: «Знакомство с репродукций «Золотая осень» И.И. Левитана »
план-конспект урока по рисованию (подготовительная группа) на тему

Лазуткина Елена Борисовна

Конспект образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotaya_osen.docx22.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста

по теме:   «Знакомство с репродукций «Золотая осень» И.И. Левитана »

Цель:

Познакомить детей с творчеством И.И. Левитана и его картиной «Золотая осень»;  

Задачи:                                                                                                                                                Учить детей внимательно рассматривать репродукцию картины и видеть образ пейзажа в единстве его содержания и средств выразительности. Развивать способность понимать настроение произведения искусства и чувства автора; находить слова-определения, эпитеты; воспитывать интерес и эмоционально-личностное отношение к произведениям живописи, любовь к родной природе.                                                                                                       Закрепить представления детей о том, что изображение деревьев, луга, поля, т. е. изображение природы, называется пейзажем.

Оборудование: музыкальный проигрыватель, аудиозаписи инструментальной классической музыки, портрет И.Левитана, репродукция картины «Золотая осень», иллюстрации различных пейзажей, бумажные листья.

Предварительная работа: разучивание с детьми стихов об осени, беседы на тему «Приметы ранней осени», наблюдения в природе на прогулке, просмотр презентации «Такая красивая Осень».

Ход.

Занятие проходит в зале. Вводная часть  в группе. Воспитатель привлекает внимание детей к листочку, который прилип к окну.

Воспитатель:  Ребята посмотрите, какой красивый листок к нам залетел в группу. А  это оказывается не просто листочек, а приглашение посетить осеннюю выставку. А как нам туда попасть? Где выставка? А я, кажется, знаю, другие листики нам покажут дорогу (дорога до зала проложена листочками).

(Идем от листочка до листочка и приходим в зал, где звучит музыка  П.И. Чайковского  « Времена года» на стенах висят разные осенние пейзажи.)

Воспитатель:  Ребята посмотрите, какая красота, все так ярко и нарядно, сколько вокруг красивых осенних пейзажей! (в центре зала картина на подставке закрытая тканью)  

Вот куда нас привела дорожка из листьев.

Ребята как вы думаете, а что там под тканью? (предположения детей)

А хотите посмотреть?  Тогда рассаживайтесь на стульчики. (полукругом стоят стулья)                                                                                        

Воспитатель аккуратно убирает ткань и дает детям полюбоваться картиной и в это время читает стихотворение

Осень кисточки взяла,
В лес и поле забрела.
Красками  она балует
И пейзажи нам рисует.
Лес осенний золотой,
Словно в сказке расписной.
Краски осень не жалеет,
Рисовать она умеет.
Воспитатель:  Поэты показывают  удивительную красоту нашей природы с помощью прекрасно подобранных слов, а художники берут мольберты, краски и идут на природу, чтобы запечатлеть всю прелесть и уникальность  в своих картинах. Мне захотелось познакомить вас с картиной известного русского художника, который сумел показать всю красоту осенней природы. Эту картину знают все люди в нашей стране. А сегодня и вы познакомитесь с ней.

Написал картину художник Исаак Ильич Левитан. Вот его портрет. (Показать портрет) Пейзажи Исаака Левитана часто называют шедеврами. Он не просто изобразил знакомые многим пейзажи. Иногда говорят: "Художник воспел красоту природы". И. И. Левитан очень любил русскую природу, её просторы, поля, реки. Все это художник изображал в своих пейзажах. Художника давно нет, а картины его живут и любимы всеми. Эта картина одна из самых известных его картин.

Расскажите, что вы чувствуете, глядя на эту репродукцию? (Ответы детей). Какое настроение она передает? Почему вы так решили?  (Ответы детей)                                       С помощью чего художник смог передать такое состояние?                              Какое время года изображено? (осень)                                                                                              Какое время суток? (день)                                                                                                                     Какое состояние природы? (Ответы детей)                                                                                Какая же здесь нарисована осень? (Нарядная, золотая, веселая, красивая….).          Как вы думаете, как художник назвал свою картину? (предположения детей)         Художник назвал эту картину «Золотая осень».                                                  А как вы думаете, почему он назвал ее «золотая»? (предположения детей) Какие цвета он использовал в своей картине? (желтые, оранжевые)                          Как эти цвета можно назвать одним словом? Какие они? (Теплые, радостные веселые…..)                                                                                                                        Золотая осень восхищала и радовала художника. Давайте внимательно рассмотрим картину. Что интересного, красивого увидел художник?  (Лес, луг, речку.)                                                                                                                   А как называются картины, на которых изображена природа?

 На нашем пейзаже, на  переднем плане с лево  располагаются две осинки с почти опавшими листьями.  За ними еще левее художник нарисовал несколько деревьев. Что это за деревья? (Березки)                                                                                          Расскажите о них. Какие они? ( Они тоненькие, белоснежные стволы одеты в яркие жёлто-оранжевые наряды. Листья берёз трепещут на ветру, переливаются, освещённые солнечными лучами, и блестят, словно золотые украшения.)                                                                                                                А если посмотреть еще дальше, на дальнем плане, что вы видите? (Видна группа березок.)                                                                                                          Такую группу называют «роща». А листочки на этих березках видны? (Нет) Да вы правы, не видны, ведь деревья далеко, поэтому художник нарисовал их выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане.                            А какого цвета трава на лугах?  (Зеленого.)                                                       Посмотрите внимательно: зеленая ли? Нет, она коричневато-зеленая, зеленовато-коричневая, желтоватая, бурая. К концу лета она от солнышка подсохла. Благодаря этим оттенкам мы видим, что это осень.  

А теперь посмотрите на правую часть картины. Что здесь нарисовано? (Речка.)                                                                                                                                А  какого цвета речка? (Ответы детей)   

Перед нами она широкая, темно – синяя, а дальше, становится все уже, все светлее, вдали она голубеет и белеет. Речная вода неподвижна и холодна. Художник поместил речку на своей картине справа, чтобы березовая роща смогла отражаться в зеркальной глади. Но что же еще отражается в реке? Это и небо, огромное, светлое, голубое, по которому плывут огромные белые облака  и ветви кустарника, который разросся на берегу реки и под лучами солнца теперь переливается красноватыми цветами и оттенками. Но именно этот нежный и удивительный куст позволил художнику украсть и разнообразить левый берег реки.  А дальше, на излучине речки стоит одинокая берёзка, яркая, как «свечка».                                                                      А что изобразил художник на дальнем плане, там, где начинается небо?  Здесь можно увидеть не только леса и поля, которые были засеяны озимыми, но далекие и практически невидные дома. Поля кажутся такими, как будто наступила весна, так как везде видна зелень, сочная и насыщенная. Но тут же художник делает резкий контраст и переходит к желтым и коричневым цветам, которые возвращают к реальности и показывает, что все-таки в природе уже наступила осенняя пора.                                                                        А посмотрите на небо на картине. Какое оно? (Голубое, с легкими белыми облачками).                                                                                                                                А есть ли на картине солнышко?                                                                                                   Как вы догадались? (тени от деревьев, листва на деревьях пламенеет ярко желто-оранжевым светом!

Каким вам кажется это произведение по тону (светлым или темным; ярким или бледным)?                                                                                                                         Как вы думаете, для чего художник сделал его таким?                                    Какие цвета и оттенки чаще использует художник в этом произведении?        (Теплых оттенков больше)  

Основными цветами на полотне являются желтый, зеленый и синий. Сине-голубые тона неба и речки выступают на контрасте с оранжево-желтой листвой и зеленью поля. 

Композиция картины "Золотая осень" отличается чувством ритма и музыкальной выразительностью. Элементы картины размещены в своем особом порядке и количестве. Все это придает особую прелесть и очарование картине.

Левитан был искренне влюблен в русскую природу. Он обладал редчайшей способностью передавать все характерные черты природы  России. Его страстная влюбленность в русскую природу помогала ему создавать произведения большой силы и обаяния.

Исаак Левитан создал много картин, посвященных русской осени. Все вместе они образуют уникальную галерею осенних пейзажей.                                     "Золотая осень" - одна из самых известных картин Левитана на тему осени. Это полотно  в настоящий момент хранится в Государственной Третьяковской Галерее. Картина выполнена масляными красками на холсте. "Золотая осень" Левитана несет в себе нотки нежной грусти и печали о прошедшем лете. Но при этом вселяет надежду, что снова настанет весна и природа оживет. Картина наполняет нас бодростью и желанием жить.                               Динамическая пауза

А теперь встанем в круг и немного отдохнём.

                      Вот помощники мои - листики осенние.

                      Дунул ветер – полетели (3раза)

                      И на землю тихо сели.

                                              Ветер снова набежал

                                              И деревья закачал.

                                              Листья поднял. Полетели

                                              И опять на землю  сели.

Ребята, а как называется явление природы, когда с деревьев падает так много листьев? (ответ детей).

Пришло время возвращаться нам в группу, и пойдем мы по нашей дорожке из листочков собирая их.

( придя в группу подвести итог)

Ребята понравилось вам на выставке?                                                                                                              С какой репродукцией  мы познакомились?                                                                      К какому виду живописи относится это произведение?                                      Понравилось ли вам произведение? Чем?                                                                  Кто написал эту картину?                                                                                                              О чём картина?                                                                                                                     Как вы думаете, для чего это произведение создано?                                                                                  Хотели бы сами создать что-нибудь подобное?

 

                                                                                             

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассматривание репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень»

Занятие в старшей группе преследует цель - вызвать эмоциональное отношение к природе, а так же продолжить развитие художественного восприятия детей, их способности видеть и чувствовать красоту о...

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Составление описательного рассказа по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень»

Данный конспект бедет полезен воспитателям подготовительных групп. Приобщать детей к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус. Учить детей составлять описател...

Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Левитана «Золотая осень».

Конспект планового занятия со старшими дошкольниками по развитию связной речи....

Конспект занятия для детей 5-6 "Рассматривание репродукции картины И.И. Левитана "Золотая осень"

Цель данной деятельноссти: расширение представлений детей о осени. Задачи: познакосмитть детейс творчеством И.И. Левитана. Воспитывать у детей чувство радости от встречи с прекрасным....

Конспект занятия в старшей группе Тема «Рассматривание репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень»

Обучающие задачи:Учить рассматривать  пейзажную картине, развивать диалогическую речь.Развивающие задачи:Развивать способность точного употребления слов в речи;Развивать внимание, память, мышлени...

Рассматривание репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень»

Цель занятия:1.Вызвать эмоциональное отношение к природе.2.Развивать художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать красоту осенней природы, пробуждать у детей добрые и светлые чувс...

Конспект занятия по речевому развитию "Составление описательного рассказа по репродукции картины И.И. Левитана "Золотая осень"

Основная образовательная область: речевое развитиеИнтеграция образовательных областей: познавательное развитие,художественно-эстетическое развитиеФорма организации: фронтальная.Программное содержание:...