Семинар-практикум для воспитателей «Эстетическое воспитание дошкольников средствами книжной графики»
учебно-методический материал по рисованию на тему

Быковская Мария Александровна

Цель: раскрыть возможности использования книжных иллюстраций в различных видах деятельности по формированию эстетических представлений у детей дошкольного возраста.

Задачи:

- повышение педагогической компетенции в вопросах эстетического воспитания и художественно-изобразительной деятельности;

- совершенствование навыков работы с различными материалами (уголь, сангина, пастель…);

- изучение поливариантного использования книжной графики в образовательной работе с детьми;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл семинар практикум ИЗО29.78 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей

«Эстетическое воспитание дошкольников средствами книжной графики»

Подготовила: Быковская М.А. воспитатель

ГБОУ школа №1028 корпус3

Цель: раскрыть возможности использования книжных иллюстраций в различных видах деятельности по формированию эстетических представлений у детей дошкольного возраста.

Задачи:

- повышение педагогической компетенции в вопросах эстетического воспитания и художественно-изобразительной деятельности;

- совершенствование навыков работы с различными материалами (уголь, сангина, пастель…);

- изучение поливариантного использования книжной графики в образовательной работе с детьми;

Часть 1. Теоретическая

Эстетическое воспитание является одним из краеугольных камней всего процесса формирования гармоничной личности дошкольника. Ознакомление детей с произведениями искусства в большей или меньшей степени включается в большинство современных программ дошкольного образования, в раздел образовательной области «Художественное творчество».  Наиболее близким и понятным для детей произведением искусства  является книга, с которой каждый ребенок знакомится в раннем возрасте. Книга сочетает в себе целый комплекс видов художественной деятельности: литературная составляющая, художественное решение, полиграфическое тиражирование издания. Несомненно, наибольший интерес для дошкольников представляют именно картинки в книге, которые помогают наполнить литературное содержание богатством красок, образов, характеров. Отечественная иллюстрация к детской книге имеет богатые традиции. Великолепные художники-иллюстраторы со всей серьезностью подошли к этому благородному делу и создали великолепные образцы книжной графики для детей, ставшие эталонами мастерства. Е.Д.Поленова, И.Я.Билибин, А.Н.Бенуа, Г.Н.Нарбут, В.А.Милашевский, В.В.Лебедев, В.М.Конашевич, Е.Н.Чарушин, Е.М. Рачев и др. иллюстировали книги, на которых воспитывалось не одно поколение. Благодаря работе художника иллюстратора, литературное произведение оживает, наполняется цветами, предметами быта, пейзажами сказочного мира. Характеры и эмоции персонажей становятся зримее, понятнее для ребенка. Раз от раза пересматривая полюбившиеся картинки, ребенок заново проживает приключения героев, испытывает сильные чувства, учится сопереживать, сочувствовать, познает новые стороны окружающего мира. Так, Е.А.Флерина писала, что картинка, особенно для детей младшего возраста, является чрезвычайно важным педагогическим материалом, более убедительным и острым, чем слово, благодаря своей реальной зримости.

В дошкольных учреждениях детей знакомят с художественной литературой, но зачастую, недостаточно внимания обращается на художественную иллюстрацию. Она используется в основном как дидактический материал, зачастую акцент делается только на беглое обозначение образа героя и его действия, а также картинка служит опорой для пересказа, в то время как иллюстрация несет в себе высокие художественные образы, дающие ребенку ценностные ориентиры в понятиях красоты, добра и зла, правды и лжи, ответственности за свои поступки. Дошкольники способны воспринимать и чутко улавливать созвучие литературных и художественных образов, стилистику, гармонию всего произведения, получать эстетическое удовольствие от увиденного. Необходимо только направить детское внимание в нужное русло.

Так, проводя систематическую комплексную работу по ознакомлению дошкольников с книжной графикой, можно добиться значительного повышения уровня восприятия детьми художественных образов: научить детей не только видеть общие свойства изображенных предметов, но и сравнивать, анализировать, пополняя накопленный личный опыт новыми впечатлениями, деталями, свойствами. Обсуждая с детьми иллюстрацию, важно не только выделять главные объекты и действия, но и обращать внимание детей на детали, характеризующие героев, окружающую обстановку. Так, часто, цвет, плавность или резкость линий, орнаменты на одежде персонажей говорят о характере героя; элементы окружающей обстановки и костюма подчёркивают время и место происходящего; состояние природы зачастую отражает эмоциональное настроение литературного произведения или остроту происходящего момента, что также бывает проиллюстрировано художником. Важно научить ребенка обращать внимание именно на такие характерные особенности книжной графики.

Учитывая возрастные и психологические особенности восприятия дошкольников, необходимо подбирать доступный для восприятия визуальный материал, который, в то же время, нес бы развивающую и обучающую нагрузку. Книжная иллюстрация должна стимулировать развитие ребенка, пробуждая его творческие способности. Так, предварительной работой к рисованию деревьев или пейзажей с деревьями, может быть знакомство с иллюстрациями художников, использующих различные приемы и стили. Так, ясные и доступные малышам 3 – 4 лет, образы деревьев и трав можно увидеть в рисунках Ю.А. Васнецова, В.М. Конашевича, более сложные по форме, цвету и наполненности характерными особенностями будут иллюстрации Н.А. Устинова, И.Я. Билибина.

Существует несколько видов иллюстраций: научно-познавательная, художественно-образная, документальная. Для реализации задач формирования эстетических представлений у детей, нас в наибольшей степени интересует художественно-образная иллюстрация. Художник иллюстратор показывает облик, пейзажи, сцены, интерьеры, быт и национальную культуру, о которых рассказано в книге. Он создает зрительные параллели словесным образам, при этом не только наделяет зримой формой облик героев, обстановку действия, разворот событий, но и воплощает свое представление о них, которое всегда несет оттенок времени создания и творческой личности автора иллюстраций.

Целенаправленное рассматривание иллюстраций также позволяет пополнить багаж зрительных образов, обогатить изобразительный опыт детей новыми способами изображения знакомых объектов. Также иллюстрации используются в тех случаях, когда необходимо познакомить детей с предметом или явлением, которое затруднительно или невозможно показать в процессе непосредственного восприятия, или в случае уточнения деталей и уточнения представлений после наблюдения. На картине дети имеют возможность увидеть способы передачи образа, движения, настроения. Есть картины, иллюстрации, на которых можно увидеть достаточно простые способы изображения движения, легко понимаемые и принимаемые детьми. В книжных иллюстрациях можно найти доступный способ изображения пространства, земли и неба, реки и моря, способ передачи трехмерного пространства на двухмерной плоскости листа; элементарное построение рисунка с выделением композиционного центра. На разных иллюстрациях к одному и тому же произведению можно увидеть различные способы изображения домов, деревьев, пространства земли, животных, людей, что дает почву для дальнейшего самостоятельного творчества детей.

Однако, большинство педагогов сходятся во мнении, что использовать иллюстративный материал рекомендуется после непосредственных наблюдений, только как прием, переводящий наглядные образы в графические, для пополнения багажа приемов изображения и разрушения сложившихся шаблонов. Нельзя предлагать детям иллюстрацию для перерисовывания, подражания, так как часто дети используют такой путь создания собственной работы на основе готового удачного образа, как наиболее легкий. Во избежание копирования, в методике рекомендуется предлагать детям для ознакомления несколько зрительных образов, а непосредственно перед рисованием убирать картинки, оставляя только опорные схемы и вспомогательные таблицы.

Итак, книжная графика - один из видов изобразительного искусства, средства выразительности которого (линия, форма, цвет, композиция) доступны детям дошкольного возраста. Деятельность по ознакомлению детей с книжной иллюстрацией позволяет решать такие воспитательно-образовательные задачи, как развитие эстетического восприятия, формирование художественного вкуса, пополнение багажа художественных образов и изобразительных приемов, дающих стимул для преодоления стереотипности в рисовании, самостоятельного творчества детей и интереса к искусству.

2. Практическая часть.

- Игровое задание «Найди иллюстрацию»: 

  • которая подойдет к теме «Славянская культура»;
  • которая поможет в обсуждении темы «Эмоции»;
  • которая пополнит багаж образов архитектуры;
  • которая передает движение.

- Упражнение «тоновая растяжка в разных материалах: фломастер, цветной карандаш, сангина, уголь, пастель».

Изучаем свойства сангины, пастели, угля.

Рисунки углем, сангиной, сепией и соусом: способы рисования

  • Рисование боковой поверхностью мелка
  • Растирание пальцем, растушевка. Растушевку можно выполнять как с использованием специальных принадлежностей (конических палочек из прессованной бумаги, каучуковых кистей), так и подручными средствами (ватными палочками, бумажными салфетками или пальцами:)
  • Использование острия мелка (карандаша)
  • Комбинирование одновременно нескольких материалов (нередко к ним добавляется еще и мел)
  • Микс сухого и мокрого способа рисования (для сепии и соуса). Так, сначала выполняется рисунок мокрым способом, а для выделения деталей и текстуры используется сухой способ.

Особенности мягких материалов для рисования:

Выбор бумаги зависит от ваших художественных целей.

Если вы стремитесь к простоте рисунка, то лучше возьмите максимально гладкий лист. А если хотите добиться более сложной структуры, используйте зернистую бумагу (например, акварельную).

Мягкие материалы для рисования поддаются стиранию!

Для стирания и корректировки рисунка лучше использовать клячку. Это очень мягкая резинка тестообразной консистенции (раньше в подобных целях использовали хлебный мякиш). Ее можно мять и отщипывать от нее кусочки нужной формы. Клячка отличается от ластика тем,  что не повреждает бумагу и не размазывает рисунок.

Рисунки мягкими материалами требуют закрепления (лаком для волос, например), однако, в сравнении с пастелью, эти материалы менее сыпучи.

Справка: Слово «сангина» в переводе с латыни означает «кроваво-красный». Сангина - что это такое? Это мягкий материал коричнево-красных оттенков. Карандаши-палочки, чаще всего без какой-либо оправы, в форме круглого или четырехугольного мелка – это и есть сангина. Оксид железа и каолин (белая глина) с небольшим количеством клеящих веществ. Сангина производится в форме небольших удобных мелков с гранями и без них.

Пастель бывает трёх типов — «сухая», масляная и восковая. Масляная пастель производится из пигмента с льняным маслом путём прессовки. Аналогично производится «сухая» пастель, за тем исключением, что не используется масло. Основу замеса восковой пастели составляют воск высшего качества и пигменты. Масляная пастель считается материалом учебным, в то время как её сухой аналог используется как в учебных целях, так и в чисто художественных. В технике «сухой» пастели широко используется приём «растушёвки», что придаёт эффект мягких переходов и нежности цвета.

Существует два основных вида сухой пастели: твёрдая и мягкая. Мягкие пастели состоят в основном из чистого пигмента, с небольшим количеством связующего вещества. Подходят для широких насыщенных штрихов. Твердые пастели реже ломаются, так как содержат большее количество связующего вещества. И прекрасно подходят для рисунка, ведь сторону палочки можно использовать для тона, а кончик для тонких линий и проработки деталей.

Для рисования пастелью нужна фактурная поверхность, которая будет удерживать пигмент. Рисунки пастелью обычно выполняются на цветной бумаге. Тон бумаги подбирается индивидуально, учитывая задачи рисунка. Белая бумага мешает оценить насыщенность главных цветов.

Сепия - мягкий материал более темного коричневого оттенка, чем сангина.

Отличается от сангины тем, что может размываться водой. Встречается светлых и тёмных коричневых оттенков, иногда – красновато-фиолетовых. Слово «сепия» - произошло от названия каракатицы, из чернил которой добывали красящий пигмент.

Соус - самый мягкий из всех мягких материалов, внешне напоминает толстые карандаши или кусочки пластилина. В составе соуса смесь мела, сажи, оксиды железа, клей и каолин. Первые упоминания об этом материале появляются в 18-19 веках. В это же время он приобретает наибольшую популярность. Он считается традиционно русский материалом. 

- Творческое задание: «Образ дерева в различных материалах».

- Изучаем иллюстрации с образами деревьев различных художников, выполненные различными материалами, в различных техниках.

- Творческое задание: создать 2 образа дерева, используя различные материалы.

- Варианты заданий для детей. Раздать заготовки.

3. Рефлексия.

- Какие ощущения, эмоции вызвала затронутая тема?

 - Считаете ли вы ее для себя актуальной?

 - Что вам показалось наиболее интересным на данном семинаре-практикуме?

 - Что вызвало трудности, заставило задуматься?

                                   Спасибо за внимание!

Цветовая растяжка, выполненная различными материалами

Фломастер

Цветной карандаш

Пастель

сухая

Пастель

масляная

Уголь

Сангина

Сепия

Соус

Попробуйте порисовать

кончиком карандаша, плашмя, сделать штрихи и растушевку.

У детей получается, а у вас?

Рекомендации по подбору иллюстративного материала.

Принцип подбора:

· высокохудожественность, реалистичность;

· доступность (содержание и средства художественной выразительности);

· органическая связь с текстом;

· учёт особенностей восприятия, жизненного опыта, интересов детей;

· соответствие иллюстрации жанру, стилю литературного произведения;

· разнообразие по оформлению и манере изображения.

Художники-илюстраторы:

Билибин И.Я., Васнецов Ю.А., Васнецов В.М., Дехтерев Б.А., Ионова Л.И., Конашевич В.М., Кочергин Н.М., Лебедев В.В., Милашевский В.А., Линч П.Дж., Пахомов А.Ф., Рачев Е.М., Савченко А.М., Степанцев Б.П., Сутеев В.В., Устинов Н.А., Чарушин Е.И., Чижиков В.А.

Что порисовать с детьми мягкими материалами:

  1. Лес. Деревья вдалеке растушеваны, деревья и кустарник вблизи – чёткие.
  2. Дорожка к домику. От насыщенного цвета на первом плане к светлому на дальнем плане.
  3. Пушистые зверята с растушевкой или от пятна: зайчик, медведь, котик, кабан, собака и т.п.
  4. Ёжик. Пятна и штрихи.
  5. Глиняные изделия с натуры. Передача фактуры и цвета.
  6. Осенний пейзаж с ветром и дождем. Передача настроения, состояния природы растушевкой, штрихами.
  • Вот что предложили еще коллеги:

____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар- практикум для педагогов " Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников"

Данная разработка позволяет провести обзор  по российским традициям, одежде, вспомнить русские пословицы и т.д....

Выступление на семинаре- практикуме «Федеральные государственные стандарты в воспитании дошкольников » по теме: «Игры в формировании интегративных качеств - активный, любо-знательный и эмоционально отзывчивый»

Выступление на семинаре- практикуме «Федеральные государственные стандарты в воспитании дошкольников » по теме: «Игры в формировании интегративных качеств - активный, любознательный и эмоционально отз...

Семинар – практикум: «Интеграция нравственного и экологического воспитания дошкольников»

Семинар – практикум: «Интеграция нравственного и экологического воспитания дошкольников» В данном материале изложены парциальные программы по экологическому и нравственному воспитанию дошкольников. Ко...

Семинар-практикум "Формы и методы экологического воспитания дошкольников". Справка.

Семинар-практикум "Формы и методы экологического воспитания дошкольников". Справка....

семинар-практикум для педагогов "Нравственные аспекты воспитания дошкольников"

Семинар- практикум для педагогов посвящен вопросан нравственного воспитания.На семинаре воспитателям предлагается через различные формы и методы шире познакомиться с темой.Предлагаются различные упраж...

Семинар-практикум Метод моделирования в эколог. воспитании как средство развития речи дош-ов

Семинар-практикум Метод моделирования в эколог. воспитании как средство развития речи дош-ов...

Семинар - практикум с элементами тренинга. Познавательное развитие дошкольников средствами проектной деятельности.

Инновация - это результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных решений, удовлетворяющих потр...