Главные вкладки

    План-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему:
    Конспект интегрированного занятия по декоративному рисованию с использованием регионального компонента для детей старшей группы "В гости к бабушке Ульяне"

    Беляева Любовь Александровна

    методическая разработка Непосредственной образовательной деятельности для дошкольников с применением информационно-комуникационных технологий.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt.docx398.81 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    муниципального образования «Город  Архангельск» «Детский сад

    общеразвивающего вида № 88» (МБДОУ Детский сад № 88).

                     

    методическая разработка Непосредственной образовательной деятельности для дошкольников с применением информационно-комуникационных технологий. 

    Тема работы:    Конспект интегрированного занятия по декоративному рисованию с использованием регионального компонента для детей старшей группы "В гости к бабушке Ульяне"

      Старший воспитатель 1   квалификационной категории   

       Беляева Любовь Александровна;

     

    Конспект

     интегрированной  НОД по декоративному рисованию с использованием

                 регионального компонента для детей старшей группы                      

                                 "В гости к бабушке Ульяне"  

    (Образовательные области «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация»)

    Образовательные задачи:

    • продолжать  знакомить детей с каргопольской игрушкой,  закреплять умение выделять характерные  детали узора (круги, точки, прямые и волнистые линии);
    • упражнять в рисовании элементов каргопольского узора;

    Развивающие задачи:

    • развивать внимание, слуховую память, восприятие цвета, величины, мелкую моторику, зрительно-пространственное восприятие;
    • закреплять умение отображать в речи свои действия.

    Воспитательные задачи:

    • воспитывать у детей любовь к родному северному краю, интерес к работе народных мастеров;
    • вызвать желание создавать подобные игрушки.

    Предварительная работа: чтение рассказов, стихов о народных игрушках. Индивидуальная работа в книжном уголке; рассматривание знакомых  народных игрушек из глины; использование раскраски «Народные промыслы»; лепка «лошадок» из глины;  подбор иллюстраций  для выставки.

    Оборудование: глиняные игрушки, образцы с элементами каргопольской росписи, аудиозаписи, презентация, кисти, краски, баночки с водой, подставки, салфетки, столы, стулья, трафареты каргопольских игрушек, аудиозаписи.

                                     Ход:

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я сегодня нашла, когда шла в детский сад(показывает каргопольскую игрушку). Я её подняла, прижала к себе и услышала тоненький голосочек, оказывается, это игрушка хотела мне что-то сказать. Хотите узнать, о чем рассказала мне игрушка?

     - А поведала она мне вот какую тайну: это был комочек глины, его обработала с любовью и нежностью бабушка Ульяна и получилась такая красивая игрушка. Но вот её выкрал злой волшебник. Он так торопился, что обронил её, и игрушка осталась лежать на дороге в надежде на то, что её найдут добрые люди. Игрушка попросила меня помочь ей. Правильно я сделала, что принесла его в вашу группу?

     - Ребята вы хотите помочь игрушке вернуться обратно к бабушке Ульяне?

     - Я предлагаю вам отправиться в путешествие на поезде. Занимайте  места согласно вашим билетам!  (Дети рассаживаются на заранее подготовленные, пронумерованные  стульчики согласно  цифре на билете)

    Пока мы едем, посмотрим и послушаем рассказ о Каргополе (презентация слайды с 1 по 13 и рассказ о Каргополе).

    C:\Users\lubov_000\Pictures\Рисунок11.jpgC:\Users\lubov_000\Pictures\Рисунок12.jpgC:\Users\lubov_000\Pictures\Рисунок15.jpgC:\Users\lubov_000\Pictures\Рисунок14.jpgC:\Users\lubov_000\Pictures\Рисунок13.jpgC:\Users\lubov_000\Pictures\Рисунок16.jpgC:\Users\lubov_000\Pictures\Рисунок20.jpgC:\Users\lubov_000\Pictures\Рисунок19.jpgC:\Users\lubov_000\Pictures\Рисунок18.jpgC:\Users\lubov_000\Pictures\Рисунок17.jpgC:\Users\lubov_000\Pictures\Рисунок22.jpgC:\Users\lubov_000\Pictures\Рисунок21.jpg

    Рассказ о Каргополе

    Архангельская область очень большая. В её состав  входит много городов и сел, где живут и работают замечательные люди. В одном из городов нашей области в г. Каргополе живут мастера, которые с давних времен лепят и расписывают игрушки из глины, превращая их в чудо – сказку.

    Этот древний город раскинулся на берегах красивой северной реки Онеги. Каргополь находится за дремучими лесами и непроходимыми болотами. Здесь  заповедные места, где до сих пор сохранилась самобытная русская культура, искусства и ремесла.

    Встречает бабушка Ульяна. (воспитатель «превращается» в бабушку, надев платок, выходит к детям навстречу. Далее занятие ведется от имени бабушки.)

    Бабушка Ульяна: Здравствуйте! Откуда будете? Да зачем приехали? (ответы детей). Вот как! Приятно мне это. Я приглашаю вас  отправимся ко мне в гости.

    Физкультминутка                      Прогулка

                                    (Дети выполняют движения по тексту)

     На дворе мороз и ветер, на дворе гуляют дети..

                              Ручки согревают, ручки потирают.
                            Чтоб не зябли ножки,  потопаем немножко.
                            Нам мороз не страшен, весело мы пляшем.).

    - Проходите в избу, места маловато, но, в тесноте да не в обиде. Посмотрите, полюбуйтесь на моё сказочное царство (на столе организована выставка каргопольской игрушки. Дети рассматривают игрушки берут в руки. Бабушка Ульяна обращает внимание детей на то, что игрушки очень хрупкие и с ними надо обращаться очень аккуратно.)C:\Users\lubov_000\Pictures\Рисунок23.jpg

    - Я хочу вам рассказать о каждой игрушки. Присаживайтесь на коврик (презентация). 

    - Полкан - знак Солнца. Полкан, огромный и добрый богатырь, защитник людей от сил зла. Грудь у него крепкая, лицо круглое с большой  бородой, а уловище - как у коня, и на ногах копыта. На груди Полкана - лучистое солнышко. Слайд 14 C:\Users\lubov_000\Pictures\Рисунок24.jpgC:\Users\lubov_000\Pictures\Рисунок25.jpg

    - Тяни-толкай. Фигурка Тяни-толкая состоит из двух коней - черного и белого. Конь- одно из самых почитаемых у славян животных. Слайд 15

    C:\Users\lubov_000\Pictures\Рисунок26.jpg

    - «Медведь» - знак Плодородия. У славянских народов "медведко" считается подателем плодородия земли. Медведь у большинства гончаров - добрый «хозяюшко леса». Слайд 16

    C:\Users\lubov_000\Pictures\Рисунок27.jpg

    - «Олень. Лось. Баран» - знаки Неба. Каргопольским глиняным оленям, лосям и баранам ставили на боках большие буро-красные круги, которые символизировали бесконечный бег солнца. Слайд 17

    C:\Users\lubov_000\Pictures\Рисунок28.jpg

    - Сувенир. В современной Каргопольской игрушке, кроме традиционных фигур, широко используются многофигурные композиции, появляется характер и движение, стремление к тому, чтобы «всё было как в жизни». Слайд 18        

    Бабушка Ульяна:  А хотите сами научиться также нарядно расписывать игрушки?  (Ответы детей).

    Бабушка Ульяна: Вот взгляните-ка сюда, узоры не затейливые.

      (Бабушка обращает внимание детей на образцы каргопольской росписи в презентации). 

    C:\Users\lubov_000\Pictures\Рисунок31.jpg                   Слайд 19 - 21C:\Users\lubov_000\Pictures\Рисунок30.jpg

    Бабушка Ульяна: Какие краски используют?

    Дети: Красную, желтую, зеленую, синюю, черную, белую.

    Бабушка Ульяна: А какие элементы?

    Дети: полоски, кружочки, линии, точки, волнистые линии.

    Бабушка Ульяна:  Давайте сегодня и мы поработаем, как настоящие каргопольские мастера. Но прежде сделаем разминку.

    Разминка                           «Привезли мы глину»

    Привезли мы глину с дальнего бугра, 
    Ну-ка, за работу, чудо-мастера!

    Слепим, высушим – и в печь, 

    А потом распишем.

    Я слеплю лошадушку, я её поглажу,

    И сидельце с бахромой на спине прилажу.
    Распишу я утушку разными цветами,

    Свищет моя утушка разными ладами.

      Дети, взявшись за руку идут по   кругу.
     

    Руки согнутые в локтях к  плечам.

    Скользящие движения ладонями
    Пальцы собраны в щепотку,

     Делают   волнообразные                            

     движения                

     Идут по кругу, высоко поднимая            

      колени.
    Руки за спиной
                                                                                                 

     Пальцы собраны в щепотку,                

      делают       волнообразные    

      движения
    Идут по кругу, хлопая в ладоши.

    Бабушка Ульяна: Итак, за работу. Что вам потребуется для этой работы?

    Дети: Краски, кисти, вода.

    (Бабушка Ульяна показывает как держать кисточку, как рисовать тонкие линии – концом кисти, потолще – всем ворсом, волнистые линии – кисточку перемещать то вверх, то вниз плавно, круги – всем ворсом кисти безотрывными линиями. Обращает  внимание на сочетание цвета белый – чёрный.)

    Дети рисуют под негромкую мелодию.

    Бабушка Ульяна: Внимательно посмотрите на свои работы, как узнать, что это каргопольская игрушка?    (Дети объясняют)

    Бабушка Ульяна: Сегодня вы все были настоящими художниками, учились делать красоту, чтобы подарить радость другим. Я видела, как вы все старались сделать своё дело как можно лучше, учились быть трудолюбивыми. Спасибо вам! Я люблю таких помощников и жду вас ещё к себе в гости. А на память хочу подарить вам каргопольскую игрушку.

    Слайд 22 Звучит колокольный звон. Дети, попрощавшись, садятся в импровизированный поезд и возвращаются в группу. C:\Users\lubov_000\Pictures\Рисунок32.jpg

    Список использованной литературы

    1. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством.– М.:ТЦ Сфера, 2001. – 75 с.
    2. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1978. – 190 с.
    3. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество: (Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). – М.: М.: Просвещение, 1985. – 192 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству с использованием регионального компонента во второй младшей группе: "Здравствуй, северный олень!"

    Програмное содержание:-Познакомить детей с северным оленем, проживающем на Крайнем Севере.-Учить различать и называть оленя-Находить, показыать и называть части тела оленя.-Формировать умение выделять...

    Конспект сюжетного занятия по физической культуре с использованием здоровьесберегающих технологий для детей старшего возраста «Озорные медвежата»

    Конспект сюжетного  занятия по физической культуре          с использованием здоровьесбере                ...

    Интегрированное занятие по развитию речи с элементами театрализованной деятельности для детей старшей группы Тема «О дружбе и о друзьях».

    Цель занятия:  Закрепить знания детей о положительных и отрицательных качествах характера человека. Научить детей определять достоинства и недостатки себя и других людей, понимать причины их пост...

    Конспект интегрированного НОД по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего возраста. Тема: «ПЛАТЬЕ ДЛЯ ЗОЛУШКИ»

    Программное содержание: 1. Задачи на развитие познавательных способностей: уточнить представления детей о профессии людей, изготовляющих одежду, об орудиях труда, нужных им для работы; развивать логич...

    Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с использованием здоровье сберегающих технологий в старшей группе № 29 на тему: "Путешествие в королевство Здоровья"

    Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с использованием здоровье сберегающих технологий в старшей группе № 29 на тему: "Путешествие в королевство Здоровья"...