развитие художественного вкуса в процессе ознакомления детей с хохломской росписью
статья по рисованию на тему

Колосова Ирина Николаевна

Важность искусства в нравственно-эстетическом воспитании не вызывает сомнения, так как оно является собственно его сутью... 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие художественного вкуса в процессе ознакомления детей с хохломской росписью

Введение

«Через красивое – к человечному –

такова закономерность воспитания…»

 В. А. Сухомлинский.

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики нравственно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

А формировать личность и нравственно-эстетическую культуру особенно важно в наиболее благоприятном для этого дошкольном возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

Важность искусства в нравственно-эстетическом воспитании не вызывает сомнения, так как оно является собственно его сутью. Особенность искусства как средства воспитания заключается в том, что в искусстве "сгущен, сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство". Искусство сохраняется людьми, потому что оно оказывает на человека и общество всестороннее воздействие, является важным средством воспитания. В процессе общения ребенка с явлениями искусства, накапливается масса разнообразных, в том числе нравственно-эстетических впечатлений. 

Декоративно-прикладное творчество один из видов изобразительного искусства, является составной частью искусства народа и несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений (Г.Н. Пантелеев, Ю.В. Максимов, Л.В. Пантелеева). Народное искусство, как и искусство, вообще, многофункционально и одна из функций – воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере.

Прекрасным образцом такого искусства, доступным восприятию дошкольников, по праву можно назвать хохломскую роспись. Изучая изделия хохломского промысла, дети узнают быт и традиции народа, его мудрость, духовное богатство, учатся любить природу родного края, которая является неиссякаемым источником творчества народных мастеров. Не случайно предметы быта, декорированные хохломским узором, прочно вошли в интерьер дошкольных учреждений.

Однако простое созерцание декоративной росписи не является залогом того, что дети будут приобщаться к народному искусству. Задача взрослого -  научить детей не только испытывать чувство радости и удовольствия от ярких жизнерадостных красок, но и воспитать в них стремление овладеть секретами росписи, желание самим создавать прекрасное, соблюдая традиции народного промысла, уважение к народному мастеру, создавшему богатство и разнообразие мотивов росписи, чувство гордости за умелость и талант хохломских художников.

Народное прикладное искусство, в частности хохломская роспись, имеет большое значение для развития художественного вкуса, творческого воображения и эстетического развития у детей, помогает ближе понять культуру своего народа, его традиции, нравы, обычаи.

Цель: выявить возможности использования хохломской росписи для развития художественного вкуса у дошкольников.

Задачи:

1. Изучить методическую, психолого-педагогическую и специальную литературу по теме.

2.  Разработать и апробировать конспекты занятий по проблеме.

3. Изготовить наглядный материал, дидактические игры с элементами хохломской росписи.


1. Методика ознакомления детей с хохломской росписью в практике детского сада

В «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» недостаточно раскрыты условия для художественно-эстетического развития детей с использованием народного промысла  Хохлома. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей, вкуса и творческого воображения у детей дошкольного возраста с использованием приемов хохломского промысла.

Задачи, решаемые при знакомстве детей с хохломским народным искусством:

1. Вызывать у детей интерес к народной культуре.

2. Создавать условия для приобщения детей и родителей к народной культуре.

3. Уточнить и расширить знания детей о хохломской росписи.

4. Формировать навыки техничного исполнения хохломской росписи.

5. Развивать творческое воображение через хохломскую роспись.

6. Формировать активное гуманистическое отношение к окружающему миру.

7. Развивать у детей художественный вкус в процессе восприятия произведений хохломской росписи.

Педагогические средства – беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры, непосредственно-образовательная деятельность, работа с родителями.

Начать работу по знакомству старших дошкольников с хохломской росписью необходимо с создания условий для приобщения детей и родителей к народной культуре. Детей помогает воспитывать, прежде всего, то, что их окружает. Поэтому постепенно, по мере возможности, можно оформить помещение группы под Хохлому, ведь именно в группе дети проводят большую часть своего времени.

Параллельно с этим для создания полочки «Умных книг» подобрать разнообразную познавательную литературу о народном промысле Хохлома, об особенностях хохломской росписи, об истории этого промысла.

Последующая работа должна проводиться в два этапа. Первый этап (первый год обучения):

- познакомить детей с хохломской росписью;

- сформировать у детей навыки хохломского письма;

- учить проводить широкие линии всей кистью;

- учить рисовать простейшие элементы хохломской росписи;

-подводить к самостоятельному составлению композиции из последовательно чередующихся элементов на плоскостных силуэтах.

Активное приобщение детей к рисованию узоров продолжается на втором году обучения. На втором этапе задачи усложняются:

- овладеть техникой рисования концом кисти, держа ее в вертикальном положении;

-научить детей подбирать цвета соответственно фону рисунка;

-переходить к рисованию более сложных элементов хохломского узора: кустики, травки, ягодки;

-подводить к самостоятельному составлению элементов узоров, соединяющихся кустиками травки или штрихами, затем к составлению узора на основной, то есть центральной линии узора - завитке, на плоскости - силуэтах и на объемных формах.

Реализации поставленных задач способствует составление перспективного плана с целью обеспечения системы последовательной работы по использованию хохломской росписи как средства развития художественного вкуса, творческих способностей и воображения у детей старшего дошкольного возраста.

В начале года работа по данной теме начинается с рассматривания изделий хохломских мастеров и их иллюстраций. При этом используются такие приемы, как беседа, чтение художественной литературы, ощупывание изделий руками. Данная работа проводится в первой половине дня (непосредственно-образовательная деятельность), при необходимости и во второй половине дня - с подгруппой детей.

Рассматривая с детьми хохломские изделия или их иллюстрации, во-первых, стоит обращать их внимание на особенности хохломской росписи, учить выделять элементы хохломской росписи; во-вторых, формировать умение выражать свои впечатления, полученные от восприятия этих изделий. При рассматривании изделий хохломских мастеров необходимо и поясняющее слово воспитателя. Оно помогает ребенку разобраться в особенностях хохломской росписи, углубляет восприятие детей.

Целью рассматривания изделий хохломских мастеров и их иллюстраций является приобщение детей к народному творчеству и выделение элементов хохломской росписи, а также умение ориентироваться в различных народных промыслах. Полученные знания о различных народных промыслах закрепляются через дидактические игры: «Найди пару», «Собери целое», при помощи которых, дети не только запоминают виды росписи (Дымка, Гжель, Хохлома, Городец), но и развивают мелкую моторику пальцев, мышление, внимание, понимание слов-конструкций. Эти игры включаются в занятия по закреплению и систематизации накопленного опыта у детей; в контрольно-проверочные занятия, а также в занятия с использованием раздаточного материала в свободной деятельности детей.

Для развития мелкой моторики пальцев рук и отработки техники рисунка с детьми проводятся несколько раз в течение дня пальчиковая гимнастика, а в свободное от занятий время дидактические игры: «Обведи рисунок» (цель, которой учить детей простейшим элементам хохломской росписи, технике исполнения данных элементов) и более сложная - «Дорисуй рисунок» (цель: учить детей рисовать новые элементы хохломской росписи, совершенствовать технику исполнения данных элементов), когда дети продолжают данный им рисунок. Для этих дидактических игр отбираются несколько видов каймы и всевозможные элементы хохломской росписи. Используются эти игры только в свободное от занятий время. Перед проведением занятий необходимо оформить образцы основных элементов хохломской росписи в порядке их усложнения.

Большую помощь в приобщении детей к прекрасному могут оказать прогулки в парк. Ведь наблюдения за природой доставляют детям большую радость и удовольствие, оставляя часто неизгладимый след в их жизни, сознании. На основе этих впечатлений закладываются зачатки любви к родному краю, к нашей русской природе. Целевые прогулки в парк, сквер проводятся в осенне-весенний период как предварительная работа по подготовке к занятию. Выбор рассматриваемых объектов осуществляется согласно теме запланированного занятия.

Так, рассматривая лист клубнички, можно отметить, что он может быть большим и маленьким, а ягодки - более круглыми и продолговатыми. Цвет у них, пока растут, все время меняется от бело-розового до ярко-красного и густо-малинового. На одном и том же кустике можно увидеть разной формы, разного размера и цвета ягоды и листья. Но даже одна и та же ягода, одно и то же растение изменчивы, становятся чуточку другими от утра к вечеру, от одного дня к следующему. Искусство хохломских мастеров отражает и эту изменчивость. Мы тоже не должны стремиться показать растения в точности такими, какими мы их видим в природе. Нужно подходить к этому творчески, так как изображения хохломской росписи декоративны - они только в самом общем виде передают красоту живой жизни. Эти орнаменты - украшения предметов. И поэтому впечатление постоянной текучести и переменчивости жизни можно создать изменением орнаментального мотива.

Именно поэтому в данной теме большое место занимают наблюдения за живой природой, основным приемом является рассматривание травы, листьев, цветов и т. д., целью которого является уточнение строения: форма, цвет наблюдаемого объекта и сравнение его с хохломской росписью.

Основным методом в процессе наблюдения является беседа. Дети учатся не только наблюдать за объектами живой природы, но и зарисовывать их палочкой на земле, карандашами на бумаге.

Таким образом, включение ребенка в разные виды художественной деятельности, основанные на материале народного декоративно-прикладного искусства Хохлома - одно из условий полноценного нравственного, художественно-эстетического воспитания ребенка и развития его художественного вкуса.


 2. Практическая работа по развитию художественного вкуса в процессе ознакомления детей с хохломской росписью

Для проведения образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию использую основную программу  «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и парциальные пособия И.А.Лыковой «Цветные ладошки» и Т. С. Комаровой «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий», Н. П. Сакулина «Изобразительная деятельность в детском саду».

Опираясь  на  ФГОС ДО  к условиям реализации программы, создала предметно-развивающую среду в группе, способствующую развитию творческих способностей детей в ходе художественно-эстетического воспитания.

Уделяю внимание в приобщении детей к народной культуре, народным праздникам и традициям.

На этапе мониторинга был проведен опрос детей старшего дошкольного возраста с целью выявления уровня знаний и умений по теме хохломской росписи. В диагностике принимали участие 10 детей. Первичная диагностика показала, что у 20 % (2 ребенка) детей низкий уровень, у 70 % (7 детей) – средний уровень, у 10 % (1 ребёнок) - высокий.

Диагностика позволила выявить типичные затруднения детей и спроектировать направления, по которым необходимо корректировать содержание последующей практической работы для повышения уровня развития художественного вкуса в процессе ознакомления с хохломской росписью.

При взаимодействии с семьями воспитанников является одним из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания. Далеко не все родители осознают важность сотрудничества с ДОУ и с воспитателями. Поэтому было проведено анкетирование родителей «Художественное творчество в жизни дошкольника», которое помогло выявить интересы родителей, их представления о процессе художественно-эстетического развития детей.

Результаты показали, что 50% опрошенных родителей понимают значение творческой деятельности для общего развития ребенка. 45% - активно помогают ему в развитии его творческих способностей. 30% - посещают выставки и музеи. 40% - необходима консультативная помощь по развитию художественно-эстетических способностей детей. Анкетирование родителей показало, что не всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию творческого потенциала детей (не знают, как это сделать, не хватает времени).

Проанализировав  результаты диагностики детей и анкетирования родителей, можно сделать вывод, что работа по художественно-эстетическому развитию через  хохломскую роспись проводится эпизодически и крайне редко. Считаю, что для развития художественного вкуса в процессе ознакомления детей с хохломской росписью требуются дополнительные педагогические условия:

- организация предметно-пространственной среды, целенаправленный подбор произведений хохломского искусства;

- использование педагогом разнообразных методов и приемов при работе над развитием художественного вкуса дошкольников: обсуждение и анализ хохломской росписи; организация выставки работ детей; показ презентаций по теме; рассматривание иллюстраций в книгах о хохломской росписи;

- сочетание фронтальных занятий, индивидуальной работы с детьми и работы с родителями.

Для  работы с родителями были поставлены задачи:

1. Донести до родителей важность и необходимость формирования у детей эстетического отношения к миру и развития художественного вкуса;

2. Установить с родителями тесный контакт по взаимодействию по решению задач, направленных на художественно-эстетическое развитие детей.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что необходима дальнейшая практическая работа по развитию художественного вкуса через ознакомление детей с хохломской росписью.

Для этого я изучила имеющиеся методические разработки по данной проблеме исследования: Плотникова Т. В. «Развитие эстетического восприятия в процессе ознакомления с декоративно-прикладным искусством», Сакулина Н.П. «Изобразительная деятельность в детском саду», программа художественного воспитания обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы».

Проанализировала материально-технические возможности оснащения группы необходимым оборудованием и материалами. Так, в группе появился уголок творчества «Каляки-маляки» с разнообразными инструментами и материалами для изобразительной деятельности и художественного труда: кисточки, карандаши, фломастеры, краски, ватные палочки, бумага разного качества. В уголке есть стенд для выставки детских работ.

Для родителей была предоставлена информация в виде папки-раскладушки и буклетов с рекомендациями по теме. Вместе с родителями были собраны экспонаты для мини-музея «Золотая Хохлома». 

Параллельно с этим, для создания полочки «Умных книг» была подобрана разнообразная познавательная литература о народном промысле Хохлома, об особенностях хохломской росписи, об истории этого промысла. 

Затем был составлен план работы и разработаны конспекты занятий по проблеме.

Использование в процессе воспитания интерактивных средств позволило производить быструю смену дидактического материала, что способствовало активизации познавательной деятельности воспитанников, стимулировало развитие мышления, восприятия, памяти, строго соблюдая условия здоровье-сберегающего фактора.

Вследствие этого было принято решение создать библиотеку презентаций.

В процессе занятий были задействованы следующие виды детской деятельности: игровая, художественная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

В процессе самостоятельной работы, индивидуальная помощь оказывалась только детям, нуждающимся в этом.

В свободное от занятий время дети по желанию раскрашивали заранее подготовленные ими самими шаблоны посуды в стиле хохломской росписи. На протяжении всей практической работы, в свободное время проводилась индивидуальная работа с детьми по овладению навыка хохломского письма. Продолжалась работа по альбому «Декоративно – прикладное искусство».

Для определения эффективности проделанной практической работы, направленной на развитие художественного вкуса в процессе ознакомления детей с хохломской росписью, была проведена диагностика детей, анализ продуктивной деятельности и самоанализ.

Диагностика детей выявила высокий уровень у 30 % детей, и 70 % - имеют средний уровень. Низкого уровня не выявлено.

Проанализировав работы дошкольников, был сделан вывод, что дети владеют необходимыми навыками и умениями хохломского письма. Все дети достаточно хорошо передают в рисунке образы, сюжеты, замысел, понимают, что от них требуют, рисуют самостоятельно, проявляют интерес к рисованию.

Правильно изображают величину, соотношение строение, образы Хохломы. В работах присутствует воображение, характер, мысль.

В свои рисунки дети вносят разнообразие, колорит, используя хохломскую палитру, знают разные способы и приемы рисования, владеют выразительными средствами. Знают, называют элементы хохломской росписи. Знакомы с историей народного промысла, искусством народных мастеров и умельцев и техникой изготовления Хохломы.

Старший дошкольный возраст – ответственный период в жизни каждого ребенка. В этом возрасте закрепляются и совершенствуются представления, а так же умения и навыки изображения; развивается самостоятельность, инициатива, что способствует развитию творческой активности.

Создание развивающей среды и условий для художественно – продуктивной деятельности, планирование обучающих занятий, наблюдений, работы с полочкой «Умных книг»; поиск и отбор эффективных методов и приемов, применение их на практике с детьми, все это дало положительные результаты в работе по развитию детского изобразительного творчества и художественного вкуса.

В процессе проделанной практической работы, заметно вырос уровень представлений детей о произведениях хохломского искусства. Это выразилось в обсуждениях и самоанализе детей, умении видеть красоту в предметах быта, в чувстве гордости за народных мастеров. Совершенствуется умение передавать цвет, как средство передачи настроения, состояния, отношения к хохломской росписи.

Коллективная художественная деятельность сформировала положительную мотивацию к ней и углубила интерес к творчеству, раскрыла индивидуальность детей, скорректировала межличностные отношения.

Совместная деятельность объединила детей и взрослых, способствовала установлению между ними творческих контактов, созданию радостной атмосферы, что благоприятно сказалось на художественно-эстетическом и нравственном воспитании дошкольника. Все это поможет увлечь, заинтересовать искусством и раскрыть творческий потенциал каждого ребенка.

В будущем мною будет продолжена работа по развитию художественно-эстетического восприятия художественного мира и развитию у детей художественного вкуса посредством использования народного искусства.


Заключение

Каждый ребенок – художник.

Трудность в том, чтобы остаться художником,

 выйдя из детского возраста.

(Пабло Пикассо)

Проблема художественно-эстетического развития дошкольников довольно полно разработана в отечественной литературе. Это позволило провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы.

Художественно-эстетическое развитие действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие художественного вкуса и эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений мировоззрения. Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, народное искусство является средством развития художественного вкуса и эстетического воспитания.

Воздействие хохломской росписи на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. Это не случайно. Анализируя литературу, мною был сделан вывод, что хохлома является одним из основных средств художественно-эстетического развития. Исследование показало, что и познавательный интерес к хохломской росписи у дошкольников довольно велик, а наличие интереса – это первое из условий успешного воспитания.

 Кроме того, материал по народному искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, а сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское  сознание и средством формирования художественно-эстетических качеств личности.

Обеспечение программы ознакомления детей с хохломской росписью  программно-дидактическим материалом, создание  эмоционально-комфортной атмосферы является средством развития художественного вкуса у дошкольников. Опытные педагоги, зная это, способны посредством народного творчества воспитать подлинные художественно-эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное.

Реализуя полноценное художественно-эстетическое воспитание и развитие ребенка, воспитатель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, художественный вкус, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития личности. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус. Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства - радости, восхищения, восторга. Совершенствуются образное представление, мышление, воображение. У детей появляется стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые ему понравились. Формируются эстетические чувства и эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства, что в свою очередь помогает развитию художественных и интеллектуальных способностей.

Важную роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании детей отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества. Говоря о народном искусстве, Н. П. Сакулина писала: «Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений».

Эмоциональный язык искусства – самый легкий, верный и доступный мостик от души народа к душе ребенка. Вот почему в отечественной педагогике с давних времен проповедуется главный принцип – воспитание детей в семье и в детском саду на близком, родном искусстве той страны и края, где живет человек.

Итак, анализ теоретического материала позволил выявить взаимосвязь использования хохломской росписи в развитии художественного вкуса у детей дошкольного возраста.

Практическая работа была направлена на развитие художественного вкуса в процессе ознакомления детей с хохломской росписью старшего дошкольного возраста. Она заключалась в проведении серии различных занятий по декоративному рисованию по мотивам хохломской росписи.

В ходе практической деятельности была отмечена положительная динамика в развитии художественного вкуса у детей.

В итоге проведённой работы можно утверждать, что приобщение детей к народному искусству посредством хохломской росписи способствует развитию умений в декоративном рисовании детей старшего дошкольного возраста.

В дальнейшем данную проблему можно изучать, внедряя в работу совместные детско-родительские проекты. Планируется, продолжая работу по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством - хохлома, включать больше заданий творческого характера. Продолжать использовать разные формы работы по ознакомлению детей с народным искусством: занятия-путешествия, посиделки, занятия-экскурсии, совместное творчество детей и родителей, презентации.


Список использованных источников

Законодательные и инструктивные материалы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru, свободный. – Загл. с экрана.

2. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», Под редакцией: Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой; / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014.

Монографическая и учебная литература

3. Антонов, В.П. Народные промыслы России [Текст]: учеб.пособие / В.П. Антонов. М.: 1998.

4. Бардина, Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры [Текст]: учебное пособие./ Р.А. Бардина. - М.: 2000.

5. Бедник, Н. Семёновская и ковернинская хохлома, школы росписи хохломы, современная хохлома [Электронный ресурс]/ Н. Бедник. - Режим доступа: http://www.artly.ru/zolotaja_hohloma_hohlomskaja_rospis/semjonovskaja_i_koverninskaja_hohloma.html , свободный.- Загл. с экрана.

6. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л. Р. Болотина, С. П. Баранов, Т. С. Комарова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический проект, 2005.-240с.

7. Варрки, H.A. Программа творческо-эстетического развития дошкольников [Текст]: пособие для воспитателей / Н. А. Варрки. - СПб.: Речь. - 2002.

8. Ведерникова, Д. Реферат: Проект по теме «Хохломское искусство» [Электронный ресурс]/ Д. Ведерникова. - Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/referat-402463.html, свободный. - Загл. с экрана.

9. Виноградова, С. Хохломская роспись - Традиция [Электронный ресурс]/ С. Виноградова. - Режим доступа: http://traditio-ru.org/wiki/Хохломская_роспись, свободный.- Загл. с экрана.

10. Грибовская, А. А. Детям о народном искусстве [Текст]: Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста / А.А. Грибовская. – М.: Просвещение. - 2001.

11. Грибовская, А. А. Народное искусство и детское творчество [Текст]: методическое пособие для воспитателей / А.А. Грибовская. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2006. - 160 с.

12. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Г.Г. Григорьева - М.: Академия, 1999. - 344 с.

13. Емельянова, Т.И. Золотая Хохлома. Декоративная роспись по дереву [Текст] / Т.И. Емельянова. - СПб.: Интербук-бизнес, 2001. - 166.

14. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество [Текст]: Пособие для воспитателя детского сада / Т.Г. Казакова. - М.: Просвещение, 1985.

15. Комарова, Т. С Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада [Текст]: конспекты занятий / Т. С. Комарова. – 2 –е изд., испр. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011.

16. Лыкова, И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2­7 лет "Цветные ладошки". Формирование эстетического отношения и художественных способностей в изобразительной деятельности [Текст] / И. А. Лыкова. ­ М. : Карапуз­Дидактика : Сфера, 2007. ­ 143 с.

17. Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст]:  пособие для воспитателей /  Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова; по ред. Н. П. Сакулина. - М.: Просвещение, 1973.

18. Соколова, М.С. Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М. С. Соколова. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 304 с.

19. Уткин, П.И. Народные художественные промыслы [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / П. И. Уткин, Н. С. Королева. - М.: Высшая школа, 1992. - 160 с.

20. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста [Текст]: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др.; под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой, – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 256 с.

Периодическая литература

21. Ветлугина, Н. А. Художественное творчество и ребёнок Текст. / Н. А. Ветлугина // Сб. статей / под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1972. - 287 с.

22. Детям о русских народных промыслах: История хохломской росписи | Охотничий двор - охота, рыбалка, путешествия [Электронный ресурс]/  Режим доступа: http://www.oxota-ru.ru/articles/detyam-o-russkih-narodnyh-promyslah-istoriya-hohlomskoy-rospisi, свободный.- Загл. с экрана.

23. Красный, Ю. Азбука чувств: Программа комплексного эстетического развития дошкольников / Ю.Красный // Искусство в школе. -2003. -№6.- с.17-29.

24. Ожерельева, О.К. Преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. / О.К. Ожерельева // Начальная школа. – 2002. - №6. – с.58-63.

25. Плотникова, Т. В. Развитие эстетического восприятия в процессе ознакомления с декоративно-прикладным искусством [Текст] / Т. В. Плотникова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II международной научной конференции (г. Уфа, июль 2012 г.).  — Уфа: Лето, 2012.

26. Фокина, Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников / Т.Фокина // Дошкольное воспитание. – 1999. - №1.- с.35-38.

Справочно-информационные материалы

27. Величко, Н. Роспись: техники, приемы, изделия [Текст]: энциклопедия./ Н. Величко. - М.: АСТ-пресс, 1999. - 174 с.

28. Товарный словарь. Хохломские художественные изделия [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.mintorgmuseum.ru/vocabulary/143/, свободный.- Загл. с экрана.

29. Энциклопедия Русских Узоров / Хохлома, хохломская роспись, история хохломы [Электронный ресурс]/  Режим доступа: http://www.rospis.net/hohloma.php, свободный.- Загл. с экрана.

30. Энциклопедия Русских Узоров / Хохлома, хохломская роспись, история хохломы [Электронный ресурс]/  Режим доступа: http://www.rospis.net/hohloma.php, свободный.- Загл. с экрана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Развитие познавательных способностей в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром, экологического воспитания"

В течении многих лет мною ведется работа по экологическому воспитанию. Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стор...

Консультация для педагогов "Развитие изобразительного творчества в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с техникой оригами".

Консультация для педагогов на творческом предметном объединении "Развитие изобразительного творчества в процессе обучения детей дошкольного возраста технике оригами"....

«Развитие изобразительного творчества в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с техникой оригами».

Повседневная деятельность ставит перед человеком  массу задач. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способн...

Опыт работы воспитателя по развитию художественного вкуса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с хохломской росписью

Народное прикладное искусство, в частности хохломская роспись, имеет большое значение для развития художественного вкуса, творческого воображения и эстетического развития у детей, помогает ближе понят...

ознакомление детей с хохломской росписью

ознакомление детей с народными промыслами - хохлома...

Ознакомление детей с хохломской росписью

Методическая разработка "Ознакомление детей с хохломской росписью"...