Конспект НОД «Украшение поделок мордовским узором»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Аширова Надия Харрясовна

Соприкосновение с декоративно - прикладным искусством обогащает ребят, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.     Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства радости, восхищения, восторга, образуются образные представления, развивается  мышление и воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ukrashenie_podelok.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  «Украшение поделок мордовским узором»

                                                                        Подготовила и провела:

                                                                                                воспитатель

МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3

                                                                           комбинированного вида»

                                                                                Аширова  Надия Харрясовна

Цели  занятия:

  • Расширить и углубить знания детей о Республике Мордовия.
  • Продолжить знакомство с народным творчеством русского, мордовского  и татарского народов.
  • Воспитывать у детей уважение к  культуре мордовского народа, познавательный интерес к родному краю.
  • Учить украшать изделия мордовским орнаментом.
  • Развивать творческие способности у детей.

 

Материал к занятию: куклы в национальных костюмах (русских, мордвы, татар); кукла Куйгорош (мальчик - змей); изделия народных мастеров; д/игра «Найди элемент узора»; поделки из глины для украшения; оборудование для рисования. Мультимедийный проектор, экран,  презентация о Мордовии.

Предварительная работа: чтение легенд и  сказок мордовских народов, рассматривание предметов, украшенных  мордовским, русским и татарским узором.

Воспитатель.  Ребята, совсем недавно в нашей стране прошли торжества в честь тысячелетия единения мордовского народа с Россией. Как вам известно, на торжествах всегда проводятся ярмарки, продают сувениры. Каждый гость хочет увести ценный подарок.

Показ слайда «Фестиваль «Шумбрат, финно-угрия!»

      Сегодня я приглашаю вас в творческую мастерскую, чтобы изготовить красивые поделки своими руками. Я думаю, вы постараетесь, чтобы вашу работу тоже кто–нибудь приобретёт.

 (Дети с воспитателем заходят в «творческую мастерскую», кругом беспорядок, разбросаны вещи).

 Воспитатель.  Ребята, что это такое?       Когда я уходила из «мастерской», здесь был идеальный порядок.

       Кто же здесь озоровал?

(Раздается смех. За ширмой сидит Куйгорож – мальчик - «змей»).

        Воспитатель.  Кто это? (появляется Куйгорож ).

        Я догадалась ребята, посмотрите, ведь это Куйгорож – мальчик - «змей» - сказочный образ мордовского народа.

Куйгорож- Да, я – Куйгорож.

        Я веселый, озорной, но я не могу жить без работы. У меня в доме всегда порядок. Потому что я могу выполнять любую работу, но когда нечего делать, я начинаю озорничать.

        Воспитатель. Да, да, мы слышали о тебе. Не зря тебе даже на ночь давали работу (пересчитать зерна в амбаре или перелить воду целого озера с одного места на другое).

   К.      Я долго ждал вас. И мне стало скучно.

       А вы кто такие?

Дети - Мы дети из детского садика.

        Куйгорож - А в каком селе вы живете?

     Дети -  В селе Лямбирь.

(Показ слайда «Карта Мордовии»

Куйгорож- Как называется республика, в которой вы живете?

      Дети.  Республика Мордовия.

Куйгорож- А вы что, знаете и столицу Мордовии?

Дети-   Да, столица РМ – город Саранск.

Показ слайда «Виды г. Саранска»

Куйгорож- И село знаете, и республику….

А как называется страна, в которой вы живете?    

Дети- Россия.     

Куйгорож-  А какой город является главным в России?           

  Дети- Город Москва – столица России.

Показ слайда «Красная площадь»

Куйгорож- Ребята, а люди каких национальностей проживают в РМ?

Дети. Русские, мордва, татары и др.

(Показ слайда - Дети детского сада в татарском, русском и мордовском национальных костюмах.

        Куйгорож- А сейчас я вас проверю. Знаете ли вы орнаменты этих народов?

        На выставке, пока мне было скучно, я поменял кукол в национальных костюмах. Если вы их правильно переставите, я вам поверю.

      -   Интересно сумеете ли вы правильно переставить.  

Воспитатель. Ребята, давайте посмотрим, каким орнаментом украшены поделки на этой выставке.

- Какие элементы вы видите?

1. Татарские (тюльпаны, колокольчики).

2. Русские (гжель, хохлома, городецкие, дымковские).

3. Мордовские (крест, галочка, елочка, треугольник, квадрат с с вытянутыми сторонами, ромб).

- Кто найдет куклу в татарском костюме? (Аналогично другие).

Воспитатель. Здесь есть игрушки, которые не украшены. Поэтому, наверно, и кукла Мордовочка такая не веселая.

Я предлагаю расписать их мордовской росписью.

Куйгорож- Размечтались….(смеется).

        Я все краски спрятал.

Воспитатель. Куйгорож, отдай уж, пожалуйста нам краски. Ребята хотят внести свой вклад в подготовке к торжествам.

- Хотите, ребята?

Дети- Да, хотим.

Куйгорож- Так и быть, отдам. Но для этого вам придется раскодировать замок сундука, куда я спрятал краски.

Дети-   «Найди правильно».

(Куйгораж перепутал элементы разных видов росписи, дети должны подобрать элементы только мордовского узора, это и будет являтся кодом замка. Каждый правильный ответ сопровождается соответствующей мелодией. Когда код найден звучит окончательная мелодия).

Куйгорож-  Молодцы справились!

Воспитатель. Открывает сундук, там лежат краски               Воспитатель. Теперь мы превратимся в мастеров – художников.     1-2-3- превращения начни!

(с закрытыми глазами дети поворачиваются вокруг себя).

 (Затем дети садятся за столы).

 Воспитатель:Вот вы и стали народными мастерами

Воспитатель. Ребята, теперь у вас есть краски и кисти?

- Нет кисточек? Это не беда, Мы будем рисовать без кисточек.

Объяснение приемов рисования.

Воспитатель. Украшать будем кукол – Мордовочек и птичек палочками, ластиком и ватными палочками. Давайте вспомним какими элементами будем украшать.

(ответы детей).

  1. Галочка – прикладываем палочку;
  2. Крест – наклонно друг к другу прикладываем палочку, перекрещивая друг с другом.
  3. Ромбы – прикладываем ластик вырезанный в форме ромба. Украшая мордовочку не забудьте о бусах.
  4. На груди у мордовочки много бус – используем ватные палочки, в несколько рядов, чередуя цвета.

Используем одномоментный прием рисования (воспитатель показывает, дети повторяют за ним).

  Воспитатель. Ребята, узоры рисуем симметрично, чередуя элементы узора. Для каждого элемента используем отдельную палочку, постоянно примакивая ее в краску.

Воспитатель давайте подготовим наши руки к работе.

Пальчиковая гимнастика.

Воспитатель.  Кафто, колмо, ниле, вёте, мы рисуем, посмотрите.

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель. Проводит индивидуальную помощь детям, подбадривая пословицами и поговорками.

Итог занятия. Анализ работ.

Воспитатель.  Ребята заканчиваем работать. Выставляем поделки на подставку.

Все дети встают в круг.

Воспитатель.  Все работали аккуратно, спокойно, дружно.

- Ведь у нас дружно в России живут не только взрослые разных национальностей, но и дети (Воспитатель ставит на середину подставки российский флаг и мордовский флаг).

Воспитатель. Ребята, давайте полюбуемся нашими сувенирами.

Воспитатель.   Я приобрела бы эту птичку. Крылья, расправленные в стороны, украшены мордовскими галочками и крестами, на хвосте – яркие ромбики и галочки, на грудке – красивый солярный знак – знак солнца. Вот – вот птица взлетит и разнесёт весть о предстоящих торжествах.

Ребята, а какой бы сувенир вы приобрели и почему? (2-3 ответа).

Воспитатель.  Ребята, вы молодцы – справились с заданием. А Куйгорожу не скучно было с нами?  

 Куйгорож - Молодцы, ребята. Какие хорошие работы     получились. И в благодарность я угощу вас мордовскими блинами.

Список использованной литературы.

  1. Мордовские сказки, изд-во «Детская литература», М., 1973
  2. Устно-поэтическое творчество мордовского народа, Саранск, 1979
  3. Здравствуй, Мордовия!    Саранск, 2005.
  4. Фоно – угорские народы.   Саранск, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Украшение дома мордовским узором» Конспект интегрированной НОД в старшей группе с использованием ИКТ

МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»    «Украшение дома мордовским узором» Конспект интегрированной НОДв старшей группе с использованием ИКТ(выездного семин...

Конспект занятия аппликация в старшей группе, по теме " Украшение закладки" ( мордовский узор)

Интегрированное занятие с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект ООД на тему: «Мордовские узоры» к инновационному проекту «Моя Родина – Мордовия»

Цель: Формирование  духовно-нравственных чувств на основе изучения орнаментики мордовского национального костюма.Задачи:Образовательные:• расширить и углубить знания детей о Республике Мордо...

Конспект ООД по аппликации "Мордовские узоры"

В данной работе раскрыта методика работы с детьми старшей группы по аппликации....

ОО «Художественно-эстетическое развитие» Конспект ООД-Рисование Тема: «Украшение дома мордовским узором» с использованием ИКТ

Цель:формирование ценностного отношения к мордовской культуре, к истории мордовского края.Задачи:способствовать накоплению опыта об  истории культуры родного края;формировать устойчивый  инт...

Украшение платочка Мордовскими узорами

Украшение платочка Мордовскими узорами...