проект "Народные промыслы России"
проект по рисованию (старшая группа) на тему

Чернова Мария Юрьевна

Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народными промыслами России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_izo._deyat.docx309.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

детский сад №7

муниципального образования  Усть–Лабинский район.

Педагогический проект

по художественно-эстетическому развитию дошкольников .

Тема «Народные промыслы России».

Номинация «Изобразительная деятельность».

  C:\Documents and Settings\UserXP\Рабочий стол\городдде.jpg               C:\Documents and Settings\UserXP\Рабочий стол\гжельапп.jpg           C:\Documents and Settings\UserXP\Рабочий стол\9b7081f0997b.jpg                           

                  C:\Documents and Settings\UserXP\Рабочий стол\жестово.jpg    C:\Documents and Settings\UserXP\Рабочий стол\дыксвоа.jpg

Выполнили:

воспитатели

Даниелян А. В.

Чернова М. Ю.

                                                                                                  Малеева Г. В.

ст. Ладожская

2017г.

  «Искусства изобразительные и прикладные таят в себе огромные возможности для развития творческого потенциала, фантазии и интуиции, для ощущения ребенком радости ручного труда как творчества».

                                             Б. М. Немецкий.

Пояснительная записка.

Актуальность проекта обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников в современном обществе. В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами народных промыслов и с народными традициями.  Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить. Необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре.

Новизна.

   Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы должны наполнить жизнь ребенка светом добра, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить все прекрасное, что есть на земле. Поэтому, мы и решили провести работу над проектом «Народные промыслы России».

       Тема многогранна и разнообразна.

       Народные промыслы, включая все его виды, обладают большими воспитательными возможностями, позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которого он является.

Оригинальность.

      Народные промыслы – неиссякаемый источник, который благотворно влияет на детей, развивает творчество, вооружает знаниями, открывает красоту и доброту души. Знакомясь с народными промыслами, дети усваивают нравы и обычаи своего народа, приобщаются к родной культуре, учатся видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы.

Проблема, решаемая при реализации проекта.

      Ознакомление дошкольников с народными промыслами, помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественно-эстетического воспитания. Дети получают определенный объем знаний о народных промыслах, учатся видеть и понимать красоту, уважать труд народных мастеров, знакомятся с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий.

Гипотеза проекта.

       Если знакомить детей дошкольного возраста с народными промыслами России, мастерством русских умельцев, то это будет способствовать повышения уровня развития эстетического вкуса у детей, а также позволит детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Участники проекта: воспитанники старшей группы МБДОУ №7, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Место проведения: МБДОУ №7 ст. Ладожской.

Вид проекта: познавательный, творческий.

Тип проекта: среднесрочный.

Сроки реализации проекта:  с 14 февраля 2017 г. по 30 апреля 2017 г.

Цель: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народными промыслами России. 

Задачи.

  • Познакомить детей с видами народных промыслов, с прекрасными творениями народных умельцев дымковской игрушки, хохломских и городецких изделий, гжельской посуды.
  • Формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к Родине на основе изучения народных промыслов России.
  • Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности: лепка, рисование, аппликация.
  • Приобщить к культуре и традициям русского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие.
  • Воспитывать интерес и любовь к народным промыслам; уважение к культуре, русским традициям и промыслам, мастерам народного творчества.
  • Приобщать к многообразию и особенностям народных промыслов. Донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров.
  • Приобщать родителей к совместной деятельности.

Формы реализации. 

  • Беседы с детьми о народных промыслах России.
  • Рассматривание видов росписи.
  • Выполнение работ по изобразительной деятельности.
  • Подвижные и малоподвижные народные игры.
  • Выставка детского творчества.
  • Работа с родителями (консультации, беседы, конкурсы, выставки совместной деятельности с детьми).
  • обогащение предметно - развивающей среды

Ожидаемые результаты.

           На основе знакомства с народными промыслами, дети научатся понимать прекрасное, усвоят эталоны красоты. И это все окажет воздействие не только на разум, но и на чувства человека.

Без знания детьми народной культуры своего народа не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребёнка.

            В конце проекта дети будут иметь представления о видах народных промыслов. Проявят интерес и желание еще больше узнать о промыслах и жизни русского народа. Дети самостоятельно станут различать стили известных видов декоративной росписи, научатся создавать выразительные узоры на бумаге.

             В результате работы над проектом также будет достигнуто: развитие заинтересованности у родителей воспитанников в познавательной и творческой деятельности проекта, а также их активное участие в воспитательно - образовательном процессе детского сада.

Этапы работы над проектом.

  1. Организационный (подготовительный) этап.

Сроки: с 14. 02. – 21. 02. 2017г.

Цель: создание условий для мотивационной и технологической готовности к совместной творческой, познавательной деятельности.

№ п/п

Наименование мероприятия

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, альбомы  с элементами росписи).

Подготовка информационного пространства.

Подготовка  ЦОР по ознакомлению детей с народным промыслом России.

Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр.

Подготовка картотеки поговорок, пословиц, потешек, частушек, загадок, пальчиковой гимнастики.

Подбор произведений, стихотворений, фольклора

 на тему народных промыслов.

Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.                                                                                                       Составление плана работы с детьми по осуществлению проекта.     Разработка конспектов.

Создание развивающей среды.

Разработка перспективного планирования в рамках сотрудничества с родителями.

Разработка плана работы с педагогами.

  1. Продуктивный (основной) этап.

Сроки: с 21 февраля 2017 г. по 30 апреля 2017 г.

Цель: создание условий для развития творческих и познавательных способностей.

Месяц

Наименование мероприятия

21 – 28 февраля.

Беседа «Народные промыслы России».

Презентация «Народные промыслы России».

Рассматривание альбомов с росписями и наглядно-демонстрационного материала.

Заучивание пословиц и поговорок на тему народных промыслов.

Выставка книг о народных промыслах России.

Работа со схемами для составления описательных рассказов (русская матрешка).

Дидактические игры: «Волшебные стрелочки», «Как мы знаем народные промыслы»,  «Из чего же, из чего же?» (дерево-Хохлома, глина-Дымка, фарфор-Гжель», «Мемо», «Народные промыслы», Художественные часы».

Народные и хороводные игры: «Звонарь», «Горелки», «Петушиный бой», «Пирог», «Ведьмина метёлка», «Перетяни верёвку», «Ловишка», «Игра с Солнцем».

Пальчиковые гимнастики.

Заучивание потешек, считалок, пословиц и поговорок, частушек.

01 – 15 марта.

Беседа «Что такое хохлома?».

Презентация « Хохлома».

Чтение стихотворений  Л. Ларкиной «Хохломская роспись», Е. А. Никоновой «Золотая хохлома», П. Синявского «Хохлома», В. Набокова «Хохлома», Л. Глазкова; Л. Ларкина, Л. Куликова, отрывок из книги Н. Бедник «Хохлома» (из истории хохломской росписи).

Чтение произведения: легенда о Хохломе.

Чтение потешек и поговорок, .

Вечер загадок и отгадок.

Разучивание танца «Ложки деревенские».

Работа с мнемотаблицами: хохлома.

Работа со схемой составления описательного рассказа (хохлома).

Экспериментальная работа «Дерево и её свойства».

О.С. (интегрированная образовательная ситуация). Социально-коммуникативное, познавательное развитие (ознакомление с окружающим) + художественно – эстетическое развитие (рисование) «Золотая хохлома».

О.С. (образовательная ситуация). Художественно-эстетическое развитие (рисование).  «Хохломская веточка».

Дидактические игры: «Найди лишнее»,  «Узнай элементы узора», «Тайна волшебных колпачков», Составь хохломской узор», «Домино», «Назови правильно».

Хороводные  и народные игры: «Каравай»; «Заря-заряница», «Не пролей ни капли», «Золотые ворота», «Слухи», «Земля-небо-вода», «Жмурки - Ваня и Маня», «Со вьюном я хожу», «В перстни», «Золото хороню».

Пальчиковая гимнастика: «Аленка – маленка».

Конкурс чтецов «Золотая хохлома».

16 – 31 марта.

Беседа «Дымковские мастера и их игрушки».

Презентация «Мастера-умельцы».

 Разучивание стихотворения  Е. А. Никоновой  «Дымковская игрушка».

Чтение стихотворений: М. Г. Смирнова  «Дымка»,

«Красная девица»…

Чтение произведений: легенды о Дымке.

А, Дьякова «Веселая Дымка»; В. В. Гаврилова «Няня», «Индюк», «Водоноска»…

Чтение потешек и поговорок.

Вечер загадок и отгадок.

Работа с мнемотаблицами: дымка.

Работа со схемой составления описательного рассказа (дымка).

Экспериментальная работа «Свойства глины».

О.С. (образовательная ситуация). Художественно-эстетическое развитие (аппликация).  «Дымковская барышня».

О.С. (образовательная ситуация). Художественно-эстетическое развитие (лепка).  «Дымковский индюк».  

Дидактические игры: «Подбери узор к игрушке», «Составь узор», «Составь картинку», «Найди вторую половину», «Лото», «Найди пару», «Найди лишнее».

Хороводные и народные  игры : «Гори, гори ясно», «Утка – Гусь», «Курица и петушок», «Игра с платочком», «Жмурки», «Игра с козликом», «Игра с петушком», «Колечко», Золотые ворота», «Капканы».                            

 Пальчиковая гимнастика: «Дымковские барышни», «Дымка».

Совместное творчество воспитанников и родителей «Игрушки из Дымково».

01 – 14 апреля

Беседа «Городецкие умельцы».

Презентация «Городецкая роспись».

О.С. (образовательная ситуация). Художественно-эстетическое развитие (лепка).  «Городецкие лошадки».

О.С. (образовательная ситуация). Художественно-эстетическое развитие (рисование).  «Городецкий узор».

Работа с мнемотаблицами: городец.

Работа со схемой составления описательного рассказа (городец).

Чтение стихотворений.

Заучивание стихотворения И. Кадухиной «Любовались гости чудом».

Вечер русского фольклора.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин сувениров».

Дидактическая игра «Собери целое», «Что изменилось?», «Найди отличия», «Лото», «Городецкие узоры», «Угадай, какая роспись?», «Угадай и расскажи».

 Народные и хороводные игры «Каравай», «У Меланьи, у старушки»,  «Кони и ездоки», «Пройди в воротца», «У медведя во бору», «Жмурки наоборот», «Колечко – колечко», «Дятел», «Далеко – далеко».

Пальчиковая гимнастика: «Городецкие узоры», «Алые цветки».

Игра-лабиринт «Чей цветок?».

Создание мини – музея «Народные промыслы России».

15 – 30 апреля

Беседа «Синь России».

Презентация «Гжель».

Разучивание стихотворения  Е. А. Никоновой «Узоры гжели».

Чтение произведений: легенда – сказка «Откуда в Гжели синий цвет?», рассказ  «синее чудо Гжели», авторская сказка М. Бобровой «Нежно - голубое чудо» Л. Куликовой «Гжель», стихотворений: С. Вахрушова, П. Синявского, С. Ледковой, Л. Куликовой, Н. Кутузовой, В. Горичевой.

Разучивание произведений русского фольклора.

Вечер загадок и отгадок.

Работа с мнемотаблицами: гжель.

Работа со схемой составления описательного рассказа (гжель).

О.С. (образовательная ситуация). Художественно-эстетическое развитие (рисование).  «Укрась тарелочку», «Пасхальное (гжельское) яйцо».

Сюжетно-ролевая игра «Музей народного искусства».

Разучивание песни «Гжель».

Прослушивание  песни - хоровода «Незабудковая Гжель» муз. Чичикова, сл. П. Синявского.

Разучивание танца «Гжель».

Дидактические игры: «Собери сервиз из Гжели», «Найди пару», «Художественный салон», «Собери гжельскую розу», «Разрезные картинки», «Угадай элементы узора», «Мемо».

Хороводные и народные игры:  «Ручеек», «Бояре»,

 «Ловкие ножки», «Жмурки с колокольчиком», «Веселые музыканты», «Дедушка Мазай», «Двойные горелки», «»Откуда и куда?», «Чепуха», «Третий лишний с гребешком».

Пальчиковая гимнастика: «Наши синие цветки…», «Цветок».

Викторина «Народные промыслы России».

Взаимо-действие

с родителями

Анкетирование «Знакомим детей с народными промыслами».

Оформление стенда в уголке для родителей

«В гостях у народных мастеров».                                                             Подбор познавательной литературы «Народные промыслы России». 

 Консультации для родителей  на тему: «Влияние народных промыслов  на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»; «Роль семьи в художественно-эстетическом воспитании детей».

Папка-передвижка «Русь мастеровая».

Организация выставок сувениров и поделок народных промыслов («Игрушки из Дымково», «Золотая хохлома», «Расписные узоры», «Пасхальное чудо»).

Участие в подготовке «День открытых дверей».

Развлечение для родителей и детей «Русская ярмарка».

Мастер-класс «Сине-голубое чудо – Гжель».

Взаимо-действие

с социумом

Экскурсия в Ладожскую детскую библиотеку.

Беседа « Ярмарка народных промыслов».

Экскурсия в Ладожский КДЦ (культурно-досуговый центр).

Выставка изделий народных промыслов.

 

      Работа с воспитателями

Консультация и презентация на тему: «Народные промыслы  России».

Семинар – практикум «Использование народно-декоративного искусства в работе с детьми дошкольного возраста».

  1. Обобщающий (заключительный) этап.

Сроки: май 2017 г.

Цель: подвести итог работы над проектом, озвучить полученные результаты в процессе создания продуктов работы.

п/п

Наименование мероприятия

 

 1.

 

2.

   

 Развлечение для родителей и детей «Русская ярмарка».

Презентация проекта для родителей по итогам  работы.

         Опыт работы с детьми дошкольного возраста показал, что детей привлекают произведения народного искусства, они легко воспринимаются детьми. Это доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира.

        Таким образом, мы пришли к  выводу, что тема «Народные промыслы России» в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность, гордость и любовь к родной стране.

                        Используемая  литература.

1.Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду.- М., 2001.

2. Большая книга вопросов и ответов. Что? Зачем? Почему?/ Пер.

К. Мишиной, А. Зыковой.- М., 2003.

3. Интернет ресурсы.

4. Ляпина Л. А. Народные игры в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2009.

5. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. - СПб: Детство - Пресс, 2012.

6. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М.:

Мозаика - Синтез, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности" Народные промыслы России"

Цель: формирование представления детей о русских промыслах.Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Познание, Социализация, Художественное творчество, Музыка....

Народные промыслы России

Данная работа посвящена изучению детьми истории возникновения народных промыслов в России. Дети в презентации знакомяться с городецкими, хохломскими, дымковскими, филимоновскими изделиями, изготовлены...

"Народные промыслы России"

Презентация разделена на две части, при показе детям части нужно будет соединить. Для просмотра презентации детьми, фотографии использованные в презентации лучше увеличить....

Народные промыслы России

Стихотворения и к изображениям народных промыслов...

План воспитателя по самообразованию. Тема: «Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста»

Годовой план работы воспитателя  по самообразованию по теме "Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста". Представлены цель, задачи...

Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...

Народные промыслы России. Подготовка к Дню России.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20526656","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20526661","attributes":{"alt":"","class"...