«СКАЗОЧНЫЙ ЗИМНИЙ ЛЕС».
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ «СКАЗОЧНЫЙ ЗИМНИЙ ЛЕС».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx317.05 КБ

Предварительный просмотр:

«СКАЗОЧНЫЙ ЗИМНИЙ ЛЕС».

G:\IMG_0017.JPG

Конспект НОД в группе общеразвивающей направленности с воспитанниками шестого года жизни по образовательной области «Художественное творчество» (рисование пейзажа в нетрадиционной технике) с использованием ИКТ.

ВИД: продуктивная деятельность (рисование).

ТЕМА: Сказочный зимний лес.

ТИП: интегрированное.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «Художественное творчество».

ИНТЕГРАЦИЯ образовательных областей: «Художественное творчество» (рисование), «Познание» (ознакомление с природой), «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Музыка»,  «Коммуникация» (грамматический строй речи).

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ: коллективная работа.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

- продолжать учить детей самостоятельно передавать сюжет зимнего пейзажа с использованием нетрадиционных техник рисования;

- развивать интерес детей к изобразительному творчеству посредством использования нетрадиционных техник рисования;

- учить рисовать пейзаж, используя в одном рисунке разные изобразительные материалы и нетрадиционные техники рисования;

- учить отображать свои впечатления в рисунке, используя нетрадиционные техники;

- совершенствовать умение рисовать зубной щеткой, выполнять изображение в определенной последовательности;

- учить рисовать оттиском капустного листа;

- учить задумывать и включать в рисунок знакомые предметы (елочки, снеговиков);

- учить детей самостоятельно выполнять рисунок в определенной последовательности;

- обобщать представления детей о типичных явлениях в живой и неживой природе;

- расширять и уточнять представления детей о времени года – зиме;

- воспитывать любовь к природе;

- развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство ритма и композиции;

- развивать сенсорные умения – координацию руки и глаза при  рисовании,

мелкую моторику пальцев рук;

- развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова;

- развивать творческое воображение, воспитывать интерес к деятельности;

- развивать эмоциональные чувства при восприятии музыкальных произведений;

- активизировать словарь по теме «Зима»;

- закрепить умение красиво располагать изображение на листе;

- продолжать знакомить с перспективой при изображении деревьев (дальше – меньше, ближе – больше);

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ.

На экране ноутбука или в мультимедийной презентации дети  вместе с педагогом рассматривают репродукции картин великих русских художников:

Константина Юона «Зима», «Русская зима», «Волшебница зима»,

Ивана Шишкина «Зима», Станислава Жуковского «Зима» (2 одноименные картины), «Лунная ночь», Аркадия Пластова «Первый снег» (2 одноименные картины), «Зима», Виктора Васнецова «Снегурочка», «Зимний сон», Василия Бакшеева «Иней», «Зимний пейзаж», Игоря Грабаря «Февральская лазурь», «Зимний пейзаж», «Зимнее утро», Андрея Жуковского «Зима», Зинаиды Серебряковой «Зимний пейзаж».

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ.

Белая и зеленая гуашь, банки с водой, кисти, зубные щетки, готовые формы (ватные диски) для аппликации, салфетки, тонированные листы бумаги на мольбертах (в рулонах), листы пекинской (китайской) капусты, клей ПВА, «лыжи» из пластиковых бутылок, магнитофон, диск с записью «Времена года. Декабрь» П.И. Чайковского, сенсорные пробники «скрип снега».

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

1.  Занятие по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством –« Рассматривание картин Ивана Шишкина «Зима», Игоря Грабаря «Февральская лазурь», Константина Юона «Волшебница зима».

2. Познавательные беседы о времени года – зима

3. Рассматривание иллюстраций, репродукций, фотографий по теме.

4. Чтение стихотворений о зиме.

5. Рисование зубной щеткой пушистых и колючих зверей, елей.

6. Экскурсии в парк, наблюдения за деревьями, снегопадом.

7. Прослушивание музыкальных произведений по теме.

8. Просмотр видеоклипа «Зимушка-зима».

ХОД ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ.

Воспитатель: Сегодня мы с вами пойдём на экскурсию в лес, где встретим много интересного. Но в лесу нужно быть внимательным, не шуметь, чтобы не нарушать покой лесных жителей и не навредить природе. Итак, мы отправляемся в путь. Звучит музыка – дети заходят в “лес”. Слышаться голоса птиц, шорох шагов…

На фоне музыки дети читают стихи:

“Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полон сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь: мы свои!”

Воспитатель: Как вы думаете, в какое время года мы попали?

Детей: (ответы детей)

В: Почему вы так думаете? Назовите признаки лета.

Д: (ответы детей)

В:Голоса каких птиц вы сейчас слышали? Каких птиц вы ещё знаете?

Д: (ответы детей)

В: Молодцы! Посмотрите, какие красивые, таинственные деревья нас встретили в лесу? Ой, а там за деревьями кто-то стоит.

(Из-за ёлок выходит Лесовичок)

Л: Здравствуйте, дети! Угадайте, кто я?

Д: (ответы детей)

Л: Я живу здесь в лесу уже много лет, это мой дом. Здесь у меня много друзей: белки, зайцы, лисы и даже с медведем дружу. Слежу за порядком, чтобы не шумели, не ломали деревья. Да, а вы умеете вести себя в лесу?

Д: (ответы детей)

Л: Я могу с вами прогуляться по лесу, может в чём-то и пригожусь. Но прежде чем отправиться в путь, отгадайте загадки:

“Что же это за девица:
Не швея, не мастерица
Ничего сама не шьёт
А в иголках круглый год.”

“Стоит Алёна –
Платок зелёный
Тонкий стан,
Белый сарафан.”

Д: (ответы детей)

В: Знаешь, Лесовичок, а наши дети знают ещё и другие деревья. Правда, ребята?

(Дети называют другие деревья)

В:Лесовичок, а мы можем рассказать тебе стихотворение о лете.

“Ярко солнце светит
В воздухе тепло
И куда не глянишь
Всё кругом светло
По лугу пестреют
Яркие цветы
Золотом облиты
Тёмные кусты”

Л: Да, какие красивые, точные слова прозвучали, прямо как про эту полянку в моём лесу.

Л: Молодцы!

(Звучит музыка)

В: Пора нам дальше идти. Попадаем в другое время года. Обращаю внимание на деревья, на картину, где изображена осень, стая журавлей улетает на юг.

“Прощаясь с нами нежным криком
Журавлики спешат на юг.
В разноголосом этом шуме
Косяк выстраивают вдруг.”
В какое время года мы попали?

Д: (ответы детей)

В: Почему вы так думаете?

(Ребята отвечают стихотворением)

“Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся,
Это время года, осенью зовётся.”
(“Осень” М. Ходякова)

(Выходит осень)

О: Слышу я, что кто-то ходит у меня в лесу. Дай-ка думаю я, посмотрю, кто пришёл ко мне в гости?

“Ну что же, всё у вас толково
К холодным дням вы все готовы?
Принесла я тучки
Жарким дням на смену.”

Хожу вот по лесу, слежу я за всеми, чтобы подготовились к холодам. Посмотрите, сколько на полянке у меня грибов. А кто знает: какие грибы бывают?

(Дети называют съедобные и несъедобные грибы)

О: А что с грибами делают?

Д: (ответы детей)

О: Вижу я, что вы в лесу не в первый раз и умеете себя вести. Хотите поиграть со мной в игру?

“Сейчас я ветер позову
Пусть прилетит мой брат крылатый,
Закружит он мою листву.
Брат – ветер, прилетай скорей!”

(Осень разбрасывает листочки и предлагает детям назвать поднявший лист: с какого дерева он прилетел. Дети называют. Осень незаметно уходит. Воспитатель обращает внимание на необычные листья. На них наклеены картинки.)

В: Что это такое? (На обратной стороне воспитатель читает задание). Угадайте название дерева, если назовёте первый звук каждой картинки. (Дети выполняют задание: выкладывают буквы, читают).

Липа, осина

В: Молодцы! Справились с заданием.

(Снова звучит музыка.На её фоне воспитатель загадывает загадку.)

“Стали дни короче
Длиннее стали ночи
Кто скажет, кто знает
Когда это бывает?”

Д: (ответы детей)

В:

Мы попали в зимний лес
Полон сказок и чудес.

Посмотрите, как здесь красиво, какие большие, снежные сугробы намело!

(Ребёнок рассказывает стихотворение)

“На свете много есть чудес
Но всех чудесней – зимний лес.
Весь год живут в нём птицы,
Поют и гнёзда вьют,
И белки, и синицы, и зайки в нём живут.”

“Зимой на ветках “яблоки”,
Скорей их собери
Но вдруг вспорхнули “яблоки”,
Ведь это…

Д: снегири.”

Физкультминутка «Зимний лес».

Мы пришли в зимний лес (ходьба на месте),

Сколько здесь вокруг чудес! (разводим руки в стороны).

Справа березка в шубке стоит (руки отводим в  сторону и смотрим),

Слева елка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся (отводим руки и прослеживаем взглядом)

И на землю красиво ложатся (движение «фонарики» и смотрим вверх).

Ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших, мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А давайте вспомним, какой бывает зима? Какими словами можно о ней рассказать?

Дети – Зима бывает белая, снежная, белоснежная, холодная, красивая, морозная, пушистая, блестящая.

G:\зимние репродукции\виктор васнецов.зимний сон.jpg

Педагог – Что бывает зимой?

Дети– Зимой бывает снег, лед, сосульки, мороз, Новый год, елка, подарки.

Педагог – А какой снег бывает зимой?

Дети – Снег бывает липкий, пушистый, искристый, скрипучий.

Педагог – Когда лежит много снега, что это?

Дети – Сугроб.

Педагог – Что такое снегопад?

Дети– Это когда падает много снега.

Педагог – А что такое метель?

Дети– Это когда ветер снег поднимает,  метет.

Педагог – А как можно веселиться зимой?

Дети – Кататься на санках, коньках, лыжах!

Педагог – Правильно! А хотите, мы сейчас оденем лыжи и отправимся на прогулку в зимний лес? Я вас приглашаю! Давайте оденемся потеплее (дети выполняют движения, иллюстрирующие одевание), одевайте «лыжи» и вперед!

Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года.  Декабрь», демонстрируется мультимедийная презентация с репродукциями картин художников о зиме.

Педагог – Вот мы и в лесу! Посмотрите, ребята, как красиво вокруг! Какая тишина, не слышно птичьих голосов, только скрипит под ногами искристый снежок (педагог имитирует скрип снега). Как красиво в зимнем лесу!

Послушайте, какими замечательными словами о зиме говорит русский поэт Суриков:

Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою все его одело.

Темный лес, что шапкой,  принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно.

Дети рассматривают картины художников.

Педагог – Ребята, обратите внимание на красоту зимней природы, на деревья, которые вы видите. Какие они по высоте? Какого цвета у них кора?

Вы заметили среди сугробов небольшие кустики? Посмотрите, сколько вокруг снега, он прижал все веточки, они не шевелятся, как в стихотворении:

Намело, навьюжило, все деревья в кружеве,

Снег на соснах, на кустах, в белых шапках ели,

И запутались в ветвях буйные метели.     (Н. Гончаров)

Давайте пройдем дальше по тропинке, перейдем по запорошенному льду через ручей. Поднимите голову, посмотрите, какие высокие сосны вокруг нас! Что они напоминают? (Высказывания детей).

Педагог – Остановитесь возле лесных красавиц-елочек. Как вы думаете, какое у них настроение? (предположения детей). Хорошо ли им здесь? Почему? (Дети высказываются).

G:\зимние репродукции\картина юона.зима.jpg

Педагог – Ну что же, нам пора прощаться с  лесом. Раздеваемся, отряхиваем снег и греем руки. Ребята, вам понравилась наша прогулка? (Да). И мне очень понравилась. А чтобы она нам запомнилась надолго, я предлагаю вам стать художниками-пейзажистамии нарисовать зимний сказочный лес. Вы согласны? (Да).

Сегодня при выполнении работы мы будем использовать совершенно разные по своим свойствам изображения материалы – зубную щетку и лист пекинкой капусты, а для изображения снега – белую гуашь.

Педагог повторяет приемы рисования зубной щеткой и показывает технику рисования деревьев и зеленых заснеженных елочек капустным листом.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ.

Дети выбирают тонированную бумагу, приготовленную заранее на предыдущих занятиях,  проходят на свои места и пробуют на тренировочных листах получить оттиск капустного листа, нанося гуашь холодных цветов, а поверх полученного изображения – белую гуашь.

 Затем тренируются рисовать заснеженную елочку, используя сначала зеленую гуашь и сразу же белую.

Педагог делит детей на две группы и предлагает рисовать коллективно у мольбертов на заранее тонированном фоне неба.

Дети рисуют самостоятельно под музыку П.И. Чайковского.

Педагог проводит индивидуальную работу.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Лепим мы снеговика (хлопки ладонями перед собой)

Из пушистого снежка.

Вот такой большущий ком (круговые движения руками),

А потом еще второй.

Это будет голова (обхватываем голову руками, покачиваясь),

Шляпа будет из ведра (поглаживаем голову ладонями),

Нос-морковка (потереть пальцами около носа),

А глаза – два веселых уголька (интенсивно поморгать глазами).

Рот смеется до ушей (потереть мочки ушей),

Веселит он малышей (прыжки).

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

Педагог – Посмотрите, какие чудесные пейзажи получились! На них лес, словно сказочный, волшебный, чудесный, великолепный! У каждой  группы получился свой, неповторимый пейзаж. Какие красивые деревья получились при помощи капустного листа, стройные, заснеженные, как кружевные. А что вам, дети, понравилось в рисунках больше всего?  (2-3  ребят дают анализ работ сверстников).

Педагог – Молодцы, ребята! Вы все очень хорошо постарались, как настоящие художники-пейзажисты! Теперь всегда, посмотрев на эти работы, мы вспомним о нашей зимней прогулке в лес!

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. Знакомим детей с пейзажной живописью. Учебно-наглядное пособие. Санкт-Петербург, 2003 г.

2. Знакомим дошкольников с литературой. О.С. Ушакова, Н.В. Гаврилин. Москва, 2002 г.

3. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Москва, «Баласс», 2001 г.

4. Занятия по изобразительному искусству в детском саду. Г.С. Швайко. Москва, 2003 г.

5. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная (старшая) к школе группа. Москва, «Сфера». 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказочный зимний лес "

для старшей группы...

"В сказочном зимнем лесу".

Открытая непосредственная образовательная деятельность....

Сказочный зимний лес.

Конспект НОД воспитанников подготовительной группы по общеобразовательной области "Художественное творчество" (рисование нетрадиционным способом - пекинской капустой)....

«Путешествие в сказочный зимний лес»

Развлечение для детей первой младшей группы....

«Сказочный зимний лес»

Непосредственная образовательная деятельность по ИЗО в старшей группе детского сада. Нетрадиционные техники рисования «Сказочный зимний лес»....

НОД по развитию речи для детей средней группы с использованием ИКТ «Сказочный зимний лес»

Цель: Совершенствовать умение образовывать наименования детенышей животных в именительном и косвенных падежах. Задачи:Обучающие-    Активизировать и обогащать словарь детей;-...