Перспективное планирование по нетрадиционному рисованию во всех возрастных группах
календарно-тематическое планирование по рисованию по теме

Быкова Оксана Николаевна

 Перспективное планирование учебно-образовательного процесса.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

 нетрадиционному рисованию во всех возрастных группах

 

Основная цель - развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад №5 «Почемучка» комбинированного вида

г. Суворов, Тульская область

 

 Перспективное планирование учебно-образовательного процесса.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

 нетрадиционному рисованию во всех возрастных группах

Подготовила воспитатель

первой квалификационной категории

Быкова Оксана Николаевна

Цель:
Основная цель - развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

  1. Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.
  2. Помочь детям овладеть различными техниками, навыками рисования при работе с нетрадиционными техниками.
  3. Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками
  4. Развивать творчество, фантазию.
  5. Активизировать детей при выборе тематики.
  6. Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремление прийти на помощь друг другу.
  7. Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.

Формы проведения

1. Различные техники нетрадиционного рисования: пальцем или ватной палочкой, ладошкой, методом тычка, монотипия, тампонирование, рисование по крупе, кляксография, набрызг, печатка, цветными ниточками, экспериментирование.

2. Выставки.

Время проведения

Вторая половина дня в совместной деятельности

Методы и приёмы обучения нетрадиционному рисованию

1. Создание игровой ситуации.

2. Показ воспитателя.

3. Использование движения руки.

4. Сравнение двух техник.

5. Проговаривание последовательности работы.

6. Педагогическая диагностика.

7. При рисовании нетрадиционными техниками широко используются стихи, загадки, а также игры.

Методические рекомендации

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Техническое оснащение.

Листы бумаги, гуашь, трафареты, кисточка с коротким ворсом (тычок), тампон, стекло или пластик, нитки, щётка и стека, крупа, подносы, использованные фломастеры, печатки, штампы (подручный материал, растения, листья).

Примерное перспективное планирование занятий

по нетрадиционному рисованию

во 2 младшей группе.  

Тема

Цель

Метод рисования

Оборудование

Сентябрь

«Мой любимый дождик»

Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приемы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий, капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности. Воспитывать аккуратность.        

Рисование пальчиками.

Два листа формата А4 светло-серого цвета с наклеенными тучками разной величины, синяя гуашь в мисочках, салфетки, зонтик для игры, иллюстрации и эскизы.

«Веселые мухоморы».        

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. Закрепить умение ровно закрашивать шляпку гриба, окунать кисть в краску по мере необходимости, хорошо ее промывать.        

Рисование пальчиками.

Вырезанные из белой бумаги шаблоны мухоморов различной формы, красная  и оранжевая гуашь, кисти, мисочки с белой гуашью, салфетки, муляжи или иллюстрации мухоморов.

«Веселые мухоморы» (второе занятие)        

Закрепить навыки наклеивания. Учить рисовать травку пальчиками (или кисточками на ватмане). Учить украшать работу сухими листьями (создание элементарного коллажа).        

Рисование пальчиками.

Листы формата А4 голубого и серого цвета или ватманский лист, зеленая гуашь в мисочках, кисти, сухие листья, салфетки .

«Ягоды и яблочки»        

Познакомить с техникой печатания  печаткой из картофеля. Показать прием получения отпечатка. Учить рисовать ягоды и яблочки, рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.        

Печаткой из пробки и картофеля (круги разной величины).

Круг из тонированной бумаги, гуашь в мисочках желтого, красного, зеленого цветов,  печатка из картофеля, салфетки, ягоды и яблоки натуральные или муляжи.

Октябрь

«Осеннее дерево»

Учить рисовать ствол дерева и ветки, используя кисть разной толщины, рисовать пальчиками. Развивать эстетические чувства.

Рисование пальчиками, кистью.

Лист тонированной бумаги формата А4, коричневая гуашь; красная, желтая гуашь в мисочках. Репродукции картин художника Шишкина.

«Рябина»

Учить рисовать на ветках ягодки (пальчиками) и листья (приманиванием). Закрепить данные приемы рисования. Развивать цветовосприятие, чувство композиции.

Рисование пальчиками.

Квадратный лист  бумаги с нарисованный веточкой, зеленая и желтая гуашь, кисти, оранжевая и красная гуашь в мисочках, салфетки, ветка рябины.

«Мои любимые домашние животные»

Познакомить с техникой рисования тычком полусухой кистью – учить имитировать шерсть животного, т.е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги.

Тычок жесткой полусухой кистью.        

Вырезанные из бумаги фигуры домашних животных (котенок, щенок, кролик), жесткая кисть, гуашь черного, коричневого,  серого цветов, иллюстрации и изображения домашних животных.

«Солнышко лучистое»

Упражнять в технике печатания. Закрепить понятие «лучик». Учить рисовать лучики, применяя технику печатания. Развивать цветовое восприятие.

Оттиск печатками из картофеля (круги разной величины).

Индивидуальный лист (или ватманский лист) с желтым кругом в середине, желтая, оранжевая, красная, гуашь в мисочках, рисунки с изображением солнышка.

Ноябрь

«Подсолнухи»

Упражнять в рисовании пальчиками. Учить рисовать стебель и листья у подсолнуха. Закрепить навыки рисования гуашью. Развивать чувство композиции.

Рисование пальчиками.

Лист формата А4 с нарисованным кругом и лепестками, черная гуашь в мисочках, зеленая гуашь, кисти, эскизы и иллюстрации.

«Укрась платочек»

Учить украшать платочек простым узором, рисование пальчиками и способом примакивания. Развивать чувство композиции и ритма.        

Рисование пальчиками, кистью.

Цветной лист треугольной формы, гуашь в мисочках для рисования пальчиками, кисти, гуашь, эскизы и иллюстрации.

«Моя любимая чашка»

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Украшать в технике печатания. Поощрять также использование рисования пальчиками. Воспитывать аккуратность        .

Печаткой из картофеля (круги разной величины), рисование пальчиками.        

Чашки разной формы и размера, вырезанные  из бумаги, разноцветная гуашь в мисочках, различные печатки, салфетки, выставка посуды.

«Мы рисуем, что хотим»

Совершенствовать умения и навыки в свободном рисовании, экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Различные.

Все имеющиеся в наличии.

Декабрь

«Мои игрушки»

Упражнять в рисовании предметов круглой формы (неваляшка, мяч). Закрепить умение украшать предметы с помощью кисточки. Развивать чувство композиции.

Рисование пальчиками, кистою.        

Лист формата А4, гуашь, кисти, мячи и неваляшки, два медвежонка для игровой ситуации.

«Нарисуй воздушные шары и укрась их»        

Учить рисовать предметы овальной формы, закрепить умение располагать рисунки по всей поверхности листа. Развивать чувство композиции.

Рисование печаткой из картофеля (круги разной величины), рисование пальчиками.

Лист бумаги формата А4, с нарисованными овалами для обведения, гуашь в мисочках, кисти, воздушные шары удлиненной формы.

«Мои рукавички»        

Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет несложной формы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать аккуратность.        

Оттиск печатками из картофеля, рисование пальчиками.

Вырезанные из бумаги рукавички разных форм и размеров, печатки, гуашь в мисочках, выставка рукавичек, салфетки.

«Маленькой елочке холодно зимой»        

Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить по всей поверхности листа снежинки, снежные комочки. Учить рисовать елочку (или закрепить навыки наклеивания, если используется аппликация). Воспитывать аккуратность.        

Рисование пальчиками, кистью.

Тонированный лист бумаги (синий, фиолетовый), зеленая гуашь, кисть, белая гуашь в мисочке, салфетки; елочки из зеленой бумаги, клей (если используется аппликация).

Январь

«Елочка пушистая, нарядная»

Упражнять в технике рисовании тычком полусухой, жесткой кистью.  Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Развивать эстетические чувства.         

Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками.

Лист бумаги формата А4 с нарисованным силуэтом елочки, зеленая гуашь, жесткая кисть, гуашь красного, желтого цвета в мисочке, салфетка.

«Веселый снеговичок»

Упражнять в технике рисовании тычком полусухой, жесткой кистью. Развивать чувство композиции.

Тычок жесткой полусухой кистью.

Вырезанный из бумаги снеговичок голубого цвета, белая гуашь, жесткая кисть, красный и черный маркеры, ватман, тонированный темным цветом.

Февраль

«Зажигаем огоньки»

Учить наносить яркие мазки на темный фон. Развивать цветовосприятие, эстетические чувства.

Рисование пальчиками.

Тонированный лист бумаги формата А4 (темных цветов), иллюстрированные картинка.

«Два петушка ссорятся»

Развивать умение и навыки делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушка). Развивать воображение, творчество.

Рисование ладошкой.

Лист формата А4 тонированный, кисть, гуашь, кисть, игрушка петушок.

«Животные зимой»        

Развивать умение в технике рисования тычком, полусухой жесткой кистью, пальчиками, не выходить за контур. Развивать чувство композиции, творчество.

Рисование техникой тычка, пальчиками.

Лист тонированной бумаги формата А4 с нарисованным силуэтом животных, гуашь белого, оранжевого, коричневого, зеленого цвета, салфетки.

«К нам приехал цирк»

Закрепить умение рисовать пальчиками круги разной формы и величины. Закрепить навыки наклеивания силуэт клоуна. Развивать интерес художественному творчеству. Воспитывать аккуратность.

Рисование пальчиками.

Лист формата А4, силуэт клоуна, гуашь, кисти для рисования, клей, кисти для клея, салфетки, клеенки.

Март

«Мимоза для мамы»

Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания, воспитывать аккуратность.

Рисование пальчиками.

Открытки из цветной бумаги с нарисованной веточкой, вырезанные листья мимозы, салфетки (4на4), гуашь желтого цвета в мисочках, клей, кисти, салфетки целые, мимоза.

«Кораблик в море»

Учить рисовать кораблик, используя в качестве шаблона для обведения ступню. Закрепить умение раскрашивать рисунок акварелью. Воспитывать аккуратность. Развивать воображение.        

«Знакомая форма – новый образ»; черный маркер и акварель.

Лист А4 бледно-голубого цвета, черный маркер, акварель, кисть, иллюстрации.

«Цыплята»

Закрепить умение комкать салфетки или обрывать их и делать цыплят, дорисовывать детали гуашью (травку, цветы) и черным маркером (глазки, клюв, ножки). Развивать чувство композиции.        

Комкание бумаги или обрывание.

Лист А4 бледно-голубого цвета, салфетки желтые и половинки (для головы и туловища), клей, черный маркер, гуашь, шапочки цыплят для игры,  иллюстрации.

«Жили у бабуси  два веселых гуся»

Продолжать учить использовать ладонь как изобразительное средство: окрашивать ее краской и делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Закрепить умение дополнять изображение деталями.

Рисование ладошкой.

Озеро, нарисованное на большом листе бумаги формата А4 синего цвета, белая, серая, зеленая гуашь, кисти, красный и черный маркеры для дорисовывания деталей.

Апрель

«Укрась свитер»

Совершенствовать умение в данных техниках. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность.        

Тычок жесткой кистью, печатание печатками.        

Вырезанные из тонированной бумаги свитера. Жесткая кисть, гуашь в мисочках, печатки, кукла и мишка для игровой ситуации.

«Волшебный дождик»

Познакомить с техникой рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Затем каждый получает волшебную картинку – лист с уже нанесенной свечой рисунком и аккуратно закрашивает ее.

Рисование свечой.

Свеча, гуашь синего цвета, листы плотной бумаги, пол-листа бумаги формата А4 уже нанесенными свечой рисунками.

«Божьи коровки на лужайке»        

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность) или обрывать бумагу для получения полосок различных оттенков (коллективная деятельность).

Рисование пальчиками.

Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спине, ватман, салфетки и  бумага светло- и темно- зеленого цвета, черная гуашь в мисочках, клей для педагога.

По замыслу        

Совершенствовать умения и навыки в свободном рисовании, экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.        

Различные.        

Все имеющиеся в наличии.

Май

«Веселая полянка»

Упражнять в технике печатания ладошкой. Закрепить умение заполнять отпечатками всю поверхность листа, дополнять рисунок одуванчиками желтого и белого цвета пальчиковым рисованием. Развивать цветовосприятие, творчество.        

Рисование ладошкой, пальчиками.

Ватманский лист, темно- и светло-зеленая гуашь (можно налить в блюдце), гуашь желтого, белого цвета, кисти, салфетки.

«Весеннее солнышко»

Закрепить умение рисовать в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. Учить смешивать разные краски (желтую, красную, оранжевую), кистью прямо на ладошке.        

Рисование ладошками, пальчиками.

Ватманский лист бледно-голубого цвета, гуашь, кисть, иллюстрации.

«Бабочки»

Закрепить умение рисовать в технике печатания ладошкой. Закреплять умение создавать композицию, дорисовывать травку пальчиками. Развивать чувство цвета, творчество, аккуратность в выполнении работы.

Рисование ладошкой, пальчиками.

Лист формата А4 тонированный зеленым цветом, кисть, гуашь, салфетки.

 Итоговая выставка рисунков за год

 Продолжать рассматривать рисунки, поощрять эмоциональные проявления, высказывания, выбор понравившихся и непонравившихся рисунков.

 

        

Рисунки детей за год (несколько работ рисунков каждого ребенка)

 

Перспективное планирование занятий по нетрадиционному рисованию

в средней группе.  

Тема

Цель

Метод рисования

Оборудование

сентябрь

«Нарядные матрешки»

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции.

Оттиск печатками

Матрешки, вырезанные из бумаги, разные печатки, пальчиковая краска, салфетки

«Осенний пейзаж»

Познакомить детей с нетрадиционным способом рисования «печатание листьями» (цветами). Учить красиво, располагать изображение на листе. Воспитывать аккуратность, навыки коллективной работы.

Печатание листьями

Сухие листья, поролоновые тампоны, ватные палочки, салфетки, лист ватмана 6040 см с нарисованным фоном городского пейзажа.

«Маринуем помидоры на зиму».

Познакомить с техникой печатания печаткой из картофеля. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать помидоры в банке, используя контраст размера. Воспитывать аккуратность.

Оттиск печаткой из картофеля.

Вырезанные из бумаги банки, красная гуашь, печатки из картофеля, салфетки.

«Вот ёжик - ни головы, ни ножек…»

Познакомить с новым способом рисования. Учить рисовать животных способом оттиск смятой бумагой. Дорисовывать детали образа ёжика пальчиком

Оттиск смятой бумагой, Рисование пальчиками

Альбомный лист, газета, гуашь серая, коричневая.

октябрь

«Шубка для белочки»

Закрепить умение правильно сжимать бумагу, набирать краску и оставлять оттиск. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Оттиск сжатой бумаги

Лист бумаги с изображением белки на каждого ребёнка, гуашь, салфетки.

«Высыпался разноцветный горох»

Научить детей новой изобразительной технике – рисование ватными палочками. Развивать цветовосприятие.

Рисование ватными палочками.

Альбомный лист бумаги, гуашь разного цвета, ватные палочки

«Грибы в лукошке»

Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатании печатками. Закрепить умение украшать предметы простым узором (полоска из точек), используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.

Оттиск печатками, рисование пальчиками.

Лист тонированной бумаги формата А4, коричневая гуашь, гуашь в мисочках, кисти, муляжи грибов, кукла, белка, корзинка для игровой ситуации.

«Укрась шарфик»

Познакомить с печатью по трафарету. Учить украшать полоску простым узором из чередующихся цветов и точек. Развивать чувство ритма, композиции.

Печать по трафарету, рисование пальчиками.

Шарфик, вырезанный из тонированной бумаги, гуашь в мисочках, трафареты цветов, поролоновые тампоны, игрушка би-ба-бо, шарфик для игровой ситуации.

ноябрь

«Осень вновь пришла»

Расширять представление о приметах осени. Учить рисовать всеми пальчиками, набирая краску разного цвета, делать фон рисунка оттиском поролона.

Рисование пальчиками, оттиск поролоном.

Альбомный лист бумаги с нарисованным деревом, поролон, гуашь желтая, красная

«Птички клюют ягоды»

Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками и  печатания пробкой ( выполнять ягоды разной величины и цвета). Развивать чувство цвета и композиции. Воспитывать аккуратность.

Рисование пальчиками, оттиск пробкой.

Половина альбомного листа, пастельных оттенков; гуашь коричневого, красного, оранжевого, бордового цветов в мисочке, кисть, пробки, вырезанные изображения птиц, клей, клеенка, салфетка.

По замыслу

Совершенствовать умения и навыки в свободном рисовании, экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Различные

Все имеющиеся в наличии.

«Первый снег»

Закрепить умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежинок с помощью печатания или рисования пальчиками. Развивать чувство композиции.

Рисование пальчиками, оттиск печатками.

Лист формата А4, тонированный в темно-синий, томно-серый цвета, гуашь белого цвета в мисочках, печатки из ластиков, кисть, эскизы, иллюстрации. Фото.

декабрь

«Красивые снежинки»

Упражнять в рисовании свечкой снежинок, закрепить умение тонировать рисунок. Воспитывать аккуратность.

свеча + акварель

Свеча, акварель, кисти, вырезанные снежинки из бумаги.

«Зимний лес»

  Совершенствовать умение рисовать дерево (ствол, ветки), используя печатки из ластика, развивать чувство ритма, композиции. Воспитывать аккуратность в работе

Печатание печатками из ластика, рисование пальчиками.

Лист тонированной  бумаги, кисточки, печатки из ластика. Гуашь коричневого и белого цветов.

«Мы рисуем, что хотим»

Совершенствовать умения и навыки в свободном рисовании, экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Различные.

Все имеющиеся в наличии

«Ёлочные игрушки»

Упражнять в  рисовании восковыми мелками елочных игрушек. Закрепить умение тонировать рисунок акварелью. Печать пробкой.

Восковой мелок и акварель, оттиск пробкой.

Вырезанные из плотной бумаги  елочные игрушки, восковые мелки, акварель, кисть, гуашь в мисочках, пробка; елка, нарисованная на ватманском листе,елочные игрушки.

январь

«Семья снеговичков»

Закреплять навыки печатания мятой бумагой. Учить дорисовывать картинку до полной композиции. Развивать творчество, воображение.

Оттиск смятой бумагой, Рисование пальчиками.

Тонированный лист бумаги формата А4, миска с гуашью, иллюстрации, снеговичок из ваты.

«Портрет зимы»

Закрепить умение рисовать человека восковыми мелками, украшать деталями (снежинками), тонировать лист в цвета зимы              ( синий, голубой, фиолетовый). Развивать цветовосприятие.

Восковые мелки+акварель, черный маркер+ акварель.

Лист формата А4, синий воковой мелок, черный маркер, кисть, эскизы, иллюстрации.

«Ночь и звезды»

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба.

Рисование манкой, скатывание салфеток

Лист с контурным изображением ночного неба, клей, манная крупа, салфетки

февраль

«Рыбки в аквариуме»

Продолжать учить использовать ладонь как изобразительное средство: окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями. Поощрять рисование пальчиками.

Отпечаток ладошки.

Альбомный лист бумаги, гуашь разных цветов

«Самолёт»

Упражнять в печатании с помощью трафарета. Закреплять умение дорисовывать у самолёта детали: иллюминаторы, дверь. Воспитывать аккуратность.

Печать по трафарету

Поролон, трафареты, бумага, гуашь, кисти, салфетки, готовая композиция – образец.

«Цветочек для папы»

Упражнять в печатании с помощью печаток. Закрепить умение дорисовывать у полураспустившихся цветов стебельки и листочки. Развивать чувство композиции

Оттиск печатками из картофеля

Лист бумаги с недорисованным цветком, гуашь разных цветов, печатки из картофеля

«Мы рисуем, что хотим»

Совершенствовать умения и навыки в свободном рисовании, экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Различные.

Все имеющиеся в наличии.

март

«Нарисуй и укрась вазу для цветов»

Совершенствовать умение в данной технике, закреплять умение печатать по трафарету. Воспитывать аккуратность в работе.

Печать по трафарету, примакивание

Лист формата А4 тонированный, гуашь, кисти, трафареты, иллюстрации с изображением

«Открытка для мамы»

Совершенствовать умения детей в данных изобразительных техниках. Развивать воображение, чувство композиции, ритм.

Печать по трафарету, рисование пальчиками.

Лист тонированный формата  А3 с приклеиными  вазами и сложенный по полам ,гуашь в мисочках, кисть, тампоны из поролона, трафареты разных цветов, иллюстрации, эскизы.

«Сказочный мир иллюстраций»

Расширить представление  детей о творчестве художников – иллюстраторов, Развивать наблюдательность, анализировать, сравнивать предметы, развивать художественное восприятие иллюстраций, показать особенности изображения пушистых животных Е. Чарушиным, учить детей изображать пушистую шерсть животных.

Тычок жесткой кистью.

Авторские рассказы и иллюстрации   Е. Чарушина «Про зайчат», «На нашем дворе», «Про Томку», «Курочка», «Волчишка», гуашь, кисти, салфетки.

«Волшебные картинки»

Познакомить с техникой рисования свечой. Учить аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Доставить детям радость от занятия рисованием.

Рисование свечой.

Альбомный лист бумаги, свечка, акварель, кисточки

апрель

 «Ракеты в космосе»

 Продолжать учить смешивать краски ( синюю, голубую, фиолетовую, черную) прямо на листе бумаги. Закрепить умение печатать по трафарету. Учить рисовать ракеты, летающие тарелки.

 Печать по трафарету.

 Лист формата А4, гуашь, кисти, трафареты звезд, эскизы и иллюстрации.

«День космонавтики»

Познакомить детей с аппликативной техникой – обратной аппликации. Развивать художественно эстетический вкус; образно – пространственное восприятие. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук

Обратная аппликация

Прозрачные крышки на каждого ребёнка, пластилин, салфетки.

«Салют»

Продолжать развивать умение рисовать тычком жёсткой полусухой кистью; совершенствовать умение правильно держать кисть при рисовании, осваивать цветовую палитру: жёлтый, красный, зелёный, синий цвета;

Тычок  жесткой кистью.

Тонированный лист, гуашь разных цветов, щетинные кисти, салфетки, фотографии с изображением салюта.

По замыслу

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для  работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество.

Различные

Все имеющие в наличии.

май

«Одуванчик золотой»

Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура.

Тычок жёсткой полусухой кистью.

Тонированный лист бумаги зеленой краской, гуашь желтая и темно-зеленая, кисточка

«Превращение гусеницы»

Познакомить с нетрадиционными материалами, техниками рисования и аппликации. Содействовать развитию творчества в процессе выполнения творческого задания и создания коллажа – композиции с помощью разнообразных техник и материалов.

Рисование при помощи зубной щётки, ватными палочками, тампонами.

Гуашь, бумажные салфетки клей, заготовки бабочек на каждого ребёнка, зубные щётки, ватные палочки, поролоновые тампоны.

  «Бабочка - красавица»

 Продолжать знакомить детей с разнообразными видами бабочек, их внешним видам, учить детей сравнивать, анализировать, учить дорисовывать мелкие детали, создавая из цветовых пятен (клякс) образ; развивать воображение, ассоциативное мышление, творческую индивидуальность. воспитывать умение восхищаться красотой и многообразием природных форм.

  Кляксография

 Фигурки для фланелеграфа (разные виды бабочек); краски (акварель или гуашь), кисти, стаканчики с водой, салфетки; бумага, сложенная пополам; фломастеры или карандаши.

Итоговая выставка рисунков за год

Продолжать рассматривать рисунки, поощрять эмоциональные проявления, высказывания, выбор понравившихся и непонравившихся рисунков.

Рисунки детей за год (несколько работ рисунков каждого ребенка)

Перспективное планирование занятий по нетрадиционному рисованию

в старшей группе.  

Тема

Цель

Метод рисования

Оборудование

Сентябрь

«Летний луг»

Закрепить ранее усвоенные умения и навыки в данных тематиках. Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете

Восковые мелки + акварель, печать по трафарету

Бумага формата А3, восковые мелки, акварель, трафареты цветов, гуашь в мисочках, поролоновые тампоны, кисти

«Укрась вазу для цветов»

Закрепить умение составлять простые узоры, используя технику печатания и технику «старая форма – новое содержание» для рисования формы вазы. Развивать чувство композиции

Печать (печатками, по трафарету) «знакомая форма – новый образ»

Предметы круглой и овальной формы (например, поднос, блюдце), печатки и трафареты, простой карандаш, поролоновые тампоны, гуашь в мисочках

«Бабочки, которых я видел летом»

Познакомить детей с техникой монотипии. Закрепить умение использовать технику «старая форма – новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами – большое крыло, кулачок – маленькое). Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление

Монотипия, обведение ладошки и кулака

Силуэты симметричных и несимметричных предметов в иллюстрации бабочек, лист бумаги, белый квадрат, гуашь, кисть, простой карандаш

«Ежиная семейка»

Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить выполнять рисунок тела ежика (овал) тычками без предварительной прорисовки карандашом. Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями

Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой

Иллюстрации  с изображением ежей, жесткая кисть, смятая бумага, набор гуаши, кисть, сухие листья, клей

Октябрь

«Осенние листья» (первое занятие»

Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них. По желанию рисовать на общем листе пейзаж осени (без листьев)

Тиснение

Шаблоны листьев разной формы, простой карандаш, цветные карандаши, материал для тиснения (предметы с различной фактурой), ватман, гуашь, кисти

«Осенний пейзаж» (второе занятие)

Закрепить умение вырезать листья и приклеивать их на деревья, прием тычкования – учить делать ежика, грибочки для него. Развивать чувство композиции

Тычкование

Ножницы, клей, карандаш, квадраты (2х2 см) из газетной бумаги (около 40 шт.), красная, коричневая и белая бумага для грибов (прямоугольники), листья, изготовленные на предыдущих занятиях

«Я шагаю по ковру из осенних листьев»

Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати

Печатание листьями, печать или набрызг по трафарету

Листья формата А3 черной цвета, опавшие листья, гуашь, кисти, поролоновые тампоны, трафареты

«Роспись дымковского коня»

Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит дымковских узоров, чувство композиции. Воспитывать аккуратность

Вылепленные из глины или вырезанные из бумаги фигурки дымковского коня, дымковские игрушки, гуашь, кисти

Ноябрь

«Мое любимое дерево осенью»

Учить отображать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники (дерево в сентября – монотипия, в октябре – набрызг по трафарету, в ноябре – печатание печатками). Учить соотносить количество листьев и цвет (в сентябре листьев много, они желто-зеленые, в ноябре листьев мало, зеленых нет). Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках

Оттиск печатками, набрызг по трафарету, монотипия

Уголь, сангина, печатки, трафарет, жесткая кисть, бумага формата А4 голубого и серого цвета, кисти, гуашь, иллюстрации, эскизы пейзажей осени (по месяцам)

«Я люблю пушистое, я люблю колючее»

Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции

Тычок жесткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном

Тонированная или белая бумага, жесткая кисть, гуашь (для графики – только черная), скомканная бумага, поролоновые тампоны, тарелочка для печати бумагой или поролоном, эскизы, фотографии, иллюстрации

«Узор на разделочной доске (городецкая роспись)»

Закрепить знания детей о городецкой росписи, ее колорите и элементах. Учить украшать разделочную доску простым узором. Развивать чувство композиции

Изделия с городецкой росписью, разделочные доски разной формы из бумаги, гуашь, кисти

«Первый снег»

Учить рисовать дерево без листьев в технике монотипии, сравнивать способ его изображения с изображением дерева с листьями. Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции

Монотипия. Рисование пальчиками

Лист формата А4 темно-голубого, темно-серого, фиолетового цветов, черная гуашь или тушь, белая гуашь в мисочках, салфетки, эскизы и иллюстрации

Декабрь

«Животные, которых я сам придумал»

Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение

Кляксография, «знакомая форма – новый образ»

Черная и цветная тушь, листы бумаги (20х20см), пластмассовая ложечка, гуашь или фломастеры, простой карандаш, различные предметы (ножницы, кольца, ложки и др.), восковые мелки

«Зимняя ночь»

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого граттажа. Учить передавать настроение тихой зимней ночи с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих

Черно-белый граттаж

Лист полукартона или плотной бумаги, свеча, тушь + жидкое мыло, кисть, заостренная палочка, эскизы, иллюстрации

«Мои любимые снежинки (декоративные)»

Учить украшать тарелочки и подносы узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в рисовании концом кисти. Закрепить умение смешивать в мисочке белую гуашь с синей, фиолетовой. Развивать воображение, чувство композиции

Тарелочки и подносы, вырезанные из черной бумаги, белая, синяя, фиолетовая гуашь, иллюстрации, эскизы

«Птицы волшебного сада (городецкая роспись»)

Продолжать закреплять знания детей о городецкой росписи. Познакомить с приемами изображения городецких птиц. Учить рисовать птицу в волшебном саду (из цветов и листьев городецкой росписи). Развивать чувство композиции.

Гуашь, кисти, предметы с городецкой росписью, лист формата А3, эскизы

Январь

«Я в волшебном еловом лесу»

Совершенствовать умение в нетрадиционных графических техниках (черно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету). Учить в работе отражать облик елей наиболее выразительно. Развивать чувство композици

Черно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету

Бумага белая формата А4, картон для граттажа, свечка, палочка для процарапывания, черная тушь, уголь, кисти, поролоновые тампоны, иллюстрации, эскизы

«Филин»

Учить создавать выразительный образ филина, используя технику тычка и уголь. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики. Закрепить навыки работы с данными материалами.

Тычок полусухой жесткой кистью

Бумага формата А3, уголь, жесткая и мягкая кисти, черная гуашь, иллюстрации, эскизы, рисунки детей за прошлые годы

«Мой портрет»

Дать знания о портрете как жанре изобразительного искусства. Закрепить умение рисовать портрет человека. Учить отображать в рисунке свое настроение, особенности внешности (прическа и др.) Развивать чувство композиции.

Черно-белый граттаж, акварель + восковые мелки

Репродукции портретов  (автопортреты), зеркало, бумага формата А3, акварель, восковые мелки, полукартон формата А4, тушь черная с жидким мылом, свеча, палочка для процарапывания

Февраль

«Я в подводном мире»

Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней. Учить превращать отпечатки ладоней в рыб и медуз, рисовать различные водоросли, рыб разной величины. Развивать воображение, чувство композиции.

Рисование ладошкой, восковые мелки + акварель

Голубой или белый лист формата А3, восковые мелки, акварель, кисти, салфетки, эскизы, иллюстрации

«Пингвины на льдинах» (два занятия). Первое занятие – снег, лед и полярная ночь

Учить изображать снег, лед и полярную ночь, используя гуашь различных цветов, спешивая ее прямо на бумаге. Закрепить понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности листа.

Листы формата А3, гуашь, кисть, работы детей за прошлые годы, иллюстрации

«Пингвины на льдинах». Второе занятие – пингвины

Совершенствовать умение в смешивании белой и черной красок прямо на листе бумаги. Учить рисовать семью пингвинов, передавая разницу в величине птиц. Развивать умение отображать в рисунке несложный сюжет

Подготовленные ранее пейзажи, гуашь, кисти, иллюстрации, рисунки детей за прошлые годы

«Ветка с первыми листьями (с натуры)»

Продолжать учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму и величину вазы, веточки. Закрепить умение рисовать полураспустившиеся и только проклюнувшиеся листья с помощью печатания, передавать их цвет. Развивать чувство композиции.

Оттиск печатками

Лист формата А3, гуашь, кисти, печатки, зеленая гуашь в мисочках, веточки с полураскрывшимися листьями в вазе, эскизы

Март

«Открытка для мамы (мамины любимые цветы)»

Учить украшать цветами и рисовать пальчиками открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений. Учить располагать изображения на листе по-разному

Печать по трафарету, рисование пальчиками

Лист формата А3, согнутый пополам, гуашь в мисочках, зеленая гуашь в банке, кисти, трафареты цветов, поролоновые тампоны, салфетки, иллюстрации, открытки

«Моя мама»

Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закрепить умение изображать лицо (фигуру) человека, пользуясь различными приемами рисования сангиной, графически выразительными средствами (линия, пятно, штрих). Развивать чувство композиции.

Листы бумаги формата А4, А3, сангина, репродукции женских портретов

«Подснежники для моей мамы»

Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращая особое внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие

Акварель + восковой мелок

Бумага формата А4, акварель, восковые мелки, иллюстрации, эскизы

«Фрукты на блюде(с натуры)»

Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Упражнять в аккуратном закрашивании восковыми мелками фруктов, создании созвучного тона с помощью акварели

Восковые мелки + акварель

Фрукты или муляжи, тарелка (блюдо), бумага формата А4, восковые мелки или восковая пастель, кисти, акварель, эскизы

Апрель

«Звездное небо»

Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

Набрызг, печать поролоном по трафарету

Бумага формата А3, кисти, гуашь, трафареты, поролоновый тампон, жесткая кисть и картонка для набрызга, эскизы, иллюстрации

«Семеновские матрешки (мама с дочкой)». Первое занятие

Познакомить детей с семеновскими матрешками. Учить определять колорит, элементы росписи и украшения. Упражнять в рисунке силуэтов матрешек разной величины

Семеновские матрешки, ранее нарисованные детьми матрешки, гуашь или черный маркер и акварель, гуашь в мисочках, салфетки

«Семеновские матрешки (мама с дочкой)». Второе занятие

Продолжать знакомить с семеновскими матрешками. Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуках ранее нарисованных матрешек. Развивать цветовосприятие

Рисование пальчиками

Семеновские матрешки, ранее нарисованные детьми матрешки, гуашь или черный маркер и акварель, гуашь в мисочках, салфетки

«Чудесный букет»

Закрепить знание детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью. Учить изображать букет в технике монотипии

Монотипия

Бумага формата А4, А3, гуашь, кисти, иллюстрации, эскизы, рисунки детей за прошлые

Май

«Как я люблю одуванчики»

Совершенствовать умения в данных техниках. Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа

Восковой мелок +акварель, обрывание, тычкование

Белая бумага формата А4, цветной картон формата А4, восковые мелки, акварель, кисти желтые салфетки или квадраты (2х2см) из желтой бумаги (для тычкования), зеленая бумага, синтепон, пеноплен и др., клей

«Березова роща»

Закрепить умение рисовать свечой и акварелью. Учить создавать выразительный образ березовой рощи Развивать чувство композиции

Рисование свечой

Бумага формата А3, свеча, акварель, простой карандаш, гуашь, кисти, репродукции пейзажей, эскизы

«Вишня в цвету (с натуры)»

Закрепить умения продумывать расположение рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования, соотносить размер вазы и веток. Совершенствовать умение использовать рисование пальчиками и тычком для повышения выразительности рисунка

Рисование пальчиками, тычками

Цветущая вишня в вазе, тарелочка для смешивания красок, тычок (палочка с ваткой), салфетки, гуашь, кисти, бумага формата А3 голубого или темно-голубого цвета, педагогические эскизы

Итоговая выставка рисунков за год

Перспективное планирование занятий по нетрадиционному рисованию

в подготовительной к школе группе.  

Тема

Цель

Метод рисования

Оборудование

Сентябрь

«Радуга»

Вызвать интерес к экспериментальному (опытному) освоению цвета. Закрепит знания детей с теплыми и холодными цветами. Закрепить представление о семи цветах радуги. Развивать чувство цвета.

По сырому

Бумага белая формата А4, акварельные краски, кусочки поролона для смачивания бумаги.

«Лето красное прошло»

Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание».Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления о лете. Совершенствовать технику рисования акварельными красками (часто промачивать и смачивать кисть, свободно двигать ею во всех направлениях).

Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете. Развивать воображение.

Кляксография

Альбомный лист бумаги, акварель, кисточки

«Осеннее дерево»

Учить детей рисовать осеннее дерево, правильно передавая расположение частей, рисовать крону дерева и заполнять внутренне пространство, разноцветными оттисками поролона.

Акварель + оттиск поролоном

Мисочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, кусочки поролона, листы формата А-4, акварель, кисти №3, образец.

«Ветка рябины в вазе»

Формировать эстетическое отношение к натюрморту из рябины в вазе, упражнять в комбинировании различного цвета для изображения листьев рябины. Развивать чувство композиции при составлении и рисовании натюрморта.

Оттиск круглыми печатками, рисование пальчиками, технический прием двухцветный боковой мазок

Бумага белая формата А-4, гуашь и акварельные краски, палитры, кисти, ватные палочки, простой карандаш, иллюстрации и образцы.

Октябрь

«Осенние листья»

Закреплять умения детей работать в технике печатанья листьями. Учить детей смешивать краски прямо на листьях, развивать цветовосприятие.

Печатанье листьями

Листы формата А-4 тонированные в темные тона, опавшие листья, гуашь, кисти.

«Дары осени»

Формировать эстетическое отношение к натюрмортам из даров осени и их изображению в рисунке, упражнять в комбинировании различных техник. Развивать чувство композиции и колорита.

Оттиск пробкой, печатками из картофеля, монотип

Бумага белая формата А-4, гуашь и акварельные краски, палитры, печатки из картофеля, репродукции натюрмортов, образцы.

«Цветы на подносе»

Закрепление знаний о жостовской росписи.  Передавать изображение цветов цветовыми парами (красный – зеленый, фиолетовый -     оранжевый, желтый - синий). Закрепить прием набора двух цветов краски на кисть.

Набор двух цветов краски на кисть

Жестовские подносы, вырезанные формы подносов тонированные или черная, гуашь, палитры, кисти тонкие и толстые.

«Пасмурный осенний день»

Учить детей передавать в рисунке картину природы, используя знакомый прием работы по мокрому слою, развивать представление о том, что через подбор красок (колорит) можно передать в рисунке определенную погоду и настроение; закреплять умение рисовать предметы на широкой полосе земли.

Рисование по мокрому листу

Серые листы бумаги с широкой полосой земли; краски гуашь, мягкие кисти

Ноябрь

«Заколдованные картинки»

Развивать воображение детей, умение устанавливать сходство между геометрическими фигурами и предметами окружающей действительностью. Упражнять в свободном выборе изобразительных материалов при дорисовке этих форм.

Различные

Цветные карандаши, восковые мелки, краски. Листы А-4 с изображением разного количества геометрических форм, нарисованных цветными фломастерами.

«Театр»

Учить передавать особенности конструкции театрального здания и его архитектурных деталей – колонн, фронтона, широкой лестницы, арочную форму окон и дверей. Учить детей ориентироваться на крупные части здания при размещении окон и дверей для достижения симметрии в их расположении. Воспитывать чувство любви к историческим зданиям.

Цветные карандаши, цветные мелки

Иллюстрации, фотографии с изображением разных зданий. Бумага белая формата А-4, карандаши, цветные мелки

«Город вечером»

Учить детей передавать картину вечернего города, его колорит. Закреплять умение оформлять свой замысел, композиционно располагать изображение на листе. Развивать эстетические чувства. Учить детей оценивать выразительные решение темы.

Черно-белый граттаж

Плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло или зубной порошок, мисочка для туши, палочка с заостренным концом.

«У лукоморья дуб зеленый»

Формировать эстетические чувства передачей художественного образа различными техниками (скатывание бумаги, трафаретная печать, лепка из пластилина). Развивать чувство композиции, воспитывать умение работать в парах.

Печать по трафарету, скатывание бумаги

Листы формата А3, цветные бумага и салфетки, трафареты в форме листьев дуба, пластилин, гуашь, эскизы – дуб, изображенный гуашью, варианты ученого кота из пластилина.

Декабрь

«Опушка зимнего леса. Ель и сосна»

Учить передавать в рисунке зимний пейзаж с хвойными деревьями, самостоятельно придумывать композицию рисунка, передавать штрихами разного характера хвою на елях, соснах и коре деревьев. Рисовать штрихи с разным нажимом для получения различной интенсивности цвета.

Штрихи

Таблица с изображением штрихов, неполные изображения ели и сосны (без хвои). Силуэты зимних деревьев, кустов, листы бумаги с закрашенным серым небом (для составления композиций). У детей листы шероховатой рисовальной бумаги, примерно 1\2 альбомного листа, прямоугольной или овальной формы, черные карандаши или черные восковые мелки (на выбор).

«Волшебные снежинки»

Учить строить круговой узор из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или путём симметричного наращивания элементов по концентрическим кругам. Симметрично располагать узор в зависимости от формы листа бумаги или объёмного предмета. Использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии формы, растительные элементы.

Пастельные мелки

Бумажные квадраты 20*20, разного цвета - тёмно-синего, фиолетового, сиреневого, малинового, сине-зелёного, чёрного; пастельные мелки. Вологодские кружева для рассматривания, крючки для вязания, коклюшки, челноки (для показа детям). Основа для композиции «Зимнее окошко».

«Снегопад»

Воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изображению в различных изобразительных техниках. Упражнять в изображении состоянии погоды в рисунке (снегопад); развивать чувство композиции, колорита.

Набрызг

Репродукции картин, бумага голубого и темно-серого цвета, мисочки под белую гуашь, жесткие кисти, кусочки картона для набрызга.

«Крепок морозец»

Обучение навыкам работы в смешанных техниках. Равномерное заполнение листа.

рисунок по мотивам ледяных зимних узоров.

Свеча, акварель

Свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Январь

«Снегири на ветке»

Воспитывать бережное отношение к птицам и растениям через изображение их образов в нетрадиционных техниках. Упражнять в комбинировании различных художественных техник. Развивать чувство цвета, фактурности, объемности, композиции.

Скатывание бумаги, рисование пальчиками

Тонированные листы бумаги А-4, красная, розовая гуашь, налитая в мисочки, салфетки красного цвета (несколько штук), клей ПВА, кисть, клеенка, птички? вырезанные из старых журналов, образцы с изображением ягод на ветках, фланелеграф, и вырезанные картинки.

«Морозные узоры на окне»

Закрепить умение детей рисовать в технике «свеча, акварель». Учить детей рисовать по представлению; рассматривать, придумывать и изображать морозные узоры; учить детей работать свечой (или белым восковым мелком).

Воспитывать эстетическое отношение, развивать творчество.

Свеча, акварель

Альбомный лист бумаги, свечка, акварель, кисточки

«Пуховый платок»

Воспитывать у детей уважение и интерес к труду мастериц-вязальщиц, показать детям особенности открытого и полуоткрытого узора, графическое изображение узора каймы и платка.

Тушь, острые палочки

Вырезанные формы квадратной формы, черная тушь, заостренные палочки или зубочистки, фотографии прялок, оренбургские платки.

Февраль

«Иней покрыл деревья»

Учить детей изображать картину природы, передавая строения разных деревьев. Учить рисовать материалами по выбору детей. (Восковые мелки, свечи, краски акварельные.) Развивать эстетическое восприятие.

Восковые мелки,

свеча, акварель

Бумага белая формата А-4, восковые мелки, акварельные краски, кисти, свечи, иллюстрации и образцы.

«Сказочные птицы»

Развивать фантазию при выборе содержания и способа изображения.

Отпечаток ладони

Тонированные листы формата А-4 или белая бумага, гуашевые краски, кисти, ветошь (для вытирания рук)

«Чудесные превращения кляксы»

Создать условия для свободного экспериментирования с разными материалами и инструментами (художественными и бытовыми). Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс). Вызвать интерес к опредмечиванию и «оживлению» необычных форм (клякс). Развивать творческое воображение.

Кляксография с трубочкой

Листы формата А-4, краски - акварельные и гуашевые, мягкие кисточки разных размеров, старые зубные щётки, баночки с водой, трубочки для коктейля (соломинки).

Март

«Весенние цветы для мамочки»

Воспитывать эстетическое отношение к образу мамы через изображение цветов в различных техниках, развивать цветовосприятие, чувство композиции, воображение.

Восковые мелки, акварель, печать по трафарету

Белая и светло-зеленая бумага формата А-4, иллюстрации, восковые мелки, акварель, зеленая гуашь, гуашь в мисочках для печати, тампоны из поролона, трафареты, кисти.

«Необычная посуда»

Формировать эстетическое отношение к бытовым предметам и их художественным изображениям в натюрморте. Упражнять в комбинировании различных техник.

Знакомая форма – новый образ, печать по трафарету, печатками

Листы бумаги, гуашь, кисти, мисочки для печати по трафарету, посуда и ее рисунки, образцы. Различные предметы, которые можно обводить.

«Совушка – сова»

Учить изображать сову карандашными штрихами, передавать разные позы совы (сидит, взмахивает крыльями, летит), рисовать штрихи в разном направлении в соответствии с расположением перев на голове, теле, крыльях, использовать в рисунке легкие, вспомогательные линии для передачи, строения птицы, придавать выразительность образу птицы через нанесение штрихов разным нажимом карандаша для полученья различной интенсивности цвета и разного положения глаз (смотрит в сторону, вниз или вверх).

Штрих

У воспитателя 2-3 реалистичных изображения совы, таблица со штрихами разного характера, штриховые изображения головы трех сов с разным положением глаз. У детей листы бумаги, цветные карандаши, простой карандаш.

«Пушистые детеныши животных»

Учить изображать пушистого детеныша животного в какой-либо позе или движении: формировать представление, что отличие детеныша от взрослого животного не только в величине, но и в пропорциях других частей тела; головы и туловища, туловища и ног; учить использовать при изображении шерсти животных жесткой кистью разного вида штрихи – прямые, волнистые, закругленные и вертикальные.

Тычок жесткой кистью, оттиск

Иллюстрации Е. Чарушина и других художников, рисующих в такой же манере, художественные открытки с изображением котят, щенят, ягнят, зайчат, медвежат и одного взрослого животного. У детей листы тонированной бумаги в форме квадрата, листок для упражнения в рисовании волнистых и закругленных штрихов, жесткие и мягкие кисти, краска гуашь и простые карандаши.

Апрель

«Что такое космос?»

Формировать умение создавать фантастические рисунки выразительными средствами. Закрепление навыков владения графическими материалами. Развивать у детей интерес фантазию.

Восковые мелки + акварель,

печать штампами

формата А-4, иллюстрации, восковые мелки, акварель, гуашь в мисочках Белая бумага для печати, штампы звезд.

«Бабочки»

Совершенствовать умения детей в различных техниках. Развивать пространственное мышление, познакомить с симметрией и ассиметрией на примере бабочки в природе и рисунке.

Монотипия, «знакомая форма – незнакомый образ», обведение кисти

Вырезанные силуэты различных симметричных и не симметричных предметов (гриб, цветок, бабочка), простой карандаш, иллюстрации, фото бабочек, образцы.

 «Серебряное копытце»

Формировать умение иллюстрировать литературное произведение. Продолжать знакомить с композицией листа. Развивать гармоническое решение цветового решения иллюстрации. Сделать иллюстрацию к сказу «Серебряное копытце» (коллаж).

Коллаж

Большой лист бумаги А4, цветная бумага, лоскуты ткани, нитки, фольга, гуашь, клей, кисти. Иллюстрации к сказу «Серебряное копытце».

«Звери, птицы, небылицы»

Формировать умение создавать фантастические образы. Передача движений в композиции. Изображение диковинных птиц и зверей.

Кляксография с трубочкой, дорисовывание зубочистками

Белая бумага А4, тушь, палочки для рисования

Май

 «Одуван-чики»

Совершенствовать умения в техниках нетрадиционного рисования. Учить отображать облик одуванчика наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа.

Восковой мелок + акварель, обрывание, тычкование

Белая бумага А4, цветной картон формата А4, восковые мелки, акварель, кисти, желтые салфетки из желтой бумаги (для тычкования), зеленая бумага, синтепон, клей.

«Сирень цветет»

Учить передавать в рисунке форму и строение куста сирени, изображать на кусте соцветия, собранные в кисти, передавать их форму и цвет; смешивать краски для получения сиреневого цвета

Оттиск круглыми печатками

Один-два натюрморта с изображением сирени, силуэты цветочных кистей сирени и черемухи, лист бумаги для показа изображения цветочной кисти сирени, палитра для смешивания красок. У детей листы тонированной бумаги, близкие по форме к квадрату, дополнительные небольшие листки бумаги для опробования сиреневой краски

«Чудесный май»

Вызвать интерес к экспериментальному (опытному) освоению цвета. Развивать чувство цвета. Воспитывать самостоятельность, инициативность.

Получение нового цвета, смешанные техники

Бумага белая формата А-4, краски гуашевые и акварельные, палитры, кисти разных размеров, щётки зубные, тампоны ватные, ватные палочки, салфетки бумажные и матерчатые, банки, стаканы или ванночки (кюветы) с водой.

Итоговая выставка рисунков за год

 

Литература:

  1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 1,2. – М.: Скрипторий, 2010
  2. Давыдова Г.Н.  "Рисуем  ладошками" - М.: Скрипторий, 2007.
  3. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду:/Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/.- СПб.: КАРО,  2008
  4. Казакова Р.Г. , Сайганова Т.И. «Необыкновенное рисование». Рисование с детьми дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  5. Лыкова И.А.  «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, занятия, методические рекомендации. Вторая младшая  группа – М.: «Карапуз – дидактика», 2008.
  6. Лыкова И.А.  «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, занятия, методические рекомендации. Средняя  группа – М.: «Карапуз – дидактика», 2008.
  7. Лыкова И.А.  «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, занятия, методические рекомендации. Старшая   группа – М.: «Карапуз – дидактика», 2008.
  8. Лыкова И.А.  «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, занятия, методические рекомендации. Подготовительная  группа – М.: «Карапуз – дидактика», 2008.
  9. Увлекательное рисование методом тычка К.К.Утробина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект- пактикума для воспитателей:"Освоение нетрадиционых методов рисования во всех возрастных группах детского сада"

Материал поможет педагогам привить детям любовь, интерес к художественому творчеству, используя нетрадиционые способы и техники рисования....

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО НЕТРАДИЦИОННОМУ РИСОВАНИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таки...

перспективное планирование по нетрадиционному рисованию для старшей и подготовительной к школе группы

предлагаю перспективное планирование работы на два года по нетрадиционному рисованию со старшими дошкольниками ...

Перспективное планирование по нетрадиционному рисованию (2 младшая группа)

Фрагмент перспективного плана по нетрадиционному рисованию...

Перспективное планирование по нетрадиционному рисованию, средняя группа.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста, через нетрадиционные техники рисования....

Комплексно - тематическое планирование 2020 - 2021г. Развернутое планирование по физической культуре для всех возрастных групп.

Комплексно - тематическое планирование по физической культуре для всех возрастных групп (ранний возраст, первая младшая, вторая младшая, средняя , старшая, подготовительная)....

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО НЕТРАДИЦИОННОМУ РИСОВАНИЮ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятель...