Главные вкладки

    План-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему:
    Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Тувинский натюрморт"

    Хомушку Алдынай Кезеровна

    Тема: "Тувинский натюрморт"

    Программное содержание:

    1. Познакомить детей с одним из жанров живописи – натюрмортом.
    2. Учить детей составлять композицию, видеть линию, возле которой располагаются предметы.
    3. Закреплять умение определять форму, цвет предметов.
    4. Активизировать словарь детей: согааш-бала, ожук, паш, эзер, оттук-бижек, домбун, хонек, хымыш, сыгыртаа (хумун); натюрморт, разделяющая линия.
    5. Развивать интерес, умение восхищаться содержанием, крсатой картин; воспитывать эстетические чувства, желание доводить начатое дело до конца.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tyva_natyurmort.docx542.46 КБ
    Файл tuvinskiy_natyurmort.pptx634.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    Детский сад «Аленушка» с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна

    «УТВЕРЖДЕНО»

    Заведующий МБДОУ

    д/с «Аленушка» с. Кызыл-Мажалык

    ________________/Хомушку М.Б./

    Конспект

    непосредственно-образовательной деятельности

    в подготовительной группе

    (Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

    Раздел «Рисование»)

    Разработала: воспитатель МБДОУ

    д/с «Аленушка» с. Кызыл-Мажалык

    Хомушку Алдынай Кезеровна.

    2015-2016 учебный  год

    Программное содержание:

    1. Познакомить детей с одним из жанров живописи – натюрмортом.
    2. Учить детей составлять композицию, видеть линию, возле которой располагаются предметы.
    3. Закреплять умение определять форму, цвет предметов.
    4. Активизировать словарь детей: согааш-бала, ожук, паш, эзер, оттук-бижек, домбун, хонек, хымыш, сыгыртаа (хумун); натюрморт, разделяющая линия.
    5. Развивать интерес, умение восхищаться содержанием, крсатой картин; воспитывать эстетические чувства, желание доводить начатое дело до конца.

    Предварительная работа: рассматривание картин различных художников, уточнение знаний о технике рисования.

    Материалы и оборудование: картины Е.В. Зуева «Дары леса», П.П. Кончаловского «Яблоки на столе у печи», С. К. Ланзы «Тувинский натюрморт»; предметы для составления композиции (ваза, муляжи фруктов, овощей); на каждого ребенка – тонированные листы бумаги (верхняя часть светло-голубая, нижняя – темно-голубая), акварельные краски, кисти, салфетки.

    Ход занятия:

    Воспитатель: Сегодня, ребята, я вас хочу пригласить на выставку картин, где вы увидите и узнаете очень много нового, интересного, удивительного. Проходите, пожалуйста (воспитатель обращает внимание на выставку картин, к которой подходят дети).

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько красивых картин. Давайте рассмотрим некоторые из них. Замечательная картина Евгения Владимировича Зуева «Дары леса». Полюбуйтесь ею! Как вы думаете, почему автор так ее назвал?

    Дети: Все то, что изображено на картине растет в лесу и все это нам дарит лес.

    Воспитатель: Художник обращает ваше внимание на обилие, богатство, естественную красоту и разнообразие форм, цветов и оттенков природных даров. Художник прославляет щедрость лесов, красоту осенних лесных даров.

    Следующая картина художника Петра Петровича Кончаловского «Яблоки на столе у печи». Как вы думаете, о чем здесь нам хотел рассказать художник?

    Дети: Художник хотел рассказать нам о красоте яблок, о том, как их много, какие они разные по форме и по цвету.

    Воспитатель: Теперь, ребята, обратите внимание на эту картину. Ее написал тувинский художник, член Союза художников Тувы Сергей Кончукович Ланзы. В 1973 году. Он предлагает нам полюбоваться и восхититься картиной «Тувинский натюрморт». Здесь изображены различные предметы тувинской национальной утвари. Ребята, назовите, пожалуйста, те предметы, которые вы узнаете?

    Дети: Согааш-бала, ожук, паш, эзер, оттук-бижек, домбун, хонек, хымыш, сыгыртаа (хумун). (При затруднении воспитатель предлагает повторять за собой названия предметов)

    Воспитатель: Из скольких предметов он состоит? (12)

    Воспитатель: Из каких материалов сделаны эти предметы? (Дерево, металл, кожа) Правильно, ребята, это все природные материалы. Из этих материалов в давние времена изготавливали все предметы домашнего обихода.

    Воспитатель: А о чем же интересно хотел нам рассказать художник в своей картине «Тувинский натюрморт». О чем же эта картина?

    Дети: О красоте и самобытности тувинской культуры. О всех предметах, которыми пользовались наши предки, и которые навсегда уходят из нашей жизни. О том, что мы должны не забывать их и знать свое прошлое.

    Воспитатель: Художник в своей картине говорит нам: будьте внимательные к своей родной культуре, и она откроет вам свою красоту, свои тайны. Такие красивые картины можно рассматривать часами и любоваться ими. Их так много. Каждая из этих картин называется натюрморт. Слово «натюрморт» происходит от французского «nature morte», что буквально означает – «мертвая природа» - это жанр изобразительного искусства, который посвящен изображению окружающих человека вещей: посуда, сорванные цветы, книги, плоды, снедь, дичь и пр. Они, как правило, размещены в реальной бытовой среде и композиционно объединенных в группу. Натюрморт – это композиция, составленная из природных предметов и вещей сделанных руками человека.

    Воспитатель читает стихи:

    Если видишь на картине дары леса на столе,

    Фрукты, овощи в корзине или розу в хрустале,

    Или бронзовую вазу, или грушу, или сливу,

    Или все предметы сразу,

    Знай, что это – натюрморт.

    Воспитатель: Ребята, хочу сказать, что натюрморт писать не так-то и легко. Все художники, натюрморты которых были представлены на выставке, сначала рассматривали предметы, затем выбирали понравившиеся им и составляли из них композицию, то есть расставляли красиво, как им нравилось. При этом обращали внимание на то, чтобы среди предметов выделялся какой-то главный: более крупный или более яркий по сравнению с остальными предметами. После чего начинали писать натюрморт, глядя на композицию, а самое главное старались точно передать форму, цвет, место расположения предметов. А вы бы хотели стать художниками и написать натюрморт?

    Дети: Да!

    Воспитатель: А я вам в этом помогу! Давайте произнесем волшебные слова:

    Влево, вправо повернись,

    В художников превратись.

    Воспитатель: Теперь каждый из вас художник. Давайте все вместе составим композицию и напишем натюрморт. Пожалуйста, пройдите к столу. Перед вами предметы, рассмотрите их. Так как вы юные художники выберите лишь только два или три предмета по желанию.

    Воспитатель: Если вы выбрали, то осталось дело за малым – составить композицию. Расположите ее на столе покрытой тканью. Яркость и красоту натюрморту придаст фон: верхняя часть которого, светло-голубая, а нижняя – темно-голубая, их разделяет линия. Как можно назвать эту линию?

    Дети: Разделяющая линия.

    Воспитатель: Относительно разделяющей линии вы должны расположить предметы (дети составляют композицию). Молодцы! Замечательная композиция. Глядя на эту композицию, вы напишите натюрморт. Проходите, садитесь за столы.

    Воспитатель: Перед вами тонированные листы бумаги. Какого цвета верхняя часть листа?

    Дети: Верхняя часть светло-голубого цвета.

    Воспитатель: А нижняя часть?

    Дети: Нижняя часть темно-голубого.

    Воспитатель: Что разделяет лист на две части?

    Дети: Разделяющая линия.

    Воспитатель: Теперь уточним форму, цвет предметов, место их расположения. Какой формы ваза (или другой выбранный предмет)? Какого цвета ваза? Как расположена ваза, относительно разделяющей линии, относительно других предметов? (Ответы детей)

    Остальные предметы описываются аналогично.

    Воспитатель: Юные художники, мы определили с вами расположения предметов, уточнили их форму и цвет. Пришла пора писать натюрморт. Вы готовы? (Да)

    Воспитатель: Но сначала, давайте отдохнем:

    Наши пальцы разомнем,

    Наши пальчики встряхнем,

    Рисовать сейчас начнем.

    Ноги вместе, ноги врозь

    Заколачиваем гвоздь.

    Воспитатель: Ребята, хочу напомнить, что вы должны постараться передать форму, цвет, место расположения предметов.

    Дети приступают к написанию натюрморта.

    Воспитатель оказывает помощь детям, испытывающим затруднения, напоминает о технике рисования.

    Воспитатель: Кто закончил, выставляйте свои картины на выставку. (Дети выставляют рисунки на большой мольберт)

    Воспитатель: Ребята, как можно назвать наш натюрморт? На каком натюрморте юному художнику удалось точно изобразить форму, цвет, место расположения предметов? (Ответы детей)

    Воспитатель: Молодцы! Ваши натюрморты получились яркими, колоритными, замечательными. Вы были сегодня замечательными художниками. Произнесем волшебные слова и из художников превратимся в ребят:

    Влево, вправо повернись,

    И в ребяток превратись.

    Воспитатель: Где мы сегодня побывали? (На выставке картин)

    С какой картиной мы познакомились? Что такое натюрморт? Что вы научились составлять из предметов? (Композицию) Что написал каждый из вас? (Натюрморт)

    Что вам больше всего понравилось на занятии? Испытывали ли вы какие-либо затруднения? Я предлагаю вам взять свои натюрморты домой, вставить их в рамочку и повесить на кухне, чтобы можно было ими любоваться вам и вашим близким.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Занятие по изобразительной деятельности «Тувинский натюрморт» Разработал воспитатель МБДОУ д /с «Аленушка» . Кызыл-Мажалык Хомушку Алдынай Кезеровна

    Слайд 2

    «Дары леса» Е. В. Зуев

    Слайд 3

    «Яблоки на печи» П.П. Кончаловский

    Слайд 4

    С. К. Ланзы «Тувинский натюрморт»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    навыки рисования натюрмортов

    Формирование художественно - изобразительных навыков   Опубликовано 23.10.2011 - 16:10 - Малышева Серафима Николаевна     Особенности формирования художественно-изобразительн...

    Консультация:"Знакомство с натюрмортом в младших и средних группах"

    Как знакомить детей с натюрмортом? С чего начать? Консуьтация для педагогов, прилагаются сенсорные и художественно-развивающие игры....

    Презентация: Натюрморт. Композиция по замыслу.

    Материал содержит работу по художественно-эстетическому развитию детей, используя интеграцию образовательных областей в рамках новых ФГТ....

    Рисуем натюрморт с овощами

    презентация, которую можно использовать для знакомства детей с жанром натюрморт...

    Конспектнепосредственно-образовательной детельности по физической культуре на тему: "Весёлые воробушки"

    Цель: Учить детей прыжкам через предметы (шириной 15-20 сантиметров).  Закреплять ходьбу между предметами; ходьбу по кругу;  ходьбу по гимнастической скамейке. Продолжать развивать интерес к...

    Конспект комплексного занятия по изодеятельности в старшей группе "Ах,натюрморт,натюрморт!"

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6189808","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"319","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6189812","at...