Опыт работы
проект по рисованию (старшая группа) на тему

Ирина Егоровна Федькина

Нетрадиционные формы рисования в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx37.61 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы

на тему:

«Нетрадиционные методы рисования»

Воспитатель МБДОУ д/с «Сказка»

Федькина Ирина Егоровна

п.г.т. Клетня

Введение.

«Все радости жизни в творчестве».

В условиях постоянно ускоряющейся динамики процессов развития в культуре, экономике, образовании, одним из важных факторов успешности человека является творчество.

Особым потенциалом развития творческих способностей обладает изобразительная деятельность.

Рисование, как часть изобразительной деятельности является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, т.к. оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью дошкольника.

Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специальными видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием.

Эта проблема актуальна,  она подтверждается тем, что работа по рисованию в современных условиях педагогического процесса, в основном, вынесена за рамки занятий и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что способствует формированию и развитию у детей основных знаний, умений и навыков по рисованию.

Главная задача, которая стоит перед педагогами по изобразительной деятельности, осуществление личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку. Использование нетрадиционных техник по изобразительной деятельности способствует решению этой задачи.

Работа с необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности ребенка, его креативность, что способствует общему психическому и личностному развитию детей.

Нетрадиционное рисование имеет ряд преимуществ:

Многообразие  способов рисования; многообразие средств рисования; проявляет характер ребенка, его индивидуальность; вызывает целый комплекс эмоций; развивает мелкую моторику руки, прививает любовь к изобразительному искусству; непринужденно развивает творческие способности.

Возникает проблема:

с помощью, какой деятельности должен осуществляться процесс детского творчества, и какими эффективными средствами он будет достигнут.

Меня с самого начала работы в детском саду интересовало художественное направление. Волновал вопрос, почему некоторые дети неохотно берутся за краски, демонстрируют одинаковые, словно отксерокопированные работы мне, как человеку творческому не нравилось. Я задумалась, почему дети не могут себя раскрыть, технически рисунок выполняют правильно, а творчества «восторга души» в работах не видно.

          Все это свидетельствовало об отсутствии творчества, фантазии, воображения в работах детей. По методике типовой программы, постоянная демонстрация образов и приемов работы не удовлетворяла тем, что большинство детей не могло самостоятельно приступить к работе, боясь, что нарисуют «не так, не правильно», ждали указаний от воспитателя. «Прохождение» учебного материала в строго обозначенное время оставляло много незаконченных работ, сделанных  для взрослого, но реально не отражающих того, что было значимо для рисующего ребенка.

 В течении довольно долгого времени мне не удавалось добиться от детей того, что я считала главным, - искренности в своих рисунках.

          Я поняла, необходимы какие-то другие способы  изобразительной деятельности, чтобы в каракулях и цветных пятнах можно было увидеть момент рождения таланта ребенка. Поэтому, я выбрала эту тему, которая помогает развивать у ребенка творческие способности.

 Начало моей работы было основано на базисных программах: М.А. Васильевой, Т.С.  Комаровой, Р.Г.Казаковой , Т.Н. Дороновой.

           Отработав 2 года по этим программам, я поняла, эти программы для меня стали не интересны и не актуальны. Дети стали более современнее,  раскрепощеннее, и «махать» кисточкой им стало не интересно.

         «Когда ребенок обращается к искусству, ему дают обычно только карандаш, краски и бумагу. Это, несомненно, ошибка. Необходимо дать ребенку всевозможные материалы. Пускай он рисует и на бумаге, и на стене, делает рисунок к занавескам в своей комнате, рисунок для своего платья … лепит …пусть рядится, делает для себя костюмы из газеты».        

Решение этой проблемы составило

Цель исследования:

изучить педагогические условия формирования изобразительного  творчества у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник.

Объект исследования: 

изобразительное творчество дошкольников старшей группы.

Предмет исследования:

 процесс формирования изобразительного творчества у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник.

Гипотеза исследования:

 применение нетрадиционных техник в процессе обучения рисованию способствует усвоение детьми не только знаний и умений, но и воспитывает у них способности эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках.

Исходя из цели, сформулированы следующие

Задачи исследования:

1. Раскрыть понятие о творчестве;

2.Рассмотреть особенности формирования изобразительного творчества у детей старшей группы;

3. Охарактеризовать средства формирования изобразительного творчества у детей;

4. Провести опытно- практическую работу по исследованию педагогических условий формирования изобразительного творчества у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник.

Методы исследования: 

изучение работ отечественных педагогов и психологов по проблеме развития художественных способностей в процессе изобразительного творчества детей; анализ, сравнение, синтез; обобщение как общетеоретический метод исследования; изучение продуктов деятельности.

          Литература, поэзия, живопись, музыка – источники прекрасных образов, чувств, мыслей, которыми мы вместе с детьми можем, восхищаться и которые дают много импульсов для жизни и творчества. Среди всего этого мы честно должны выбирать то, что нас самих не оставляет безразличными, тогда и дети скорее что-то увидят и почувствуют.

           Известно, что увлечение детей самоделками развивает фантазию, вкус, чувство гармонии и, как пишет известный художник Н.Н. Жуков, «вселяет веру в силу собственной мысли и, что очень ценно, приучает человека с ранних лет из пустяков делать вещи, милые глазу и сознанию, - вещи, одухотворенные веселым и жизнерадостным ощущение мира».

В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности.

Одним из важных факторов успешности человека является творчество.

Творчество- это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.

Так Выготский Л.С., обращаясь к творчеству, указывает на «необходимость использования нетрадиционных методов рисования и развития способности нового, все равно будет ли это созданное какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства».

Особым потенциалом развития творческих способностей обладает изобразительная деятельность.

Рисование, как ее часть является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, т.к. оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью дошкольника.

В поисках новых методов я обращалась к разным авторам: Н.А.Ветлугиной, И.А.Лыковой, Г.Н.Давыдовой, А.В.Никитиной, и разработала новую систему в работе с детьми по нетрадиционным методам и способам рисования, опираясь на психолого – педагогические принципы, возрастные особенности.

Первое  условие развития творческих способностей, создание эстетической среды.

Второе - отношение детей к продуктам  своего творчества.

Третье  -  подготовка руки к письму, и развитие речи.

Четвертое - дальнейшая успешная  адаптация к школе, становление личности ребенка.

          Нетрадиционное рисование доставляет ребенку удовольствие, но, прежде всего, обогащает его представление о мире. Выбор этот не случаен. Название говорит само за себя: здесь присутствует элемент необычности, что позволяет в работе отойти от условленных рамок, ограничений и тем самым вызвать интерес у детей.

           «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества», говорил  В.А.Сухомлинский.                                                                                                      

Учитывая, что каждый ребенок обладает определенным потенциалом художественного развития, поставила перед собой

цель:

Формировать интерес к рисованию различными нетрадиционными способами,  раскрывая талант и творчество ребенка.

Исходя из цели, сформулировала следующие

задачи:

  • Совершенствование умений и навыков у ребенка в работе с разными изобразительными материалами в нетрадиционных способах.
  • Развитие детского изобразительного творчества, используя нетрадиционные художественные технологии влияющие на развитие детской художественной одаренности и личностному интеллектуальному развитию детей.
  • Развитие мелкой моторики, подготовка  руки  к письму.

Нетрадиционное рисование имеет ряд преимуществ:

многообразие  способов рисования; многообразие средств рисования; проявляет характер ребенка, его индивидуальность; вызывает целый комплекс эмоций; развивает мелкую моторику руки, готовность руки к письму, прививает любовь к изобразительному искусству; непринужденно развивает творческие способности, речь ребенка.

Для выявления уровня интереса мною был разработан и апробирован тест для  разных возрастов «Проявление интереса детей к занятиям по рисованию»

Тест «Проявление интереса детей к занятиям по рисованию.

Средняя - старшая группы   «Чем ты хочешь рисовать ?»

    Выбор интереса.

1. Кисточка

2. Тряпочка

3. Свеча или восковой мелок

4.  «Тампоны»

5. Ниточки

6. Бумага

7. Тряпочка

8. Трубочка из-под коктейля

9. шампунь

10 Гуашь

11 Соль

12 Расческа

13 Зубная щетка

14. Печатка

     Результаты теста

         Средняя группа- 17

Старшая группа- 20

Из результатов теста видно, что интерес у детей по рисованию в начале года был невысокий, а концу года он повысился почти в 2 раза.

Развитие личности, как пишет психолог, Л.С. Выготский – «Специфический механизм, где взрослый играет уникальную роль: он, как садовник, подготавливает почву, создает условия для этого»

Важным условием детского художественного творчества служит эстетическая среда в детском саду, я в своей группе ее изменила, создала  условия для самостоятельной изобразительной деятельности детей, предоставив им как можно больше самого разнообразного материала.

          Когда ребенок рисует, он изливает на бумагу свои эмоции, переживания, проблемы, которые не умеет еще решить самостоятельно, он просто подражает взрослому или другому ребенку. Я даю детям возможность наблюдать за процессом создания художественного образа, на формирование которого влияет художественное слово, музыка, живопись.

Обращала внимание на то, что искусство смешивания красок позволяет художнику получить разнообразный спектр оттенков, воспитывала культуру цвета.

Следующим из  условий развития творческой деятельности ребенка является отношение окружающих к продуктам детского художественного творчества. Как правило, дети не равнодушны к своим работам, они берегут их. Особое значение для ребенка имеет, если его работа вывешивается в группе, выбирается в подарок малышам, для выставки в зале. Выбор детской работы укрепляет веру ребенка в свои силы, повышает желание рисовать.

Ребенку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать с разными материалами для рисования, свободно координируя движения руки. При этом решается еще одна задача – подготовка руки к письму. Проводя диагностику подготовки руки к письму  по тесту Керна - Ирасека я увидела, что повысился уровень в сравнении с прошлым выпуском  с 48%, до 68%.

         Я добиваюсь того, чтоб дети рисовали  как можно больше разными способами, чтобы у них был выбор, развивалась фантазия, воображение, мышление, творчество; чтобы после выполнения своих работ, их счастливые глаза сияли, сверкали, раскрылась их душа, чтоб они нарисовались вдоволь и с удовольствием. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получается красиво. Приобретая знания, ребенок будет не только развиваться, но и адаптироваться к жизни, к школе.

Е.П.Торренс связывает понятие креативности с понятием творчества,  по разработанной нами методике проведен мониторинг «Креативность дошкольников» на основе его технологии.

Сочетание изобразительной деятельности с деятельностью других видах творчества повысилась креативность дошкольников. За 3 года повысился высокий уровень от 28% до 75%,  низкий уменьшился с 32% до 8%. Развивая творчество повышается креативность. Во всех группах наблюдается рост креативности у детей.

Критерии развития креативности.

1. Оригинальность: не такай как у других, новизна.

2. Быстрота: быстрое усвоение новых нетрадиционных способов рисования

3. Гибкость: использование новых способов для известного объекта.

4. Вариативность: ребенок использует разные нетрадиционные методы и способы в изобразительной деятельности.

3 уровня развития креативности дошкольников:

Низкий уровень: ребенок не может предложить новый замысел, хочет рисовать по известному методу. Затруднения при принятии нового метода (трудность при адаптации к новому методу). Использует известный вариант рисования.

Средний уровень: ребенок предлагает старый метод, не всегда готов принять новый, изменить его, строго действует в соответствии со старым методом. Затрудняется в предложении нового использования методов рисования. ( использует 1 из знакомых методов).

Высокий уровень: ребенок может предложить различные новые методы и способы рисования, может быстро адаптироваться к ним. Может предложить не один метод рисования, способен предложить новое использование различных методов для известных предметов и объектов.

Низкий уровень = 1 баллу = 4-6 баллам

Средний уровень = 2 баллам = 7-9 баллам

Высокий уровень = 3 баллам = 10-12 баллам

   

                     

В своей работе я использовала многие способы нетрадиционной техники рисования, и все они пришлись по душе мне и детям. Опыт по своей  системе разработан  на 5 лет, как видно из диаграммы использование нетрадиционных технологий занимают больше половины.

Использование различных методов и способов рисования при работе с детьми дошкольного возраста

Использование методов и способов рисования.


п/п

Название методов

Что нужно для рисования

1.

Рисование солью

Вода, кисть, соль, сделать набросок

2.

Способ выдувания

Трубочка, краска, лист бумаги, картинки с животными и предметами

3.

Монотипия

Гуашь, согнутый лист бумаги.

4.

Рисование свечой

Свеча, кисть, краски.

5.

Рисование по мятой бумаге

Лист бумаги, краски.

6.

Рисование мыльными пузырями

Шампунь, гуашь, вода, лист бумаги, трубочка для коктейля

7.

Набрызг

Расческа, зубная щетка, краска, трафарет

8.

Цветные ниточки

Нитки длинной 25-30см., краска, лист сложенный пополам

9.

Печать от руки

Краска или гуашь, вода, кисточка

10.

Тампонирование

Сделать тампон из марли или кусочек поролона, краска

11.

Рисование по сырой бумаге

Лист бумаги, салфетка, вода, акварельный мелок

12.

Граттаж

Гуашь, шампунь, парафин, заостренная палочка

13.

Рисование тычкам

Жесткая кисть, обязательно сухая, краска или гуашь

14.

Рисование тряпочкой

Тряпочка, скрученная в рулончик, краска

15.

Печатка

Ластик или пол. картошки, краска

16.

Кляксография

Краска, трубочка для коктейля, вода

17.

Пальчики - палитра

Гуашь, вода

         На основании психологических особенностей и учитывая возрастные возможности, я распределила технологии по возрастным группам.

Для самых маленьких:

- «рисование пальчиком», «печать от руки», «тампонирование», «рисование тычком».

С помощью этих технологий развивается не боязнь белого листа, появляется желание,  удовольствие рисовать, развивается мелкая моторика, речь.

Дети 4-5 лет:

- «рисование по сырой бумаге», «монотипия», «рисование мыльными пузырями», «рисование свечой»,  «печатка», «рисование тряпочкой».

С помощью этих технологий развивается уверенность в рисовании, появляется самостоятельность, и получают удовлетворение от выполненной работы, подготовка руки к письму.

Для старших дошкольников:

- «рисование солью», «граттаж», «набрызг», «кляксография»,  «цветные ниточки», «рисование по мятой бумаге».

К уже знакомым способам добавляются новые технологии, появляется умение  у детей самостоятельно находить свои оригинальные способы изображения, идет подготовка руки к письму, о чем свидетельствуют детские работы, которые отличаются индивидуальностью, неповторимостью образов. Методики я распределила от простого к сложному.

Данные технологии развивают свободу,  и спонтанность взаимодействия с художественным материалом. Использование в рисовании больших по формату размеров бумаги, особенно хорошо для робких и застенчивых детей, а крупное рисование способствует укреплению внутреннего «Я» ребенка. Нетрадиционные технологии позволяют детям экспериментировать, дают возможность самовыражения, реализовывать свой  творческий потенциал. С помощью нетрадиционных методик мне удается не подавлять детское доверие к своим чувствам, своей руке, своим возможностям, а опираться на него.

          Сколько для ребенка доставляет радости мыльные пузыри, вы все знаете. Вот, как я их использую.

          Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля. В баночки с разной гуашью вливаем шампунь, добавляем немного воды, все хорошо размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Осталось к пене приложить лист бумаги, дорисовать детали и рисунок готов. Вот здесь и развивается детская фантазия, творчество. Способ помогает развитию речевого дыхания, укрепляются мышцы речевого аппарата, что способствует укреплению здоровья ребенка, и начинается воспитание культуры цвета.

Я придумала новые способы рисования. Один из них «Печатанье пленкой», можно на ватмане, на стене, на обоях и т.д. Пленку смять, обмакнуть в краску и штамповать, можно обмакнуть в другую краску (не смывая старой) и продолжать делать печати. Получается очень красиво. Этот способ прост,  удобен в обращении. Развивает мелкую моторику, координацию движений, укрепляет мышцы рук. Развивает фантазию, творчество, мышление, воображение. Таким способом можно рисовать кусты, деревья, траву, облака и мн.др.

           Коллективная работа детей «Лебеди в пруду», где используются в комплексе  различные нетрадиционные способы.  

В этой работе, видно, как можно, используя несколько техник, развивать творческие способности детей, как с помощью выразительных средств можно передать форму, линию, цвет, оригинальность выполнения.

Хочется отметить творческий подход каждого ребенка, умение, фантазию и можно с уверенностью сказать, что дети очень любят рисовать, творить, экспериментировать красками.

В литературе я нашла много различных технологий, добавила свои и составила картотеку по нетрадиционным способам рисования. Этой картотекой, пользуются воспитатели нашего детского сада, воспитатели других детских садов, я делилась опытом работы с воспитателем д/с №2. Проводила консультации, мастер -  класс для педагогов и родителей.

Провела собрания для родителей, семинар – практикум, сделала альбом по нетрадиционным способам рисования. Поняв, что при этом у ребенка  развивается кисть руки для подготовки письма, творчество, фантазия, воображение, семья способна развивать творческий потенциал ребенка в дошкольном возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...