы), используя доступные изобразительные средства для передачи настроения.

На основе развивающихся эстетических чувств в рисунках начинается проявляться определенное отношение к природе. Ребенок создает развернутый пейзаж, то есть воспроизводит не только отдельные образы природы с их индивидуальными особенностями, но и раскрывает взаимосвязи между ними, располагает все предметы в определенных отношениях, четко показывает какие-то признаки того или иного времени года и, наконец, выражает чувства.

В детских однотемных рисунках наблюдаются индивидуальные различия, связанные с особенностями восприятия и изобразительных умений детей. Дети, которые глубже воспринимают цвет и форму, рисуют образ более обобщенно. Например, изображая осенний лес, они представляют его целой массой или в виде нескольких деревьев. А ребята, которых  привлекает перечисление деталей, стараются тщательно прорисовывать их, не всегда заботясь о выразительности и целостности образа.

Детские пейзажи всегда выразительны, хотя техника их подчас несовершенна. Это обусловлено тем, что возможности восприятия выразительных средств природы, поэзии, живописи у детей выше, чем изобразительные умения, способствующие их передаче в рисунке. Поэтому дети своеобразно используют форму, цвет, композицию, колорит в своем творчестве.

Форму, как правило, обобщенную дошкольники передают с помощью линейного контура, видимого с одной стороны. Так как образы природы чаще всего имеют симметричное строение, это облегчает их задачу. В рисунках о природе можно видеть так называемую «незагораживаемость» предметов, которая помогает четко передать контур всех предметов.

Рисуя пейзаж, ребенок стремится к отражению лишь характерных, на его взгляд, признаков и особенностей. Например, рисуя ель, дети четырех-пяти лет передают лишь главные признаки дерева: ствол и ветки. Старшие дошкольники стремятся выделить старые и молодые ели, большие и маленькие и т. д. Разные оттенки зеленого цвета в окраске хвои, веток, разнее строение и окраска ствола, индивидуализация в деталях часто встречаются в изображениях этого дерева у детей шести-семи лет.

Цвет как средство выразительности выполняет в детском рисунке смысловые функции. Младшему дошкольнику он помогает выразить эмоциональное отношение к образу. Более старшие дети изображают различные цветовые оттенки предметов, придавая тем самым некоторую выразительность образам. И наконец, в старшем дошкольном возрасте цветом дети начинают передавать настроение. Предметы чаще всего окрашиваются определенным локальным цветом: небо синее, ствол дерева коричневый, солнце желтое ил оранжевое и т. д. Это отмечается как в младшем дошкольном возрасте, так и в старшем. Используя как основные цвета, так и их оттенки, дошкольник может окрашивать предметы цветом, не соответствующим действительности, для усиления впечатления от изображения. Обычно дети используют яркую окраску, которая делает рисунок привлекательным.

Одной из особенностей проявления творчества в пейзажном рисунке дошкольника следует считать его умение изображать по-разному фон, составляя и используя оттенки цветов. Окраска фона выполняет при этом важную смысловую функцию – она способствует передаче настроения, чувств маленького художника.

Развитию композиционных умений детей в значительной степени способствуют поэтические произведения. Лирические строки как бы подсказывают возможность передачи перспективы в изображении пространства («лишь вдали красуются...»), композиционного выделения главного образа («в лесу родилась елочка...»),  отражения связи между предметами.

Ребенок воспринимает целую ситуацию в произведении, в котором раскрываются не только пространственные, но и логические взаимосвязи, то есть более глубокие зависимости: причинные, целевые, временные и т. п., также влияющие на выразительность образов в рисунках.

Своеобразно, творчески передают дошкольники пространство: в виде фриза (одной линии), широкой полоски земли, двух-трех фризов; могут изобразить линию горизонта, рисуя дороги, реки, возвышенные места (пригорки, сугробы), широкое или узкое пространство неба. Располагая отдельные образы природы рядом, дети подчеркивают их различия в величине. Отмеченное в психологии явление гиперболизации качеств предмета как проявление дошкольником творчества можно наблюдать и в изображении природы. Как правило, главный образ выделяется размерами (большими или маленькими), цветом. Вокруг него строится определенная композиция, подсказанная темой рисунка. Иногда предметы располагаются на всем листе бумаги, но могут быть оставлены и пустые места, а изображение сосредоточивается в одном каком-то направлении. Например, на переднем плане ребенок изображает озеро, вокруг которого камыши. Вдали – зеленый луг, едва обозначенный цветом. Такая композиция создается им на основе впечатлений от наблюдений. Размеры близких предметов и дальних одинаковы.

Передача пространства в рисунке – наиболее трудная задача для дошкольника, поскольку для этого ему необходимо не только воспринять связи между предметами, но и понять условность их изображения на плоскости.

Усвоив определенные программные навыки в передаче пространства, ребенок начинает чувствовать центр, стороны листа как плоскости. Свободное владение этими умениями служит показателем развития его творчества  в рисунке о природе.

Иногда композиция строится таким образом, что на переднем плане листа ребенок изображает большие предметы, затем следует ровное пространство, а наверху листа помещаются предметы меньших размеров.

Итак, охарактеризовав особенности использования дошкольником различных средств выразительности детского рисунка, можно сделать вывод, что даже семилетний ребенок, как правило, еще не передает объемность формы, глубину пространства, сложные ракурсы, светотени. Но по-своему стремится передать соотношение частей предмета, выдвинуть на первый план существенное, прорисовывая детали, соблюдая ритм, симметрию, используя нужный цвет.

Иногда ребята могут дополнять картину о растительном мире изображение животных или птиц. Наиболее часто в пейзажах встречаются изображения различных пород деревьев с листьями и без них, кустов, травы, реки, солнца, неба. Дети живо передают состояние природы, время дня, года. Е.А.Флерина в свое время дала определение этому процессу: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства».

Творчество детей дошкольного возраста, пишет в своей книге «Поэтический образ природы в детском рисунке» Л.В.Компанцева, мы понимаем как умение, приобретаемое в процессе воспитания и обучения, не только воссоздавать наблюдаемое, но и преобразовывать воспринятое, внося свою инициативу в замысел, содержание, форму изображаемого. Продолжая эту мысль, можно сказать, что творчество в дошкольном возрасте проявляется на разных этапах изобразительной деятельности: при задумывании и осуществлении замысла, при поисках средств для выражения задуманного и в конечном результате – в рисунке. Н.П.Сакулина выделила два вида способностей, которые проявляются у дошкольников в рисовании: изобразительное  и художественно-творческие. Они находятся в тесной взаимосвязи, однако развитию художественно-творческих способностей воспитатели, как правило, уделяют меньше внимания по сравнению с изобразительными, забывая о том, что задачи воспитания в детском саду предусматривают также развитие эстетических чувств, восприятий, творческих качеств ребенка, а не только развитие его изобразительных умений.

Творческая выразительность детских рисунков не является чем-то неизменным, застывшим. Она развивается под влиянием обучения, нужно только найти наиболее эффективную систему педагогических воздействий. Воспитатель постоянно должен помнить о влиянии эмоций как движущей силе воображения, а следовательно, выразительности детского творчества. Л.С.Выготский указывал на то, эмоции являются одним из видов связи воображения с действительностью. Именно эмоции вызывают у ребенка стремление передать свое отношение к изображаемому. В то же время, не владея реалистическими способами рисования, не зная в достаточной степени самой действительности, ребенок не может передать это в рисунке. Он ищет посильные средства изображения, знакомится с объектами окружающей действительности. Детское воображение создает определенные образы, опираясь на опыт, который ребенок получает через восприятие. Выразительность их зависит от увлечения темой, от интересов детей. Чем сильнее захватывает дошкольника тема рисунка, тем более выразительно он старается ее передать.

Известно, что предпосылкой создания выразительного рисунка дошкольника является овладение им изобразительной грамотой, то есть элементарными навыками, умениями в области реалистического рисования. Для выразительного изображения природы важно овладеть рисованием линий разной интенсивности, создаваемой различным нажимом на карандаш или использованием различных кистей, линейным и пространственным ритмом, который часто встречается в детских рисунках, помогая дошкольнику передать пространственные взаимоотношения предметов. Использование всех этих средств для достижения выразительности является показателем развития художественно-творческих способностей детей в изображении природы.

Таким образом, умело руководя процессом развития детского художественного творчества, учитывая возможности и интересы каждого ребенка, обогащая его умственную и духовно-эмоциональную сферу, педагог может добиться высоких результатов в комплексном решении программных задач.

1.3. Организация педагогической работы по формированию  у дошкольников умений отображать окружающую природу.

Работа по развитию детского изобразительного творчества в рисовании природы должна строится в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду, которые нацеливают на формирование у каждого ребенка, начиная с четырех лет, нравственно-эстетических чувств при встрече с прекрасным в природе и искусстве и, в частности при знакомстве с поэзией и пейзажами.

Авторская программа Татьяны Копцевой для шестилеток помогает увидеть красоту окружающего мира и выразить свои чувства через изобразительное искусство. Программа имеет свои подходы к организации работы с детьми. Организация процессов созерцания, созидания и общения – три вида педагогического творчества на занятиях по изобразительному искусству. Способы вовлечения учеников в процессы воспитания и продуктивного творчества разнообразны: сказочное повествование, игровые ситуации, ролевые игры, игры-импровизации, элементы пантомимы, поочередное погружение ребенка в ситуацию зрителя, слушателя, актера, собеседника придадут занятиям динамичность, интригующую загадочность. Природа может выступать в роли прекрасной волшебницы, которая творит видимый человеком мир по законам красоты и гармонии.

Созерцание картин природы – пейзажей, объектов реального мира есть неотъемлемая составляющая каждого урока. Педагог организует процесс восприятия, основываясь на сопоставлении и сравнении образов, запечатленных художниками в произведении искусства, с реальными природными картинами (фоторепродукциями). Зрительный ряд должен будоражить детские умы, вызывать воспоминания. В этой связи очень важны занятия вне стен детского сада. Программой предусмотрены уроки-любования. Педагог организует наблюдения на улице за теми или иными природными явлениями, ребята делают наброски и зарисовки, любуются картинами, созданными волшебницей-природой.

Основными методами, которые педагог использует для развития эстетического восприятия и детского творчества, являются наблюдение явлений и объектов природы, описанных в поэтических произведениях; беседа о поэтических образах; рассматривание соответствующих иллюстраций и картин о природе; показ некоторых приемов изображения; анализ рисунков, выявляющий степень творчества ребенка при передаче поэтического образа.

Рассмотрим специфику каждого метода.

Наблюдения природы проводятся не только для получения детьми знаний о ней, для развития эстетического восприятия, но и с целью сопоставления пейзажей, описанных в поэтическом произведении, с существующими в природе. Методика проведения наблюдений усложняется в зависимости от опыта детей и задач каждого занятия. Начинать следует с рассматривания отдельных образов природы, описанных в стихотворении: одуванчика, ромашки, елочки и т. д. При этом нужно максимально активизировать речь ребенка вопросами, помогающими раскрытию образа, обогащать ее поэтическими выражениями.

Затем воспитатель стремится обеспечить двигательную и словесно активность детей: на основе знания произведения ребята должны отыскать объекты, описанные в нем, потрогать, рассмотреть их, прочитать строчки стиха, отражающие соответствующую картину природы. Наблюдения способствуют развитию чуткости, восприимчивости к поэтическому описанию пейзажей.

Для более целенаправленного знакомства детей с произведениями о природе проводятся беседы о их содержании и различных средствах выразительности.

Если художественное произведение небольшое по объему, содержит описание одного конкретного образа или несложной картины природы и беседа о нем занимает немного времени, то она может быть проведена непосредственно на занятии рисованием.

Прочитав произведение, воспитатель задает детям вопросы, помогающие представить содержание рисунка. Чтобы не нарушать непосредственность, эмоциональность восприятия поэтического произведения, вопросы следует задавать лишь после повторного выразительного его прочтения. Они должны стимулировать живой обмен впечатлениями, способствовать пониманию выразительных черт образов природы, описанных в стихотворении, представлению отдельных картин природы, которые можно изобразить, опираясь на сюжет стихотворения.

Рассматривая с детьми пейзажные картины,  педагог, во-первых, учит их понимать замысел художника, настроение, переданное им в картине, учит определять изобразительные средства, которые использовал художник для передачи своего замысла; во-вторых, воспитатель учит детей выражать словами впечатления, полученные от восприятия пейзажа.

Велика роль вопроса, с которым обращается взрослый к ребенку. Вопрос «что?» ориентирует ребенка на перечисление предметов. Вопрос «что делают?» побуждает детей к раскрытию функциональных связей. Когда же ребенка просят рассказать о событиях, изображенных на картине («о чем художник хотел нам рассказать?»), ребенок пытается истолковать увиденное.

Понять настроение пейзажа помогают, например, такие вопросы: «Веселая эта картина или грустная? Почему вы так думаете? Какие краски нужны были художнику, чтобы показать это? Какие краски взял бы художник, если бы захотел нарисовать не пасмурный и хмурый день, а яркий и веселый? Почему художник так назвал свою картину?»

Для лучшего восприятия произведения живописи целесообразно предложить детям сравнить изображенное на картине с наблюдаемым в окружающей природе. Этот прием называют введением в воображаемую ситуацию. Он развивает умение детей как бы войти в картину, вспомнить о похожих предметах и явлениях, виденных в жизни, придумать, что бы они увидели, услышали, если бы «как будто пришли на эту полянку», «в этот лес», «к этой речке». Так дети приучаются использовать свой опыт, у них развивается творческое воображение.

При рассматривании картины необходимо и поясняющее слово педагога. Оно помогает ребенку разобраться в ее содержании, углубляет восприятие. Однако пространные объяснения затрудняют восприятие, смазывают впечатление от произведения. Педагог всегда должен помнить об этом.

Правильному и глубокому восприятию картины способствует поэтическое слово, музыка. Например, рассматривание картины И. Левитана «Весна. Большая вода» хорошо сочетается с чтением стихотворения А. Плещеева:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою…

 А при рассматривании репродукций с картин С. Герасимова «Последний снег», «Ива цветет» уместно прочитать стихотворение А. Толстого: 

Вот уж снег последний в поле тает.

Теплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

                                        И зовут друг друга журавли.

Смотреть пейзажные картины лучше сразу после экскурсии, наблюдения. Например, в ходе беседы после прогулки в зимний лес или парк можно рассмотреть с детьми картину К. Ф. Юона «Русская зима». Пейзаж, написанный художником, соответствует тому, что ребята видели на прогулке,- заснеженные деревья, замерзшая река, крыши домов, покрытые снегом. Это приучает их соотносить свой чувственный опыт с эстетическим воздействием картины. Фигурки людей и животных, введенные художником в композицию, вызывают у детей личные ассоциации, оживляют впечатления, помогают составить рассказ. Дети вспоминают прогулку: «Как мы видели, только домики маленькие»; «Наш парк тоже был в снегу»; «Красиво, как в нашем парке». С помощью воспитателя уточняются и вводятся в активный словарь образные слова и выражения: иней, сверкать, блестеть на солнце, снег покрыл землю теплым одеялом и др.

Если в старшей группе рассматривание пейзажных картин, как правило, является частью беседы, то в подготовительной это может быть и самостоятельным занятием.

Если воспитатель эти занятия проводит систематически и у ребят уже накоплен определенный опыт, то можно рекомендовать и другие, более сложные задания с использованием комплекса средств: рассматривание картин о природе и прослушивание музыкальных произведений. Детям предлагают следующие задания:

  • сопоставление характера и настроения музыкального произведения с пейзажной картиной;
  • определение характера и настроения музыкального произведения и составление воображаемой картины к нему;
  • подбор воображаемого музыкального произведения к пейзажу.

Эти задания развивают у детей умение эстетически оценивать явления природы, внимательнее присматриваться к ним, находить интересное, удивительное в обычном, малозаметном и на первый взгляд непривлекательном.

Анализ выполнения детьми старшего дошкольного возраста подобных заданий помог выявить некоторые особенности понимания дошкольниками характера, настроения пейзажа и музыки о природе. Дети 6-7 лет легче воспринимают ярко выраженный характер музыкального произведения, чем картины. Дошкольники часто не понимают настроение пейзажа из-за техники рисунка. Так, например, изображение, темных пятен на ярком, солнечном пейзаже смущает ребенка, он относит эту картину к «грустным», «печальным», «страшным», то есть ставит в прямую зависимость настроение картины от колорита красок: яркая солнечная цветовая гамма- настроение хорошее, темные краски - настроение плохое. Большинство старших дошкольников могут уловить и выразить словами характер музыки (быстрая, торопливая, медленная, спокойная), но некоторые дети затрудняются дать словесное определение настроения музыкального произведении и ограничиваются достаточно примитивной оценкой, не передающей ее особенностей (хорошая, не очень хорошая).

Правильное соотношение музыки и пейзажа дети реализуют в своих рассказах с помощью образных выражений, экспрессии.

 При использовании специальных приемов все старшие дошкольники могут подойти к пониманию и достаточно тонкой характеристике музыкального произведения и его сопоставлению с пейзажем. В процессе выполнения различных заданий дети учатся анализировать, оценивать, сравнивать, у них воспитывается эмоциально-положительное эстетическое отношение к природе.

 Таким образом в процессе систематической педагогической работы дошкольники начинают по-новому, полнее, ярче воспринимать окружающее, видеть и искать необычное, интересное в природе. Описания природы становятся более точными, исчезают общие приблизительные оценки «плохая», «хорошая». У детей развивается способность замечать, определять и характеризовать явление природы, что создает хороший фон для формирования положительного отношения к ней. Отражение природы в рисунках доступно детям дошкольного возраста; оно имеет большое значение для их нравственно-эстетического воспитания, для развития творческих способностей, для подготовки их к успешному обучению в школе.

Глава 2. Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста отображать окружающую природу.

Практическая работа проводилась в подготовительной группе МДОУ Новоспасский детский сад №7. В ней участвовало 10 человек.

Цель практической работы: выявить степень сформированности умений у детей старшего дошкольного возраста отображать окружающую природу; дать детям соответствующие знания,  развить наблюдательность и творческие способности в процессе рисования пейзажа.

Циклическое наблюдение за снегом.

Наблюдение№1. «Первый снег».

Цель: понаблюдать, какими хлопьями падает снег, как медленно опускаются снежинки на землю, на крыши, на забор, затем обойти весь участок и посмотреть, как быстро все побелело.

- Ребята, отгадайте загадку: «Зимой в поле лежал, а весной в реку побежал». (Снег). Сегодня выпал первый снег.

Что такое за окном?

Сразу в доме посветлело!

Это снег лежит ковром,

Самый первый, самый белый!

Вот о чем всю ночь свистел

За моим окошком ветер!

Он про снег сказать хотел

И про то, что зиму встретил.

                                 Е. Трутнева

- Скажите, какой он? (Пушистый, белый, холодный, легкий).

- На что похож первый снег? (На покрывало, на вату, на пух).

- Давайте обойдем вокруг участка и посмотрим как это «покрывало» быстро укрывает всю землю.

Наблюдение №2. «Какой он – снег?»

Цель: обратить внимание детей на то, как красиво блестит снег в ясный морозный день. Полюбоваться красотой покрытых снегом деревьев, кустарников.

- Ребята давайте вспомним песню о снеге:

Ой, снежок, ой, снежок,

На дорожку стелится.

Все вокруг, все вокруг

Замела метелица...

- Посмотрите: какой сегодня снег? (Блестящий, пушистый, ярко-белый, скрипучий, рассыпчатый).

- Как красиво он укрыл деревья.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне...

                 С. Есенин

- С чем сравнивает снег поэт? (С серебром, с огнем, с бахромой).

-Давайте стряхнем снег с веток. Посмотрите, какой он красивый, как блестят снежинки на солнце. Настоящее серебро и огонь!

       

          Наблюдение №3. « Какой бывает снег?»

Цель: познакомить детей с особенностями снега в разную погоду.

- Ребята, посмотрите, какой сегодня снег? (Липкий, мокрый, серый).

- Верно, снег стал серого цвета, он тает.

- Вспомните, какой снег был в морозную ясную погоду? (Чистый, ярко-белый, рассыпчатый).

- На что он был похож? (На серебро, на огонь, на пух, на бахрому).

- Посмотрите, какой снег под деревьями? (Грязный, темно-серый).

- Обратите внимание на ветки деревьев: они наклонились под тяжестью, изогнулись, потому что снег мокрый, тяжелый.

- А на что похож снег сегодня? (На камни, на комья ваты).

- Давайте что-нибудь слепим из снега.

Наблюдение №4. «Какого цвета снег?»

Цель: дать представление детям о том, что снег имеет разные оттенки в зависимости о того, где находится.

- Ребята, какого цвета снег? (Белого, серого).

- Я раскрою вам секрет: снег может иметь самые разные оттенки.

Заготовила зима

Краски все

         для всех

                 сама.

Полю –

      лучшие белила.

Зорям –

       алые чернила.

Всем деревьям –

               чистые

блестки серебристые.

                       В. Фетисов

- Посмотрите на снег, который лежит под деревьями. Какого он цвета? (Голубого, серого, с фиолетовыми оттенками). Особенно в тени он имеет холодные светло-синие оттенки.

- А на солнце снег какого цвета? (С желто-лимонными, розовато-оранжевыми оттенками).

- Верно здесь он имеет теплые оттенки.

- А какого цвета снег у зеленого забора? (Светло-зеленый).

- Снег как будто отражает забор, как зеркало, и принимает его цвет.

- Поэтому и говорят, что Зима-Волшебница заготовила самые разные краски для всей природы.

Наблюдение за небом.

Цель: дать детям представление о том, что небо зимой меняет цвет, становится тяжелым, низким.

- Ребята, какого цвета небо? (Серое, лилово-голубое, темное).

- Вспомните, какое небо летом? (Ярко-голубое, прозрачное, легкое).

- Какое небо зимой? (Тяжелое, низкое).

- Посмотрите, что еще вы видите на небе? (Облака).

- На что похожи облака? (На вату, на пух).

- Облака плывут и меняются: это облако похоже на крокодила, который раскрыл рот, это – на жирафа. А вам на кого похожими кажутся облака?

- Обратите внимание, как отражается небо в снегу. Снег стал такого же серого, синего, темного цвета. А какого цвета был бы снег, если бы небо было светло-голубое? (Голубым, ярким).

Экскурсия в зимний лес №1.

Цель экскурсии: обратить внимание детей на общую картину природы: на цвет неба, снега, на разнообразие деревьев и кустарников, на погоду; на умиротворенное состояние природы. Дать возможность детям почувствовать радость, удовольствие от пребывания в лесу.

Примерный план экскурсии: при входе в лес обратить внимание на спокойное состояние природы, она как будто уснула (не слышно лесных жителей, безветренно, лес не шумит):

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

                                 С.Есенин

Провести наблюдение за небом. Вспомнить, какое оно было летом и осенью.

Посмотреть снеговой покров, отметить, что снег покрыл землю тонким слоем. Обратить внимание детей на цвет и состояние снега на солнечной полянке и под старыми деревьями с могучей кроной. Предложить детям придумать загадки про снег и про зиму. Походить по протоптанным тропинкам и по сугробам.

Рассмотреть деревья и кустарники, изменились ли они под тяжестью снега, на что стали похожи. Дать детям задание найти знакомые деревья (по коре, по расположению ветвей, оставшимся плодам), отметить происшедшие с ними изменения с приходом зимы.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

И над самою макушкой

Долбит дятел на суку...

                           С.Есенин

После экскурсии хорошо провести беседу на тему: «Что мы увидели в зимнем лесу?». Предложить детям сделать работы на тему: «Зимушка хрустальная.

Экскурсия в зимний лес №2.

Цель экскурсии: познакомить детей с маленькими уголками природы.

Сравнить состояние природы в самом начале зимы, когда снег еще кое-где таял с состоянием природы в морозный солнечный день.

Примерный план экскурсии: начать экскурсию хорошо с чтения стихотворения, чтобы дети почувствовали красоту зимнего пейзажа:

Мороз и солнце, день чудесный...

                                А.Пушкин

Спросить детей, что же изменилось в лесу. Вспомнить, какой он был в начале зимы, много ли было снега, какой был снег, был ли такой ясный морозный день. Походить по дорожкам, прислушиваясь к тишине в лесу, к тому, как скрипит снег под ногами в сильный мороз, потрясти ветку дерева, чтобы посмотреть, как искрятся снежинки на солнце, обратить внимание ребят на то, что зимнее солнце светит, но не греет.

Обратить внимание на глубокий снег; на поверхности его образовалась ледяная корка, которая ослепительно блестит на солнце; интересно приподнять кусочек корки и посмотреть, какой под ней чистый и пушистый снег.

Предложить детям найти самый живописный уголок природы, в котором есть и деревья, и кустарники, и виден кусочек неба, и снег разного цвета; и вместе с воспитателем сделать зарисовку этого уголка.

После экскурсии предложить детям придумать короткие рассказы о том, что видели на экскурсии. Вместе с воспитателем сделать коллективную работу: «Дремлет лес под сказку сна».

Конспект НОД «Какая она, зимушка-зима?»

Беседа проводится в 2 этапа.

Программное содержание. Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы.

Развивать художественное восприятие пейзажных картин, видение содержания и средств выразительности живописи: цветосочетания зимнего состояния природы, вызывающие соответствующие им настроения; рисунок, передающий характер образов; композиционные построения картин. Развивать эстетические оценки, суждения, умения соотносить образы по настроению в живописи, музыке, поэзии, художественной прозе. Обогащать словарь детей эмоционально-оценочной лексикой, эстетическими и искусствоведческими терминами.

Подготовительная работа. Наблюдения за зимними явлениями в природе, цветовыми проявлениями сезона, времени суток. Рассматривание репродукций картин о зиме, разучивание стихов и пение песен, прослушивание музыкальных произведений на тему зимы.

Материалы. Репродукции картин, акварельные краски, бумага на каждого ребенка, кисти, палитры.

1-я часть. Беседа и рассматривание картины «Зима» И.Шишкина.

Дети свободно сидят перед стендом, на котором помещена картина.

Воспитатель. Отшумела Ярко-желтой листвой золотая осень. Бирюзовое небо заволокли сизые, серые облака.

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

 Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов...

                                  А Пушкин

Начинает зиму декабрь. Он поддает стужи. Его в народе прозвали «студень», «многоснежный».

По-разному зима поет свои песни: то морозную, суровую, звонкую, радостную, то разгульную, метельную, то тоскливо-унылую, печальную. Поэты, художники, композиторы чувствуют зиму, ее настроение и рассказывают нам о зиме. Поэты – в словах, композиторы – в звуках, художники -  в красках. Давайте-ка и мы попробуем разгадать некоторые напевы зимушки-зимы.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело

Темный лес, что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно...

                   И Суриков

На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из-под черных кудрей,

Словно рад он чему, -

И на ветках берез

Как алмазы, горят

Капли сдержанных слез.

                       И Никитин

Поет зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка,

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна...

                   С.Есенин

Но послушаем еще отрывок из рассказа писателя Г.Скребицкого о волшебстве Зимы.

«...Растянула Зима по небу серые тучи и стала покрывать землю свежим пушистым снегом. В один день все кругом разукрасила.

Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.

Ходит Зима по горам, по долам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам – то тут, то там свою волшебную картину исправит.

Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.

А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их Зима тоже в белые шубки одела.

Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зеленые огоньки зажглись на земле,  на деревьях, на кустах. А подул ветерок... в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки.

Чудная получилась картина! Пожалуй, лучше и не нарисуешь!

Любуется солнышко картиной Зимы... – глаз оторвать не может...»

Г. Скребицкий. Четыре художника

Вот какую прелестную картину нарисовала зимушка-зима. А сейчас посмотрим картину о зиме, которую написал художник Иван Иванович Шишкин. (Открывает стенд с картиной «Зима» и дает детям время рассмотреть ее внимательно.) Так о чем же нам рассказал художник? Да, о зиме в лесу. Что покорило, удивило и порадовало его? Красота зимнего заснеженного леса, укутанного толстым слоем пушистого снега. Какой же это лес? Да, это старый, дремучий, непроходимый лес, еще говорят – «еловый бор». Почему мы решили, что это старый и дремучий бор? Посмотрите на ели. Что можно о них сказать? Какие они? Огромные, с мощными толстыми стволами, ветви начинаются высоко наверху. Это лесные богатыри. А чуть дальше что мы видим? Частый лес, чащобу – не продерешься сквозь нее. А что мы видим на земле? Что лежит под снегом? Огромные стволы упавших старых деревьев. Кое-где стволы елей уже наклонились, но еще не упали. А есть ли тут маленькие елочки и кусты? Да, они чуть виднеются из-под снежных шубок.

Как вы думаете, почему художник нарисовал лес так, что мы даже не видим верхушек деревьев? Что больше всего привлекло его внимание? Да, снег в этом еловом бору! Как вы думаете, где стоял художник, когда писал картину? Он стоял очень близко к деревьям, поэтому и не видел их верхушек, а видел только стволы. На первом плане перед ним была чуть приоткрытая поляна с поваленными деревьями, покрытыми пушистым снегом, а чуть вдали виднелся просвет между елями, где в бело-желтоватой пелене большие ели были видны от макушки до основания.

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -

Не мертвец и не живой, -

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

                                  Ф.Тютчев

Так почему же художник хотел обратить наше внимание на то, что находится внизу, - на заснеженную поляну? Внизу все погружено в тень. Посмотрите на цвет снега. Какой он? Да, необыкновенный: коричневато-белый, кремовый – это от коричневых стволов деревьев. А там, где глубокие тени, он еще и голубоватый. Только в глубине, в просвете между деревьями, луч солнца осветил запушенные ели, окрасив снег в слегка желтоватые тона. Этот просвет дает нам возможность увидеть более светлую даль и понять, что вся поляна погружена в тень. Холодно, морозно, и кажется, что все в этом лесу заснуло, застыло, замерзло. И только теплые коричневые тона стволов елей говорят о том, что лес заснул, но он живой.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна...

                               С.Есенин

А видите ли вы еще живое существо? Приглядитесь внимательно. Видите вы кого-нибудь в этом сонном лесу? Вот какую еще загадку нам загадал художник. Нашли? Это птица на ветке; кажется, что она тоже заснула.

А сейчас посмотрите не картину и подумайте: много ли цветовых тонов использовал художник? Так какие же тайны нам загадала зима, а художник подметил? Цвет снега зависит от цвета окружающих его предметов. Снег может создавать ощущение спокойствия, тишины, неподвижности. Красив укутанный пушистым толстым ковром  снега зимний лес, хотя нет в нем ничего яркого, броского.

Какая же по настроению эта картина? Шумная или тихая, неспокойная или наоборот; громкая, звонкая или нет? Да, картина тихая, спокойная, не громкая.

Тишина! – шепнула белая поляна.

Тишина! – Вздохнула, вея снегом, ель.

За стволами зыбь молочного тумана

Окаймила пухлую постель...

                                  С.Черный

Полюбуемся еще на картину, послушаем и насладимся тихой песней морозного дня. (Включить отрывок из пьесы А. Вивальди «Зима».) Понравилась вам музыка? А что ощутили вы? Похоже это чувство на то, которое навевает картина? (Беседа с детьми.)

Сегодня мы увидели, услышали и почувствовали, как красиво нам рассказали поэты, писатель, композитор, художник о своем настроении, навеянном красотой и напевами зимы.

2-я часть. Сравнение картин «Зима» И. И. Шишкина, «Сказка инея и восходящего солнца», «Февральская лазурь» И. Э. Грабаря.

Ход занятия. Дети свободно сидят перед стендом с картинами (открыта только «Зима» И. Шишкина).

Воспитатель. Дети, мы уже вели разговор о том, какая у нас бывает зимушка-зима, и даже разгадали тайну картины Ивана Ивановича Шишкина «Зима». Посмотрите на картину и постарайтесь вспомнить какую? (Дается время). Да, мы узнали еще один секрет художников-живописцев: на цвет снега влияет цвет окружающих его предметов, состояние погоды. Поэтому художник нарисовал не белый снег, а коричневатый, кремовый. Так на цвет снега повлиял коричневый цвет стволов елей. Художник использовал немного цветовых тонов, поэтому картина вызывает ощущение тишины, умиротворенности, спокойствия морозного дня, заснеженного и как будто уснувшего леса.

Сегодня мы рассмотрим еще две картины, где тоже есть свои загадки. Послушайте, о чем я вам расскажу.

Как-то раз художник Игорь Эммануилович Грабарь зимой поехал на дачу, чтобы писать зимние пейзажи. Он уже не первый день ходил с этюдником и рисовал понравившиеся ему места. Но вот однажды, проснувшись рано утром и выглянув в окно, он ахнул! Что за сказочная, необыкновенной красоты картина открылась перед ним! Скорее, скорее писать, пока это чудо не исчезло! Ему хотелось петь и танцевать от радости! Но он схватил краски и стал писать, а зимушка-зима бродила вокруг него и тихонько напевала, мурлыкала свою нежную завораживающую песню.

Посмотрим же эту картину. (Открывает картину «Сказка инея и восходящего солнца», дает детям время вглядеться в нее.) Что вас радует, когда вы глядите на это произведение? Расскажите (Ответы детей.) Вот какие красивые слова вы нашли, чтобы рассказать о своем впечатлении от картины! Да, мы как будто очутились зимой в сказочном лесу, где расцвели необыкновенные деревья! А как вы узнали, что это березки? По ажурным, опушенным инеем веточкам, каскадом спускающимся вниз. Каждая тоненькая веточка покрыта снежным инеем, и создается ощущение, что эта снежная бахрома – необыкновенной красоты цветы. Это громкая, звонкая картина или нежная, мягкая, легкая? А какой основной тон картины? Неяркий розовато-сиреневый, розовато-голубоватый, холодный. А как вы думаете, почему художник выбрал такую гамму цветов? Потому, что это восход желто-лимонного солнца в морозный день, оно своими лучами окрасило снег в розовато-сиреневые холодные тона, и иней на березах вдруг загорелся заискрился, засверкал розовато-сиреневыми блестками. Небо у горизонта стало лимонно-желтым от солнца, а выше – зеленоватым, голубовато-сиреневым.

Разукрасилась Зима...

На уборе бахрома

Из прозрачных льдинок,

Звездочек-снежинок.

Вся в алмазах, жемчугах,

В разноцветных огоньках,

Льет вокруг сиянье,

Шепчет заклинанье:

«Лягте, мягкие снега,

На леса и на луга,

Тропы застелите,

Ветви опушите!»

               М.Пожарова

Что вам хотелось делать, глядя на эту картину? (Ответы детей.) Как бы вы назвали эту картину? Художник Игорь Эммануилович Грабарь назвал свою картину «Сказка инея и восходящего солнца». Он услышал нежную, радостную и изящно-волшебную песню зимы и передал это в своей картине.

А сейчас посмотрите на другую картину этого же художника. Она называется «Февральская лазурь». Какую мелодию зимы здесь услышал художник? Расскажите, что вы чувствуете, глядя на эту картину? (Ответы детей.) Да, это февраль – конец зимы, ее последний праздник! Праздник лазоревого, ясного и чистого неба с яркой бездонной синью в вышине. Солнце высветило жемчужную белизну березок и кружево ветвей, устремленных к нему. Рыхлый снег в его лучах стал розоватым, с глубокими синими тенями от берез. Кажется, что и сам воздух звенит от чистоты и прозрачности. Да, это яркая, звонкая, радостна, громкая, праздничная и прощальная песнь уходящей зимы.

Мы с вами увидели, услышали, как художники, поэты, писатели, композиторы почувствовали и в своих произведениях передали разные напевы зимушки-зимы: то тихие, спокойные, то нежные, изящные, сказочно-волшебные, то громкие, звонкие, то грустно-печальные. А сейчас вы возьмете краски и нарисуете свою песню о зиме. Подумайте, о какой зиме вы хотите рассказать. Постарайтесь и краски подобрать такие, чтобы мы узнали о вашем замысле.

Список литературы

1. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание в процессе ознакомления с природой. – М.: Просвещение, 1982.

2. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985.

3. Копцева Т. Природа и художник // Обруч. – 2000. - №1.

4. Кузнецова О. Лягушка? А вот и нет! // Дошкольное воспитание. – 1996. - №12.

5. Курочкина Н.А Знакомим с пейзажной жизнью. – Санкт-Петербург. – Детство-Пресс, 2003.

6. Наблюдения и труд детей в природе / Под ред. А.Ф. Мазуриной. – М.: Просвещение, 1976.

7. Рогатюша Н. Изоэкология // Дошкольное воспитание. – 2001. - №7.

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование эстетического отношения к природе через изобразительную деятельность у детей старшего дошкольного возраста

В методической разработке предложены рекомендации для воспитателей старших групп, методы и формы работы воспитателя с детьми  по изобразительной деятельности, связанной с  природой и воспита...

Особенности формирования положительного эмоционального отношения старших дошкольников к природе в изобразительной деятельности в ДОУ

Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая выделяет его из мира животных, дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.К. Маркс, у...

Особенности формирования положительного эмоционального отношения старших дошкольников к природе в изобразительной деятельности в ДОУ

Необходимо развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться, вслушиваться....

Восприятие природы в процессе изобразительной деятельности дошкольников.

В  данной презентации раскрыты основные этапы программы Т.А. Копцевой  «Природа и художник» :Как научить ребенка передавать эмоционально-ценностное отношение к природе?Как обогат...

Изобразительная деятельность дошкольников как способ познания окружающего мира и формирования мировоззрения

Дети могут рисовать с юного возраста, раньше чем ходить и говорить. С помощью рисования они могут познавать окружающий мир, себя самих. Задача взрослых, родителей, педагогов, способствовать, помогать ...