"Сказочная гжель"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Гамзина Юлия Александровна

конспект нод по декоративному рисованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazochnaya_gzhel.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Октябрьский детский сад «Сказка»

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕМА: «СКАЗОЧНАЯ ГЖЕЛЬ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: 

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Конспект   разработала: 

преподаватель  Гамзина Юлия Александровна

первой квалификационной категории.

Пояснительная записка

Актуальность.      

 Культуру России невозможно представить себе без народного искусства.

Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народно-

прикладное искусство должны найти большое отражение в содержании

образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы

массовой культуры других стран внедряются в жизнь, быт и мировоззрение

детей.

Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей

природе творчеству ребёнка (простота, завершённость формы, обобщённость

образа), именно поэтому оно близко восприятию ребёнка, понятно ему. В

народном декоративно – прикладном   искусстве  окружающий мир отражается

условно, символами.

Место темы в системе занятий.

На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать

прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные,

изобразительные). Слушая сказку, получают представления о добре и зле.

Рассматривая произведения декоративно- прикладного искусства, дети

испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных

цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к

народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим

научиться создавать прекрасное.


Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)

  1. Организационная информация

Примечание

1.1

Доминирующая образовательная область

Художественно- творческая деятельность детей.

1.2

Вид деятельности детей

Аппликация

  1. Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

«Сказочная гжель»

2

Общее количество часов, отведённое для на изучение темы, место занятия в системе занятий по теме

1час, занятие по ознакомлению с декоративно- прикладным творчеством.

3

УМК. Название, автор, год издания.

Анцифирова Н. Г. Необыкновенное рисование // Дошкольная

педагогика. 2011. №7(72).

Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском

саду.

Казакова Р.Г.«Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду

подготовительная к школе группа.- Москва.2007

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

http://doshkolnik.ru/

http://www.maaam.ru/catalog/1016-2

http://www.museum.ru.

4.

Методы и приемы реализации содержания занятия

1.        По источникам передачи информации и приобретения знаний (Н.М. Верзилин, Д.О. Лордкипанидзе, И.Т. Огородников и др.)

1.наглядные(наблюдение, демонстрация, показ)

2. практические (моделирование, игра)

3.ИКТ

2. По типу (характеру) познавательной деятельности (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер): объяснительно-иллюстративный (информационно-репродуктивный)

репродуктивный (границы мастерства и творчества)

проблемное изложение знаний, частично-поисковый (эвристический), исследовательский

5.

Интеграция образовательных областей

Художественно-эстетическое развитие (стихотворения и загадки о гжельской посуде, музыка «Незабудковая гжель», продуктивная деятельность – изготовление гжельской посуды с помощью салфеточной техники.)

Познавательное развитие (знакомство гжельской выставкой, знакомство с гжельскими узорами, просмотр презентации «Фабрика гжельской посуды»

Речевое развитие (пальчиковые игры, рассказывание стихотворений о гжели.)

6.

Возрастная группа:

Подготовительная к школе группа.

7.

Цель:

Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

8

Задачи:

8.1

Закрепить знания детей о декоративно – прикладном искусстве Гжели.

8.2

Развитие   основ художественной культуры через народное декоративное - прикладное творчество.

8.3

Развивать у детей   самостоятельность в выборе посуды(силуэтов) для создания композиции. Познакомить детей с салфеточной техникой.

8.4

Учить детей презентовать свои работы.

8.5

Воспитывать интерес к народно-прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных умельцев.

9.

Планируемые результаты:

9.1

Сформировать представления о гжельской росписи.

Сформировать умения выполнять задания по словесным указаниям взрослого.

9.2

Способен самостоятельно включаться в продуктивную деятельность.

9.3

Испытывает потребность в качественном выполнении заданий.

10.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Презентация «Фабрика гжельской росписи», плоскостная гжельская посуда, фартуки на каждого ребенка, клей ПВА, кисточки для клея, салфетки тряпочные для клея, салфетки для рук, цветные шарики из салфеток.

11

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Просмотр презентации «Сказочная гжель».  

Рассматривание иллюстрации «Сказочная гжель», изделий, открыток.

Заучивание загадок, стихов, пословиц и поговорок. Изготовление шариков из цветных салфеток, изготовление шаблонов для аппликации.

Конспект занятия (образовательной деятельности)

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

- Здравствуйте, ребята!

Я очень рада видеть вас всех такими красивыми, здоровыми, улыбающимися.

А загадки отгадывать любите? (ответы детей)

Что ж давайте по порядку загадаю вам загадку,

Отгадайте-ка ребятки, вот такую –то загадку.

Снежно-белая посуда, расскажи нам – ты откуда?

Видно с севера пришла и цветами расцвела.

Голубыми, синими, нежными, красивыми. (Гжель).

1.2

Мотивация деятельности детей

Правильно, а как вы, думаете, что можно расписать с помощью гжельской росписи? (ответы детей).

А как вы думаете, где можно увидеть много посуды расписанной гжельской росписью? (ответы детей)

Правильно на выставке!

А что такое выставка? (ответы детей).

 И я хочу пригласить вас на такую выставку.

Но что бы туда попасть нужно произнести волшебные слова.

«Раз, два, три, четыре,

оказались в гжельском мире.»

Путешествие на выставку гжельской посуды.

Что я вижу, что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда дети, тут красиво

Аж захватывает дух!

Посмотрите, как красиво сколько разной посуды и сувениров представлено на выставке. (дети рассматривают выставку).

А вы сами бы хотели научиться изготавливать такое чудо? (ответы детей).

Мотивация – научиться сами изготавливать гжельскую посуду.

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Ответы детей

- Правильно, мы должны сами научиться изготавливать гжельскую посуду и познакомиться с новой техникой, такой как салфеточная техника.

- познакомиться с изготовлением гжельской посуды;

-научиться чувствовать красоту гжельской росписи;

- создать свою неповторимую гжельскую посуду.

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Беседа о гжельской росписи.

- Какие элементы росписи вы уже знаете

- Ответы детей (точки и прямые линии, бордюры, капельки, мазки с тенью.)

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Нежно- голубое чудо – сказочная гжель так называли на Руси удивительно красивую керамику из белоснежной глины. Это посуда, сувениры, игрушки. Гжель – это поселок в глубинке России, где гжельские мастера лепили из глины белого цвета посуду, статуэтки, шкатулки очень высокого качества расписывали ее вручную, используя голубой цвет в различных узорах. Узоры состоят из различных цветов, сеточек бордюров, капелек. (Делаю акцент на использование двух цветов белый фон и голубого или синего узоры и различные оттенки). Назвали такие изделия гжелью.

Гжельскую роспись используют не только для росписи посуды, но и для украшения костюмов. (заходят дети, одетые в костюм «Гжель».

Даша Малкова читает стихотворение.

На белом сарафане как на заснеженном поле,

Из- под   белого снежочка,

Растут синие цветочки,

Неужели, неужели.

Вы не слышали о гжели.

 Кирилл Щукин.

Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками

Нежными виточками.

Ребята, как, вы думаете где же изготавливают гжельскую посуду? (ответы детей).

Гжельское чудо изготавливаю на фабрике, и я вас приглашаю совершить виртуальную экскурсию по Фабрике Гжельской посуды. (презентация «Фабрика Гжельской посуды»).

Вот мы с вами и побывали на фабрике где в умелых руках мастеров рождается такая красота.

Физминутка

«Красивые цветы»

Наши алые цветочки распускают лепесточки.

Ветерок чуть дышит лепестки колышет.

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Гжельская посуда очень красива и напоминает сказку, а так хочется, что бы сказка всегда была с нами.

Как вы думаете мы с вами могли бы создать такую сказку?

Сейчас мы с вами превратимся в мастеров- художников и отправимся на фабрику гжельской посуды, где каждый выберет себе посуду по душе. (Дети выбирают приготовленные заготовки посуды из белой бумаги).

Занимайте места, одевайте фартуки. Работа в нашей мастерской будет необычная. Вы должны будете выложить и наклеить узор на посуде из заготовленных вами цветных салфеточных шариков.

Помните: у хорошего мастера на рабочем месте всегда должна быть чистота и порядок.

Скажите мне, какой самый главный инструмент мастера? (ответы детей)

Это наши руки.

Пальчиковая гимнастика.

Вот все пальчики мои,

Их как хочешь –поверни.

И вот эдак, и вот так,

Не обидятся никак.

1,2,3,4,5,

Не сидеться им опять.

Постучали, повертели и работать захотели.

(под тихую русскую народную музыку дети приступают к работе, педагог следит за работой, советует, оказывает индивидуальную помощь)

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Посмотрите какая красивая посуда у вас получилась, как будто у настоящих гжельских мастеров, настоящее нежно- голубое чудо! У каждого получился свой неповторимый узор!

Чему мы должны были научиться? Удалось ли нам добиться цели?

Что мы для этого сделали?

Что нам помогло?

Что вам понравилось сегодня на занятии?

А сейчас ребята давайте посмотрим, как у вас получилось.

Все работы выставляются на доску.

Молодцы мастера! Все ваши работы получились яркие, красивые и сказочные.

Посмотрите на свои работы и скажите все работы одинаковые или нет?

Правильно все разные, потому что каждый мастер оставил частичку своего тепла в своей работе.

Рефлексия «Солнышко и тучка»

Ребята у меня для вас есть вот такие солнышки и тучки, каждый возьмёт себе одно солнышко и одну тучку. если вам понравилось, то поднимите солнышко, если нет, то тучки. (если ребенок поднял тучку, спросить, что не понравилось, что-то было для него трудным, что бы он хотел изменить или добавить)

IV.

Дальнейшая разработка темы

4.1

Указывается мероприятие (экскурсия, выставка и т.д.), вид деятельности (чтение, художественно-творческая и т.п.)

Создание стенда в группе «Сказочная гжель» (из детских рисунков) - работа с родителями.

 

В группе.

4.2

4.3

4.4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность "Сказочная Гжель"

Конспект интегрированного занятия в старшей группе художественно-эстетической направленности, включающий музыкально-ритмические движения...

гжель.сказочная гжель.

презентация занятия на 1 категорию.прошло отлично....

Презентация "Сказочная Гжель"

Презентация для знакомства дошкольников с Гжельской росписью....

Сказочная Гжель

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе детского сада на тему "Сказочная Гжель.Роспись посуды"...

Конспект занятия в старшей группе «Сказочная Гжель»

  Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу – гжельский сервиз.·  Продолжать знакомить дете...

сказочная гжель презентация для занятия

Сказочная гжель поможет воспитателям на занятиях....

сказочная гжель 2ч

в помощь воспитателям...