рабочая программа
рабочая программа по рисованию (старшая группа) на тему

Ненашева Вероника Геннадьевна

Рабочая программа "Нетрадиционные техники рисования в детском саду"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx36.91 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МУ «Управление образования Администрации города Бийска»

«Детский сад №40»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по теме: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

                                          Разработчик:

                                                                            Ненашева Вероника Геннадьевна

                                                                            Должность: воспитатель

                                                                            Город, район: г. Бийск

г. Бийск

   

                                                        Структура

1.

Целевой раздел ………………………………………………………….

2

1.1

Пояснительная записка ………………………………………………...

3

1.2.

Цель рабочей программы ………………………………………………

5

1.3.

Задачи рабочей программы …………………………………………….

5

1.4.

Принципы в организации образовательного процесса ………………

5

1.5.

Особенности развития детей старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет) ……………………………………………………………………….

6

1.6.

Планируемые результаты освоения Программы (в виде целевых ориентиров) ……………………………………………………………..

8

2.

Содержательный раздел (описание образовательной деятельности)……………………………………………………………

9

3.

Организационный раздел (материально-техническое обеспечение программы, место реализации программы в целостном образовательном процессе)

14

 

1.  Целевой раздел

Рабочая программа «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

Тип программы: долгосрочный

Образовательная область: художественно-эстетическое

 Сроки реализации: 1 год.

 

Образовательная область

Возраст детей

Неделя

Месяц

Год

Художественно-эстетическое (рисование)

6-7 лет

1

4

32

   1. 1.  Пояснительная записка

Рабочая программа по реализации образовательной области  "Художественное творчество" разработана в соответствии с действующими ФГОС  ДО; Образовательная система "Школа 2100" ("Детский сад 2100") научный руководитель А. А. Леонтьев

  Рабочая программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, развитие абстрактного мышления, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей. Развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы.

   Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

  Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных художественных техник рисования, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развитию творческого потенциала. Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании также способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности.

  При реализации программы ежемесячно организуются выставки работ детей, которые органично вписываются в пространство группы, способствуют формированию гармоничному развитию личности ребёнка.

      1.2 Цель рабочей программы

Развитие творческих  способностей у детей 6-7 лет посредством использования  нетрадиционной техники  рисования.

   

1.3 Задачи рабочей программы

  1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними.

  2. Побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе техники нетрадиционного рисования.

  3. Развивать у детей художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание, устойчивый интерес к художественной деятельности.

  4. Формировать у детей умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

  5. Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом и творческую самореализацию.

1.4 Принципы  в организации образовательного процесса

 - Наглядности;

 - Систематичности и последовательности;

 - Доступности;

 - Новизны;

 - Полезности;

 - Сотрудничества.

1.5 Особенности развития детей старшего дошкольного    возраста  

(6-7 лет)

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

 Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был разработан проект обучения детей нетрадиционным  методам рисования.

  1.6 Планируемые результаты освоения Программы (в виде целевых ориентиров)  

   В результате освоения рабочей программы дети приобретут следующие интерактивные качества:

-Инициативность;

-Самостоятельность;

-Любознательность;

-Наблюдательность;

-Воображение, фантазия, образное мышление;

-Творческие способности;

-Склонность к экспериментированию;

-Способность к принятию решений.

2. Содержательный раздел (описание образовательной деятельности)

   Месяц

Тема занятия

          Задачи

Сентябрь

       

Ветка рябины

 Познакомить детей с новым  способом  рисования – пальчиками, развивать творческие способности, умение использовать нетрадиционные  техники  рисования. Развивать мелкую  моторику  пальцев  рук.

Превращение  гусеницы

(монотопия)

Познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования – монотипией. Продолжать учить детей работать с красками, развивать творческое воображение, мышление, фантазию

Ежик на опушке

(метод жесткой кисти)

Учить детей делать тычок жесткой полусухой кистью по контуру и внутри контура;  формировать умения рисовать гуашью, используя тычок; наносить рисунок по всей поверхности; передавать в рисунке особенности внешнего вида ежика.

Октябрь

Превращение ладоши

 Продолжать  знакомить с новыми  способами изображения развивать воображение, образное мышление и вкус.

  Развитие  мелкой  моторики пальцев  рук. 

Ковер из осенних листьев (печатание губкой)

Учить  изображать осенние  листья методом  печатания по бумаге  красками  разны цветов. Развивать  цветовосприятие, творческое мышление и воображение.

Осенние деревья

(выдувание, рисование ватными палочками)

Вызывать  у  детей желание  изображать деревья  нетрадиционными  методами. Уметь  «оживить»  необычные  формы, придать необходимый  вид. Воспитывать аккуратность  в  ходе выполнения  работы

Дождик

(рисование пипеткой)

Учить рисовать дождь пипеткой, равномерно распределяя капли воды по поверхности альбомного листа. Продолжать учить передавать в рисунке несложные явления действительности.

Ноябрь

Пушистый котенок

(тычок жесткой полусухой кистью)

Продолжать учить детей делать тычок жесткой полусухой кистью по контуру и внутри контура;  формировать умения рисовать гуашью, используя тычок; наносить рисунок по всей поверхности; передавать в рисунке особенности внешнего вида котенка.

За мокрым стеклом

(рисование по сырому)

Познакомить детей с новой техникой рисования двойных (зеркально-симметричных) изображений. Развивать художественный вкус, цветовосприятие.

Кляксы  наши  друзья

(кляксография)

Познакомить  с  новым  способом  изображения,  показать  ее  выразительные  возможности.

 Учить  дорисовывать  детали,  придавать  законченную  форму.

Сказочный цветок

(рисование жесткой кистью)

Продолжать  учить  детей  делать  тычок жесткой  кистью  по  контуру  и  внутри; передавать в  рисунке  образ  цветка; развивать  творческое  мышление  и  фантазию.

Декабрь

Зима пришла

(рисование солью)

 Познакомить с новой нетрадиционной техникой рисования «акварель + соль». Учить выполнять рисунок в данной технике, воспитывать аккуратность, эстетический вкус.

Снежинки

(набрызг)

 Познакомить детей с новым методом "набрызга", развивать интерес к занятиям по изодеятельности, учить детей замечать цветовой контраст при изображении снежинок.

Зимний  вечер  в  лесу

(граттаж)

 Познакомить  с  одним  из  видов графики-граттаж.Учить детей рисовать с помощью трафарета. Воспитать аккуратность в ходе  выполнения работы.
 Совершенствовать умения и навыки детей в комбинировании различных техник.

Новогодний салют

(набрызг)

Продолжать  формировать  умение  изображать салют методом «набрызг»,учить видеть  цветовой  контраст  при его  изображении.

Январь

Зимние узоры

(граттаж)

Продолжать  учить  рисовать  при  помощи  трафарета, совершенствовать  умения  и  навыки  в  комбинировании  различных  техник.

Чудесные  превращения  кляксы

(кляксография)

  Вызвать интерес к «оживлению» необычных форм (клякс), учить дорисовывать детали объектов (клякс), для придания им законченности и сходства с реальными образами; учить видеть необычное в обычном;

 развивать образное мышление, гибкость мышления, восприятие, воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности; воспитывать аккуратность в рисовании красками.

Февраль

Подводное  царство

(рисование ладошкой, по  мокрому)

 Совершенствовать технику рисования акварелью и гуашью. Расширить возможности способа рисования             по-мокрому с получением отпечатков, как выразительно-изобразительного средства .

 Кораблики

(рисование зубной щеткой)

 Развивать у детей художественно-творческие способности с помощью нетрадиционной техники рисования «набрызг»; обучать особенностям изображения объектов с помощью техники «набрызг»; развивать мелкую моторику, цветовосприятие, эстетические восприятие дошкольников; воспитывать бережное отношение к природе средствами искусства.

Матрешка

(рисование ватными  палочками  и  скомканной  бумагой)

Закреплять умение изображать фигуры способом пластилинографи.

Развивать чувство ритма, цвета.

Развивать мелкую моторику.

Ваза  с  цветами

(оттиск  печатками)

Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии.

Развивать мелкую моторику руки при выполнении приемов работы с пластилином.

Март

       

Мимоза

(рисование  пальчиками)

Совершенствовать умения и навыки рисования пальчиками; развивать мелкую моторику пальцев рук; воспитывать  аккуратность при выполнении рабрты

Дождик  и  радуга

(рисование  по  сырому)

Продолжать  учить  детей изображать дождь  и  радугу нетрадиционным  методом; совершенствовать  технику  рисования; развивать  творческое  мышление  и  фантазию.

Солнечный  цвет

(рисование  пальчиками)

Продолжать совершенствовать умение рисовать кончиками пальцев; развивать цветовосприятие; аккуратность при выполнении работы.

Скворец

(акварель, восковой  мел)

Учить детей в работе сочетать разные средства изобразительности; продолжать прививать интерес к творчеству.

Апрель

Разноцветные мячи

(рисование  манной  крупой)

Познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования с помощью манной крупы;

 продолжать учить детей работать с красками; развивать творческое воображение,  мышление,  фантазию;

воспитывать интерес к творчеству;

 воспитывать интерес к изобразительному творчеству,  желание узнавать новое

Космические  дали

(набрыз,печать  поролоном по трафарету)

Упражнять  в  умении  рисовать методом «набрызга», печатать поролоном по трафарету; продолжать учить работать с красками. Развивать творческое мышление, воображение

Разноцветные рыбки

(отпечатывание поролоном и  скомканной  бумагой

Приобщать детей к миру искусства, развивать фантазию творчества, воображение, наглядно-образное мышление, зрительную память, умение в рабрте использовать  разные средства выразительности.

Солнышко

(монотопия)

  Продолжать знакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования – монотипией. Продолжать учить детей работать с красками, развивать творческое воображение, мышление, фантазию.

Май

Вишня  в  цвету

(набрызг)

Продолжать  учить  узображать  предметы и  явления  природы методом  «набрызга», развивать  умение  работать  красками, развивать  цветовосприятие.

Воздушные шары

(рисование  трубочкой)

Научить практическим умениям в области изобразительной деятельности с использованием нетрадиционного способа изображения: выдувание трубочкой

Цветочная поляна

(набрызг)

Закреплять умение  работать  нетрадиционным  методом  рисования; развивать  творческое  воображение, фонтазию.

3.Организационный раздел (материально-техническое обеспечение программы, место реализации программы в целостном образовательном процессе)

Материалы для создания рисунков:

-   бумага;

-   акварельные  краски;

-   салфетка для рук;

-   пипетки;

-   поролон;

-  восковые  мелки;

-  манная  крупа;

-  зубные  щетки;

-  ватные  палочки;

-  соль

Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда, следует использовать игровые мотивации. Так, в конце занятия педагог может предложить выставку  работ, задать наводящие вопросы. Использование в игре диалога позволяет развивать речь дошкольников, коммуникативные и творческие способности, облегчает им общение друг с другом.

Работа с использованием  нетрадиционных  методов  рисования, требует внимания и усидчивости, поэтому в середине занятия необходимо проводить физкультурные минутки. Еще один важный момент – благоприятный эмоциональный настрой не только воспитателей, но и детей. Условием успешной работы является оригинальность заданий, формулировка которых становится стимулом к творчеству.

Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества  позволяет решать не только практические, но и воспитательно - образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка. В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения и навыки, знакомятся с  новыми  средствами  и  методами  рисования. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приемам и средствам композиции.

Место реализации программы в целостном образовательном процессе:

- предметно развивающая среда группы (уголок изодеятельности; художественная литература; репродукции картин; альбомы с иллюстрациями; открытки)

- экскурсии;

- прогулки.

 

 Литература:

.Комарова Т.С.Занятия по изобразительной деятельности в детском  саду-М: Просвещение,1991г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...