ПРОЕКТ «Волшебный мир красок Красноярского края» (нетрадиционные техники рисования)
проект по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Ольга Николаевна Гиршвельд

Рабочая програма «Волшебный мир красок  Красноярского края» (нетрадиционные техники рисования) разработана в соответствии Федерального образовательного стандарта дошкольного образовательного учреждения.

Занятия по изобразительной деятельности разработаны для детей от 3 до 7 лет. Расчитана на 1 учебный год. Включает в себя 36 занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрено                                                                                                                                                                                                     на заседании                                                                                                                                                       педагогического                                                          

совета №   от  ________ 2016г.                                                                                                                                  

              УТВЕРЖДАЮ

              Заведующая МКДОУ детский сад        

             «Лукоморье»

              ___________Худеева Е.Х.

              Приказ №     от _________2016г.        

 

ПРОЕКТ

 «Волшебный мир красок

Красноярского края»

(нетрадиционные техники рисования)

на 2016 – 2017 учебный год

для детей 3-5 лет

                                                Принята                                        

                                                                            на Педагогическом совете                                                                

                                                                          «____»   августа     2014г.                                                                                                            

                                                               Протокол № ____

        Воспитатель:        

                                                                                                                             Гиршвельд О.Н

        

2016г

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Планирование

Месяц

Тема

Содержание

Источник

Сентябрь

Изучение литературы

  • И.А. Лыкова  "Цветные  ладошки" – М.,1996г.;
  • Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.; - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. - 144
  • Т.Н. Давыдова  "Рисуем  ладошками": Стрекоза, 2012 г

РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ

«Волшебный мир красок»

Сентябрь

Рисование (монотипия)

«Наши ручки»

«Орехи для белочки»

Монотипия.

«Петушок»

«Корм для причек»

Вызывать у детей интерес к действиям с красками. Формировать умение различать и называть цвет ( зеленый, синий). Развивать мелкую моторику руки. Вызвать удовлетворение от собственной работы.

Формирование умения узнавать в нарисованном знакомые предметы, рисовать в ограниченном пространстве. Способствовать развитию ориентировки в пространстве

Развитие у детей умения печатать всей ладошкой приемом примакивания. Закреплять знание двух цветов: желтого и красного.

Формирование умения рисовать на целом листе, развивать чувство ритма, закрепление знания цвета (желтый), формы (круглые), воспитывать заботливое отношение к птицам.

Е. В. Полозова

Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста.

Е. В. Полозова

Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста.

Е. В. Полозова

Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста.

Е. В. Полозова

Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста.

Октябрь

                                                               

Рисование пальчиками:                        «Солнышко»

«Осенние листья».

«Пошел дождь и выросли грибы».

«Ягодки».

Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить краску быстро и делать отпечатки. Развивать цветовосприятие.

Помочь осознать ритм изобразительно-выразительного средства. Закрепить приём вливания одного цвета в другой.

   Вызывать у детей эмоциональный отклик в процессе наблюдения осенней природы. Продолжать учить рисованию  красками путём нанесения ритмичных мазков; использовать две краски, называть их цвет (красная, жёлтая). Располагать мазки на ветках деревьев, в воздухе (падающие листья), на земле.

                                                           

Продолжать вызывать у детей интерес к рисованию. Побуждать детей короткими и длинными мазками краски  изображать дождь. Заинтересовать изображением грибов с помощью штампиков. Познакомить с приёмами работы со штампиками Вызывать чувство радости от появления на рисунках грибов, которые «выросли» под дождем. Упражнять в определении и назывании цвета грибов (каждому ребёнку предлагается губка, пропитанная краской одного цвета: красного, жёлтого или зелёного).

Вызывать интерес к рассматриванию ягод рябины. Способствовать восприятию красоты формы (кругленькая), цвета (красная), полюбоваться гладкой поверхностью. Предоставить возможность взять в руки. Заинтересовать изображением ягод с помощью тычков или палочек с ватным наконечником на листах бумаги с изображением веток. Объяснить, как правильно держать тычок, как прикладывать его к бумаге. Побуждать рисовать ягодки, располагая их по всей поверхности бумаги.

Лыкова А.И. Цветные ладошки.

   

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования. Стр. 11

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования. Стр. 37

Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Стр. 88

Ноябрь

Штамп-оттиск:

 «Осень на опушке краски разводила»

«Разноцветные шишки»

Рисование губкой (паролоном):

«Осенний пейзаж моего села»

«Падает, падает снег».

Ознакомить с новым видом изобразительной техники – печать растениями. Развивать чувство композиции.

Продолжать вызывать у детей интерес к рисованию краской. Упражнять в различении красного, желтого, зеленого и синего цветов при выборе краски для раскрашивания шишек по просьбе белочек. Объяснять детям правила работы с краской. Вызывать чувство радости и чувство удовлетворения от проделанной работы (белочки благодарят каждого ребенка и «целуют» его в щечку).

Помочь детям освоить новый способ изображения - рисование

поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый

объект, характерную фактурность внешнего вида (объем, пушистость). Развивать наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своём творчестве.

Продолжать обогащать и расширять сенсорный опыт детей при знакомстве со снегом. Познакомить с краской белого цвета и предложить на цветной бумаге изобразить снегопад и то, что для каждого ребенка интересно или эмоционально значимо. Вызывать у детей желание активно действовать с краской, а по окончании работы называть то, что нарисовано.

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования. Стр. 5

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования. Стр. 32

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования. Стр. 17

Е. В. Полозова

Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста.

Декабрь

Витражи:

«Витражи для окошек в избушке Зимушки-Зимы»

«Покроем снегом дома и улицу».

        «Большие и маленькие снежинки».

«Новогодний праздник»

Формировать интерес к зимней природе, помочь увидеть и почувствовать её красоту в художественных образах прозы и поэзии. Познакомить с «витражами» и техникой их выполнения.

                                                       

Продолжать вызывать у детей интерес к рисованию краской. Побуждать выделять белую краску среди красок других цветов. Побуждать детей краской гуашь белого цвета изображать снег на листах бумаги с изображением домов, нарисованных воспитателем цветными восковыми мелками. Похвалить детей и предложить им объединить свои работы в одну общую картину. Общей картиной «Улица в снегу» украсить группу.

  Вызывать у детей интерес к рисованию. Побуждать изображать падающий снег путем прикладывания кисточки к бумаге плашмя и рисованием концом кисти. Вызывать у детей желание активно действовать с краской, а по окончании работы называть то, что нарисовано. Демонстрировать родителям достижения детей и привлекать их к рассказу о том, что нарисовано.

   

                                                       

Вызывать интерес к рассматриванию картинки с изображением Новогодней елки. Обращать внимание на то, что эта елочка нарядная и украшена необычным нарядом. У елочки не юбочки и не штанишки, а красивые игрушки. Эти игрушки специально делают для елочек, поэтому их так и называют – елочные игрушки. Побуждать детей к рассматриванию игрушек на картинке, а затем настоящих небьющихся игрушек, которые они берут в руки.

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования. Стр. 53

       Соловьёва О. Необыкновенное рисование. Стр. 22

                                                     

Е. В. Полозова

Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста.

Е. В. Полозова

Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста.

Январь

                                 

                                 

Набрызг и процарапывание:

«Рождественская ночь»

 

Пальчиковая живопись

«Одежда»

«Золотая рыбка»

Шаблонография:

«Рисуем по шаблону»

                                                               Освоение смешанной техники с использованием парафина. Формировать интерес к зимней природе, помочь увидеть и почувствовать её красоту в художественных образах прозы и поэзии. Побуждать детей к творческой активности. Развивать мелкую моторику рук.

                                                                                                         

Формирование умения распологать узор, совершенствовать навык рисование пальцами, развивать чувство ритма, формировать представление о значении прилагательных (большой, маленький),

Создавать эмоционально- положительное настроение.

Освоение техники процарапывания. Закрепить интерес к изображению реальных предметов. Развивать воображение.

Расширять представление детей о строении сложных предметов,

развивать способность находи ть взаи мосвязь главного и второстепенного. Научить детей смотреть на одну и туже форму с разных сторон, помочь увидеть многообразие предметов, развивать воображение. Обучать способам изображения разных объектов приемом обрисовывания готовых шаблонов разных геометрических форм. Развивать координацию движений, мелкую моторику рук.

                               Соловьёва О. Необыкновенное рисование. Стр. 21

Е. В. Полозова

Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста.

Соловьёва О. Необыкновенное рисование. Стр. 18

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования. Стр. 68

Февраль

                                   

Рисование красками

«Сапожки для матрешки»

Рисование карандашом

«Тарелки»

                              «Берёзка моего края»

Формирование умения обмакивать кисть в краску, снимая лишнюю краску о край баночки, составлять целое из частей. Развивать умение различать и называть цвет.

     

Формирование умения рисовать круги , ориентируясь на опору в виде круглого листа бумаги.

                                         

Формировать любознательность, наблюдательность, желание

отразить свои впечатления в рисунке.

Познакомить детей с техникой рисования - батиком, с разными способам и создания рисунка на ткани. Научить изображать конкретное дерево с характерными признаками. Продолжать развивать детское изобразительное творчество.

Е. В. Полозова

Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста.

                 

Е. В. Полозова

Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста.

        Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования. Стр. 51

Март

Процарапывание

«Букет для мамы»

Рисование нитками:

«Красивые картинки из разноцветной нитки»

Рисование красками

«Трава на лужайке»

Знакомство с техникой процарапывания. Развивать чувство композиции. Продолжать развивать детское изобразительное творчество.

Знакомство с техникой процарапывания. Закреплять интерес к изображению реальных предметов. Развивать воображение.

                                                                  Познакомить с новым необычным изобразительным материалом.

Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания. Учить аккуратно пользоваться клеем. Научить выкладывать нить точно по нарисованному контуру. Развивать координацию движений, мелкую моторику кистей рук.

Формирование умения рисовать травку, ритмично закрашивая краской нижнюю часть бумаги.

Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Стр. 77

   

     

         Соловьёва О. Необыкновенное рисование. Стр. 18

Е. В. Полозова

Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста.

Апрель

Смешивание цветов:

«Цветик – разноцветик»

«Первые ручейки»

Кляксография:

«Весёлые кляксы»

Рисование методом тычка:                                                                    

                            «Черёмуха»

Закрепить представления детей о цветовом многooбразии, ознакомить

с хроматическими (основными) и ахроматическими цветами. Расширить знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения. Закрепить навык закрашивания внутри контура. Развивать чувственно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

Формирование умения закрашивать весь лист, проводя горизонтальные линии слева направо, продолжать развивать умение правильно держать кисть,

Познакомить с таким способом изображения, как кляксография,

показать ее выразительные возможности.

Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного   изображения, для придания им законченности и сходства

с реальными образами. Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности. Поощрять детское творчество, инициативу.

Воспитывать эстетически - нравственное отношение к природе через изображение ее образа в собственном творчестве.

Расширять знания и представления детей об окружающем мире, познакомить с внешним видом дикорастущей черемухи, ее цветущих веток. Познакомить с техникой рисования тычком.  Формировать чувство композиции и ритма.

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования. Стр. 22

Е. В. Полозова

Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста.

                               Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования. Стр. 28

                                             

                               Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования. Стр. 16

Май

Проступающий рисунок:

«Цветочный хоровод»

Трафарет – распыление:

«Пушистый одуванчик»

«Коврики для кошечки и собачки».

Итоговое занятие (выставка)

                                                         Формирование представления о времени года. обогащать представление детей о растении и его строении, развивать умение различать и называть цвета, чередовать предметы по цвету, величине, форме.

Развивать композиционные навыки, пространственные представления: выделять в рисунке главное и второстепенное.

Научить распылять краску по трафарету. Расширять знания и представления детей об окружающем мире, познакомить с внешним видом одуванчика. Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности. Поощрять детское творчество, инициативу.

                                                 

Учить самостоятельно выбирать готовые формы «коврика», цвета фломастеров. Рисовать линии, точки, круги, закрашивать частично поверхность листа. Продолжать развитие сюжетно – игрового замысла, воспитание у детей доброжелательного отношения к животным, заботы о них.

                 

 

Е. В. Полозова

Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста.

Соловьёва О. Необыкновенное рисование. Стр. 4

                             

«Из детства в отрочество» под редакцией

Т.Н.Дороновой  Стр.287)

Приложение 2.

Игры на развитие творческой активности:

1. Игра «Волшебная капля». Дети рисуют цветными каплями. В данной технике развивается не только воображение, но и закрепляются умения смешивать и различать оттенки цветов.

           2. Игровое упражнение «Простые рисунки". Такие рисунки состоят из контуров геометрических фигур, дуг и прямых.  При их создании не нужно закладывать никакого    определенного значения. Правила игры просты: нужно сказать, что за предмет изображен на рисунке. Чем больше решений, тем лучше.

3. В дидактических играх «Создай картину» и «Угадай картину» учимся различать виды живописи: натюрморт, пейзаж и портрет.

4. «Нарисуй теплую картинку».  Цель: уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; продолжать учить составлять картинку по памяти, используя при раскрашивании теплую гамму.
        Материал: 4 картинки с изображением несложных сюжетов, геометрические формы, встречающиеся на этих картинках, цветные карандаши, фломастеры, листы белой бумаги.
        Правила игры: внимательно рассмотрев не раскрашенную картину-образец, по сигналу педагога перевернуть ее, изобразить на своем листе увиденный сюжет, раскрасить, придерживаясь теплой гаммы.
        Игровые действия: изображение сюжета по памяти, дорисовка мелких деталей, использование нетрадиционных способов рисования для придания индивидуальности своей работе.
        Творческие задания: 
        A) нарисуй «теплый» натюрморт;
        Б) расскажи, что бывает оранжевым (розовым, красным, желтым);
        B) раскрась одежду в теплые цвета. Какие овощи и фрукты бывают такого же цвета?

5. «Кто нарисует больше предметов овальной формы?».  Цель: закрепить умение детей быстро находить сходство овалов, расположенных горизонтально, вертикально или по диагонали, с целыми предметами растительного мира или их частями, дорисовать изображения.
        Материал: карточки с изображениями овалов в разном положении, карандаши цветные и простые, фломастеры, мелки.
        Правила игры: нарисовать овалами не менее 5 изображений растений, раскрасить их соответствующим цветом, комбинируя при этом различный изобразительный материал для полноты сходства с оригиналом.
        Игровые действия: дорисовка по памяти знакомых растений, раскрашивание их в необходимые цвета.

6. «Составь ежа из палочек».  Цель: учить схематично, передавать образ, отвлекаться от второстепенных признаков, передавая основные.
        Материал: счетные палочки, или цветные бумажные полоски, или фломастеры.
        Действия детей: выкладывают изображение палочками или рисуют полочки фломастером, или наклеивают изображение из полосок.

7.«Портреты». Цель: научить детей рисовать голову, используя шаблоны.
        Материалы: лист бумаги с прорисованным овалом лица; картонные шаблоны бровей, глаз, носа, губ, ушей, причесок.
        Действия детей: на листе выкладывают шаблонами голову, обводят, раскрашивают получившийся портрет

8. «Кто играет с нами в прятки».         Цель: учить детей сравнивать цвет, фон рисунка с окраской животных, которая позволяет этим животным быть незаметными на данном фоне.
        Материал: карточки с фоном разного цвета (зеленый, желтый, полосатый, коричневый, белый), фигурки животных (лягушка, ягуар, тигр, белый медведь, заяц-беляк и заяц-русак и т.д.) для проверки правильности выполненного задания, помощи при изображении зверей.
        Правила игры: взять по две карточки разного цвета, назвать животных с похожей окраской; получив фигурку, обвести ее на нужном фоне. Выигрывает тот, кто получит больше фигурок, а также сам нарисует подходящих животных, которых не было у педагога.
        Игровые действия: угадывание «хитрых» животных, рисование их на карточках с соответствующим фоном.

        9. Панно «Праздничная Осень моего села». Цель: передавать настроение праздника с помощью цвета, развивать творческое воображение, формировать навыки совместной деятельности.
        Игровые задания: 

  • Дети вспоминают признаки осени, праздников в городе (деревни); отмечают, как это выражается в цвете.
  • На больших листах бумаги (2-3 листа) «художники» (бригада «художников» выполняют композицию, вырезая изображения из бумаги согласно замыслу); можно использовать и природный материал, готовые формы.
  • «Главные художники» комментируют коллективные работы. Участники игры (жюри) решают, кому присудить первое (второе, третье) место.
  • После игры из сделанных панно может быть подготовлена общая композиция.

        Оборудование: 2-3 листа бумаги для фона, цветная бумага, природный материал, клей, ножницы, кисти, дипломы победителям.

10. «Тепло-холодно». Цель: закреплять представление о цветовом круге.
        Игровые задания: 
        1. Построение с ленточками:
        А) выходят дети с ленточками основного цвета (красного, синего, желтого) и становятся в круг ;
        Б) дети с ленточками дополнительного цвета подходят к ребятам с ленточками основного цвета и берут их за руки, составляя цветовой круг: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый;
        В) между ними становятся дети с ленточками разнообразных оттенков: малиновый, бордовый, салатовый, коричневый и др.
        2. Хоровод цветов (плясовые движения под музыку).
        Оборудование: цветовой круг, разноцветные ленточки, аудиозапись «Мельница», муз. Т.Ломовой; «Дружат дети всей Земли», муз. Д.Львова-Компанейца и др.), вместо ленточек могут быть шапочки с разноцветными полосками (ободочками).

11. Игры на развитие мелкой моторики рук:

1. Самомассаж пальцев и ладоней с помощью шестигранного карандаша.
Карандаш в руках катаю, (Прокатываем карандаш между ладонями)
Между пальчиков верчу. (Прокатываем карандаш между указательным и большим пальцами).
Непременно каждый пальчик (Прокатываем карандаш между большим и средним пальцами)
Быть послушным научу, (Прокатываем между большим и безымянным пальцами, а затем между большим пальцем и мизинцем)
        Упражнение проделывается левой и правой рукой.

        2. Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять» 

Раз, два, три, четыре, пять (Удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая - с большого пальца) 
Вышел дождик погулять. (
Беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук)
Шел неспешно, по привычке, («Шагают» средним) 

 А куда ему спешить? ( указательным пальцами обеих рук по столу)
Вдруг читает на табличке: (Ритмично ударяют)

«По газону не ходить!» ( ладонями, то кулачками по столу)
Дождь вздохнул тихонько: (Часто и ритмично бьют в ладоши)
- Ох! (Один хлопок)
И ушел. (
Ритмичные хлопки по столу) 
Газон засох.

        3. Пальчиковая гимнастика «Рыбка»

Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула, Крошку хлебную взяла.
Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла.

(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.) (Грозят пальчиком) (Медленно сближают ладони.) (Снова изображают, как плывет рыбка.) (Делают хватательное движение обеими руками.) (Снова «плывут».)

        4. Пальчиковая гимнастика «Подарки»

        Дед Мороз принес подарки: Буквари, альбомы, марки, Кукол, мишек и машины, Попугая и пингвина,
Шоколадок полмешка
И пушистого щенка!
Гав! Гав!

(Дети «шагают» пальчиками по столу.)
(На каждое произнесенное название подарка загибают по одному пальчику сначала на правой, потом на левой руке) (Делают из пальчиков правой руки мордочку щенка, согнуты средний и указательный пальчики - «ушки».)

        5. Пальчиковая игра «Я художник».

Я взял бумагу, карандаш, Нарисовал дорогу.

(Поворот ладони левой руки к себе, пальцы вместе - «лист бумаги». Указательный палец правой руки - «карандаш», провести пальцем по левой ладони линию - «дорогу».)

На ней быка изобразил,
А рядом с ним корову.
Направо дом, Налево сад...
В лесу двенадцать кочек.
На ветках яблочки висят,
И дождичек их мочит. Потом поставил стул на стол,
Тянусь как можно выше.
Уф! Свой рисунок приколол -Совсем неплохо вышел!

(Руки сжаты в кулаки, большой палец и мизинец каждой из них слегка оттопыриваются в стороны, показывая рога быка и коровы. Дети произносят:
«My-у!..») (Пальцы складываются домиком.) (Кисти рук скрещиваются в запястьях - «деревьях», шевелить раздвинутыми пальцами-«ветер раскачивает ветки»).
(Указательным пальцемправой руки рисуют кисточкина левой ладони)
(Встряхивание кистей - имитация капель дождя.) (Левая рука сжимается в кулак и кладется на
приподнятую вверх ладонь правой.) (Левый кулак медленно разжимается, пальцы с напряжением тянутся вверх.) (Правая рука разглаживает воображаемый рисунок - поднятую в вертикальном положении левую ладонь. улыбка удовлетворения на лице).

        6. Массаж пальцев «Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять -Вышли пальцы погулять.

(Поочередно соединять пальцы подушечками) (Хлопки в ладоши).

Этот пальчик самый сильный
Самый толстый и большой
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный,
Избалованный он самый.
А мизинчик, хоть и мал,
Очень ловок и удал.
Раз, два, три, четыре, пять -
Вышли пальцы погулять. Погуляли, погуляли
И домой пришли опять

(Поочередный массаж пальцев от основания к ногтю по внешней стороне левой руки (При повторении-правой руки) начиная с большого.)

(Интенсивно растереть кисти. Энергично встряхивать кистями рук.)

        7. Пальчиковая игра «Осенний букет».

Хором.
Раз, два, три, четыре, пять -
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,
Листья тополя
Листья осины,
Листья дуба
Мы соберем
Маме осенний
Букет отнесем
Песню осеннюю
Маме споем
(Сжимаем и разжимаем кулачки.) (Загибать поочередно пальцы: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.). (Сжимать и разжимать кулачки. Вытянуть вперед ладошки)

Приложение №3.

Приёмы нетрадиционного рисования:

Оттиск поролоном

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск смятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

 

Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Тычок жесткой полусухой кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: Весь рисунок состоит из отдельных тычков, которые наносятся кончиком жёсткой кисти (кисть может быть разного размера). Предварительно простым карандашом наносится контур рисунка. Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: Краска наливается в блюдечко. Обмакнём все ладонь или её часть в краску, оставляем отпечаток на бумаге (можно раскрасить ладонь в разные цвета). Ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Скатывание бумаги

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Оттиск поролоном

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск пенопластом

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.

Оттиск смятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Свеча + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Монотипия предметная

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Черно-белый граттаж (грунтованный лист)

Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Кляксография с трубочкой

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков) .

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Вариант 1. Капнуть кляксу на лист бумаги, определить на что похоже, дорисовать недостающие детали.

Вариант 2. Нанести кляксу, приподнимая и наклоняя лист бумаги с растекающейся краской, создавать изображения.

Вариант 3. Нанести кляксу, через соломинку раздувать краску, создавая изображение.

Набрызг (рисование зубной щёткой)

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см) .

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу. Разбрызгивание капель с помощью зубной щётки и стеки. Наберем краску на зубную щётку и быстрыми движениями будем проводить по поверхности щетки, по направлению к себе.

Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Тиснение

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т. д., простой карандаш.

Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев, целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.

Цветной граттаж

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

Монотипия пейзажная

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю – наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Пальцевая живопись (краска наносится пальцами, ладошкой)

В этом случае краска наливается в плоские розетки или в плоские емкости, ставится вода. Правило - каждый палец набирает одну определенную краску. Вымытые пальцы тут же вытираются салфеткой.

Монотипия (отпечатка)

Краска наносится на кусочек: целлофана, бумаги или кусочек стекла и прикладывается к бумаге, на которую наносится изображение и прижимается пальцем. В зависимости от размера пятна от направления растирания получаются различные изображения.

Разновидность «монотипий» - лист бумаги складывается по полам, затем разворачивается, краска наносится на одну половинку листа, после чего лист снова складывается, и изображение получается как бы зеркальное Использовать можно как одну краску, так и несколько. В такой технике можно изображать деревья, цветы, бабочек. Когда краска высохнет, из листа сложенного вдвое можно вырезать бабочку и другое изображение.

Рисование свечой

Рисунок рисуется свечой, но его не видно. Чтобы рисунок стал виден, на весь лист наносится краска. тушь, цветные чернила.  

Рисование на мокрой бумаге.

Лист смачивается водой, а по том кистью или пальцем наносится изображение. Оно получается как бы размытым под дождем или в тумане. Если нужно нарисовать детали, необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску.

Рисунок на мятой бумаге 

Предварительно лист сжимают в комок, потом расправляют и на него наносят рисунок.

Цветные ниточки

Нитки по 25-30 см, сложенные вдвое, обмакивают в разные краски (гуашь, кладут на лист бумаги,  прикрывают другим листом и выдергивают нить.

Трафарет

Вариант 1. Сначала вырежем трафарет. Затем, прижав пальцем к листу бумаги, обведем по контуру частыми и лёгкими прикосновениями тампона.

Вариант 2. Вырежем в центре листа силуэт, приложим лист к другому листу и с помощью тампона «закрасим» силуэт.

Тампонирование

Делаем тампон из марли или кусочка поролона или бумаги. Штемпельная подушка послужит палитрой. Наберём краски и легкими движениями к бумаге будем рисовать что-нибудь лёгкое, воздушное, пушистое…

Печатка

Позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Можно изготовить самим из ластика (нарисовать на нем рисунок и срезать все ненужное).

Штриховка

Простым карандашом наносится набросок, затем его разукрашивают прямыми линиями сверху - вниз, слева - направо…

Рисование солью

Мокрый, ещё не высохший рисунок, посыпается солью (можно манкой).

Батик

Рисование по ткани. Ткань предварительно крахмалится, проглаживается, натягивается на рамку или на коробку из-под конфет, или делается паспарту любой формы. Рисование производится гуашевым и или акварельными красками по намеченному карандашному контуру или спонтанно, без предварительной подготовки.

Расчёсывание краски

Это прием рисования, при котором специальным гребешком, стекой с зубчиками или обыкновенной вилкой проводят по мокрой краске и процарапывают на ней прямые и волнистые линии, длинные или короткие. Это придает объем рисунку и необычную структуру изображаемым объектам.

Каракулеграфия

Если на листе бумаги изобразить какие-нибудь каракули или недорисованный контур предмета, то можно увидеть в них какие-то объекты, постараться их дорисовать, дополнить необходимыми элементами, доводя до восприятия целостности объекта. По сложности

задач, развивающих представление и зрительную память, этот способ обучения наиболее сложный, так как требует определенного уровня развития воображения, опыта, наблюдений.

Шаблонография

Чтобы нарисовать предмет, нужно представить, из каких геометрических форм он состоит. Дети с раннего возраста учатся узнаватьформу в игрушках, в предметах окружающей действительности. С возрастом опыт ребенка становится шире, и он начинает понимать,

что каждый сложный предмет можно изобразить с помощьюп ростых состам яющих: треугольников, кругов, квадратов, овалов, прямоугольников.

Данная техника предполагает обрисовывание заранее приготовленных шаблонов - геометрически х фигур - с целью составить и изобразить отдельны й объект или сюжетную картинку.

Ожившие предметы

Частью любого творческого процесса является умение видеть мир образно, с присущей только ребенку детской непосредственностью,с верой в чудеса на эмоционально-чувственном уровне. Этот способ рисования строится на имеющемся уже изобразительном опыте,умении выражать свое отношение к рисуемому объекту различными способами и выразительными средствами через цвет, линии, передачу характерных поз, мимики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год «Ознакомление детей 4-5 лет с родным краем посредством нетрадиционных техник рисования»

Рисование с помощью нетрадиционных техник является эффективным средством развития не только творческих способностей, но и таких важных качеств личности ребенка как активность, самостоятельность, умени...

Проект "Волшебные ладошки". Нетрадиционные техники рисования.

Цель проекта:Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у воспитанников младшего дошкольного возраста.Развитие художественно-творческих способностей детей посредством использования не...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ “ВОЛШЕБНОЕ РИСОВАНИЕ” (применение нетрадиционных техник рисования на занятиях по художественно-эстетическому развитию в детском саду) для средней группы

Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и т.д. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобраз...

Рисование с использованием нетрадиционных техник рисования "Спасатели Алтайского края"

Закрепляем знания об Алтайском крае, умение рисовать ватными палочками и мятой бумагой....

Презентация проекта "Волшебное творчество" использование нетрадиционных техник рисования в развитие творческих способностей дошкольников

Проект по использованию нетрадиционных техник рисования в развитие творческих способностей докольников...

Краткосрочный проект «Волшебные краски» (нетрадиционные техники рисования)

Работа, проведённая по изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник рисования и материалов показала, что каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью ...

Проект «Волшебная палитра» нетрадиционные техники рисования для детей старшей группы.

                                                 Паспорт проектаТерр...