Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста
статья по теме

Использование нетрадиционной техники рисования в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста

 

Когда ребенок попадает в дошкольное  образовательное учреждение, происходит сложный период  его адаптации к новым  социальным условиям. Иногда это происходит сложно, можно сказать даже болезненно.

Ребенок переживает, может понизиться игровая, и даже речевая активность. Задача воспитателя и родителей, помочь адаптироваться ребенку к новым  социальным условиям, появляется необходимость создания условий для гармоничного развития дошкольника.

Можно с уверенностью сказать, что именно искусство может сыграть важную роль в духовном обогащении дошкольников, оно  способствует закладке этических и эстетических чувств. А ведь нам известно, что именно изобразительная деятельность детей может быть средой для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих[1].

Как известно, у ребенка в период его взросления активно проявляется интерес ко всем видам изобразительной деятельности. Каждый ребенок с двух - трех лет и до подросткового возраста рисует грандиозные, многофигурные со сложным переплетением сюжетов композиции, рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи.          Сегодня мы можем сказать, что рисование – это один из путей совершенствования организма ребенка. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребенок усваивает понятия «вертикаль» и «горизонталь», отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем ребенок постигает формы, свойства материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование дает возможность в образной форме выразить то, что уже узнал дошкольник и что он не всегда может выразить словесно. 

Практика показывает, что изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем. Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего личностного, эстетического, нравственного, трудового и познавательного развития детей[2].

 О том, что рисование важно для развития эмоциональной, волевой сферы, внимания, памяти, мышления и других полезных качеств личности известно давно. Об этом писали известные педагогические деятели, как Каменский, Фребель. А также художники Древней Греции считали, например, что обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.

 У деток очень развито воображение и чувственное восприятие мира, именно это лежит в основе любви к изобразительному искусству. Причем ребенку важен сам процесс творчества, а не конечный результат, что отличает его от взрослого. Вы когда-нибудь наблюдали за ребенком, который что-то рисует? Он сосредоточен, увлечен и… улыбается! Каждому малышу нравится быть творцом и видеть, как из-под кисти выходят фантастические образы.

Каждый родитель часто видел, как только маленькая ручка становится способной ухватить карандаш, сразу же у ребенка появляется стремление что-то изобразить на листке бумаги. А также - на стене, на асфальте, вообще  на всем, на чем можно оставлять заметные следы. Но что делать, если кроха не очень хорошо рисует? Как помочь ему поверить в свои силы? Для этого и существуют нетрадиционные техники рисования, позволяющие ребенку пофантазировать. Любая нетрадиционная техника рисования построена на том, что в работе используются необычные сочетания материалов и инструментов[3]. Такое творчество интересно детям любого возраста и даже взрослым!

Очень важно с детьми дошкольного возраста использовать в деятельности гибкие формы работы. Нетрадиционные способы рисования предоставляют ребенку возможность переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. А ведь сам ребенок, как правило, даже не осознает то, что с ним происходит.

Изучение  возможностей использования нетрадиционных способов рисования в дошкольных учреждениях  сегодня очень актуально. Знание об особенностях работы с использованием различных способов рисования дает возможность воспитателям обеспечить полноценное развитие ребенка.

Нетрадиционные способы рисования подразумевают под собой использование в качестве инструментов для создания рисунка не только карандашей, кисти и красок, но также огромного количества подручных средств – ватных тампонов, смятой бумаги, поролона, трафаретов, высушенного природного материала (травинок, листьев) и т.п. Помимо этого можно экспериментировать с текстурой красок, создавая рисунки на мокром фоне, на бумаге, посыпанной солью, или при помощи так называемых «воздушных красок».

За счет рисования незаконченных образов, которые невозможно предугадать, нетрадиционное рисование развивает в детях фантазию. Ведь непонятные пятна и линии нужно дорабатывать до тех пор, пока рисунок не становится узнаваемым и законченным. Можно сказать, что у нетрадиционного рисования нет четких границ и правил, которые нужно соблюдать. Здесь можно сочетать все виды рисования: мелками, красками, акварелью, гуашью, карандашами, элементы аппликации и создания текстурных изображений.

Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяют каждому ребенку более полно раскрыть свои чувства и способности. При использовании этих приемов ребенок учится не бояться проявлять свою фантазию, так как они не обращают ребенка к стандарту, не вводят его в какие-то рамки. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, благодаря рисованию он постигает, иногда моделирует действительность, легче воспринимает болезненные для него образы и события[4].

Темы нетрадиционных техник рисования могут быть самыми разнообразными. Например, с помощью зубной пасты можно изображать зиму или пену на рисунках морской и водной тематики. Если ребенок хочет изобразить туман, ночь или фантастическое приключение, ему понадобится техника рисования акварелью по мокрой бумаге для создания подходящего таинственного фона. Для реалистичного изображения осеннего леса отлично подойдет техника печати при помощи краски и высушенных листьев деревьев. Кроме того, можно создать объемные поделки из морских камешков, разрисованных краской. Вариантов множество, фантазируйте вместе с ребенком, и у Вас все получится!

Поскольку наши детки большую часть времени проводят именно в стенах детского сада, то основной задачей выступает -  всестороннее развитие и обучение малышей. И все чаще и чаще в художественно-эстетическом развитии используют техники нетрадиционного рисования.

 Все существующие нетрадиционные техники рисования в детском саду разделяют в зависимости от возраста детей. Это делается для того, чтобы малышам обязательно удалось сотворить чудо – самостоятельно нарисовать необычный рисунок посильным способом. Мы также разделим существующие детские техники рисования по возрастному критерию.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

  • рисование пальчиками;
  • оттиск печатками из картофеля;
  • рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

  • тычок – жесткая  полусухая  кисть;
  • печать поролоном;
  • печать пробками;
  • восковые мелки + акварель;
  • свеча + акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошки;
  • рисование ватными палочками;
  • волшебные веревочки.

                                         

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

  • рисование песком;
  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография с трубочкой;
  • монотипия пейзажная;
  • печать по трафарету;
  • монотипия предметная;
  • кляксография обычная;
  • пластилинография.

 Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Этим намного повышается интерес дошкольников к рисованию. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает

Использование в непосредственно организованной образовательной деятельности нетрадиционных техник рисования способствует:

  • работе с разнообразными материалами;
  • развитию уверенности в своих силах;
  • развитию пространственного мышление;
  •  свободно выражать свой замысел;
  •  творческому поиску и самостоятельным  решениям;
  • развитию мелкой моторики;
  •  развитию эстетического вкуса;
  •  формированию навыков контроля и самоконтроля.

Литература

 

  1. Аверьянова А.П. «Изобразительная деятельность в детском саду» — М., 2004г.
  2. Александрова Т.Н. «Чудесная клякса», — М., 1998г.Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации. Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста.

Методические рекомендации. Нетрадиционные техники рисования....

План по самообразованию "Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста"

План работы по самообразованиюВоспитатель: Радионова Наталья АлексеевнаМБДОУ детский сад комбинированного вида №42Тема: Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возрастаЦель:Использование...

Методическая разработка по нетрадиционной технике рисования с детьми дошкольного возраста

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерс...

Консультация для родителей "Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста"

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста"

Цель:  Использование педагогами методов  и приемов нетрадиционных техник рисования....

Рисование восковыми карандашами и акварелью как нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста.

Приобретение навыков работы различными графическими и живописными материалами....

Консультация для педагогов "Нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста- рисование пальцами" 28.12.2020г.

quot;Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев" В.А.Сухомлинский....