Сообщение из опыта работы "Использование прозрачного мольберта для развития творческих способностей детей"
методическая разработка по рисованию (младшая группа)

Развитие творческого потенциала детей на занятиях по изобразительной деятельности, используя нетрадиционные средства и техники рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_prozrachnyy_molbert.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сегодня я хочу поделиться с вами результатами моего опыта работы, посвященного использованию прозрачного мольберта в процессе развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Этот опыт основан на практической работе и наблюдениях, проведенных в течение последнего года в нашем детском саду.

Дошкольный возраст является активным периодом для развития творческого воображения и даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Развитие полноценной творческой личности невозможно без изобразительной деятельности, она создает благоприятные условия для эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.

Когда дети приходят в детский сад, я часто сталкиваюсь с такой, казалось бы, небольшой проблемой, как нежелание детей рисовать. Дети просто – на просто прячут руки за спину, отказываются брать карандаш или кисточку. Поэтому для меня одной из важных задач стал вопрос о том, как увлечь детей, заинтересовать, дать возможность раскрыть им свой внутренний потенциал. Именно поэтому я изучаю инновационные технологии, знакомлюсь с новыми техниками, включаю их в работу с детьми.

В нашей группе при поддержке родителей были изготовлены пособия предметно – развивающей среды- передвижной напольный прозрачный мольберт из орг. стекла, передвижной настольный прозрачный мольберт из пластиковых труб и пищевой пленки, световой настольный прозрачный мольберт из орг.стекла. Дети с удовольствием играют и творчески развиваются, рисуя на этих чудесных мольбертах.

Преимущество работы с прозрачным мольбертом в том, что выполняя работу стоя, ребенок может свободно двигаться, что является естественной потребностью в дошкольном возрасте и способствует профилактики нарушений осанки и нарушения зрения. К тому же занятия на мольберте стимулируют познавательную активность ребенка, вызывая у него положительный эмоциональный отклик, позволяют фиксировать его внимание на происходящем и доставляют радость от совместного творчества с педагогом и детьми. В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает.

Цель: Развитие творческого потенциала детей на занятиях по изо-деятельности, используя нетрадиционные средства и техники рисования.

Задачи:

  • Познакомить детей с пособием «Прозрачный мольберт», со свойствами стекла.
  • Познакомить детей с различными методами и приемами рисования на стекле.
  • Научить детей использовать различные техники приемы рисования на стекле в своих творческих работах.
  • Развивать высшие психические функции и творческое мышление.

Рисование на прозрачном мольберте я начала с младшей группы методом от простого к более сложному.

Некоторые малыши трудно адаптируются в новой группе, не идут на контакт, и тогда меня выручал прозрачный мольберт. Я опускала палец в гуашь и начинала рисовать что-нибудь близкое ребёнку: домик, солнце при этом читала стишок или потешку. Ребенок подсаживался рядом и с интересом наблюдал, а потом сам добавлял что-нибудь свое. Благодаря штампам ребёнок мог дополнить рисунок.

Начала я работу на мольберте со сказки, стихотворения, игры. Обыгрывала сюжет будущего рисунка, используя игрушки. В ходе игр и упражнений создавала такие условия, чтобы у детей вырабатывалась установка на успех, на принятие помощи от взрослого. При этом все упражнения подбирала таким образом, чтобы ребенок самостоятельно смог увидеть свои ошибки и исправить их. Общая оценка работы ребенка всегда это удовлетворения от её выполнения, тем самым обеспечивая положительную мотивацию деятельности детей. При организации совместной деятельности на прозрачном мольберте максимально учитывала возрастные особенности.

- Упражнение «Давай познакомимся» первое упражнение это знакомство с пособием, со свойствами стекла; развитие коммуникативных навыков. Ход упражнения: я обмакнула ладонь в краску, ребенок через стекло прикладывает свою ладонь или ( пальчики) к моей ладони.

- Игра «Догони ладошку» это развитие прослеживающей функции глаз, фиксации взора и ориентировки в пространстве( вверх, вниз, справа, слева) . Ход игры: я прикладываю свою ладошку к стеклу в разных местах мольберта( вверху, внизу и т. д. ) ребёнок должен «поймать» ладонь через стекло. Затем воспитатель с ребенком по очереди меняются ролями.

-Игра «Дождик, дождик, кап, кап, кап» эта игра обучает приемам «пальцевой живописи», развивает зрительно- двигательную координацию; формирует умения адекватно относиться к изобразительному материалу( не есть краски, не разбрызгивать воду и краски, не размазывать краски по телу или по столу) , подражать действиям педагога, принимать помощь с его стороны. Ход игры: я нарисовала облака, дети обмакнув один палец или кисть в синюю краску рисуют капельки дождя, используя краску синего цвета. Вместе радуемся полученному изображению.

-Игра «Неваляшки» эта игра формирует умение дорисовывать изображения до целостного образа, используя традиционную технику рисования кистью( прием « прима кивание », рисование волнистых линий) ; расширяет активный и пассивный словарный запас ребенка; развивает желание украсить формы узором. Ход игры: Дорисуем с помощью кисточки полученное изображение, используя краски красного цвета.

-Игра «Рисуем вместе» эта игра развивает навыки ориентирования на вертикальной плоскости; сотрудничества; формирует творческую активность. Ход игры: Я с разных сторон рисую воздушные шары, дети дорисовывают разноцветные ниточки после чего объединяют рисунки совместным сюжетом. Например: " у кошки день рождения" - дети рисуют шарики для кошки, а затем проводят ниточки к ее лапкам.

-Игра «Солнышко» эта игра развивает координированных движений глаз и рук, Ход игры: Ребёнку предлагается провести линии (лучи солнца) через точки, нанесённые на стекло.

Так как прозрачный мольберт переносной, то рисовать на нем очень хорошо на улице в теплое время года. С обратной стороны мольберта приклеивала рисунок «Курочка с цыплятами», «мышка». Ребенок пальчиком с краской обводит контур шаблона. Так же ребенок рисует кисточкой или пальчиком зеленую траву, с помощью поролоновых штампов разноцветные цветы.

Прячет мышку в норку, закрашивая водным маркером мышку прикрепленную с обратной стороны мольберта.

Мольберт хорош тем, что его можно использовать как для индивидуального
рисования, так и для парного и группового. И вот именно в парном и групповом рисовании на прозрачном мольберте можно развивать коммуникативные навыки детей: умение разрешать конфликтные ситуации, договариваться друг с другом, не доводя до конфликтов, привлечь внимание собеседника.

Как сказал К. Г. Паустовский «Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи». Поэтому я не остановилась на достигнутом, я нахожусь в постоянном поиске нового, увлекательного и тем самым увлекаю за собой детей. Родители моей группы изготовили прозрачный мольберт с пищевой пленкой, на которой дети с большим интересом рисуют. Ведь детей привлекает всё необычное. А процесс рисования на прозрачном мольберте с пищевой пленкой дарит новые впечатления, их захватывает сам процесс рисования. Пленка, натянутая на мольберт, одноразового использования. Ее можно менять после того как дети нарисовали рисунок, полюбовались своим творчеством. Нетрадиционная техника рисования на пленке вызывает много эмоций. Она понравилась и детям и родителям. На пищевой плёнке можно рисовать и на улице и в детском саду и дома. Нужно просто натянуть пищевую пленку, взять гуашь и волшебство начинается.

Сперва мы попробовали данную технику рисования на улице, обговорили, как правильно наносить краску на кисточку чтобы краска не стекала по пленке, натянули пленку и приступили к работе.
Детям очень понравилось рисовать на пленке, было очень весело и увлекательно. Дети рисовали по собственному замыслу: цветы , небо, облака.

На следующий день дети снова попросили рисовать в данной технике. Но была дождливая погода, и мы рисовали в группе. Занесли мольберт в группу, натянули пленку, я создала сюжет внутри мольберта и детское творчество закипело. Прозрачные, ленты пленки, превратились в красочный пейзаж, дети старались, им новый вид рисования пришелся по душе. Кто-то закрашивал плёнку, кто рисовал облака и капли дождя.
Всем очень понравился такой способ рисования, и никто не хотел заканчивать свой рисунок. Так на прозрачном мольберте появлялись разные сюжеты – аквариум с рыбками, забор для дома, зеленая трава вокруг дома, цветы для Маши.

Во время рисования у детей хорошо развивается чувство цвета, ритма, формы а так же развивается мышление, воображение память, мелкая моторика.

А нетрадиционные техники рисования формируют положительное отношение к рисованию. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, способствуют развитию инициативы.

В своей работе я использую световую песочницу. Игры с песком на световом столе помогают в развитии мелкой моторики, так же это психологическая разгрузка и снятие напряжения у детей. А еще немаловажно то, что это развитие творческого мышления, воображения.

Но очень часто я использую эту песочницу для рисования, для создания рисунка детьми. Это еще один вид рисования на орг. стекле который завораживает детей. На мой взгляд данное пособие помогает сформировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Детей захватывает сам процесс рисования на стеклянной поверхности. Это отличный способ творческого самовыражения человека любого возраста, а особенно детей дошкольников.

Я с уверенностью могу сказать, что занятия по изобразительной деятельности с использованием нестандартного оборудования, нетрадиционных материалов и техник способствуют развитию у ребёнка творческого воображения и формированию у него художественно - творческих способностей.

Мне хотелось бы ещё добавить, что данное пособие я использую в своей практике первый год. Но уже заметно, что" Прозрачный мольберт" необходим в нашей работе для формирования устойчивого интереса к изобразительной деятельности, так как прекрасно подходит для обогащения сенсорного опыта ребенка. Занятия на мольберте стимулируют познавательную активность ребенка, вызывая у него положительный эмоциональный отклик, позволяет фиксировать его внимание на происходящем, снижают негативные реакции, и доставляют радость от совместного творчества с педагогом, детьми, родителями.

Сообщение из опыта работы: «Использование прозрачного мольберта для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы "Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Конструктивная деятельность является эффективным средством эстетического воспитания. При ознакомлении детей с постройками и сооружениями (жилые дома, здания детских садов, школ и т.п.), а также доступ...

Представление педагогического опыта по самообразованию по теме: «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности»

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребен...

Обобщение опыта: «Окружающий мир как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

Выступление на педагогическая конференции: "Инновационные подходы к образованию дошкольников: педагогические достижения и проблемы".Обобщение опыта воспитателя Семеновой Н. А.: «Окружающий мир как сре...

Сообщение для родителей «Роль художественного труда в развитии творческих способностей детей»

Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей. Важное значение трудовому воспитанию придавал К...

презентация опыта " Народные театрализованные игры в развитии творческих способностей детей"

НАРОДНЫЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙПочему в настоящее время эта тема так важна? Актуальность       Новые федеральные государствен...

Семинар «Обобщение опыта работы воспитателя по теме: Развитие творческих способностей детей 4–8 лет в СРЦ». август 2023

Идея опыта: развивать художественно-творческие способности каждого ребёнка средствами нетрадиционных техник, постижение детьми возможностей различных художественных материалов....