Конспект открытого занятия по нетрадиционному рисованию "Раз, березка! Два, березка! Будет - рощица!"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Сегал Лидия Викторовна

Конспект открытого занятия по нетрадиционной технике рисования солью "Раз, березка! Два, березка! Будет - рощица!"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного  вида  № 36

                                 Конспект открытого ООД

                           по изобразительной деятельности

               с применением нетрадиционного метода рисования  

для детей старшего дошкольного возраста.

                Тема: «Раз –березка, два-березка, будет рощица..!»

                                                                 

                                                              Подготовила : воспитатель 1-й

                                                           категории                                                         Сегал Лидия Викторовна.

п. Дружба

2016 г.

Занятие тематическое.

Цель: Закрепить умение детей рисовать березу.

Задачи: 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

1. Продолжать учить сочетать в рисунке разные художественные материалы : пастельные мелки, простой карандаш, маркер, гуашь.

2. Совершенствовать технические умения  - умело пользоваться кистью: рисовать широкие линии всем ворсом кисти и тонкие линии – концом; фон рисунка создавать всей боковой поверхностью мелка и растушевывать его; рисовать снег способом оттиска смятой бумаги, смоченной в гуаши.

2. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными приемами рисования, и познакомить  с новой техникой   – рисование солью.


 РАЗВИВАЮЩИЕ:

  1. Развивать  мелкую моторику пальцев, внимание, усидчивость.
  2. Развитие изобразительных способностей детей в процессе восприятия художественного слова,  живописи и фотографии.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  1. Воспитывать эстетическое отношение к природе, рассматривая картины русских художников, и её изображению в своем рисунке.
  2. Вызвать эмоциональный отклик в процессе рисования под музыку великого русского композитора Чайковского «Времена года» - «Зима».

Методы: практический, игровой, наглядный, словесный.

Приемы: погружение в игровую ситуацию, самостоятельная и коллективная работа,

голосовая и эмоциональная модуляция.

Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, ритмопластика.

Предварительная работа:

Наблюдение  и беседы за деревьями на прогулке. Рассматривание изображений зимних деревьев на иллюстрациях в детских книгах. Знакомство с репродукциями картин И. И. Шишкина, И. И. Левитана,  Ф. А. Васильева, И. Э. Грабаря. Наблюдения за березой на территории МДОУ. Просмотр видео-презентаций на тему «Русские березы зимой». Прослушивание музыкальных произведений: «Есенинская береза», Чайковский «Времена года», Прокофьев «Зима». Рисование березы техниками скручивания салфеток, трафарет и аппликация из капустного листа…Подготовка фона для предстоящей работы.

 Словарная работа:

береза, березовая роща, березняк; «бер» - светлый белый,

белоствольная; чечевички.

Материалы и оборудование:

Для педагога:

1.Мульти-медийное оборудование, слайд-шоу на тему «Русская березка», видео-презентация  «Зима в картинах великих русских художников».

2. Аудио-записи музыкального произведения А.И. Чайковского «Времена года» «Зима», песни «Во поле береза стояла» в исполнении Алены Петровской (театр эстрады им. А.Райкина).

3. Выставка детских работ по теме «Зимняя береза».

4.Фон коллективной работы березовой рощи (размер 2 листа ватмана).

Для детей:

1. Рабочие листы на каждого ребенка с предварительной работой: обработкой фона.

2. Простые карандаши, черные маркеры, белая гуашь, клей, кисточки, цветная соль, салфетки.

Образовательные ресурсы:

1.Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», старшая группа. Москва, 2016 г.

   

        ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Орг. момент.
  2. Вводная часть.

Входят гости. Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними (здороваются). Вот мы  пожелали друг другу здоровья и у всех хорошее настроение, да ведь иначе и быть не может, потому что на улице наступила настоящая зима.

ФИЗМИНУТКА:

«Наступило утро,

 Солнышко проснулось,

 И березки к солнцу потянулись.

 (руки вверх, встать на носочки)

 Поздоровались друг с другом,

 Наклонившись в стороны.

 (наклоны в стороны)

 С солнцем поздоровались,

 Радуясь дню новому.

 (руки вверх, помахать ими).

(Из «окна» влетает «снежок»).  Кто-то бросил нам снежок! Он не простой, там записка (открывают и читают): «Дорогие ребята! Спасибо, что вы сегодня собрались ради меня. Желаю вам вдохновения и творческих успехов! Отгадайте загадку:

       «Русская красавица

        Стоит на поляне,

В зеленой кофточке

В белом сарафане». (Береза)

Дети отгадывают.

  1. Основная часть.

Воспитатель:
Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её на Руси всегда сравнивали с нежной и красивой девушкой, ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники. Сколько песен, стихов сложено о белоствольных русских красавицах!
Давайте посмотрим на экран (на экране слайды зимних берез)
Рано утром встаёт она солнце встречать, 
Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь. 
И, наверно, на свете нет берёзы родней, 
Ведь берёза – частица России моей. 
Воспитатель: Как вы думаете, чем отличается береза от всех остальных деревьев, например, от ели, осины?

Воспитатель: Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы? (БЕЛОСТВОЛЬНАЯ береза)

Воспитатель: Береза - единственное в мире дерево с белой корой.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ


Береза получила свое название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово БЕР, что значит «светлый, белый», от которого и образовалось сначала БЕРЗА, а впоследствии – БЕРЕЗА. 
Воспитатель: Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет березок – подружек. Раз – берёзка, два – берёзка – будет рощица. Такой лес называют БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕЙ или БЕРЕЗНЯКОМ. Повторите, пожалуйста. И когда мы нарисуем по одной березке, рядом расположим их на одном листе, то получим лес – березовую рощу зимой. А вот  какое время суток у нас будет? (ответы детей: утро, восход солнца).

Это фотографии…

А сейчас я вас приглашаю в картинную галерею, где мы увидим пейзажи зимней природы великих русских художников. Где я хочу обратить ваше внимание не только на красоту зимней березы, но и на фон, за счет которого и передается настроение, время суток, пасмурно или солнечно. Вот посмотрите: пейзаж…..

Ф.и.о….

Какие краски использовал художник, чтобы передать такое явление природы, как восход  или морозное утро?(ответы детей: розовые, фиолетовые, белые, голубые, изумрудные, желтые).

Мы с вами наблюдали восход солнца из окна группы и постарались передать это пастелью на бумаге (показывает заготовку – фон будущего березняка), посмотрите на листы бумаги у вас на столе. Положите их перед собой.

(компьютер и проектор выключается)

Рисовать березку мы будем по схеме (разворачивает доску)…..

А прежде, давайте разомнемся.

Пальчиковая гимнастика. Динамическая пауза «Зимний лес».

Мы пришли  сегодня в лес

Сколько тут вокруг чудес!

Справа – белоствольная березка  стоит.

Слева елка на нас глядит.

Вот зайчишка пробежал,

От лисы он убежал.

Серый волк по лесу рыщет,

Он себе добычу ищет.

Все мы спрячемся сейчас,

 Не найдет теперь он нас.

Прилетают снегири,

Как красивы они!

Кругом тишина и покой,

Ну, а нам пора домой!

Практическая работа,

Итак, начинаем: берем в руки карандаш, отмеряем середину верхнего края листа, середину левого края листа. Это нужно для того, чтобы произошла ориентация вашего глазомера. В нижней стороне листа ищем середину, отступаем расстояние на две фаланги указательного и среднего пальца и отмечаем карандашом. Это будет место, откуда будет расти береза. Ширину ствола определяем по двум фалангам указательного пальца. Верхушку березы находим также, как и основание, отступая от середины верхнего края листа два пальца. Соединяем три получившиеся точки.

Далее рисуем большие ветки. ……

Потом рисуем – по две «гусеницы» на каждой большой ветке..

Прорисовываем мелкие веточки на гусеницах.

Кто это сделал, может брать маркер и обводить рисунок.

Далее  - закрашивается ствол и большие ветки белой гуашью, а «чечевички» прорисовываются обратной стороной кисточки.

2 часть занятия.

Ритмопластика: «Во-поле береза стояла».

Былым клеем намазываем «гусеницы» и формируем место для сугробов. Затем посыпаем цветной солью.

3 часть. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по нетрадиционной техники рисования печать листьями. Тема : "Осень на опушке краски разводила"

Конспект открытого занятия по нетрадиционной техники рисования печать листьями. Тема : "Осень на опушке краски разводила"...

Конспект открытого занятия по нетрадиционной технике рисования во второй младшей групы

Нетрадиционное рисование ладошками по произведению С.Я.Маршака " Перчатки"....

Конспект открытого занятия по нетрадиционным техникам рисования "Морское путешествие"

Конспект открытого занятия по нетрадиционным техникам рисования "Морское путешествие" Средняя группа...

Конспект открытого занятия по нетрадиционной технике рисования с использованием ИКТ. Тема: « Зимний лес»

Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования с использованием ИКТ  "Зимний лес"...

Конспект открытого занятия по нетрадиционному рисованию во 2 младшей группе.Тема: «Корзинка малинки».

Программное содержание.• Познакомить детей с рисованием гуашью способом примакивания пальцев к листу бумаги. Развивать интерес к нетрадиционному изображению предметов на бумаге. Способствовать возникн...

Конспект открытого занятия по нетрадиционной технике «граттаж».

Конспект открытого занятия по нетрадиционной  технике  «граттаж».  Цели: Формирование системы знаний, умений и навыков, необходимых для реализации творческого потенциала воспитанни...