"Есть у солнышка друзья"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Козыркина Ольга Альбертовна

Конспект занятия для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_na_konkurs-metod._razrabotka.docx904.81 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание

Изобразительные задачи

  • Учить детей созданию художественно-выразительного образа Солнца на основе элементов декоративно-прикладного искусства разных народов

Технические задачи

  • Закреплять технику использования трафаретов в рисовании.
  • Упражнять детей в комбинировании уже знакомых способов рисования: карандашами,  фломастерами, красками, пальчиками,  поролоном.

Развивающие задачи

  • Познакомить детей  с орнаментальными образами  - символами солнца в декоративно-прикладном искусстве народов России.
  • Расширять представления детей об особенностях культуры, быта  и жизни разных народов России.
  • Стимулировать самостоятельность при выборе изобразительных средств для своей работы, поощрять творческий подход.

Воспитательные задачи

  • Воспитывать эмоционально-положительное отношение к родному народу и людям ближайшего национального окружения.
  • Формировать интерес к декоративно-прикладному искусству разных народов.

Словарная работа

        Солнце, Земля, Республика  Башкортастан, Удмуртская республика,  республика Мордовия, Татарстан,  Чувашская Республика, лучи, сияет, светит.

Индивидуальная работа

  • Напомнить, что после рисования пальчиками необходимо вытереть пальцы салфеткой.
  • Обратить внимание на разнообразие и вариативность изобразительных материалов и трафаретов.
  • Обсудить способы расположения трафаретов на полоске бумаги.

Демонстрационный материал

  • Глобус.
  • Фонарик.
  • Иллюстрации с разными вариантами изображения Солнца у разных народов.
  • Ноутбук.
  • Диск с музыкой.
  • «Солнце» без лучиков.

Раздаточный материал

  • Палитры с гуашью разного цвета.
  • Фломастеры.
  • Цветные карандаши.
  • Баночки с водой.
  • Восковые мелки.
  • Трафареты с изображением Солнца.
  • Полоски бумаги для рисования.
  • «Разрезные картинки» - изображения Солнца.
  • Влажные салфетки.
  • Кусочки поролона в держателях для бумаги.
  • Иллюстрации Солнца.

Методические приемы

  • Художественное слово-загадка о Солнце.
  • Вопросы к детям: За что мы должны «благодарить» Солнце? Что происходит на Земле благодаря Солнцу? Как Солнце влияет на нашу жизнь?
  • Легенда о Солнце.
  • Экспериментальная деятельность-проведение опыта с глобусом и фонариком.
  • Рассматривание «портретов» Солнца разных народов (республики Башкортостан, Удмуртской республики, республики Мордовия, Татарстана,  Чувашской республики).
  • Комментарии педагога по поводу изображений Солнца.
  • Упражнение «Собери картинку» - собрать разные изображения Солнца из частей.
  • Поощрения педагога в адрес детей.
  • Уточнение: « Как мы будем пользоваться трафаретом? Чем будем закрашивать?»
  • Напоминание педагога о наличии на столах изображений Солнца: «Если вы забыли, как изображали Солнце разные народы, то у вас на столе есть «подсказки». Можно посмотреть и вспомнить».
  • Выбор детьми изобразительного материала для своей работы и организация своего рабочего места.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Индивидуальная помощь педагога.
  • Инструкции, напоминания по поводу различных техник и последовательности работы.
  • Поощрения педагога: Какие молодцы! Настоящие художники и умельцы! Ваши Солнца получились яркими, красивыми.
  • Физкультминутка.
  • Просмотр на ноутбуке презентации, где представлены предметы декоративно-прикладного искусства, геральдики разных народов.
  • Подведение итогов по просмотренному материалу: «Вы видите, что каждые народы чтят и уважают Солнце и используют его изображение в вышивке, в росписи, на гербах и флагах.
  • Сюрпризный момент - изображение Солнца без лучей.
  • Проблемная ситуация: «У нашего Солнца нет лучей. Что же нам делать?»
  • Совместная работа – собрать лучики к Солнцу из нарисованных детьми полосок.
  • Анализ детской деятельности: «Какое яркое Солнце у вас получилось! Молодцы! А какие лучи вы нарисовали: разные, теплые, ясные! Пусть это Солнышко вас согревает и вам путь освещает!»
  • Художественное слово: стихотворение о Солнце.

Ход занятия

Педагог загадывает загадку:

Ты весь мир обогреваешь,

Ты усталости не знаешь,

                                    Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все ...(Солнце)

-Сегодня мы с вами поговорим о самой большой звезде по имени Солнце. Как вы думаете, за что мы должны «благодарить» Солнце?

(Ответы детей)

- Друзья, я расскажу вам одну легенду о Солнце. Садитесь поудобнее и послушайте.

(Дети садятся на ковер)

«Давным-давно на Земле было много солнц. У каждого народа было свое солнце, и люди не знали, что такое ночь, холод, жили всегда в тепле и при свете. Солнца  всегда были на небосклоне и никогда не заходили. Но скоро люди стали завидовать друг другу и им захотелось заполучить солнца друг у друга. И вот тогда Солнце обиделось на людей, забрало у них их солнца и осталось одно. Одно для всех. И тогда люди узнали, что такое вечер, ночь, восход и закат. У разных народов это происходит по-разному: когда у одного народа день, у другого народа наступает ночь».

- Я предлагаю вам посмотреть, как это происходит (педагог проводит эксперимент с глобусом и фонариком). Когда Солнце встает в одном месте, там наступает утро, а в другом месте на нашей Земле ночь.

- После того, как Солнце осталось одно на Земле, люди стали его уважать и ценить, слагать в его честь стихи, песни и «писать» портреты Солнца. И у каждого народа портреты получались различные. Вот, посмотрите, какие портреты у них получились.

(Педагог показывает изображения Солнца республики Башкортостан, Удмуртской республики, республики Мордовия, Татарстана,  республики Чувашия). И все народы в своих «портретах» славили Солнце, благодарили его за тепло и свет.

- Сегодня мы с вами тоже попробуем «написать» портреты Солнца, но сначала «познакомимся с ними поближе».

( Дети подходят к столу, и педагог предлагает собрать изображения Солнца из разрезных картинок)

- Вот мы с вами и потренировались, теперь проходите к столу, присаживайтесь, будем рисовать.

(Дети садятся за столы, где расположены полоски бумаги и трафареты разных изображений Солнца)

- Обратите внимание, на ваших столах лежат трафареты, которые надо будет расположить на полоске и «заполнить», т.е. закрасить (педагог напоминает, как пользоваться трафаретом: приложить и прижать одной рукой, а другой закрашивать)

- А чем вы будете закрашивать, выберите, пожалуйста, сами.

(Дети рассматривают, выбирают изобразительный материал и организуют свое рабочее место)

- Все к работе у нас готово. Потренируем наши пальчики.

(Проводится пальчиковая гимнастика)

Один, два, три, четыре, пять,               - соединяем поочередно

                                                       пальчики, начиная с большого

                                                       

Вышло солнышко играть.                    - соединяем пальцы обеих

                                                                рук в «солнце» (круг)

Целый день оно играло,                       - «играем» пальчиками

Ну а к вечеру устало.                            - пальцы в «замок»

Один, два, три, четыре, пять,               - соединяем поочередно

                                                                пальчики, начиная с мизинца

Солнце спряталось опять.                     – пальцы в «замок»

- Ну вот, теперь ваши пальчики готовы. Можете приступить к работе.

Дети рисуют, педагог осуществляет индивидуальную работу, помощь.

-Какие молодцы! Настоящие художники и умельцы! Ваши Солнца получились яркими, красивыми. Оставьте их, чтобы они немного подсохли, а мы с вами отдохнем.

(Дети выходят из-за столов, проводится физкультминутка)

Ночью Солнце отдыхало,                     - дети присели

Утром на востоке встало.                      - встают

                                               

                   

И с солнечными зайчиками                   - дети «ловят» солнеч-

                                                                  ных зайчиков

Играли девочки и мальчики.

                 

Бегали, скакали                                      - бегают, скачут на месте

И даже приседали.                                 - приседают

Ходили друг за другом                          -ходьба по кругу

Большим и ровным кругом.

До вечера играли                                    - приседают

Присели, когда устали.

И Солнце отправилось спать                 - машут рукой и

Чтоб завтра встретить нас опять.           «засыпают»

-У вас получились ясные и яркие Солнца. Вот такими изображениями Солнца люди разных народов украшали одежду, головные уборы, флаги и гербы.

(Педагог предлагает вниманию детей презентацию, где показаны предметы декоративно-прикладного искусства, геральдики разных народов)

-Вы видите, что каждые народы чтят и уважают Солнце.

-У меня для вас есть еще один сюрприз. (Педагог показывает Солнце, где нет лучиков?)

-Теперь у нас тоже есть Солнце, но только у него нет лучей. Что же нам делать? (Предложения детей)

-Я предлагаю наши нарисованные полоски превратить в лучики к нашему Солнцу.

(Дети совместно с педагогом «собирают» Солнце)

- Какое яркое Солнце у вас получилось! Молодцы! А какие лучи вы нарисовали: разные, теплые! Пусть это Солнышко вас согревает и вам путь освещает!»

Мы много солнц нарисовали -

Из них один портрет создали,

Стало в комнате светлей,

Сразу стало веселей.

Я скажу вам, не тая -

Жить без Солнца нам нельзя!

Детям предлагается выбрать место в групповой комнате, куда они поместят свое Солнце.

-1-

Научное обоснование методической разработки на тему

«У солнышка лучи ясные»

по формированию образов – символов узоров

(по мотивам искусства орнамента разных народов)

В современном обществе, где происходят изменения его политической экономической сфер, наблюдается нестабильность межнациональных отношений встает острая необходимость обеспечения полноценного развития каждого его гражданина. В современном мире остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания, нарушена связь с прошлым. Люди не помнят или слабо знают свою историю. К счастью, многие уже осознали важность возращения к своим корням. В эпоху насаждения эталонов западной и восточной, чуждых нам культур, восстановление связи с историей и традициями своего народа – насущная задача для России. Воспитание национального самосознания, чувства ответственности, сохранение обычаев, укрепление духовного единства – основа жизни и процветания нации.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам и традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ, просеяв сквозь сито веков, оставил нам самое ценное. И необходимо в настоящее время воспитывать эмоционально – ценностное отношение ребенка к традиционной культуре своего народа и ее освоение с малых лет. Кроме этого, процесс социализации ребенка невозможен без принятия им культур  других народов, осознания их ценностей и самобытностей.

Вопросы раннего приобщения детей к национальной культуре с давних времен привлекали к себе внимание ученых. Многие из них (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Б.М. Неменский, Т.С. Шацкий и др.) подчеркивали, что ознакомление с народным искусством следует начинать в дошкольном детстве. Именно в этом возрасте, как отмечает Б.М. Неменский, "необходимо привязать ребенка всеми чувствами, эмоциями к древу культуры" своего народа.

Важность обращения к орнаментальному искусству как корневой системе народной культуры определяется не только социальной значимостью, но и

                                                             -2-

его национальной обусловленностью: через приобщение детей к декоративному творчеству народ продлевает себя, генерирует свой дух, характер, психологию.

Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему. В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа.

Условность образа, красочность, декоративность, выраженность эмоционального настроя - эти качества народного декоративно-прикладного искусства присущи и творчеству детей, но, в отличие от детского творчества, в народном искусстве это не случайность, а выработанная веками традиция.

Произведения декоративно-прикладного искусства как форма художественного познания мира имеют и такую существенную особенность, как украшение в виде орнамента. Это связано с тем, что форма вещи как наиболее ее консервативная часть не успевает за развитием представлений о мире. Недаром художественный критик В.В. Стасов восторгался совершенством орнаментов, называл их «уцелевшим осколком древнего мира». Орнамент не существует вне предмета, а поэтому и не может рассматриваться в отрыве от него. Он включается в общее образное решение предмета, а в древности был образом самой вещи, графическим изображением модели мира и выражением концептуальных, космологических, философских представлений народа (Ш.М. Герман, Л.Н. Коган, О.В. Лармин, И.А. Масеев, Г.Н. Поспелов, Г.В. Плеханов, Б.В. Сафронов, В.К. Скатерщиков, Л.Н. Столович и др.).

В своей разработке мы опираемся именно к такому обобщенному  орнаментированному художественному образу - символу Солнца. В орнаментальном искусстве символика образа Солнца имеет как сходные, так и различные черты. Но обобщает и роднит этот образ одно – он является одним из основных в орнаментальном искусстве разных народов России. Участвуя в небесном действе, Солнце не могло остаться незамеченным: оно фигурировало в мифах как глаз бога Неба или огненная наковальня божественного Кузнеца и связывалось с чередованием дня и ночи. Каждый день оно послушно вставало на востоке и свершало небесное путешествие на запад, символизируя собой постоянство и совершенство исполнения космического закона. Это ключевой орнамент вышивки и ткачества Русского народа. Он представляет собой  свастики-обереги, которые до сих пор украшают городские дома.

-3-

Согласитесь, учитывая идеологический контекст событий XX века, это воспринимается, по меньшей мере, как ирония судьбы. Именно на наших землях сохранились многосложные солярные мотивы, которые, порой, являются материнскими даже по отношению к мотивам индийским.

Русское  название свастики - «коловрат» т. е. «солнцеворот» («коло»- древнерусское название солнца, «врат» - вращение, возвращение. Коловрат

                                                                            Рис.1

                                                                          Образ Солнца в русской вышивке

символизировал победу света (солнца) над тьмой, жизни над смертью. Свастика, направленная в противоположную сторону, именовалась «посолонью». По одной из версий «коловрат» обозначал прирастание светлого времени суток или восходящее весеннее солнце, в то время как «посолонь» - убыль дневного света и заходящее осеннее солнце. Существующая путаница в названиях порождена неверным пониманием направления вращательного движения русской свастики. «Правой» или «прямой» свастикой нередко называют крест с концами, загнутыми в правую сторону.

Рис. 2

-4-

Если мы обратимся к образу – символу Солнцу у чувашей в вышивки, то можем найти несколько образов. Это и «танцующее» Солнце, и «золотое», и «яркое». В этом образе чувашская вышивальщица выражала по-своему красоту этого небесного светила. Про Солнце чуваши говорили так: «солнце – хозяин Вселенной, мать природы и погоды».

Рис.3

Вышитая салфетка (Чувашская вышивка)

В культуре башкирского народа образ Солнца предстает перед нами в виде золотого косого равноконечного креста, концы которого спиралевидно закручены против хода солнца. Солярный знак солнца – это символ башкир, знак солнца, добра и блага. Его лучи, согревают все вокруг, который дарит людям исцеление и здоровье. Золотой цвет солнца – это символ богатства, изобилия и добра. Этот образ мы можем увидеть на гербе Башкирии.

Рис.4

Герб Башкирии

Композиции в вышивке у удмуртов составлялись обычно из геометрических фигур: ромбов, квадратов, треугольников, прямых и

                                                    -5-

ломаных полос, крестиков и т. п. Для удмуртской вышивки характерно сравнительно небольшое количество цветов, преобладание темных насыщенных тонов. Чаще всего употреблялись сочетания контрастирующих цветов: красного с черным, белым или синим, синего с коричневым, черного с серебром. Образ Солнца здесь, восьмиконечный солярный знак который является символом жизни и стабильности.

Рис.4

Удмуртская вышивка

В представлениях у марийского народа Солнце символизирует божество, «Кече — кугу юмо» («Солнце — великий бог»). Это лишь один из символов, отражающий религиозное мировоззрение марийцев в прошлом. Но в этом случае этот символ в своем реальном конкретно-предметном облике не изображался. Мотив сильно стилизован и мало чем отличается от геометрической формы в виде ромба или квадрата. И здесь наблюдается сходство с солярным знаком солнца у удмуртов – восьмиконечная розетка красного цвета – символ тепла, добра, открытости.

Рис.5

Герб республики Мордовия

-6-

В Татарстане при разработке орнамента татарские мастера и мастерицы достигли виртуозности, создав многочисленные узоры и приемы их построений. Во времена седой древности украшениям и узорам предметов, одежды, сооружений придавалось значение символа, оберега, охраняющего их владельца от враждебных сил. Орнаментальные украшения являлись и знаками, помогающими определить социальное и общественное положение человека. Большое значение уделялось орнаменту, который состоял из геометрических и растительных мотивов. Образ Солнца чаще представлял собой привычный нам «круг, диск» солнца. Он мог быть любого цвета, на приоритет отдавался красному и розовому оттенкам. Солнце у татар – это символ света, благополучия, зрелости, энергии.

 

Рис.6

Элементы вышивки у татар

Анализируя изображения символов Солнца у разных народов России, можно сделать вывод о единении и общности этого образа, его едином понимании как символа тепла, света, жизни, благополучия.

Таким образом, данная методическая разработка предусматривает мультикультурный подход к организации работы по формированию образов-символов в декоративно-прикладном искусстве разных народов России. У ребенка-дошкольника формируется эмоционально-положительное отношение к родному народу, к его традициям и истории. Ребенок начинает осознавать общность культуры своего народа и людей ближайшего национального окружения, осознавать себя частью этой культуры.

В ходе занятия идет интеграция двух образовательных областей: познавательной и художественно-творческой. Осуществляется комбинирование различных видов деятельности, приемлемых в дошкольном возрасте (познавательная, речевая, игровая, изобразительная). Кроме этого, процесс рисования предполагает использование традиционных техник наряду с нетрадиционными. Занятие предусматривает использование современных мультимедийных технологий обучения. Все занятие пронизано единой жанровой идеей, которая способствует решению всех программных задач данного занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий досуга "Есть у солнышка друзья".

Весенний досуг для детей младшей группы....

Сценарий развлечения «Есть у солнышка друзья!»

Дети под весёлую музыку собираются на улице. Появляется Дед (взрослый, идет, опустив голову, не глядя на детей, садится перед ними.Дед: Балалайка трын, да трын, Скучно, ежели один. Хоть бы кто-н...

Развлечение "Есть у солнышка друзья"

Материал для детей раннего возраста....

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в младшей группе "Есть у солнышка друзья"

Знакомство с рисованием в нетрадиционных техниках в младшей группе...

Сценарий физкультурного досуга "Есть у Солнышка друзья"

Физкультурный досуг, посвященный Дню защиты детей...

Музыкально-физкультурный досуг к Дню защиты детей «Есть у солнышка друзья» в старшей группе.

Музыкально-физкультурный досуг к Дню защиты детей "Есть у солнышка друзья" в старшей группе....

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность область «музыка». Тема: «Есть у солнышка друзья».

Муниципальное  казённое Дошкольное Образовательное Учреждение Центр Развития ребёнка д/с№40   Интегрированная непосредственно образовательная деятельность область «музыка»....