План работы кружка "Веселая палитра" в старшей группе
рабочая программа по рисованию (старшая группа) на тему

Андреева Надежда Геннадьевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №40 «Радость»

города Новочебоксарска Чувашской Республики

                                                                             

Рассмотрена                                   Утверждена

на заседании                                  Заведующий    

педагогического совета                  ______ Е.Н.Горшенина                                                                   

Протокол №                                   Приказ №

от ___    ______2017г.                 от ___    _____2017г

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Веселая палитра»

 

старшая группа «Веселые ребята»

на период 01.09.2017 – 31.05.2018

 

 

 

 

Составитель:

Андреева Надежда

 Геннадьевна

воспитатель

 

 

 

 

 

 

Новочебоксарск -2017

 

Пояснительная записка

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения неклассических техник(термин С.В.Погодиной) изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Неклассические техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Веселая палитра» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Эти техники не являются определяющими в творческом развитии дошкольников. Они лишь направляют детей на создание образа. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Неклассическое рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием неклассических техник рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Практическая значимость программы

Неклассический подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. 
Рисование неклассическими способами, увлекательная, завораживающая  деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Неклассические техники рисования ­­- это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности

Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей  это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"

Педагогическая целесообразность

Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, неклассические техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.

 Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер.

Проведение занятий с использованием неклассических техник по этой программе:

- Развивает уверенность в своих силах .

- Способствует снятию детских страхов.

- Учит детей свободно выражать свой замысел.

- Побуждает детей к творческим поискам и решениям.

- Учит детей работать с разнообразными художественными. природными и бросовыми материалами.

- Развивает мелкую моторику рук.

- Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.

Новизной и отличительной особенностью программы «Веселая палитра» по неклассическим техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются неклассические методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные  и бросовые для неклассического рисования.

Цель:

Создание оптимальных условий для раскрытия художественного потенциала каждого ребенка в процессе развития детского изобразительного творчества средствами художественных эталонов, неклассических техник.

Задачи:

* Познакомить с различными способами и приемами неклассических техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.

*Обучать  основам создания художественных образов.

*Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.

* Способствовать возникновению у ребёнка ощущения, что продукт его деятельности - рисунок, интересен другим (воспитателю, детям, родителям).

*Совершенствовать  умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных неклассических техниках.

 * Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.

* Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ.

Развитие творческих способностей

Художественно-эстетическое развитие

Познавательное развитие

Программа направлена на развитие творческих способностей и воспитание  личности  ребенка.

 Структурной особенностью: программы является приобщение детей к художественному  развитию творческих способностей детей шестого года жизни(старшая группа). Развитие познавательных, творческих и художественных способностей в процессе создания образов, используя различные материалы и техники. Программа является развивающей и обучающей. Основывается на знании особенностей эмоционально-экспрессивного, сенсорного, психофизиологического развития ребенка 5-6 летнего возраста и опирается на принцип сотрудничества взрослого и ребенка, их творческого взаимодействия в художественно-деятельном общении.

Методы и приемы обучения:

Техники с использованием оттиска

- Монотипия,

- акватипия,

- Диатипия,

- линотипия

 - Эстамп

- Штампотипия: печати из овощей, ластика, полимеров (пластмассовые крышки, уплотнитель для окон), матрицы из картона, полимеров.

- Гравюра на картоне

- Тампонирование: работа с трафаретами, вкладышами

Техники с использованием природных и синтетических материалов

- Посыпная (солью, манкой, пищевыми красителями, сухой гуашью, чаем, песком)

- Клеевая: контурная, фактурная

- Виражная: пленочная, бумажная, акриловая

- Мозаичная (из сыпучих материалов, плитки, пуговиц, бисера, бусинок, ракушек)

Техники с использованием мелков:

- рисование восковыми мелками и акварелью,

- рисование свечкой (невидимые картинки),

- рисование восковой стружкой,

- рисование по наждачной бумаге,

- граттаж (черно-белый, цветной, многослойный)

Техники с использованием необычной основы

- Рисование по фольге стекой

- Рисование по стеклу пластилином

- Рисование по картону пластилином

- Рисование по мятой бумаге

- Рисование по ткани

- Рисование по ватным дискам

- Рисование по бумажной салфетке

- Рисование по влажной салфетке

- Рисование по монтажной пене

- Рисование по фактурной основе

- Рисование с помощью пищевой пленки

Техники с использованием необычных материалов и инструментов

- Рисование зубной щеткой, пластиковыми вилками

- Рисование пластиковыми карточками

- Рисование пластиковыми вилками

- Рисование помазком для бритья

- Рисование двумя кисточками одновременно

- Рисование гелиевой ручкой по влажной бумаге

- Рисование стержнем от фломастера

- Рисование губкой, мятой бумагой

- Рисование ватным диском, влажной салфеткой

- Рисование шерстью (сухое валяние)

- Рисование гофрированной, крепированной бумагой (торцевание)

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее , смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же работа способствует развитию координации движений.

ПРИ РАСПРЕДЕЛЕНИИ  РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ УЧИТЫВАЛИСЬ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ:

принцип полифоничности (состоит в приобщении дошкольников к произведениям различных эпох, стилей и направлений);

принцип ценности и самоценности процесса и результатов детского изобразительного творчества в личностном становлении ребёнка;

принцип системности и преемственности компонентов педагогической технологии векторного развития детского изобразительного творчества, сопровождающих процесс овладения дошкольниками художественных эталонов;

принцип синкретичности (обусловлен тем, что в рамках одного образовательного комплекса дети могут заниматься разными видами изобразительного творчества, использовать разные художественные техники и приемы);

принцип природосообразности (характеризуется тем, что педагогическая технология векторного развития детского изобразительного творчества соотносится с возрастом детей, с их индивидуальными возможностями, способностями и потребностями);

принцип культуросообразности (заключается в овладении детьми культурными способами деятельности в ходе художественно-эстетического развития);

 − принцип вариативности (предполагает использование разнообразных компонентов педагогической технологии векторного развития детского изобразительного творчества, позволяющих создать образовательное пространство);

 − принцип Содеятельности и Сотворчества (заключается в совместном творчестве детей друг с другом, детей с педагогом и детей с родителями);

− принцип мобильности (позволяет менять компоненты внутри педагогической технологии векторного развития детского изобразительного творчества и образовательной модели, составляющей парциальную программу);

Организационно-методическое обеспечение работы кружка.

•                    Возраст детей 5-6 лет.

•                    Срок реализации  программы: программа рассчитана на один год.

•                    Режим занятий  среда15.30

•                    Наполняемость- 8 -10 чел.

•                    Форма проведения итогов - выставки детских работ .

Форма проведения НОД:

*Традиционное  НОД-эта форма используется при изучении нового материала;

*НОД- игра-применяется при закреплении, обобщении знаний ,умений, навыков, при подведении итогов за полугодие ,год.

*Творческо – поисковое НОД – используется для реализации исскуственно  созданной педагогам проблемной ситуации.

*Самостоятельная работа – используют ее элементы, при выполнении индивидуальных творческих работ воспитанниками.

*Экскурсия - используется при различной степени усвоения новых знаний и закрепление полученных за год. Развитие наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов.

При  проведение НОД учитывается:

-уровень знаний, умений и навыков воспитанников;

-самостоятельность ребенка;

-его актуальность;

-его индивидуальные особенности;

-особенности памяти, мышления и познавательные интересы.

Ожидаемый результат:

1.Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.

2.Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.

3.Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.

4.Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе

Формы подведения итогов реализации рабочей программы:

 Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

•                    Тематические выставки в ДОУ.

•                    Участие в городских и выставках и конкурсах в течение года.

•                    Оформление эстетической развивающей среды в группе. И т.д.

 

Перспективный  план кружковой работы.

Тема занятия

Неклассические техники

Задачи

Материал

Сентябрь

1.

«Пижма»

 

Рисование восковыми мелками и акварелью.

Упражнять в рисовании восковыми мелками и акварелью. Развивать воображение, творческое мышление.
 

Листы бумаги, восковые мелки, акварельные краски, кисти, салфетки.
 

2.

«Маки»

Рисование пальчиками, фон – пастель.

Познакомить с новой техникой - гризайль.

Листы бумаги, гуашь, кисти, салфетки.

3.

«Тучки точками»

Пуантилизм

Закрепить умение в данной технике

Литы бумаги, ватные палочки, гуашь, салфетки.
 

4.

«Деревья осенью»

 

Отпечаток листьями, оттиск скомканной бумагой

Учить рисовать деревья с помощью отпечатка листьев; небо, опавшую листву – оттиском скомканной бумаги. Развивать чувство композиции, цвета.

Листы бумаги, гуашь, кисти, листья деревьев, бумага для оттиска, салфетки.
 

Октябрь

1. «Осенний пейзаж».

 

посыпная

(по сырому + манка)

 

Познакомить с техникой – по сырому. Воспитать у ребенка художественный вкус. Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные неклассические изобразительные техники. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках.

Лист бумаги, акварельные краски, кисти, салфетка, манка.

2. «Осенний натюрморт в вазе».

 

        

 

 

 (печатание листьями + набрызг)

 

Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати.  Развивать чувство композиции.

Лист бумаги, гуашь, влажные салфетки, ватные палочки, листья, зубная щетка, кисти.
 

3. «Пшеница»
 

 

Рисование скрученной бумагой (плоскостной квиллинг)

Познакомить с техникой квиллинг.
Приобщать детей к декоративно-прикладному творчеству, формировать интерес к этому виду деятельности;

Картон, листы цветной полоски, клей, зубочистка, кисти, салфетки

4.

«Кукуруза»

Рисование окрашенным шариком.
 

Познакомить с рисованием в технике граттаж. Развивать воображение, творчество.

Листы бумаги, восковые мелки, тушь, зубочистки.
 

ноябрь

1. «Сказочные животные в осеннем лесу».

 

посыпная

(Тычок жесткой полусухой кистью + соль + аппликация)


Закрепить технику рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Учить создавать образ животного, используя технику тычка.  Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально

Листы бумаги, гуашь, жесткая кисть, салфетки, соль, клей.
 

2. «Душица»

 

Посыпная

Познакомить с новым материалом – пищевые красители
 

Листы бумаги, пищевые красители, кисти, акварельные краски, салфетки

3.«Снегирь на ветке дерева»

Рисование по ватным дискам
 

 Закреплять умение работать с ватными дисками, используя разные художественные техники и материалы
 

Листы бумаги, гуашь, влажные салфетки, узкая малярная кисть , кисть, ватные палочки, ватные диски, пластилин.

4. «Портрет моей мамы».

 

 посыпная(ватные палочки + разноцветная соль)
 

 Совершенствовать умение детей рисовать ватными палочками. Учить детей изображать лицо своей мамы.  Развивать у детей воображение, мелкую моторику рук. Воспитывать чувство гордости за свою маму.

Листы бумаги,  кисть, гуашь, салфетки влажные, ватные палочки, соль.

 

декабрь

1.«Снежинки».

 

 

 кляксография обычная + накладывать два цвета друг на друга)

Познакомить детей с техникой – кляксография, учить детей дуть в трубочку и делать разводы зубочисткой.

Уметь наносить цвет на цвет, развивать мелкую моторику рук, фантазию, воображение. Воспитать у ребенка художественный вкус.
 

Листы бумаги, гуашь, кисти, трубочки, зубочистки

2.

«Белочка»

 

 

Рисование с мылом

Познакомить с новым неклассическим материалом для рисования. Воспитывать аккуратность.

 

Листы бумаги, гуашь, мыло. Кисть, салфетки.

3. «Зимний вечер»

Рисование зубной пастой

Познакомить с новым нетрадиционным материалом для рисования. Воспитывать аккуратность
 

Цветной картон (черный, синий), зубная паста, салфетки
 

 

4. «Новогодняя ночь»

 

 

Техника граттаж

Познакомить с новой техникой рисования «граттаж». Использовать различные способы рисования. Закрепить знания о свойствах различных изобразительных материалов. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: восковые мелки, гуашь.  Учить детей умению отражать в рисунке признаки праздника – встречи нового года. Закрепить умение создавать композицию. Развивать образное восприятие, творчество

Листы бумаги, восковые мелки, черная тушь, зубочистки, салфетки.

январь

1. «Орхидея»

Свеча, акварель.
 

Познакомить с техникой линотипия и диатипия. Развивать воображение, творческое мышление.

Листы бумаги, акварель, кисти, цветные нитки, салфетки

 

2. «Вид из окна»

 

Силуэтное рисование

Совершенствовать умения в данной технике.

Листы бумаги, акварельные краски, гуашь, кисти, силуэт кошки, клей.

 

3.

«Аквариум»

Рисование из ладошки

Учить обводить растопыренные пальчики простым карандашом, дорисовывать необходимые детали.

Листы бумаги, гуашь, кисти.

 

4.

«Гуси плывут»

Рисование пастелью и акварельными красками
 

Совершенствовать умение рисовать в данной технике. Развивать воображение, ассоциативное мышление.

Листы бумаги, пастель, акварельные краски, кисти.

 

февраль

1.

«Каллы»
 

Аппликация из ватных дисков

Совершенствовать умения в работе с ватными дисками. Учить Развивать чувство ритма, цвета.
 

Картон, ватные диски, цветная бумага, клей, атласная лента. Салфетки.

2. «Веселая лягушка»

 

Рисование зубной щеткой.
 

Совершенствовать умения в данной технике. Помочь в создании выразительного образа. Развивать чувство цвета.
 

Листы бумаги, акварель, кисти, зубная щетка, сидуэт лягушки.
 

3. «Спортсмены»
 

 

Силуэтное рисование
 

Учить детей создавать новые образы спортсменов в технике силуэтного рисования. Развивать творческое воображение

Листы бумаги, простой карандаш, фломастер.

4. «Медуза»
 

 

Рисование сухой гуашью
 

Совершенствовать работу в данной технике – рисование сухой гуашью. Воспитывать аккуратность.

Листы бумаги, гуашь, кисти, салфетки.

 

март

1. «Аброния»
 

 

Аппликация

Совершенствовать умения в данной технике. Развивать чувство цвета, композиции.
 

Воздушный шар, цветная бумага, ножницы, клей

2. «Витраж с цветами»
 

 

Рисование витражными красками

Учить рисовать цветы витражными красками. Развивать воображение, чувство цвета.

Листы бумаги, контур, файлы, витражные краски.

3. «Ранняя весна»

 

Рисование по сырому.

Познакомить с техникой рисования по сырому. Помочь в создании выразительного образа. Развивать воображение, наблюдательность. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Листы бумаги, акварель, кисти.

 

4. «Волшебные узоры».
 

 ниткография

.Продолжать развивать навыки рисования при помощи цветных нитей..
 

Листы бумаги, цветные нитки, гуашь, кисти, салфетки.

апрель

1. «Золототысячник»
 

 

Рисование по фактурной основе
 

Совершенствовать умение детей рисовать в данной технике. По
знакомить с новым материалом – контурные краски, краски для батика.

Листы бумаги, контурные краски, краски для батика, кисти, салфетки, файлы

2.«Маки в вазе»

Рисование гелевой ручкой по влажной бумаге

Познакомить с техникой граттаж. Развивать композиционные умения.
 

Листы бумаги, акварельные краски, гелиевые ручки, кисти, гуашь, салфетки.

3«Закат солнца в пустыне».


 

 

Посыпная

(акварель + цветная соль)
 

Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения. Учить создавать изображение с помощью соли, самостоятельно дорисовывать полученное изображение для получения заката солнца.

Листы бумаги, акварельные краски, цветная соль, клей, кисти, салфетки.

4. «Космос».

 

(граттаж + набрызг + восковые мелки

Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Закреплять умение сочетать в рисунке несколько материалов (восковые мелки, гуашь, стеку). Вызывать эмоциональное отношение к образу. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги.

Листы бумаги, тушь, восковые мелки, зубочистки

май

1 «Стилизованная бабочка»
 

 

Пуантилизм

Закрепить технику рисования точками.

Листы бумаги, изображения бабочек, фломастер.
 

2. «Одуванчик»

 

Рисование ватными дисками + аппликация
 

Совершенствовать технику рисования ватными дисками. Учить украшать цветок, используя цветную бумагу. Развивать чувство цвета.

Листы бумаги, акварельные краски, белила, кисти, ватные диски, клей, цветная бумага, ножницы

 

3. «Вот и лето пришло».

 

Мозаичная

(роспись на камушках

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Развивать воображение и творчество.

Листы бумаги, гуашь, кисти.
 

4. «Восковой огонь»

 

МозаичнаяРисование восковой стружкой
 

Совершенствовать технику рисования восковыми стружками. Учить дополнять композицию деталями, используя разные изобразительные средства.
 

Листы бумаги,, восковые стружки, краски, салфетки, утюг.

 

 

 

Список используемой литературы:

1. Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – М., 1995.

2. Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 3-4 лет. – М., 2010.

3. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М., 2007.

4. Белкина В. Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998.

5. Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.

6. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

7. Шклярова О. В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11

8. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. -  Москва «Издательство Скрипторий, 2003

9 Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. -  Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг».

10. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. -  Москва, изд-во «Карапуз-Дидактика». 

10.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва ,2010.

11. Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашеными опилками, на самоклеющейся пленке. – Обруч 1999 г. №2.

12. Комарова Т.С. «Как можно больше разнообразия» Дошкольное воспитание, 1991г.№9.

13. Колдина Д.Н.Рисование с детьми 4-5 лет.-М. : Мозаика- Синтез, 2008г.

14. Никитина А.В.Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей. – СПб. : КАРО, 2007г.

15. Утробина К.К. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет.- М. :«Издательство Гном и Д», 2007.

16. ДВД диски. Авторская программа Татьяны Васильковой «Шедевры крошек или крошечные шедевры. Рисование пальчиками. Пальчиковая гимнастика. Часть 1: от 1-2лет, часть 2: от 2-3».

17. Цквитария Т. А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2011.

18.“Волшебный мир народного творчества”, п/р Шпикаловой Т.Я., М.: Просвещение, 2001 г.

19. Никологорская О.А. “Волшебные краски”, М.: АСТ-Пресс, 1997 г.

20 Лыкова И.А. Цветные ладошки

Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml

21. Погодина С.В. Шаг в искусство. Парциальная программа по изобразительному творчеству дошкольников. – М.:ВАКО, 2015.

22. Погодина С.В. Шаг в искусство. Методические рекомендации по реализации программы. – М.:ВАКО, 2016.

23. Погодина С.В. Шаг в искусство. Тематическое планирование. Блок «Неживая природа», - М.: ВАКО, 2016.

24. Погодина С.В. Шаг в искусство. Тематическое планирование. Блок «Растительный мир», - М.: ВАКО, 2016.

25. Погодина С.В. Шаг в искусство. Тематическое планирование. Блок «Животный мир», - М.: ВАКО, 2016.

26. Погодина С.В. Шаг в искусство. Тематическое планирование. Блок «Мир человека», - М.: ВАКО, 2016.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с родителями старшая группа

Родительские собрания, консультации, беседы с родителями....

Перспективный план работы с родителями старшей группы

Работа с родителями в старшей группе, на весь год...

план работы с родителями старшей группы

План работы с родителями на каждый месяц, В плане указывается какое оформление стендов каждый месяц, какие консультации для родителей, памятки....

Перспективный план работы с родителями старшей группы

Перспективный план работы  с родителями старшей группы...

Перспективный план работы логопеда в старшей группе детей с задержкой психического развития.

Представлено планирование работы логопеда с группой детей с задержкой психического развития по следующим разделам:- Общие речевые навыки- Развитие моторики речевого аппарата- Развитие общей мотор...

План работы с родителями старшей группы

План работы с родителями старшей группы...

Перспективный план работы с родителями старшей группы

Уважаемые коллеги, читая записи, мы всегда размышляем! Прошу оставлять свои мысли в комментариях!СентябрьОктябрьНоябрьДекабрьЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгуст...