Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
статья по рисованию на тему

Лусникова Александра Николаевна

Нетрадиционные техники рисования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Дети должны жить в мире красоты,

 игры ,рисунка, фантазии, творчкства.

В.А.Сухомлинский

***

Рисуют дети на стекле,

Рисуют дети на асфальте

Возводят город на песке,-

Такого нет еще на карте.

В руках мелки,карандаши…

Детишки маленькие маги.

Но столько вложено души

В их мир прекрасный на бумаге!...

                 Т. Щербачева

 Знакомство детей с изобразительным искусством и приобщение их к художественному творчеству начинается уже с дошкольного возраста, т. к. это один из признанных путей формирования личности, развития её творческого потенциала.

С древних времён считается, что выдающийся талант – это, прежде всего, наследственность, каприз природы. Однако подробный анализ ранних лет жизни такого гения как, например, Моцарт, говорит о том, что он не был рождён таковым, а его талант развился максимально быстро благодаря тому, что ему с самого раннего детства создали благоприятные условия и дали прекрасное образование.

Дело в том, что у ребёнка к трём годам формируется до 80 % мозга взрослого потенциала. В раннем возрасте дети способны усваивать информацию почти мгновенно, при условии, что это им интересно.

Художественная деятельность – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. Вот почему изобразительная деятельность выступает как содержательная основа  эстетического развития детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства.

С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Вначале созданные детьми «картины», так называемые «каракули», понятны только самим «художникам». На раннем этапе им иногда не нужны краски, кисточки и карандаши. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте, иногда оставленной без присмотра маминой помадой или пастой на зеркале, водой, разлитой на столе, составляют изображения пуговицами или бусинками, взятыми из бабушкиной шкатулки.

То есть всем тем, что может оставлять видимый след. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а ещё знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами.

Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Включить в учебный процесс самые необычные средства изображения: трубочки для коктейля, парафиновую свечку, расчёску, зубную щётку, ватную палочку, нитки и многое другое. Такое нестандартное решение развивает фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком да в краску. Проведение такой деятельности способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром.

  Нетрадиционные техники рисования  детям очень интересны. Все они, без исключения, быстро и охотно включаются в деятельность, а после её выполнения очень эмоционально реагируют на результат своего труда – свой рисунок. Маленькие творцы с удовольствием демонстрируют её своим родителям, бабушкам, братьям и сёстрам, погружают их в это увлекательное занятие и с гордостью несут из дома рисунки, выполненные вместе с родными.

Нетрадиционное рисование позволяет сформировать у детей не только  технические навыки, но и учит создавать свой неповторимый образ. Существует множество различных техник в нетрадиционном рисовании. Очень популярны для малышей такие техники как: рисование пальчиком, рисование ладошкой. Эти методы  хорошо развивает творчество детей младшего дошкольного возраста. Они не только видят краску, но и чувствуют ее. С детьми среднего дошкольного возраста можно опробовать рисование ватными палочками, создать неповторимые пейзажи при помощи отпечатков овощей, жесткой кисти, губки, сухих листьев.

    Для детей старшего и подготовительного очень увлекательны такие техники как:

-рисование по сырой бумаге. Рисовать  можно только по белой бумаге, разводя краски водой. Чем больше воды, тем прозрачнее цвет красок. Работы получаются очень нежными и изящными. Особенно детям нравится рисовать в этой технике  море, как в спокойную и тихую погоду, так и в бурю;

-рисование восковыми мелками и акварелью. В этой технике можно нарисовали  подводный мир или северное сияние;

-монотипия и диотипия (техника печатки). Этот метод помогает развить фантазию, воображение, чувство цвета и формы.В такой технике дети рисуют с большим удовольствием, им  интересно, как из одной половинки рисунка получается целый рисунок, и даже картина («Деревья отражаются в реке»);

-набрызг. Суть данной техники состоит в разбрызгивании капель краски. Для ее осуществления используем зубную щетку и стеку. («Снегопад», «Листопад»);

- рисование пластилином. Данная техника требует усидчивости, терпения и желания довести дело до конца.( «Натюморт», «Снегири на ветке рябины»)

  Таким образом, становится понятно, что деятельность с использование нетрадиционного рисования может оказать неоценимую услугу в разностороннем развитии детей, поможет воспитателю найти контакт с ребенком и наладить сотрудничество с ним в других видах деятельности, а также способствуют взаимодействию педагога с родителями. А разнообразие техник способствует развитию творчества и воображения у детей дошкольного возраста.

____________________________________________________

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду: младшая группа» -М.: Карапуз-Дидактика, 2009

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду: средняя группа» - М.: «КАПАПУЗ», 2009

И.А.Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет»- М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007

Т.Н. Доронова «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: методические рекомендации для воспитателей»т- М.: Просвещение, 2004

Р.Г. Казакова «Изобразительная деятельность в детском саду»  - М.: Просвещение, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.1 слайд.  Я работаю с детьми дошкольного возраста, и убеждена, что нам, взр...

Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

В данном опыте представлен перспективный план; методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования с конспектами занятий для старших дошкольников.Разработаны методические рекоме...

Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» (средняя группа)

Проект «Нетрадиционные техники рисования  как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»(средняя группа)...

Использование нетрадиционных техник рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста”

Представление   педагогического опыта по  методической теме :"Использование нетрадиционных техник рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного во...

Тема моего опыта работы: «Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

«Это правда!Ну чего же тут скрывать?Дети любят,очень любят рисовать.На бумаге,на асфальте, на стене,и в трамвае на окне….»...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Моя тема самообразования «Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».Она родилась из «проблемы», которая вызывал...

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей дитей дошкольного возраста при помощи нетрадиционных техник рисования.Рисование - большая и серьезная работа для ребенка. Оно напрямую связано с важнейшими психическим...