Использование «Прозрачного мольберта» для развития художественно-творческих способностей дошкольников
методическая разработка по рисованию на тему

Моисеева Наталья Николаевна

       На сегодняшний день рисование на прозрачном мольберте широко используется воспитателями в работе с дошкольниками и является инновационной технологией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙСАД №1»

303140 г. Болхов  Орловской области  ул. Ленина, д. 77;    тел.  8 (486 40) 2-43-32

Использование «Прозрачного мольберта» для развития художественно-творческих способностей дошкольников

                                                                     Моисеева Н.Н., воспитатель

Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчеством людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.

В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. И творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека.

 По мнению отечественного психолога В. А. Крутецкого, "способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся субъективными условиями успешного ее выполнения".

Способности – это прижизненное, а не врожденное образование. Существуют природные предпосылки развития способностей – задатки. Задатки – это некоторые врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, анализаторов, которые обусловливают природные индивидуальные различия между людьми. Задатки влияют на процесс формирования и развития способностей.

Различают способности разного уровня – учебные и творческие. Учебные способности связаны с усвоением уже известных способов выполнения деятельности и приобретением новых знаний, умений, навыков. "Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с нахождением новых способов выполнения деятельности".

В педагогике и психологии отмечено, что развитие творческих способностей возможно у всех детей, независимо от уровня их интеллектуального развития. Более значимы не результаты детского творчества, а формирование творческих способностей.

Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития творческого воображения и даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Развитие полноценной творческой личности невозможно без изобразительной деятельности, она создает благоприятные условия для эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию художественно-творческих способностей дошкольников.

Когда дети приходят в детский сад, я часто сталкиваюсь с такой, казалось бы, небольшой проблемой, как нежелание детей рисовать. Дети просто – на просто прячут руки за спину, отказываются брать карандаш или кисточку. Поэтому для меня одной из важных задач стал вопрос о том, как увлечь детей, заинтересовать, дать возможность раскрыть им свой внутренний потенциал. Именно поэтому я изучаю инновационные технологии, знакомлюсь с новыми техниками, включаю их в работу с детьми.

В 2017 году в работу с детьми я включила рисование на стекле. Впервые его стали использовать психологи в арт-терапии.  

На сегодняшний день рисование на прозрачном мольберте широко используется воспитателями в работе с дошкольниками и является инновационной технологией.

В отличие от рисования на бумаге стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Сам процесс захватывает, поскольку используемые изобразительные средства скользят мягко, не впитываются в поверхность, их можно размазывать кистью, пальцами, ладошками, кусочками поролона.

Рисование на стекле, позволяет решать следующие задачи:

- позволяет упражнять детей в рисовании различными нетрадиционными техниками;

- способствует формированию графических навыков и умений;

- развивает мелкую моторику, гибкость пальцев и мышц рук, зрительно – двигательную координацию, пространственную ориентировку на вертикальной поверхности;

- способствует развитию познавательной сферы, произвольного внимания, эмоциональной и образной памяти, творчеству;

- воспитывает чувство сотрудничества, желание договариваться друг с другом.

В процессе создания красочных картин на поверхности стекла, у детей активно развивается воображение, которое является одной из важнейших предпосылок развития творческого подхода к решению жизненных задач и адаптации к окружающему миру.

Рисование на стекле является хорошим средством для профилактики и коррекции страхов, связанных с результатом деятельности (боязнь ошибки), снимает страх, что что-то плохо получится, ведь краски не высыхают быстро, рисунок можно всегда откорректировать, под рукой есть влажная салфетка.

Рисовать рекомендуется как правой, так и левой рукой – для развития и стимуляции полушарий головного мозга.

Для работы мне изготовили два прозрачных мольберта из оргстекла размером 60 × 90 в деревянной раме, закрепленные на подставках. Размеры отличаются от стандартных, это позволило увеличить количество детей для рисования в подгруппах.  

В качестве изобразительных средств используются водорастворимые краски (гуашь), водные маркеры и все то, что хорошо смывается водой: крем для бритья, зубная паста, детский крем.

Виды деятельности.

1. Взаимодействие со взрослым (педагог показывает основные приемы).

2. Индивидуальная деятельность ребенка.

3. Совместная деятельность детей (в парах, группах).

Прозрачный мольберт позволяет выполнять тренинговые упражнения такие как: "Обведи по точкам", «Обведи по линиям», «Обведи по контуру», «Заштрихуй фигуры», «Кто быстрее обведет фигуру?», «Кто лучше заштрихует», «Соедини по точкам», «Дорисуй», «Рисуем эмоции и настроение», «Узоры и бордюры», «Геометрический диктант».

Они стимулируют активность, раскрывают творческий потенциал детей.

Работа в подгруппах дает возможность создать коллективные рисунки на заданную тему. У каждого – своя прозрачная поверхность. Дети видят друг друга, и в процессе деятельности, получают общий результат. Дети учатся взаимодействовать со взрослым и друг с другом, учитывать мнение других и отстаивать свое, одним словом учатся преодолевать коммуникативные барьеры.

Переживаемое при этом чувство причастности создает ощущение единства с группой, позволяет проявить творческую активность, инициативу.  Совместный результат радует не только детей, но и окружающих, ведь картины служат украшением интерьера детского сада.

Во время рисования на мольберте используем различные нетрадиционные техники (рисование пальцами и ладошкой, рисование листьями, смятой бумагой, кусочками поролона, печать по трафарету, метод монотипии…), что позволяет разнообразить игры и поддерживать интерес к рисованию. 

Рисунок, выполненный на мольберте, можно сохранить на бумаге - просто приложив к свежему рисунку лист ватмана.

На мой взгляд данное пособие помогает сформировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Детей захватывает сам процесс рисования на стеклянной поверхности. Это отличный способ творческого самовыражения человека любого возраста, а особенно детей дошкольников.

Как сказал К. Г. Паустовский «Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи». Поэтому каждый воспитатель, педагог должен находиться в постоянном поиске нового, увлекательного и тем самым увлекать за собой детей.

Я с уверенностью могу сказать, что занятия по изобразительной деятельности с использованием нестандартного оборудования, нетрадиционных материалов и техник способствуют развитию у ребёнка творческого воображения и формированию у него художественно - творческих способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых методов для развития художественно-творческих способностей дошкольника

Консультация Использование игровых методов для развития художественно-творческих способностей дошкольника...

Презентация. Использование игровых технологий в развитии музыкально-творческих способностей дошкольников.

Использование игровых технологий в развитии музыкально-творческих способностей дошкольников....

Проект самообразования на тему: «Волшебная проволока. Использование синельной проволоки для развития художественно — творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»

Проект самообразования на тему: «Волшебная проволока. Использование синельной проволоки для развития художественно — творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»...

Консультация «Использование арт материалов по развитию художественно творческих способностей детей»

laquo;Использование арт материалов по развитию художественно творческих способностей детей»...

Использование камешков МАРБЛС в развитии художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста

Детям нравится фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки, так, чтобы был виден процесс и результат труда Применение шариков МАРБЛС в процессе обучения позволяет сделать работы детей ин...

Сообщение из опыта работы "Использование прозрачного мольберта для развития творческих способностей детей"

Развитие творческого потенциала детей на занятиях по изобразительной деятельности, используя нетрадиционные средства и техники рисования....