Рисование нетрадиционным способом.
статья по рисованию (подготовительная группа) на тему

Краснова Елена Геннадьевна

Выступление из опыта работы «Познавательное развитие через увлекательное рисование» на региональном семинаре «Красота, радость, творчество» для педагогов ДОУ Республики Татарстан, на базе МБДОУ № 82, г. Нижнекамск.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление из опыта работы «Познавательное развитие через увлекательное рисование» на региональном семинаре «Красота, радость, творчество» для педагогов ДОУ Республики Татарстан, на базе МБДОУ № 82, г. Нижнекамск.

 Слайд 1. Перед логопедами, воспитателями, психологами остро стаёт вопрос не только о преодоление, устранение речевого нарушения и связного с ним различных отклонений в психофизической сфере, но и поиска оптимальных психолого-педагогических условий, позволяющих всестороннее воздействовать на «нарушенное» развитие ребенка. Большие возможности в преодолении вторичных нарушений у детей с речевым недоразвитием заключены в изобразительной деятельности. Именно она позволяет дошкольникам выразить своё представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему.

Слайд 2.Рисование-это, пожалуй, одно из первых умений, которым способен овладеть ребёнок уже с раннего возраста. Мы можем наблюдать, как малыш выводит незамысловатые узоры на замёршем стекле, как пытается что-то изобразить палочкой на земле. Это его первые шаги к попытке что-то нарисовать. Ведь не случайно ребёнок, как писала Н.К.Крупская, очень рано начинает стремиться, самым разнообразным способом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой.

Слайд 3.Мы подробнее остановимся на рисовании в нетрадиционной технике. Рисование с использованием нетрадиционных техник – это рисование, направленное на умение отходить от стандарта. Главное условие: самостоятельно мыслить и получение неограниченных возможностей выразить в рисунке свои мысли, чувства, погрузиться в удивительный мир творчества. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима.

Слайд 4.Виды нетрадиционных техник рисования. Волшебные ладошки, волшебные ниточки, монотипия, кляксография, граттаж, печать листьями, рисование методом тычка, раздувание, тонирование, рисование пальчиками, знакомый образ-новая форма.

Слайд 5. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у детей психических процессов. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Дети высказываются в процессе наблюдения за предметами или явлениями. Для того чтобы нарисовать предмет, называем форму, величину, расположение частей, цвет. Изображая разные по признакам предметы, явления учим сравнивать и называть общее, различное, объединять по сходству. Всё это способствует формированию мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник способствует развитию тактильной чувствительности. Занимаясь рисованием, дошкольники знакомятся с материалами (бумага, акварель, гуашь, мелки, уголь, паралон, соль и т.д.). С их свойствами, средствами выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Ребёнок осваивает художественные материалы, самостоятельно делает «открытия», которые обозначает словами. Например, бумага легкая, плоская, она мнётся, рвётся, скручивается, её можно смять в комок и рисовать. В процессе рисования создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия, эмоции, которые постепенно переходят в эстетические чувства. Для развития эстетического восприятия при знакомстве с предметом, явлением, подчеркиваем их красоту, используем образное сравнение. Рассматривания иллюстраций, картин положительно влияет на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка ориентировочно-исследовательской деятельности. Ребёнку предоставляется возможность экспериментировать, смешивать краски с мыльной пеной, клейстером, нанесением гуаши на природный материал. Нетрадиционное рисование способствует развитию мелкой моторики руки, что положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга.

Слайд 6. Истоки способностей и дарование детей – на кончиках их пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити- ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. (В.С. Сухомлинский)

Слайд 7. В нетрадиционной технике рисования используются различные изобразительные материалы, новые технические приемы, которые требуют точности движения, но не ограничивают пальцы рук фиксированным положением, как при правильном держании кисточки, карандаша. Создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развивается мелкая моторика руки. Ведь вместо традиционной кисти ребёнок использует собственные ладошки, пальцы, различные печатки, трафареты. Созданию сложного симметричного изображения способствует техника «монотипия».

Слайд 8. Чтобы обыграть тему занятия, развить мелкую моторику пальцев рук используем пальчиковую гимнастику с нетрадиционными материалами (зубной щеткой, поролоном, мятой бумагой, ватной палочкой).

 Например, губка – значит поролон,

И капризный же он.

Быстро впитывать умеет,

И темнеет, тяжелеет

Зато рисунок получается

Очень легкий и воздушный.  (Дети сжимают губку в руках, попеременно передают из рук в руки в ритме стиха).

Слайд  9. На занятиях используем короткие стихи, потешки, песенки, которые способствуют формированию связной речи. Повторяя хором песенки или четверостишие несколько раз, развивается память, внимание, а также активизируется словарный запас.

Например.

Ёлочка, ёлочка, зелёная, стройная

Колючая, пушистая, хвойная иголочка.

Благодаря многократному повторению с незатейливой мелодией, дети быстро запоминают и сосредотачивают своё внимание, на объект, приобретая уверенность, становясь более раскрепощенными в творчестве.

Используем игровые упражнения по теме занятия, для развития координации речи с движением, происходит работа над формированием темпом и ритмом речи. Например, игровое упражнение «Мы листочки», на занятие по теме «Волшебница осень».

Слайд 10. На занятиях рисования с использованием нетрадиционной технике мы решаем и частные задачи развития речи. Так, создавая изображения с помощью выдувания красок «рисование мыльными пузырями», техника «кляксография», дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ, а мы имеем возможность осуществлять своеобразную дыхательную гимнастику.

Слайд 11. Нетрадиционная техника рисования способствует  и развитию коллективного творчества. Воспитывается стремление действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, выбирать нужный материал и технику. Спокойно отстаивать свою точку зрения, доказывать, соглашаться. Воспитываются коммуникативные навыки, развивается диалогическая речь.

Для формирования целостности картины мира, расширения кругозора мы знакомим со временами года. Беседуя о временах года, наблюдая за природой, уточняем и закрепляем знания детей о сезонных изменениях в природе, знакомим с пословицами, поговорками, приметами, народными названиями, учим стихи, песни. Учим соотносить описание природы в стихах с определенным признаком времени года. Например, после чтения стихотворения С.Есенина:

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалась сосна.

Задаем вопросы к детям. Какое время года описано в стихотворении С. Есенин? Что за белая косынка на сосне? (Снег). С чем ещё можно сравнить пушистый снег на ветвях деревьев? (С шапкой, шубой, покрывалом.) При этом развиваем слуховое внимание, быстроту мышления, умение отражать свои впечатления в рисунках.  

Слайд 12. Например, рисуя «Деревья нашего двора», способом оттиск мятой бумагой, дети обозначали в речи относительную величину деревьев: самое высокое, пониже, ещё ниже, самое низкое.

Слайд 13. Рисуя «Осенний ковёр», методом печать листьями, дети смешивали, краски прямо на листьях называли цвета: желто-зелёный, бардовый, красно-желтый. Изображая «Ковёр», методом обводка трафаретом, у детей развивалось умение ориентироваться на плоскости. Дети называли  расположение: в центре дубовый лист, в правом верхнем углу осиновый лист, в правом нижнем углу ивовый лист, в левом верхнем углу кленовый лист, в левом нижнем углу каштановый лист.

Слайд 14. Изображая зимний лес, методами: монотипия пейзажная, тычкование, рисование пальчиками, проводилась словарная работа по обогащению образными выражениями. Чародейка, волшебница, бахрома, непробудный, хвойный. Рисуя деревья, дети называли относительную величину строения дерева: наверху ствол тонкий, а к низу становится все толще. Наверху веточки короткие, а книзу становятся длиннее, а в низу самые длинные и толстые. Изображая снег, дети подбирали определения. В яркий солнечный день, каким вам кажется снег? ( Сверкающим, искристым, блестящим, серебристым, хрустящим, холодным.) Мы говорим, снег идёт. А снежинки? (Порхают, кружатся, летят). Когда идёт сильный снег, как можно назвать? (Снегопад, вьюга, метель).

Слайд 15. На занятие экспериментирование у детей развивался интерес к опытному освоению цвета. Дети на палитре смешивали краски, познакомились с названиями цветов и оттенков активизировался словарь качественными прилагательными: жёлтый, золотой, янтарный, огненный, рыжий.

Слайд 16.  Мама для ребёнка самый близкий и родной человек. Мы празднуем Международный день Матери, Международный женский день. Во время бесед, рассматривание семейных фотографий, читая детям детскую художественную литературу, мы раскрываем  многогранный образ матери труженицы, общественницы. Воспитываем любовь и бережное отношение к мамам. Учим детей к непринужденному участию в беседе, учим отвечать на вопросы распространенными предложениями. Работая над портретом мамы, дети поэкспериментировали с цветом в поисках нежных, розово- телесных оттенков на палитре. Выполняя портрет мамы методом пластилинография, у детей развивалась мелкая моторика. Это мощная техника способствует снятию мышечного напряжения и расслабления.

Слайд 17. Дети очень любят животных. Изображая «Пингвинов на льдине» методом тычка, ребята познакомились со средой обитания, особенностями внешнего вида и приспособлениями к условиям обитания. Пополнялся активный словарь детей: Антарктида, пловцы, ныряльщики, подкожный жир, ноги с перепонками.

Слайд 18. Мы живём в многонациональной стране, с разными вероисповеданиями. Знакомим детей с праздниками. Один из них Пасха. Во время беседы дети узнали, что на Руси во время Пасхи люди радовались всему: теплу, свету, небу, земле, родным и чужим людям… Праздник Пасхи - это воскресения природы, обновления жизни после долгой зимы.  На пасху принято готовить куличи, варить и украшать яйца, а потом дарить их друг другу. Яйцо – символ зарождения новой жизни, благополучия в семье. Дети узнали и символические значения украшения пасхальных яиц. Волнистые линии, обозначали воду. Круги, символизировали солнце. Две параллельные линии с точками между ними, вспаханная земля, засеянная зерном. Ребята орнаментально заполняли лист нестандартной формы.

Слайд 19.Знакомя детей с Международным праздником «День космонавтики», даём детям представление о  космосе и космонавтах. Слайд 20. Учим отвечать на вопросы, используя различные виды простых и сложных предложений, совершенствуя диалогическую и монологическую речь детей, воспитываем уважение к героям космоса, желание быть похожими на них, развиваем познавательные интересы у детей.  

Слайд 21. Знакомя детей с правилами дорожного движения, дети в рисунках отражали впечатления от окружающего мира. Пополнился активный словарь детей: пешеход, тротуар, транспорт, пешеходный переход, светофор, дорожные знаки.  Оформляя выставку рисунков, использовали  нетрадиционную технику изображения через копировальную бумагу. Это рисование способствует совершенствованию точности и координированности общей моторики. Слайд 22.23. (Наше творчество).

        Слайд 24. Мир будет счастлив тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своём труде.

        (Огюст Роден.)

Слайд. 25. Благодарю за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по рисованию нетрадиционным способом (рисование тычком + проступающий рисунок) средняя группа "Путешествие в зоопарк"

Конспект открытого занятия по рисованиюнетрадиционным способом(рисование тычком + проступающий рисунок)средняя группа«Животные нашего зоопарка». составила Кузнецова Светлана Владимировна Пут...

Рисование нетрадиционными способами. Методические рекомендации по развитию творчества ребенка посредством рисования.

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художес...

Конспект ОД по рисованию нетрадиционным способом – рисование ладошкой на тему: для детей 3- 4 лет «Ах, белый лебедь на пруду».

Конспект ОД по рисованию нетрадиционным способом – рисование ладошкой  на тему: для детей 3- 4 лет «Ах,  белый лебедь на пруду»....

Конспект занятия по рисованию "Космос" для младшей группы Рисование нетрадиционным способом

Конспект занятия по рисованию для младшей группыРисование нетрадиционным способом...

Конспект занятия по рисованию для младшей группы Рисование нетрадиционным способом ( Проступающий рисунок.)

Рисование развивает мелкую моторику, укрепляет руку ребенка, поэтому оно обязательно должно предшествовать письму. Еще педагогами замечено, что те дети, которые много рисовали, лучше постигают кр...