Открытое занятие по художественно-эстетическому развитию на тему: « Путешествие в галерею художника П.М.Гречишкина» в подготовительной группе.
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Сорокина Галина Николаевна

Открытое занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx401.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по художественно-эстетическому развитию

на тему: « Путешествие в галерею художника П.М.Гречишкина»

в подготовительной группе.

Автор: Сорокина Г.Н.

Воспитатель первой

 квалификационной категории

с. Ладовская Балка

Красногвардейский район

Ставропольский край

2017год

Цель:

 Познакомить детей с творчеством Ставропольского художника П.М. Гречишкина и его картинами.

Задачи:

Научить детей видеть красоту природы в произведениях художника.

Учить детей сравнивать картины, написанные на одну тему.

Систематизировать знания детей о сезонных изменениях.

Обогащать словарь детей эстетическими и искусствоведческими терминами (пейзаж, композиция, теплые, холодные тона и т.д.).

Воспитывать уважительное отношение к художникам, прославившим Ставропольский край.

Воспитывать любовь к природе Ставропольского края.

Предварительная работа: Знакомство с творчеством художников Ставропольского края, беседы о родном крае, о музеях и картинах, наблюдения за природой, рассматривание иллюстраций о Ставрополье и Северном Кавказе, чтение и разучивание стихов о Ставрополье.

Оборудование:

Репродукции картин Ставропольского художника П.М. Гречишкина «Ставропольский лес», «Зимний лес», «Цветущая степь», картинки для д/игры «Художник и его помощники», аудиозапись «Звуки леса», материал для рисования.

Ход деятельности

Дети стоят полукругом.

Воспитатель: Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие. А чтобы узнать в какое путешествие, вы должны отгадать загадку:

 У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть,
И бумаги плотный лист,
А еще – мольберт-треножник,
Потому что я …

Дети: Художник.

Воспитатель: А вы, знаете, кто такой художник? (Ответы детей).

-Правильно, художник – человек, который занимается изобразительным искусством, создаёт картины, пишет картины. Художником может стать только тот, кто хорошо рисует, потому, что рисунок – это основа любого изображения.

 Художник - это человек, который умеет видеть прекрасное в обыкновенном, запоминает свои впечатления и знает, как выразить на бумаге свои мысли и фантазии. 

-Ребята, а где хранят свои работы художники? (Ответы детей).

-Правильно, некоторые произведения художников хранятся в музеях и картинных галереях.

-А что нужно художнику для того, чтобы написать картину, мы узнаем поиграв в игру.

Дид.игра «Художник и его помощники».

(Дети выбирают нужные картинки и объясняют свой выбор). 

Вос-ль: Ребята, послушайте одно хорошее стихотворение:

Если видишь на картине

Нарисована река.

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина называется  - пейзаж.

Вос-ль: А, как называются художники, рисующие пейзаж?

Дети: Художниками -пейзажистами.

Вос-ль: Ребята, назовите каких художников-пейзажистов Ставропольского края вы знаете.

Дети: Кленов В.Г., Голубева В.Н., Смирнов В.В., Гречишкин П.М.

Вос-ль: Правильно. И вот сегодня мы с вами отправляемся в галерею на выставку картин  художника-пейзажиста  П.М. Гречишкина.

Презентация «Знакомство с творчеством Ставропольского художника П.М. Гречишкина».

Вос-ль: Павел Моисеевич Гречишкин родился 16 января 1922 г. в селе Татарка Шпаковского района. Маленький Павел свой досуг проводил на природе. Взяв с собой листы бумаги и краски, он уходил из дома на весь день, а когда возвращался, приносил в сумке первые этюды.

 -П.М.Гречишкин – это талантливейший пейзажист, значительную часть своего творчества он посвятил воспеванию природных красот  как Ставрополья и Северного Кавказа, так и других уголков России.

 -В годы ВОВ П.М.Гречишкин находился в действующей армии. После возвращения домой, он полностью посвятил себя живописи – рисованию картин о природе. Он много работал, участвовал в городских, краевых и других выставках. На его счету сотни произведений, многие из которых были переданы художником в дар городу Ставрополю. В знак признания его творчества открыта картинная галерея, которая в своей экспозиции насчитывает 430 живописных произведений автора.

-Его заслуги были справедливо отмечены высокими государственными наградами: медалями «За оборону Кавказа»«За победу над Германией в ВОВ 1941-1945гг», орденами «Знак Почета» и Октябрьской революции, ему присвоено почетное звание «Заслуженный художник Российской Федерации».

П. М. Гречишкин умер в 2009 году, его похоронили в городе Ставрополе.

Вос-ль: Я предлагаю вам рассмотреть его известные картины.

Вос-ль: Рассмотрим картину «Ставропольский лес». Что главное на этой картине?C:\Users\СорокинаГН\Desktop\Новая папка (9)\DSC06672.JPG

Дети: Деревья.

Вос-ль: Какие деревья изобразил художник?

Дети: Высокие, стройные.

Вос-ль: Скажите, когда он рисовал картину «Ставропольский лес»?

Дети: Осенью.

Вос-ль: Почему вы так думаете?

Дети: Деревья надели желтые платья.

 Вос-ль: Каких цветов больше темных или светлых, ярких?

Дети: Светлых, ярких.

Вос-ль: Как еще можно назвать осенний лес.

Дети: Золотым.

Вос-ль: Изображено ли солнце на картине?

Дети: Нет.

Вос-ль: А что вы видите вместо него?

Дети: Лучи и кусочек голубого неба.

Вос-ль: Как они изображены художником?

Дети: Они пробиваются сквозь листья деревьев.

Вос-ль: Правильно, ребята, от этого картина П. М. Гречишкина еще более светлая, яркая, золотая, теплая.

-Ребята, а как вы думаете тихо в лесу или дует ветерок?

Дети: Дует ветерок.

Вос-ль: А как вы это определили?

Дети: Художник изобразил покачивающиеся деревья и листья, которые еще не долетели до земли.

Вос-ль: Опишите мне землю в лесу?

Дети: Она так же покрыта золотыми, желтыми, коричневыми листьями, от этого она кажется такой же золотой, как и деревья.

Вос-ль: Посмотрите, а что это за темные пятна на земле?

Дети: Это следы от мокрых серых камней.

Вос-ль: А почему вы решили, что камни мокрые?

Дети: Потому что течет ручей.

Вос-ль: Правильно, ребята, когда камни мокнут от воды, они темнеют, вот и художник изобразил серые и черные камни по берегам ручья.

-На каком плане картины художник изобразил ручей?

Дети: На передним.

Вос-ль: Ручей большой или маленький?

Дети: Маленький.

Вос-ль: Что на картине можно сравнить с ручьем?

Дети: Кусочек голубого неба.

Вос-ль: Ребята, как вы думаете, какой был день?

Дети: Солнечный. Листья переливаются под лучами солнца. Небо голубое. Вос-ль: Посмотрите, внимательно как стоят деревья, озаренные солнцем. Лучи солнца как-будто играют в водах ручья. Рядом с высокими и стройными деревьями тянутся молодые деревца. Это детки деревьев прибежали на опушку, ближе к ручью, где больше солнца. Особую жизнь картине придает игра света и тени. Солнечный свет словно омывает, оглаживает каждый в отдельности золотистый листок.

-Какими тонами краски выполнена картина?

Дети: Эта картина выполнена теплыми тонами краски.

Вос-ль: Давайте попробуем описать листья деревьев, небо, ручей.

(Заслушивает 2-3 рассказа).

Дети: Листья горят как-будто на солнце, листья, как золотые монетки, как солнечные лучики.

 Восль: А как вы думаете, почему  художник так назвал картину «Ставропольский лес»?

Дети:  Потому, что он изобразил лес в городе Ставрополе, где он родился и вырос. 

Вос-ль: Правильно, ребята, в этом и заключается сила  – среди множества красивых мест в лесу художник сумел выделить главное, что сам видел, переживал, поэтому и сумел создать образ леса, присущий городу Ставрополю.

Физминутка «Ветер тихо клен качает»

Ветер тихо клен качает,

Вправо ,влево наклоняет:

Раз – наклон и два – наклон, зашумел листвою клен.

(Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево).

Вос-ль: Посмотрим на картину «Зимний лес», когда она изображалась, как вы думаете?

Дети: Зимой.

Вос-ль: Как изобразил зимний лес художник?

Дети: Зима изображена в холодных тонах, белый, голубой, сероватый, даже солнце бледное, не так как осенью и летом.

Вос-ль: Ребята, как вы думаете, в какое время года лес красивее всего?

Дети: Летом, осенью, зимой, весной.

Вос-ль: Вы правы, ребята, лес красив в любое время года.

- Ребята посмотрите на обе картины и скажите что общего в этих картинах?

 Дети: Мы видим лес. Пейзаж. Красивый лес.

 Вос-ль: Посмотрим внимательнее на картину «Зимний лес». Мы заметили тот же ручей, те же склоны с высокими деревьями, не так ли? А вы знаете почему?

Дети: Эти две картины в одном и том же лесу в городе Ставрополе.

Вос-ль: А теперь рассмотрим пейзаж П.М. Гречишкина «Цветущая степь».

-Что вы видите на картине?

Дети: Цветущую луговую степь, много белых, синих, желтых, лиловых полевых цветов, обдуваемых степным ветром.

Вос-ль: Какое время года изобразил художник?

Дети: Лето.

Вос-ль: Что вы видите на переднем плане? На дальнем?

-Какая степь на картине?

Дети: Солнечная, бездонная, разноцветная, яркая, большая , широкая, бескрайняя, бесконечная, необъятная, светлая, чудная.

Вос-ль: Обратите внимание на летнее небо. Как можно рассказать красиво о нем? Что вы видите в небе?

- Вглядитесь в картину и скажите, ребята, что вы чувствуете?

-Ребята, смотря на пейзаж «Цветущая степь» сразу вспоминаешь строки из известных вам стихотворений.C:\Users\СорокинаГН\Desktop\Новая папка (9)\DSC06686.JPG

Ребенок:

Колокольчики мои,

Цветики степные.

Что глядите на меня.

Темно-голубые?

И о чем звените вы

В день веселый мая,

Средь нескошенной травы

Головой качая?

(А. Толстой)

Ребенок:

Полевые цветы в одеянии просты,
Скромный взгляд их застенчив и трепетно кроток,
Но дыханьем живым так полны и чисты,
Что затмят чары дивных, заморских красоток.

Их природа, лаская, растила сама,
Словно мать своё чадо, храня и лелея.
Отдала всю себя им до капли, сполна,
Чем богата сама, ничего не жалея!
В колыбели качали их ночью ветра,
Родники и дожди свежей влагой поили,
А палящего солнца дневная жара
Волю к жизни и силы у них закалили

(Ольга Борисова)

Вос-ль: Ребята, а вы любите рисовать? Я предлагаю превратиться в настоящих художников и нарисовать свои картины на тему: «Весенний пейзаж». Но сначала сделаем физминутку.

Физминутка «Юные волшебники».

Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
Будем дружно рисовать,
И картины создавать.

(Дети рисуют под спокойную музыку).

C:\Users\СорокинаГН\Desktop\Новая папка (9)\DSC06696.JPG

 По окончанию  работы, выставка картин, дети дают название своей картине и рассказывают о ней.

Итог занятия.

Вос-ль:

-Ребята, о каком художнике пейзажисте мы сегодня говорили?

-Как называются картины, которые мы рассматривали?

-Что мы сегодня рисовали?

-Какое настроение вы хотели передать в своей картине?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности (познавательное развитие) на тему «Путешествие в поисках воздуха и ветра» для детей подготовительной группы

Конспект непосредственной образовательной деятельности (познавательное развитие) на тему «Путешествие в поисках воздуха и ветра» для детей подготовительной группыЦель:...

Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому творчеству (лепка) на тему «Веточка мимозы»

В данном материале предоставлено описание работы с детьми среднего возраста детского сада. На занятии дети знакомятся с нетрадиционной техникой изображения - пластилинографией. В конспект вк...

Методическая разработка Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему "Путешествие в страну правил дорожного движения" для детей подготовительной группы

Данный материал рассчитан для детей подготовительной группы. Ориентирован на формирование у детей необходимых представлений, умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах....

Открытое занятие по социально-коммукативному развитию на тему "Путешествие в страну Добра"

Открытое занятие с самоанализом по социально-коммуникативному развитию в средней группе...

.Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию на тему: «Путешествие по планетам Солнечной системы». Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Конспект очень интересный, насыщенный. Использованы разнообразные методы и приёмы, способствующие развитию интереса детей к данной теме. Детям очень понравилось, они активно работали.Занятие прошло пл...

Конспект открытого занятия деятельности по (речевому развитию) На тему: «Путешествие в страну Красивой речи » для детей подготовительной группы.

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.Задачи:1.Образовательные- Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.- Упр...