Статья на тему: «Развитие мелкой моторики дошкольников средствами изобразительной деятельности»
статья по рисованию (младшая, средняя группа) на тему

Трофимова Е.А.

Современные исследования подчеркивают связь изобразительной деятельности с развитием тонких движений пальцев рук. Необходимо находить разнообразные методы развития мелкой моторики у дошкольников, одним из таких направлений является обучение детей средствами изобразительной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Развитие мелкой моторики дошкольников средствами изобразительной деятельности»

Современные исследования подчеркивают связь изобразительной деятельности с развитием тонких движений пальцев рук. Необходимо находить разнообразные методы развития мелкой моторики у дошкольников, одним из таких направлений является обучение детей средствами изобразительной деятельности. В детских садах изобразительная деятельность сводится, в основном к  копированию готовых образцов, дети обучаются новым графическим элементам или образам. Сопровождая изобразительную деятельность речью, целенаправленно развивая двигательные умения, повышается уровень развития мелкой моторики, познавательной активности, усидчивости, аккуратности и пр.

Моторика определяется как совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку.  Она выделяет: общую моторику, тонкую (или мелкую) ручную моторику и артикуляционную моторику. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, мелкой пальцевой моторики.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. К мелкой моторике относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Доказано, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны [1].

Тем самым, развивая мелкую моторику, повышается уровень речевого развития.

Изобразительная деятельность является средством всестороннего развития детей дошкольного возраста. В процессе изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи формируется эстетический художественный вкус; происходит умственное развитие детей, развитие их памяти, мышления, воображения; также происходит обогащение словарного запаса, развитие речи, развитие их моторной деятельности. В процессе изобразительной деятельности, дети овладевают орудийными действиями. Вместе с тем дети усваивают и приемы ручной работы, что способствует развитию мелкой мускулатуры рук, пальцев, делает их более чувствительными, подвижными, ловкими. В процессе изображения как бы непроизвольно развивается зрительно-двигательная координация движений рук и глаз. Результатом этого является совершенствование не только самой изобразительной деятельности, но и ручной умелости, что положительно отражается на развитии речи дошкольников разного возраста.

Изобразительная деятельность относится к продуктивным видам деятельности, так как конечной целью является какой-то продукт [4].

Аппликация, вырезание из бумаги, лепка из пластилина, оригами, бисероплетение и другие виды детского творчества не только развивают ребенка эстетически, но и помогают ему учиться аккуратности и терпению, без которых в школе не обойтись, а также разрабатывают мелкую моторику пальцев, что упрощает обучению письму и способствует формированию правильной и красивой речи.

Занятия по изобразительной деятельности доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. Занимаясь рисованием, дошкольники знакомятся с материалами (бумага, акварель, гуашь, восковые мелки), с их свойствами, приобретают навыки работы с ними. Для развития творчества полезно знакомить детей с разнообразным материалом, техникой изображения, в том числе нетрадиционной (рисование пальчиками, тычком, кляксография, граттаж, монотипия, и другие) [2].

Применение нетрадиционных материалов и техник в изобразительной деятельности, способствует развитию у ребенка тонкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, эстетического восприятия, наблюдательности, эмоциональной отзывчивости; глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений. В процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля [3].

На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник изображения дети  дошкольного возраста получают информацию о разнообразии окружающего мира, у них развиваются воображение, мышление, речь, уточняются представления о цвете, форме и размере предметов и их частей. Поэтому следует шире применять нетрадиционные техники изображения: рисование пальчиками; тычок жесткой полусухой кистью; рисование ватными палочками; рисование печатками и различными предметами; рисование восковыми мелками и свечой; рисование ладошками и из ладошек; печать по трафарету; набрызг; рисование мятой бумагой; рисование пластилином; аппликация из бумажных шариков; кляксография с трубочкой; рисование сыпучим материалом (пшено, манка, скорлупа и т.д.) [1].

 Особый интерес вызывает  нетрадиционная художественная техника изобразительного искусства – пластилинография.  Принцип этой техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Пластилиновая лепка помогает детям развивать не только фантазию, творческое мышление и моторику, но и такие качества внимания как устойчивость и произвольность. Пластилиновая лепка способствует развитию пространственных представлений, мелкой моторики рук, навыков создания композиции [4].

В развитии мелкой моторики детей незаменимо искусство оригами. Занятия оригами способствуют повышению активности, как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями обеих рук. Оригами скрывает в себе огромный развивающий потенциал. Во время создания фигур  оригами у детей развивается воображение, зрительно-моторная координация  движений, тонкая моторика рук, память, пространственное мышление. Занятия оригами способствуют самодисциплине и концентрации внимания  [2].

Таким образом, изобразительная деятельность выступает как необходимое средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста, что в дальнейшем становится необходимым условием успешного обучения письму. Применяя в работе различные традиционные и нетрадиционные материалы и техники изображения, педагог способствует расширению и уточнению представлений детей об окружающем мире.

Использование изобразительной деятельности способствует всестороннему развитию дошкольников, а также благоприятно отражается на развитии речи и мелкой моторики детей.

Список использованной литературы:

  1. Рыжова Н.В. Методика развития навыков изобразительного творчества у детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 160 с.
  2. Саккулина  Н.П.  Рисование  в  дошкольном  детстве  /  Н.П.  Саккулина.  –  М. : ГУМАНИТ, 2009. – 340 с.
  3. Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать?// Дошкольное воспитание-2005, №2, с. 80-87.
  4. Короткова Е.А. Рисование, аппликация, конструирование в детском саду. - Ярославль: Академия развития, 2012.-128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт на тему: "Развитие воображения старших дошкольников средствами изобразительной деятельности".

Цель педагогической работы - развитие воображения детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность....

Статья по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в различных видах изобразительной деятельности"

Развитие и совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста  в различных видах изобразительной деятельности и создание развивающей среды в логопедической группе для обе...

Статья на тему "Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей с ОНР"

Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее значение....

Статья на тему: "Развитие мелкой моторики дошкольников"

С раннего возраста необходимо уделять большое внимания развитию мелкой моторики ребенка. В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше увере...

Статья на тему: «Развитие мелкой моторики дошкольников»

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика?...

Статья на тему: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста по средством пальчиковых игр".

В дошкольном возрасте ребенок изучает и постигает окружающий мир постоянно. Главный метод собирания информации в этом периоде - прикосновения. Ребенок стремится все трогать, гладить, хватать, пр...

Статья на тему:РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ НЕЙРО-ИГР И ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯСРЕДСТВАМИ НЕЙРО-ИГР И ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИЗагуменная Александра Сергеевна, МКДОУ БГО Детский сад №20комбинированного вида,zagu1995199...