"Особенности речевого развития детей дошкольного возраста"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Олейникова Татьяна Анатольевна

В данной статье речь идет о особенностях речевого развития детей дошкольного возраста. Охватывается и грамматический строй речи и ее лексическая сторона, а также связная речь. Подробно описано в каком возрасте и  какими  речевыми знаниями умениями и навыками обладают дети. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                  Представлена

 на педагогический совет №4

                                                                     29 марта 2018 г.

Информация на тему:

«Особенности речевого развития детей дошкольного возраста»

        

                                                                                                       Составил: воспитатель высшей

                                                                                                          квалифицированной категории

Олейникова Татьяна Анатольевна

Особенности речевого развития детей.

Без речевого развития невозможно говорить о полноценном развитии ребёнка вообще. Речь  включает в себя несколько составляющих:

  1. Фонетико-фонематическая (звуковая культура речи);
  2. Лексическая (словарь);
  3. Грамматический строй речи;
  4. На протяжении всего дошкольного возраста связная речь развивается в направлении от диалогической к монологической речи.

Проследим особенности и усложнения по звуковой культуре от 2 младшей  до старшей группы.

2 младшая группа.  Речь характеризуется своим несовершенством, нечетка, характеризуется общей смягченностью,  многие звуки не произносятся, но это не значит, что с детьми не стоит заниматься.

  1.  Лучшим приемом является  образец  речи воспитателя, а не замечания.
  2. Произношением большинства согласных звуков дети овладевают, повторяя различные звукоподражания: «му», « ква», «пи-пи-пи», «квох-квох»  и др. При произнесении таких подражательных упражнений можно решать задачи  формирования силы голоса, темпа речи, интонационной выразительности.
  3. Для закрепления звука в словах и фразовой речи используются специальные приёмы: показ инсценировок, проговаривание детьми в игровой ситуации отрывков из программных стихотворений, повторение чистоговорок, шуток, песенок.
  4. Часто дети не произносят или неправильно произносят шипящие (ш, ч, щ, х), свистящие (с, з, ц), сонорные (р, л). это вполне допустимо. Но упражнения очень нужны: ветер ш-ш-ш, мотор р-р-р, часы тик-так, насос- с-с-с.

Средняя группа. Основной задачей  является развитие правильного звукопроизношения и хорошей дикции, фонематического слуха, речевого дыхания, темпа речи.

Дети произносят в основном все звуки. Если ребёнок нечетко  произносит шипящие, свистящие и сонорные - нужно уделить этому внимание.

  1. Для этого подобрать чистоговорки, стихи, считалки.
  2. Эффективно упражнение в форме игры «Мамина сумка» (выбрать продукты, в которых есть звуки «к» и «кь», выбрать игрушки, в названиях которых есть звуки «с» и «сь»).
  3. Если ребенок с трудом слышит звук, то даётся  такое упражнение: в каком слове слышится звук  «р» в слове мак или рак.
  4. Ребенок  4 лет очень восприимчив к ритмико-слоговой структуре слов, что может подобрать «слова-друзья»: свечка-печка,   галка-палка, норка-корка.
  5. Развитое речевое дыхание позволяет катать карандаш, выдувать мыльные пузыри, вертушку в движение приводить.
  6. Звукоподражают жуку, комару, мотору, водичке и др.
  7.  Хорошо развит слуховой аппарат, поэтому они произносят слова громко-тихо, медленно-быстро, протяжно.
  8. И, наконец, дети используют интонационную выразительность, читают по ролям.
  9. Они различают слово и звук. Готовя наглядный материал, педагогу следует подбирать игрушки и предметы, в названиях которых отрабатываемый звук находится в начале (в середине, в конце) слова: сова – оса – ус; произносится твёрдо и мягко: угол – уголь, зонт – зебра. Эффективны игровые упражнения,   сходные по звучанию слова,  проговорить недостающий звук    …омашка,  …осмонав… и др.).

Старшая группа.   Дети этого возраста способны произносить четко трудные звуки, шипящие, свистящие, сонорные. Если недостатки устойчивые,-  включается в работу логопед.

  1. У детей совершенствуется слуховое восприятие и развивается фонематический слух. Дети различают определенные группы звуков.
  2. Свободно выбирают средства интонационной выразительности: грустно, весело, торжественно могут читать стихи.
  3. Дети понимают и могут регулировать громкость голоса, громко отвечать на занятиях, говорить тихо в помещении.
  4. Хорошо развито речевое дыхание, протяжно произносят гласные и согласные звуки.
  5. Кроме того, дети владеют повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией. Если нет, то брать чтение по ролям.
  6. Если ребенок не видит своих недостатков, то используют упражнения, которые способствуют устранению дефектов речи.

Грамматический строй речи.

2 младшая группа.  Ребёнок 4 лет активно осваивает грамматические формы речи. Если ребёнок ошибается, то это скорее свидетельствует о его самостоятельности в построении слов, что нормально.  Это относится:

  1. К употреблению единственного и множественного  числа (посуда, одежда, игрушки).
  2. Использованию в речи существительных, обозначающих детёнышей животных (это даётся не сразу): лев-львёнок, заяц-зайчонок, корова-коровёнок, собака-собачонок. Как правило, малыш действует по аналогии с предыдущим образцом, поэтому необходима системность в проведении упражнений, которые помогут ребёнку запомнить  правильное словоупотребление.
  3. Допускают ошибки в согласовании прилагательного и существительного. Этому помогают вопросы  «какая?», «какой?» корова, ветер, окно, яблоко. Что бывает таким? Зеленым, красным, круглым и т.д. Если ребёнок не отвечает, то причиной может быть незнание самого слова, ведь словарь ребёнка ограничен.
  4. Согласование глагола  и существительного в роде (Кто пришел в теремок?» - мышка пришла, лягушка пришла, медведь пришёл и т.д.).
  5. Употребление предлогов  с  помощью  игрушек и действий с ними. Куда прыгнул зайчик? На стул.
  6. В употреблении существительных мн. числа в род. и вин. падежах: матрешек, ленточек, одеял, полотенец и т.д.

Средняя группа.  Дети средней группы также ошибаются, но уже начинают использовать грамматические правила

  1. Начинают использовать грамматические правила на интуитивном уровне (сахарница, конфетница, но солонка, масленка и т.д.)
  2. Дети часто употребляют в речи неологизмы - детские слова:  откнопил, оконистый, желтик, пиписон, шпагатист и т.д. На первый взгляд кажется, что дети безграмотны. На самом деле это пример словотворчества,  это нормально, освоение родного языка.
  3. Дети могут уже усвоить согласование слов в предложении: веселый, пушистый, ласковый, мяукает – это котёнок. Но красивая, нарядная, любимая - кукла.  Многие ошибаются, так как не ориентируются  на согласование.
  4. Для активизации словаря эффективно использовать следующие методические приёмы:

- вопросы к детям, требующие ответа – констатации (что? где? почему? зачем?);

- косвенный подсказ известного ребёнку слова («Красная Шапочка верила волку. Она была ...» - «Доверчивая»).

Дидактические упражнения:

- «Добавим слово» (гриб – грибочек, сын – сыночек, цветок – цветочек и т.п.);

- «Как назвать вторым словом?» (морковь – овощ, чашка – посуда, шуба – одежда);

- «Что это может быть?» (сделана из дерева – ложка, матрёшка, пирамидка; можно пришить – пуговицу, кнопку; можно есть – хлеб, огурец, яблоко).

Старшая группа:

  1. Дети активно занимаются словотворчеством, создавая множество неалогизмов. Плохо, если этими детьми не занимаются;
  2. Дети овладевают синтаксической стороной речи, учатся анализировать, устанавливают причинно-следственные связи, обобщать. Этому способствуют вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Для  чего?»;
  3. Учатся образовывать слова с помощью суффиксов: хоккеист, футболист, машинист, мотоциклист и т.д.
  4. Учить детей заканчивать фразы   «я полагаю, что сейчас осень, так как….. потому что…»
  5. Пользуются прямой и косвенной речью;
  6. Согласовывают прилагательные с существительным   в роде, числе, падеже;   правильно употребляют существительные единственного и множественного числа  в родительном падеже. Часто встречаются ошибки:  чулков, ботинков, тапочков и т.д.

Лексическая сторона речи.

2 младшая группа. Развитие речи  немыслимо без расширения словаря. Дети этого возраста непочемучки. И вас  не должно беспокоить отсутствие вопросов. Чтобы познать окружающий мир, мы задаем вопросы, создавая ситуации. Задаем конкретный вопрос:   мяч большой или маленький? Есть вопросы, побуждающие, чтобы получить  правильный ответ и пополнить словарь (когда знаешь  заранее,  что у детей в активном словаре слова нет). Например, бумагу режут ножницами? Кашу едят ложкой? А затем уже вопрос чем режут, едят? Обогащаем словарь детей, связывая с расширением личного опыта, познанием окружающего мира, используем повседневную жизнь. Чтобы новое слово запомнилось ребёнку, стало достоянием его активного словаря, необходимо создать условие для многократного повторения: вслед за воспитателем, в ответ на его вопрос, при заучивании стихотворения и т.п.

Средняя группа:

  1. Развитие  словаря в средней группе связано с вычленением в предметах свойств, качеств, деталей, частей, при этом ребёнок опирается на наглядность.
  2. Подбирают действия к предмету. Собака- лает,  кусает,  бегает.
  3. Трудно детям подбирать и запоминать антонимы, но вопрос поможет детям дать ответ слон-сильный, а мышонок- слабый.
  4. Дети  способны обобщать: посуда, мебель, одежда, но затрудняются классифицировать животных на диких и домашних; посуду на столовую и чайную. Только  тогда, когда дети смысл поймут, тогда переходить к обобщению. Слова хорошо накапливаются, когда понятен их смысл.
  5. Дети могут сравнивать сходство и различия.

Старшая группа:

  1. Углубляются и уточняются познания об одном и том же предмете  (предмет может быть сделан из стекла, дерева, металла), знакомятся с его частями, деталями (дом и его части).
  2. Свободно пользуются обобщающими понятиями, группируют предметы в категории по родовому признаку. Ребенок легко справляется с заданием: роза, гвоздика, ландыш – это цветы.
  3. Исключают четвертый лишний, обобщают через противопостановление: платье-одежда, а босоножки?
  4. Подбирают синонимы, антонимы, более точные выражения.
  5. Упражняются в употреблении слов многозначных: бежит человек, бежит время, свежий хлеб - свежая газета.

Связная речь.

2 младшая группа:

  1. Ребенку свойственна диалогическая речь. Речь их носит характер диалога с воспитателем. Обычно ребёнок начинает сказку, а закончить не в состоянии- помочь ему вопросами.
  2. Чтобы ребёнок мог выразить свою мысль в связной форме в виде предложения, короткого рассказа, его надо учить наблюдать, выделять главное и существенное в предметах и явлениях, устанавливать между ними временные и причинно-следственные отношения. Вопросы зачем? почему? когда? как?, которые задаёт воспитатель, требуют от ребёнка развернутого высказывания.
  3. Речь воспитателя – это образец. Ребенок копирует дословно. Постепенно уводить ребенка от копии, побуждая к самостоятельному рассказыванию.
  4. Дети с удовольствием рассказывают персонажу. Концовка рассказа должна предусматривать эмоциональное общение ребёнка с игрушкой (подвигать утёнка, дать зайцу морковку и т.п.). Это вызывает у ребёнка желание рассказывать и воспитывает нравственные качества.
  5. Если ребенок не может выполнить ваше поручение: пойди, принеси, позвать, пояснить, не понимает смысл сказанного, значит - это сигнал неблагополучия. Показателем полноценного речевого развития и общения является инициативная речь ребенка.

Средняя группа. 

  1. Со средней группы начинается целенаправленная работа по обучению монологической речи. У детей воспитывают умение составлять описания игрушек и предметов, сюжетных картин, пересказывать художественные тексты.
  2. Первые самостоятельные рассказы детей, как правило, содержат 2-3 предложения. К концу годы их объём увеличивается до 5-8 предложений и отличается последовательностью изложения.
  3. Ввиду того, что на пятом году жизни ребёнок ещё не может надолго удерживать в памяти мотив действий, их последовательность, педагог должен использовать различные формы подсказов и напоминаний («Дополни рассказ товарища...», «Хочешь, мы тебе поможем?»). Очень важно чтобы после дополнений ребёнок повторил свой рассказ ещё раз. В большинство случаев повторный рассказ оказывается содержательнее первого, паузы между фразами становятся менее длительными.

Старшая группа. 

  1. В рассказе дети способны использовать синонимы, антонимы, утверждения.
  2. Могут применять образец рассказа воспитателя, не целиком, а для подражения.
  3. Полно, выразительно передавать содержание картины.
  4. По серии картинок, изложив завязку, кульминацию и развязку, а также выйти за пределы, выразить свое отношение  к содержанию.
  5. К одной и той же картинке с разными задачами можно обращаться несколько раз.
  6. Дети могут заметить  наряду с главными, несуществующие детали.
  7. Если ребенок может понятно, связно, интересно рассказать- это высокий уровень, но чтобы этого уровня достичь, нужны впечатления, обогащение словаря, запоминание.

В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю – в детском саду, родителям и близким – в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.

Речь воспитателя должна соответствовать нормам литературного языка, литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (произнесение звуков и слов, дикция, темп и т.д.), и в отношении богатства словаря, точности словоупотребления, грамматической правильности, связности. Специальное внимание должно быть обращено на звуковую сторону речи, так как её недостатки преодолеваются самим говорящим хуже, чем, например, недочёты словоупотребления.

Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми, т. е. старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения.

Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности познания окружающего мира, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но речь ребенка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребенка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Большую роль в структуре дефекта детей с ЗПР играют речевые нарушения, которые характеризуются определенными чертами. Эти особенности раскрыты в данной статье....

Стёртая форма дизартрии. Причины возникновения и особенности речевого развития детей дошкольного возраста.

Дизартрия – это неврологический термин, образован (от греч. dys – частица, означающая расстройство, arthroo – членораздельно произношу) — нарушение произношения, обусловленное ...

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста

Информация полезна логопедам, воспитателям, родителям дошкольников....

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Большую роль в структуре дефекта детей с ЗПР играют речевые нарушения :артикуляционный аппарат, фонематическое восприятие,звкопроизношение,лексика, звуковой анализ, грамматический строй речи....

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Организация логопедической работы с детьми с диагнозом ЗПР.

Преодоление ЗПР является одной из актуальных проблем современной коррекционной педагогики. Характерными признаками нарушений речи у большинства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, наличи...

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

В данной статье речь идет об особенности речевого развития детей с ЗПР и пути коррекции всех компонентов речи....