Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста
проект по рисованию (средняя группа) на тему

Мальцева Анастасия Сергеевна

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста-проект, теоретический анализ процесса развития творческих способностей детей  дошкольного возраста на занятиях по изодеятельности.

В данном проекте  рассматривается понятие и сущность способностей;

2) анализируется роль изодеятельности в развитии детей;

3) характерезуется влияние изоискусства на развитие творческих способностей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект 23.68 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

Автор

Мальцева Анастасия Сергеевна, воспитатель ГБДОУ № 2

Тема проекта

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

Цель проекта

Цель данной работы для воспитателя – теоретический анализ процесса развития творческих способностей детей  дошкольного возраста на занятиях по изодеятельности

Цель данной работы для детей – научиться рисовать,  получать наслаждение от рисования и удовольствие от работы с кистью и другими материалами.

Для родителей: развитие творческой активности детей в различных видах деятельности

Задачи проекта

1) рассмотреть понятие и сущность способностей;

2) проанализировать роль изодеятельности в развитии детей;

3) охарактеризовать влияние изоискусства на развитие творческих способностей.

Участники проекта

Воспитатель, дети, родители

Сроки реализации проекта

Программа рассчитана на детей 3-5 лет, продолжительность обучающей программы 2 года. Занятия проходят два раза в неделю, в год-72 часа.

Продолжительность занятий:

1.Первый год обучения, дети 3-4 года - от 10мин. до 15 мин.

2.Второй год обучения, дети 4-5 лет  - от 15 мин. до 20 мин.

Форма проведения занятий: групповая.

Занятия проходят во второй половине дня.

Результат

Овладение детьми  техниками рисования для решения в дальнейшем любой изобразительной задачи. 

Результатом  данного проекта будет являться выставка детских рисунков.

План-схема реализации проекта

Исследовательско - творческий, долгосрочный.

Этап (сроки)

Основные направления реализации проекта (мероприятия)

Материалы и средства реализации проекта

Примечания

1 этап

Поиск проблемы

Литература, интернет

2 этап

План реализации работы в изостудии

бумага для черчения;  гуашевые, акварельные краски;  восковые мелки, свечи,   цветной картон разного размера, кисти  разного размера, кисти клеевые;  салфетки бумажные и тканевые, ватные палочки;   трафареты из картона;  поролоновые губки.

3 этап

Выводы по проекту, подведение итогов

Фотоколлаж

1 этап

Проблема: «Как развить творческие способности детей дошкольного возраста?»

Объект исследования – психолого-педагогические аспекты способностей.

Предмет исследования – процесс развития творческих способностей дошкольников на занятиях по изодеятельности

 Одна из важных задач в области образования – эстетическое воспитание детей, создание условий для проявления творческих способностей каждого ребенка. Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и вилами художественной деятельности, среди которых большое место занимает знакомство с народным прикладным творчеством. Ценить произведения искусства, красоту и богатство народных промыслов. Это способствует формированию духовно богатой гармонически развитий личности.

Развитие творческих способностей у детей – актуальный вопрос современного общества. Это сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными  техниками рисования. Творческие способности – далеко   не новый  предмет   исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой  потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Развивать творческие способности необходимо с самого раннего Возраста. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным. Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в "момент" созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Это угасание возможностей к развитию - необратимый процесс. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий,  способствующих формированию их творческих способностей. Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.

2 этап

Развиваем фантазию у детей.

    Огромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным  видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее включать в игру творческие элементы.

Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка. Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать воспитатели для развития воображения детей. И все это своё «воображение» ребенок может переместить на бумагу….нарисовать.

План реализации занятий в изостудии

    Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся (особенно 1-го года обучения). Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).

Март - Превращение ладошки. Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество.

Март -  Подарок маме. Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техник. Развивать чувство композиции и ритма.

Март - Мой маленький друг (техника тычка) Учить рисовать собак, расширять знания о домашних животных. Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги.

Апрель - Весенние сады(салфеткокручение) Учить изображать цветущие деревья, строение дерева. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту.

Апрель - Вот и лето пришло. Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Развивать воображение и творчество.

Май - Осьминожки (рисование ладошками) Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие.

Май - Бабочки (рисование + аппликация) Учить создавать выразительный образ не только с помощью красок и кисти, но и с помощью аппликации.

Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях, в том числе в учреждениях дополнительного образования. Музыка, пение, рисование, лепка, игра, художественная деятельность являются благоприятными условиями для развития творческих способностей. Изобразительная  деятельность играет важную роль  в эмоциональном развитии ребенка. Занятия в изостудии способствуют развитию чувственного аппарата маленького ребенка. Ведь дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования работы органов чувств, накопления информации, о качественном многообразии окружающего мира. Чем раньше мы будем развивать эмоционально – чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества. Творчество – интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному человеку и человеку будущего. И начать его формирование можно и нужно в дошкольный период. Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности.

По мнению В.Штерна, рисунок ребенка – отнюдь не изображение конкретного воспринимаемого предмета, а изображение того, что он знает о нем. Детское искусство, считают психологи Лейпцигской школы комплексных переживаний, носит экспрессивный характер – ребенок изображает не то, что он видит, а то, что он чувствует. Поэтому рисунок ребенка субъективен и часто непонятен постороннему человеку.

Для понимания детского рисунка очень важно исследовать не только продукт, результат рисования, но и сам процесс создания рисунка. Н.М. Рыбников отмечал, что для ребенка продукт изобразительной деятельности играет второстепенную роль. На первый план для него выступает сам процесс создания рисунка. Поэтому дети рисуют с большим увлечением. Маленькие дети изображают на бумаге мало, но при этом говорят, жестикулируют. Только к концу дошкольного возраста ребенок начинает обращать внимание на рисунок как на продукт изобразительной деятельности.

Особо важно отметить экспрессивную функцию рисунка: в нем ребенок не только выражает свое отношение к действительности, но и указывает, что для него является главным, а что второстепенным. В рисунке всегда присутствует эмоциональный и смысловой центры, благодаря чему можно управлять эмоционально-смысловым восприятием ребенка.

Изобразительное искусство формирует и развивает человека, разносторонне влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы и творческие способности.

      Изостудия  является одной из форм детских объединений в дополнительном образовании. В изостудии проводятся занятия по изобразительной деятельности. Изостудия – это отдельное, достаточно просторное помещение, соответствующее определенным требованиям: освещение, наличие водоснабжения, оснащенность специальным оборудованием (мольберты, столы) с учетом возрастных особенностей детей и предназначенное как для индивидуальной, так и для групповой работы. В соответствии с этим изостудия, где педагог работает с детьми, модернизируется с учетом названных требований.

Развивающая среда изостудии соответствует возрастным особенностям и возможностям детей. Кроме того, она включает в себя традиционные и инновационные  компоненты. Каждая изостудия стремится к созданию эстетически оформленной, содержательной, информативной и разнообразной среды для дошкольников и создается учётом возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста и уровней сформированности ведущих и других видов деятельности детей.

Эстетическая микросреда создаётся на каждом занятии и определяется его содержанием, является специфичной для каждого занятия.

Содержание каждого занятия хорошо продумывается, оно интересно для детей, вызывает у них положительные эмоции, творческую активность, а при его выполнении приносит удовлетворение достигнутым результатом.

Проведение занятий в изостудии побуждает детей к содержательному и духовному общению. На занятиях педагог использует в работе наиболее соответствующие содержанию занятия методы и приёмы обучения, активизирующие личностно значимые мотивы деятельности детей.

В изостудии используются выставки, оформленные детскими работами, имеют огромное общеразвивающее и воспитывающее значение. Ребёнок видит своё произведение среди других и может сравнивать его с другими. Это пробуждает его творческую активность.

В процессе обучения в изостудии дети больше раскрывают себя через рисунок.

3 этап

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы. В изостудии учащиеся работают в условиях полной свободы, построенной на доверии друг к другу. Дети передвигаются, обсуждают свои работы, советуются друг с другом, спорят, шутят.

Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

Поэтому, на своём рабочем месте, я пытаюсь создать благоприятные условия изостудии для детей, что бы в свою очередь они развивали свои творческие способности через рисование.

В жизни ребенок выражает себя через настроение, слово, поступок. А в рисовании — с помощью цвета, линии и других выразительных средств. На одних рисунках можно увидеть добрые, воздушные образы, согретые любовью ребенка. На других — образы совершенно иные: резкие, жесткие, угловатые. Именно так ребенок выражает свою неприязнь, отвращение, испуг. И это не должно огорчать преподавателя, так как в рисовании происходит «очищение души».

Таким образом, на занятиях в изостудии происходит воспитание человека, творчески относящегося к любому делу, у детей развивается фантазия, образное мышление, происходит активизация творческого воображения.

В творческой деятельности мы видим свою задачу не столько в обучении детей изобразительному искусству, сколько в обеспечении основ развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая презентация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"

Дошкольное детство важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разносторон...

Приоритетное направление деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством работы с бумагой в технике «Оригами» для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет

Данное направление носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса. Так...

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год...

Результат творческого проекта "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

С результатами творческого проекта вы можете ознакомиться по ссылке в приложенном документе....