Конспект интегрированного занятия по декоративному рисованию с использованием регионального компонента для детей старшей группы "В гости к бабушке Ульяне"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Беляева Любовь Александровна

методическая разработка Непосредственной образовательной деятельности для дошкольников с применением информационно-комуникационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx398.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «Город  Архангельск» «Детский сад

общеразвивающего вида № 88» (МБДОУ Детский сад № 88).

                 

методическая разработка Непосредственной образовательной деятельности для дошкольников с применением информационно-комуникационных технологий. 

Тема работы:    Конспект интегрированного занятия по декоративному рисованию с использованием регионального компонента для детей старшей группы "В гости к бабушке Ульяне"

  Старший воспитатель 1   квалификационной категории   

   Беляева Любовь Александровна;

 

Конспект

 интегрированной  НОД по декоративному рисованию с использованием

             регионального компонента для детей старшей группы                      

                             "В гости к бабушке Ульяне"  

(Образовательные области «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация»)

Образовательные задачи:

  • продолжать  знакомить детей с каргопольской игрушкой,  закреплять умение выделять характерные  детали узора (круги, точки, прямые и волнистые линии);
  • упражнять в рисовании элементов каргопольского узора;

Развивающие задачи:

  • развивать внимание, слуховую память, восприятие цвета, величины, мелкую моторику, зрительно-пространственное восприятие;
  • закреплять умение отображать в речи свои действия.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей любовь к родному северному краю, интерес к работе народных мастеров;
  • вызвать желание создавать подобные игрушки.

Предварительная работа: чтение рассказов, стихов о народных игрушках. Индивидуальная работа в книжном уголке; рассматривание знакомых  народных игрушек из глины; использование раскраски «Народные промыслы»; лепка «лошадок» из глины;  подбор иллюстраций  для выставки.

Оборудование: глиняные игрушки, образцы с элементами каргопольской росписи, аудиозаписи, презентация, кисти, краски, баночки с водой, подставки, салфетки, столы, стулья, трафареты каргопольских игрушек, аудиозаписи.

                                 Ход:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я сегодня нашла, когда шла в детский сад(показывает каргопольскую игрушку). Я её подняла, прижала к себе и услышала тоненький голосочек, оказывается, это игрушка хотела мне что-то сказать. Хотите узнать, о чем рассказала мне игрушка?

 - А поведала она мне вот какую тайну: это был комочек глины, его обработала с любовью и нежностью бабушка Ульяна и получилась такая красивая игрушка. Но вот её выкрал злой волшебник. Он так торопился, что обронил её, и игрушка осталась лежать на дороге в надежде на то, что её найдут добрые люди. Игрушка попросила меня помочь ей. Правильно я сделала, что принесла его в вашу группу?

 - Ребята вы хотите помочь игрушке вернуться обратно к бабушке Ульяне?

 - Я предлагаю вам отправиться в путешествие на поезде. Занимайте  места согласно вашим билетам!  (Дети рассаживаются на заранее подготовленные, пронумерованные  стульчики согласно  цифре на билете)

Пока мы едем, посмотрим и послушаем рассказ о Каргополе (презентация слайды с 1 по 13 и рассказ о Каргополе).

C:\Users\lubov_000\Pictures\Рисунок11.jpgC:\Users\lubov_000\Pictures\Рисунок12.jpgC:\Users\lubov_000\Pictures\Рисунок15.jpgC:\Users\lubov_000\Pictures\Рисунок14.jpgC:\Users\lubov_000\Pictures\Рисунок13.jpgC:\Users\lubov_000\Pictures\Рисунок16.jpgC:\Users\lubov_000\Pictures\Рисунок20.jpgC:\Users\lubov_000\Pictures\Рисунок19.jpgC:\Users\lubov_000\Pictures\Рисунок18.jpgC:\Users\lubov_000\Pictures\Рисунок17.jpgC:\Users\lubov_000\Pictures\Рисунок22.jpgC:\Users\lubov_000\Pictures\Рисунок21.jpg

Рассказ о Каргополе

Архангельская область очень большая. В её состав  входит много городов и сел, где живут и работают замечательные люди. В одном из городов нашей области в г. Каргополе живут мастера, которые с давних времен лепят и расписывают игрушки из глины, превращая их в чудо – сказку.

Этот древний город раскинулся на берегах красивой северной реки Онеги. Каргополь находится за дремучими лесами и непроходимыми болотами. Здесь  заповедные места, где до сих пор сохранилась самобытная русская культура, искусства и ремесла.

Встречает бабушка Ульяна. (воспитатель «превращается» в бабушку, надев платок, выходит к детям навстречу. Далее занятие ведется от имени бабушки.)

Бабушка Ульяна: Здравствуйте! Откуда будете? Да зачем приехали? (ответы детей). Вот как! Приятно мне это. Я приглашаю вас  отправимся ко мне в гости.

Физкультминутка                      Прогулка

                                (Дети выполняют движения по тексту)

 На дворе мороз и ветер, на дворе гуляют дети..

                          Ручки согревают, ручки потирают.
                        Чтоб не зябли ножки,  потопаем немножко.
                        Нам мороз не страшен, весело мы пляшем.).

- Проходите в избу, места маловато, но, в тесноте да не в обиде. Посмотрите, полюбуйтесь на моё сказочное царство (на столе организована выставка каргопольской игрушки. Дети рассматривают игрушки берут в руки. Бабушка Ульяна обращает внимание детей на то, что игрушки очень хрупкие и с ними надо обращаться очень аккуратно.)C:\Users\lubov_000\Pictures\Рисунок23.jpg

- Я хочу вам рассказать о каждой игрушки. Присаживайтесь на коврик (презентация). 

- Полкан - знак Солнца. Полкан, огромный и добрый богатырь, защитник людей от сил зла. Грудь у него крепкая, лицо круглое с большой  бородой, а уловище - как у коня, и на ногах копыта. На груди Полкана - лучистое солнышко. Слайд 14 C:\Users\lubov_000\Pictures\Рисунок24.jpgC:\Users\lubov_000\Pictures\Рисунок25.jpg

- Тяни-толкай. Фигурка Тяни-толкая состоит из двух коней - черного и белого. Конь- одно из самых почитаемых у славян животных. Слайд 15

C:\Users\lubov_000\Pictures\Рисунок26.jpg

- «Медведь» - знак Плодородия. У славянских народов "медведко" считается подателем плодородия земли. Медведь у большинства гончаров - добрый «хозяюшко леса». Слайд 16

C:\Users\lubov_000\Pictures\Рисунок27.jpg

- «Олень. Лось. Баран» - знаки Неба. Каргопольским глиняным оленям, лосям и баранам ставили на боках большие буро-красные круги, которые символизировали бесконечный бег солнца. Слайд 17

C:\Users\lubov_000\Pictures\Рисунок28.jpg

- Сувенир. В современной Каргопольской игрушке, кроме традиционных фигур, широко используются многофигурные композиции, появляется характер и движение, стремление к тому, чтобы «всё было как в жизни». Слайд 18        

Бабушка Ульяна:  А хотите сами научиться также нарядно расписывать игрушки?  (Ответы детей).

Бабушка Ульяна: Вот взгляните-ка сюда, узоры не затейливые.

  (Бабушка обращает внимание детей на образцы каргопольской росписи в презентации). 

C:\Users\lubov_000\Pictures\Рисунок31.jpg                   Слайд 19 - 21C:\Users\lubov_000\Pictures\Рисунок30.jpg

Бабушка Ульяна: Какие краски используют?

Дети: Красную, желтую, зеленую, синюю, черную, белую.

Бабушка Ульяна: А какие элементы?

Дети: полоски, кружочки, линии, точки, волнистые линии.

Бабушка Ульяна:  Давайте сегодня и мы поработаем, как настоящие каргопольские мастера. Но прежде сделаем разминку.

Разминка                           «Привезли мы глину»

Привезли мы глину с дальнего бугра, 
Ну-ка, за работу, чудо-мастера!

Слепим, высушим – и в печь, 

А потом распишем.

Я слеплю лошадушку, я её поглажу,

И сидельце с бахромой на спине прилажу.
Распишу я утушку разными цветами,

Свищет моя утушка разными ладами.

  Дети, взявшись за руку идут по   кругу.
 

Руки согнутые в локтях к  плечам.

Скользящие движения ладонями
Пальцы собраны в щепотку,

 Делают   волнообразные                            

 движения                

 Идут по кругу, высоко поднимая            

  колени.
Руки за спиной
                                                                                             

 Пальцы собраны в щепотку,                

  делают       волнообразные    

  движения
Идут по кругу, хлопая в ладоши.

Бабушка Ульяна: Итак, за работу. Что вам потребуется для этой работы?

Дети: Краски, кисти, вода.

(Бабушка Ульяна показывает как держать кисточку, как рисовать тонкие линии – концом кисти, потолще – всем ворсом, волнистые линии – кисточку перемещать то вверх, то вниз плавно, круги – всем ворсом кисти безотрывными линиями. Обращает  внимание на сочетание цвета белый – чёрный.)

Дети рисуют под негромкую мелодию.

Бабушка Ульяна: Внимательно посмотрите на свои работы, как узнать, что это каргопольская игрушка?    (Дети объясняют)

Бабушка Ульяна: Сегодня вы все были настоящими художниками, учились делать красоту, чтобы подарить радость другим. Я видела, как вы все старались сделать своё дело как можно лучше, учились быть трудолюбивыми. Спасибо вам! Я люблю таких помощников и жду вас ещё к себе в гости. А на память хочу подарить вам каргопольскую игрушку.

Слайд 22 Звучит колокольный звон. Дети, попрощавшись, садятся в импровизированный поезд и возвращаются в группу. C:\Users\lubov_000\Pictures\Рисунок32.jpg

Список использованной литературы

  1. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством.– М.:ТЦ Сфера, 2001. – 75 с.
  2. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1978. – 190 с.
  3. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество: (Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). – М.: М.: Просвещение, 1985. – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству с использованием регионального компонента во второй младшей группе: "Здравствуй, северный олень!"

Програмное содержание:-Познакомить детей с северным оленем, проживающем на Крайнем Севере.-Учить различать и называть оленя-Находить, показыать и называть части тела оленя.-Формировать умение выделять...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с использованием здоровье сберегающих технологий в старшей группе № 29 на тему: "Путешествие в королевство Здоровья"

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с использованием здоровье сберегающих технологий в старшей группе № 29 на тему: "Путешествие в королевство Здоровья"...

Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству с использованием регионального компонента в средней группе.«Здравствуй, северный олень!»

Цель: Закрепить полученные знания о северном олене.Задачи:1. Дать представление о северном олене, проживающем на Крайнем Севере.учить детей находить, показывать и называть части тела животного,формиро...

Тематическое занятие с использованием регионального компонента для детей старшего дошкольного возраста.

                 Тематическое занятие с использованием регионального компонента   для детей старшего дошкольного возраста.Тема: «Тра...