Главные вкладки

    Конспект открытого занятия по нетрадиционной технике «граттаж».
    план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

    Викулова Юлия Исмаиловна

    Конспект открытого занятия по нетрадиционной  технике  «граттаж».

     

     Цели: Формирование системы знаний, умений и навыков, необходимых для реализации творческого потенциала воспитанников.

    Задачи:

    Образовательные:

     1. Активизировать знания детей о некоторых видах животных полярных широт.

     2. Дать понятие уникального природного явления – полярное сияние.

    3. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования – граттаж.

     4. Изготовить аппликацию, используя смешанные техники – граттаж и вытынанка.

    Развивающие:

    1. Развивать воображение, мышление, наблюдательность, устную речь, любознательность, внимание, мелкую моторику пальцев рук, быстроту реакции.

    2. Пополнять словарный запас воспитанников, расширять кругозор.

    Воспитательные:

    1. Воспитывать любовь к природе, эмоциональную отзывчивость, аккуратность, дисциплинированность, терпеливость, доброжелательность.

    Материалы и оборудование: телевизор с флеш-накопителем для презентации на темы: «Края снегов» (в неё включены фотографии стран Севера, животных полярных широт и фото полярного сияния, «Полярное сияние»; видеофильм «Полярное сияние»; иллюстрированное изображение полярного сияния; вытынанки: белый медведь, пингвин, морж, северный олень; подготовленный картон для рисования в технике граттаж; палочки для рисования, клеёнка, клей ПВА, кисточки, тарелочки под клей, салфетки, ватные диски; таблица эмоций с карточками-смайликами, выражающими чувства: равнодушие, радость, грусть; медаль «Самый внимательный»; карточки со словами: граттаж, полярное сияние; наглядное пособие в виде готовой аппликации.

    Словарная работа: граттаж, полярное сияние, сполох.

    Предварительная работа: ознакомление с некоторыми видами животных полярных широт, вырезание их из бумаги в технике вытынанки.

     Ход занятия:

    1. Вступительная часть.
    2. Перед началом занятия дети отражают своё эмоциональное состояние в таблице эмоций с помощью смайликов. - Ребята, отгадайте загадку: Скатерть бела, весь свет одела! (снег)

    - А в какое время года бывает снег? (поздняя осень, зима, ранняя весна).

    - Сейчас какое время года? (начало зимы)

     - Скоро наступит зима и всё вокруг надолго покроется пушистым, белым снегом. Ребята, а есть на Земле такие края, где снег лежит почти постоянно. Что это за края такие? (Северный и Южный полюс). - Наше сегодняшнее занятие посвящено именно этим удивительным местам на нашей планете. Полюбуемся на снежные красоты этих чудесных мест. На экране показывается презентация «Края снегов» (Норвегия, Финляндия, Аляска и др.).

     2. Основная часть.

     - В стране вечных снегов живут особенные животные, они не боятся долгих и сильных морозов и шкурка у них в основном белая, чтобы легче было прятаться от врагов в снегу или проще было подстерегать добычу. С некоторыми видами животных вы уже познакомились и даже вырезали их из бумаги с помощью необычной техники. Как называется эта техника? (вытынанка).

    - Что она из себя представляет? (Ажурное вырезание из бумаги различных фигурок и картин).

    - Вспомним названия некоторых подобных животных и посмотрим ваши работы.

    Отгадайте-ка загадки: (презентация - животные полярных широт)

    1. Зверь клыкастый,

     Вместо ног – ласты.

    Хвост по льду волочится,

     Мороза зверь не боится.

    Кто живёт в морях холодных,

    Среди айсбергов огромных?

    У него усы, как ёрш,

    Не боится стужи…(морж)

    На экран выводится изображение моржа.

    - Ребята, посмотрите, какая замечательная вытынанка, изображающая моржа. Кто её автор? Что ты можешь рассказать об этом животном? Заранее изготовленные детьми вытынанки находятся у воспитателя. Воспитатель показывает вытынанку, держа её в руке, ребёнок рассказывает о животном и вырезалочка возвращается автору, кладётся на край стола. Такие же действия после остальных загадок.

    2. Крылья есть, но не летает,

    Лихо в прорубь он ныряет,

     Очень важный господин,

    А зовут его… (пингвин)

     

    3. У моржа соседи Белые…(медведи)

     4. Бьёт копытами «цок-цок»,

     Снег летит, крупа, песок

    , Знают все, кому не лень,

    Это северный…(олень)

    Сейчас я предлагаю вам немного поиграть, наша игра называется «Самый внимательный». Дети встают в круг. Ведущий произносит слова: пингвин, медведь, олень и показывает при этом определенные движения для каждого животного, дети должны повторять их. Но ведущий специально путает ребят в процессе игры, называя одно животное, а показывая совсем другое движение. Кто ошибся, выходит из круга, выигрывает последний оставшийся. Ему вручается медаль «Самый внимательный».

    - Ребята, а сейчас я хочу вам рассказать об одном из прекраснейших природных явлений, которое могут наблюдать жители стран Северного и Южного полюсов. Демонстрируется иллюстрация полярного сияния, на экране презентация фото этого природного явления.

     - Высоко в небе возникает небольшое светящееся пятно. Оно растёт, разливается по небу, становится всё ярче и ярче. Светлеет ночь, на тёмном небе загораются разноцветные сверкающие дуги – красные, оранжевые, фиолетовые, зеленые, розовые. Вспыхивают пучки дрожащих лучей. В воздухе как бы висят переливающиеся цветами радуги огромные колыхающиеся занавески. «Сполохи играют», - говорят северяне. Сполох – это вспышка света, огня.

    Карточка со словом сполох вывешивается на доске. -Такое зрелище фантастической красоты просто завораживает, похоже на чудо и называется оно полярное сияние – самое красочное световое явление в природе. Карточка со словами полярное сияние и его иллюстрация вывешиваются на доске. - Это свечение мельчайших частиц воздуха. На солнце бывают вспышки-взрывы, в результате которых рождаются частицы солнечного ветра. С огромной скоростью они летят к Земле и в небе появляется свечение. Предлагаю вам посмотреть видеосъёмку полярного сияния. Просмотр видеофильма «Полярное сияние». С полярным сиянием связано множество мифов и легенд. Наши предки, не понимая природы некоторых явлений, связывали их с чем-то мифическим, порой божественным. Так, эскимосы считали, что огни в небе были душами китов, тюленей, а индийцы Канады полагали, что это искры огромного костра, который в небе зажигал «Большой дух». - Какие впечатления у вас после просмотра данного видеофильма? - Какими словами вы можете охарактеризовать полярное сияние? (переливающееся, яркое, сверкающее, загадочное, завораживающее и др.).

     Физкультминутка:

     - Мне кажется, что вы немного устали, нужно чуть-чуть размяться, тем более, что вашим ручкам сейчас предстоит потрудиться. На моей руке 5 пальцев (Сжимать и разжимать кулачки)

     5 держальцев, 5 хватальцев (Изображать хватательные движения, выбрасывая руки перед собой)

    Чтоб строгать и чтоб пилить (Тереть друг о друга ладони)

    Чтобы брать и чтоб дарить

     (Сначала правую руку выбрасываем вперед с хватательным движением, затем левую, потом переворачиваем ладонями вверх и раскрываем кулачки)

    Их не трудно сосчитать (Повороты головы влево-вправо)

    Раз, два, три, четыре, пять! (Соединяем пальчики подушечками между собой, начиная с мизинцев)

    Повстречались! (Трясём ладонями)

     

    Ребята, а наши животные заскучали, им хочется домой. Предлагаю отправить их в родные края, в мир сверкающего льда и пушистых снегов. Я раздам вам чудесный картон, в котором спряталось северное небо с его разноцветными огнями и волшебные палочки, которые помогут вам явить нашему взору это завораживающее и величественное явление природы. А затем поможем нашим животным и поселим их под родное небо – для этого вам понадобятся клей, терпение и аккуратность. И, конечно же, необходим снег, его мы изобразим при помощи ватных дисков, а, как это делается, вы уже знаете. Возьмите в руку волшебную палочку, попробуйте в воздухе, словно карандашом, как бы рисовать различные штрихи (воспитатель показывает вместе с детьми). А теперь то же самое вам нужно будет делать на картоне. Удивительно, но вы увидите, как вдруг засверкает всеми цветами радуги ваше прекрасное полярное небо. А такая техника работы называется граттаж, в дальнейшем вы ещё познакомитесь с ней поближе и научитесь сами изготовлять волшебный картон. Карточка со словом граттаж вывешивается на доске. Демонстрируется наглядное пособие.

     3. Практическая работа. Дети процарапывают палочками картон, изображая полярное сияние, наклеивают на него свои вытынанки и снег из ватных дисков. Работа сопровождается музыкальным фоном и демонстрацией фотографий полярного сияния с помощью проектора (презентация «Полярное сияние»).

    Заключительная часть.

     - Вы все хорошо потрудились, у вас получились замечательные работы, полюбуемся ими все вместе. Дети выходят в центр группы, каждый держит в руках и демонстрирует свою работу. - Ребята, что нового вы сегодня узнали?

    - А чем ещё мы занимались сегодня?

    - Чудеса нужно делить с друзьями, родными и близкими. Подарите свои прекрасные картины тем, кому вам очень захотелось на данный момент сделать приятное. Дети дарят свои работы присутствующим на занятии гостям

    . - Вам понравилось занятие? Какие чувства вы сейчас испытываете? (восторг, радость). Отразите, пожалуйста, ваши чувства в таблице эмоций, а наше занятие окончено, большое спасибо.

    Дети прикрепляют смайлики-эмоции в таблицу на доске.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл grattazh.docx20.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого занятия по нетрадиционной  технике  «граттаж».

     Цели: Формирование системы знаний, умений и навыков, необходимых для реализации творческого потенциала воспитанников.

    Задачи:

    Образовательные:

     1. Активизировать знания детей о некоторых видах животных полярных широт.

     2. Дать понятие уникального природного явления – полярное сияние.

    3. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования – граттаж.

     4. Изготовить аппликацию, используя смешанные техники – граттаж и вытынанка.

    Развивающие:

    1. Развивать воображение, мышление, наблюдательность, устную речь, любознательность, внимание, мелкую моторику пальцев рук, быстроту реакции.

    2. Пополнять словарный запас воспитанников, расширять кругозор.

    Воспитательные:

    1. Воспитывать любовь к природе, эмоциональную отзывчивость, аккуратность, дисциплинированность, терпеливость, доброжелательность.

    Материалы и оборудование: телевизор с флеш-накопителем для презентации на темы: «Края снегов» (в неё включены фотографии стран Севера, животных полярных широт и фото полярного сияния, «Полярное сияние»; видеофильм «Полярное сияние»; иллюстрированное изображение полярного сияния; вытынанки: белый медведь, пингвин, морж, северный олень; подготовленный картон для рисования в технике граттаж; палочки для рисования, клеёнка, клей ПВА, кисточки, тарелочки под клей, салфетки, ватные диски; таблица эмоций с карточками-смайликами, выражающими чувства: равнодушие, радость, грусть; медаль «Самый внимательный»; карточки со словами: граттаж, полярное сияние; наглядное пособие в виде готовой аппликации.

    Словарная работа: граттаж, полярное сияние, сполох.

    Предварительная работа: ознакомление с некоторыми видами животных полярных широт, вырезание их из бумаги в технике вытынанки.

     Ход занятия:

    1. Вступительная часть.
    2. Перед началом занятия дети отражают своё эмоциональное состояние в таблице эмоций с помощью смайликов. - Ребята, отгадайте загадку: Скатерть бела, весь свет одела! (снег)

    - А в какое время года бывает снег? (поздняя осень, зима, ранняя весна).

    - Сейчас какое время года? (начало зимы)

     - Скоро наступит зима и всё вокруг надолго покроется пушистым, белым снегом. Ребята, а есть на Земле такие края, где снег лежит почти постоянно. Что это за края такие? (Северный и Южный полюс). - Наше сегодняшнее занятие посвящено именно этим удивительным местам на нашей планете. Полюбуемся на снежные красоты этих чудесных мест. На экране показывается презентация «Края снегов» (Норвегия, Финляндия, Аляска и др.).

     2. Основная часть.

     - В стране вечных снегов живут особенные животные, они не боятся долгих и сильных морозов и шкурка у них в основном белая, чтобы легче было прятаться от врагов в снегу или проще было подстерегать добычу. С некоторыми видами животных вы уже познакомились и даже вырезали их из бумаги с помощью необычной техники. Как называется эта техника? (вытынанка). 

    - Что она из себя представляет? (Ажурное вырезание из бумаги различных фигурок и картин).

    - Вспомним названия некоторых подобных животных и посмотрим ваши работы.

    Отгадайте-ка загадки: (презентация - животные полярных широт)

    1. Зверь клыкастый,

     Вместо ног – ласты.

    Хвост по льду волочится,

     Мороза зверь не боится.

    Кто живёт в морях холодных,

    Среди айсбергов огромных?

    У него усы, как ёрш,

    Не боится стужи…(морж) 

    На экран выводится изображение моржа.

    - Ребята, посмотрите, какая замечательная вытынанка, изображающая моржа. Кто её автор? Что ты можешь рассказать об этом животном? Заранее изготовленные детьми вытынанки находятся у воспитателя. Воспитатель показывает вытынанку, держа её в руке, ребёнок рассказывает о животном и вырезалочка возвращается автору, кладётся на край стола. Такие же действия после остальных загадок.

    2. Крылья есть, но не летает,

    Лихо в прорубь он ныряет,

     Очень важный господин,

    А зовут его… (пингвин) 

    3. У моржа соседи Белые…(медведи)

     4. Бьёт копытами «цок-цок»,

     Снег летит, крупа, песок

    , Знают все, кому не лень,

    Это северный…(олень)

    Сейчас я предлагаю вам немного поиграть, наша игра называется «Самый внимательный». Дети встают в круг. Ведущий произносит слова: пингвин, медведь, олень и показывает при этом определенные движения для каждого животного, дети должны повторять их. Но ведущий специально путает ребят в процессе игры, называя одно животное, а показывая совсем другое движение. Кто ошибся, выходит из круга, выигрывает последний оставшийся. Ему вручается медаль «Самый внимательный».

    - Ребята, а сейчас я хочу вам рассказать об одном из прекраснейших природных явлений, которое могут наблюдать жители стран Северного и Южного полюсов. Демонстрируется иллюстрация полярного сияния, на экране презентация фото этого природного явления.

     - Высоко в небе возникает небольшое светящееся пятно. Оно растёт, разливается по небу, становится всё ярче и ярче. Светлеет ночь, на тёмном небе загораются разноцветные сверкающие дуги – красные, оранжевые, фиолетовые, зеленые, розовые. Вспыхивают пучки дрожащих лучей. В воздухе как бы висят переливающиеся цветами радуги огромные колыхающиеся занавески. «Сполохи играют», - говорят северяне. Сполох – это вспышка света, огня.

    Карточка со словом сполох вывешивается на доске. -Такое зрелище фантастической красоты просто завораживает, похоже на чудо и называется оно полярное сияние – самое красочное световое явление в природе. Карточка со словами полярное сияние и его иллюстрация вывешиваются на доске. - Это свечение мельчайших частиц воздуха. На солнце бывают вспышки-взрывы, в результате которых рождаются частицы солнечного ветра. С огромной скоростью они летят к Земле и в небе появляется свечение. Предлагаю вам посмотреть видеосъёмку полярного сияния. Просмотр видеофильма «Полярное сияние». С полярным сиянием связано множество мифов и легенд. Наши предки, не понимая природы некоторых явлений, связывали их с чем-то мифическим, порой божественным. Так, эскимосы считали, что огни в небе были душами китов, тюленей, а индийцы Канады полагали, что это искры огромного костра, который в небе зажигал «Большой дух». - Какие впечатления у вас после просмотра данного видеофильма? - Какими словами вы можете охарактеризовать полярное сияние? (переливающееся, яркое, сверкающее, загадочное, завораживающее и др.).

     Физкультминутка:

     - Мне кажется, что вы немного устали, нужно чуть-чуть размяться, тем более, что вашим ручкам сейчас предстоит потрудиться. На моей руке 5 пальцев (Сжимать и разжимать кулачки)

     5 держальцев, 5 хватальцев (Изображать хватательные движения, выбрасывая руки перед собой)

    Чтоб строгать и чтоб пилить (Тереть друг о друга ладони)

    Чтобы брать и чтоб дарить

     (Сначала правую руку выбрасываем вперед с хватательным движением, затем левую, потом переворачиваем ладонями вверх и раскрываем кулачки)

    Их не трудно сосчитать (Повороты головы влево-вправо)

    Раз, два, три, четыре, пять! (Соединяем пальчики подушечками между собой, начиная с мизинцев)

    Повстречались! (Трясём ладонями)

    Ребята, а наши животные заскучали, им хочется домой. Предлагаю отправить их в родные края, в мир сверкающего льда и пушистых снегов. Я раздам вам чудесный картон, в котором спряталось северное небо с его разноцветными огнями и волшебные палочки, которые помогут вам явить нашему взору это завораживающее и величественное явление природы. А затем поможем нашим животным и поселим их под родное небо – для этого вам понадобятся клей, терпение и аккуратность. И, конечно же, необходим снег, его мы изобразим при помощи ватных дисков, а, как это делается, вы уже знаете. Возьмите в руку волшебную палочку, попробуйте в воздухе, словно карандашом, как бы рисовать различные штрихи (воспитатель показывает вместе с детьми). А теперь то же самое вам нужно будет делать на картоне. Удивительно, но вы увидите, как вдруг засверкает всеми цветами радуги ваше прекрасное полярное небо. А такая техника работы называется граттаж, в дальнейшем вы ещё познакомитесь с ней поближе и научитесь сами изготовлять волшебный картон. Карточка со словом граттаж вывешивается на доске. Демонстрируется наглядное пособие.

     3. Практическая работа. Дети процарапывают палочками картон, изображая полярное сияние, наклеивают на него свои вытынанки и снег из ватных дисков. Работа сопровождается музыкальным фоном и демонстрацией фотографий полярного сияния с помощью проектора (презентация «Полярное сияние»).

    Заключительная часть.

     - Вы все хорошо потрудились, у вас получились замечательные работы, полюбуемся ими все вместе. Дети выходят в центр группы, каждый держит в руках и демонстрирует свою работу. - Ребята, что нового вы сегодня узнали?

    - А чем ещё мы занимались сегодня?

    - Чудеса нужно делить с друзьями, родными и близкими. Подарите свои прекрасные картины тем, кому вам очень захотелось на данный момент сделать приятное. Дети дарят свои работы присутствующим на занятии гостям

    . - Вам понравилось занятие? Какие чувства вы сейчас испытываете? (восторг, радость). Отразите, пожалуйста, ваши чувства в таблице эмоций, а наше занятие окончено, большое спасибо.

    Дети прикрепляют смайлики-эмоции в таблицу на доске.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

    Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

    конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)

    Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...

    Конспект открытого занятия по физической культуре в подготовительной группе ко дню открытых дверей на тему: «Туристы».

    Данный материал будет полезен инструкторам по физической культуре и воспитателям....

    Конспект открытого занятия на тему: «День открытых дверей» (1 младшая группа).

    Конспект мероприятия на тему «День открытых дверей» в 1 младшей группе.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физич...

    Конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Увлекательные открытия с Фиксиками".

    Данное мероприятие было проведено с целью привлечения внимания родителей к исследовательско-экспериментальной деятельности детей. Дети в интересной и увлекательной форме проводят опыты с воздухом, вод...

    Конспект открытого занятия на день открытых дверей В средней группе Путешествие в КИТБУРГ Сюжетно-ролевая игра "Скульпторы"

    В декабре 2017 года, в рамках всего комплекса, в нашем дошкольном учреждении прошел день открытых дверей. Воспитатели нашего корпуса показали сюжетно ролевые игры  по теме Путешествие в КИТБУРГ ...