Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.
презентация к уроку по рисованию (младшая группа) на тему

Белова Татьяна Юрьевна

Корни влияния на эстетическое  воспитание детей - в языке народа, который ребенок  усваивает, в его песнях, музыке, в играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл текст к презентации23.76 КБ
Файл презентация2.28 МБ

Предварительный просмотр:

Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.

Введение

1. Определение «эстетическое воспитание».

2. Цели и задачи эстетического воспитания.

3. Средства и методы эстетического воспитания.

4.Народные промыслы России.

5. Русские ремесла, ставшие промыслами.

6. Задачи знакомства с народными  промыслами.

7. Региональный компонент.

8. Карельская вышивка.

9. Вывод.

Введение

Корни влияния на эстетическое  воспитание детей - в языке народа, который ребенок  усваивает, в его песнях, музыке, в играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт.

1. Определение «эстетическое воспитание».

Слово «эстетика» в переводе с древнегреческого означает «чувственное восприятие» и представляет собой учение о внешней форме и внутреннем содержании прекрасного в природе, общественной жизни, внутреннем мире человека.

2. Цели и задачи эстетического воспитания

Главная цель эстетического воспитания заключается в том, чтобы взрастить в человеке эстетическую культуру, включающую следующие компоненты: Восприятие — это способность видеть прекрасное в любом его проявлении: в природе, искусстве, межличностных отношениях.

Чувства – эмоциональная оценка прекрасного.

Потребности – желание и необходимость получать эстетические переживания путем созерцания, анализа и создание прекрасного.

Вкусы – умение оценивать и анализировать проявления окружающего мира с точки зрения соответствия его эстетическим идеалам.

Идеалы – личностные представления о прекрасном в природе, человеке, искусстве.

3. Средства и методы эстетического воспитания.

Средствами приобщения к прекрасному являются:

  • изобразительное искусство (живопись, скульптура);
  • драматургия (театр);
  • архитектура;
  • литература;
  • телевидение, СМИ;
  • музыка различных жанров;
  • природа.

 К методам относятся:

 

  • личный пример;
  • беседы;
  • занятия в детском саду, кружках, студиях;
  • экскурсии;
  • посещение театра, выставок, музеев, фестивалей;
  • утренники и вечера в ДОУ.

4.Народные промыслы России

Чтобы у детей был устойчивый интерес к народному творчеству и искусству, сформировалось уважение к труду и таланту мастеров, воспитывались чувства причастности детей к наследию прошлого, и позволяло бы с ним соприкоснуться – необходимо знакомить детей с традициями и культурой нашего народа.

Городецкая роспись

 Городецкая роспись зародилась в Поволжье, в деревнях Нижегородской губернии. Они были расположены неподалёку от крупного села под названием Городец. Там проходили ярмарки, на которых торговали изделиями мастеров. Отсюда и появилось название – Городецкая роспись.

Роспись Жостово

 Жостовская роспись – это лаковая роспись на подносах, которая появилась в 1825 году. Такие подносы делают на фабрике в селе Жостово и в городе Нижний Тагил. Главное отличие этого промысла – обилие красок, несравнимые ни с чем тона, реалистичность всех элементов.

Гжель

Гжельская роспись, как понятно из названия, возникла в городе Гжель. Её узоры – это преимущественно цветочные узоры и простые геометрические орнаменты, выполненные кобальтовой ярко-синей краской на белоснежном фоне. Город Гжель – центр производства изделий из керамики. Во многом это и стало причиной появления своей неповторимой росписи в этом городе. Гжельский художественный промысел не молод, корни его уходят в четырнадцатый век. Именно тогда открыли Кудиновское месторождение глины.

Русские ремесла, ставшие промыслами

 Порой промыслами становились русские ремёсла. Они возникали, когда изделия народного ремесла ставили на поток. Известно об изготовлении из глины игрушек, об особенной резьбе по дереву, о кружевном мастерстве и так далее.

Дымковская игрушка

Рядом с городом Вятки была слобода Дымково, сейчас - это один из районов города Вятки. В слободе Дымково в девятнадцатом веке появились расписанные керамические игрушки для детей. Залежи глины и песка в тех местах стали причиной изготовления мастерами глиняных кувшинов и крынок. На потеху детям изготавливали яркие весёлые игрушки. Лепкой и росписью игрушек занимались исключительно женщины либо дети. Узор на дымковской игрушке всегда геометрический, состоящий из кругов, полос, клеток. Кроме своеобразной росписи игрушка выделяется тем, что её отделывают золотом.

Филимоновская игрушка

 Производство филимоновских игрушек возникло на базе производства посуды из глины, залегающей вблизи села Филимоново. Эти игрушки – разнообразные свистульки. Отличительная особенность – удлинённая форма изделий, что связано с особенностями местной глины. Роспись свистулек по сей день ведут только гусиным пером.

Хохлома

Пожалуй, самым узнаваемым русским народным промыслом является золотая хохломская роспись. Она зародилась в конце семнадцатого века в Нижегородской области, когда на ярмарках в селе Хохлома продавали деревянные изделия, расписанные местными из окрестных деревень.

Все предметы нарядные и красочные. Отличительная особенность росписи – это наличие золотого фона либо золотого орнамента. Свои рисунки мастера во время росписи придумывают на ходу, это всегда импровизация при выполнении правил хохломской росписи. Простую деревянную вещь мастер превращает в произведение народного искусства. Такой утварью до сих пор пользуются хозяйки. Ее же выставляют в музеях.

Задачи  знакомства с народными промыслами в ДОУ:

Первая и вторая задачи предусматривают ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства, его характерными признаками - материалом, из которого изготавливаются изделия, особенностями росписи, историей промысла. С этой целью устраиваются выставки, проводятся занятия.

Вторая и третья задачи предусматривают обучение детей приемам декоративного рисования. При этом точное повторение всех элементов в росписи не главное.

Региональный компонент

Эта тема очень важна и интересна для меня, я интересуюсь самобытностью карельского народа, национальным своеобразием фольклора карел, этнокультурными обрядами и обычаями.

В связи с этим большое внимание уделяю декоративно-прикладному искусству.  

Карельская вышивка

Обучение детей декоративному рисованию карельской вышивки провожу в системе, мною разработанной. Знакомство с вышивкой начинаю со средней группы и осуществляю в совместной деятельности, как образцы использую только подлинные предметы карельского быта (полотенца, рушник, фартук, прихватки и т.д.), фото с изображениями национальных костюмов, некоторые материалы показываю на ноутбуке, использую карельскую музыку, как сопровождение. Дальнейшую деятельность планирую на занятиях по рисованию: всего 4 занятия, первые 3 посвящаются элементам, 4 – узору.

Обучение всегда происходит от простого к сложному. В средней группе ½ альбомного листа делю на 3 части, в старших группах для этого использую целый лист и три занятия мы учимся рисовать элементы с усложнениями. Первое занятие посвящаю простым элементам. Второе занятие – из простых элементов составляем простые узоры. На третьем занятии – из более сложных элементов, более сложные узоры.

…………………………………………………….

Всегда при планировании учитываю возможности детей. Если средняя группа то, это прямые линии, точки и кружки. В старших группах рисуем  растительные элементы, в подготовительной группе – формы людей, животных, птиц.

В водной части занятия и в совместной деятельности я рассказываю об истории возникновения промысла, объясняю последовательность изготовления предмета, интересные сведения о национальных костюмах.

На четвертом занятии в средней и старшей группе мы украшаем готовый силуэт, в подготовительной рисуем по замыслу.

Вывод

Знакомить детей с декоративно прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей.

Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам, придумывать сказки.

Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребенка.

В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад № 118 «Ягодка» Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Белова Татьяна Юрьевна, Воспитатель Петрозаводск , 2018г.

Слайд 2

Содержание: Введение Определение «эстетическое воспитание» Цели и задачи эстетического воспитания Средства и методы эстетического воспитания Народные промыслы России Городецкая роспись Роспись Жостово Гжель Русские ремесла, ставшие промыслами Дымковская игрушка Филимоновская игрушка Хохлома Задачи знакомства с народными промыслами в ДОУ Региональный компонент Карельская вышивка Вывод

Слайд 3

Введение Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают ребёнка со своим народом, своей страной.

Слайд 4

Определение «эстетическое воспитание» Эстетическое воспитание – это развитие в человеке способности воспринимать, ценить, анализировать и создавать прекрасное в повседневной жизни и искусстве.

Слайд 5

Цели и задачи эстетического воспитания Восприятие Потребности Чувства Вкусы Идеалы Задачи: формирование гармоничной личности; развитие в человеке способности видеть и ценить прекрасное; закладка идеалов прекрасного и выработка эстетических вкусов; побуждение к развитию творческих способностей.

Слайд 6

Средства и методы эстетического воспитания Средства: изобразительное искусство (живопись, скульптура); драматургия (театр); архитектура; литература; телевидение, СМИ; музыка различных жанров; природа. Методы: личный пример; беседы; занятия в детском саду, кружках, студиях; экскурсии; посещение театра, выставок, музеев, фестивалей; утренники и вечера в ДОУ.

Слайд 7

Народные промыслы России Лепка, резьба, вышивание и другие виды изобразительного искусства передают вкус, чувство формы, цвета, образа, которыми владеет народ, навыки, мастерство изготовления художественных предметов

Слайд 8

Русские ремесла, ставшие промыслами

Слайд 9

Задачи знакомства с народными промыслами в ДОУ 1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью. 2. Формирование обобщённых знаний и умений: - умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, жостовской и др.; - освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции. 3. Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

Слайд 10

Региональный компонент Очень важно именно с детского сада приобщать детей к истокам национальной культуры, к карельскому языку, традициям, художественному слову, рассказывать об истории нашего края, города. Это актуальный вопрос современности. Именно региональная культура становится первым шагом в освоении богатств мировой культуры, формировании собственной личностной культуры, присвоении общечеловеческих ценностей.

Слайд 11

Карельская вышивка

Слайд 13

Вывод Народное декоративно прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей. «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»....

«Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».

Получить в детстве начало эстетического воспитания – это значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творч...

«Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».

Получить в детстве началоэстетического воспитания – значит на всю жизнь приобрести чувство  прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественн...

Консультация для родителей. «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».

Самое страшное в ребенке это безразличие, равнодушие, отсутствие интереса к явлениям и предметам. Одним из самых эффективных способов устранения безразличия является воспитания у ребенка способности к...

Консультация для родителей "Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста"...

Газета о детях для родителей «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»

Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребенка. Никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, умеющего видеть и чувствовать...