Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста "Пейзаж у озера"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Тесакова Евгения Владимировна

Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования пейзажа; показать изобразительные особенности пейзажа; дать понятие о симметрии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_peyzazh_u_ozera.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию

для детей старшего дошкольного возраста

«Пейзаж у озера»

Цель:

- Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства.

- Познакомить с нетрадиционной техникой пейзажа – монотипия, показать её изобразительные особенности, закрепить понятия о симметрии.

- Подвести детей к тому, что пейзаж можно рисовать не только с натуры, но придумывать его самому.

- Развивать умение детей создавать композиции, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом.

Материал:

- Фотоиллюстрация с пейзажем, отражённым в озере;

- Альбомный лист, размер А4, с готовой линией сгиба по вертикали, верхняя часть тонирована голубым цветом (небо), нижняя – синим (вода);

- Акварель; кисть; салфетка.

Предварительная работа:

- индивидуальный тренировочный приём «Что отразилась в моём зеркальце»: детям предлагается ряд подобранных иллюстраций с изображением разнообразных предметов и сезонных пейзажей и зеркало по размеру картинки, которая ставится на её нижний край.

Педагог задаёт ряд наводящих вопросов:

- Что ты видишь в зеркальце? (Точно такую же картинку).

- Что произошло? (картинка отобразилась в зеркале.)

- Похоже ли изображение на иллюстрации на картинку в зеркале? (они одинаковы).

- А чем они отличаются? (изображение в зеркале кверху ногами.)

- Если картинку соединить с зеркалом и посмотреть в оставленную щёлочку, что происходит с рисунками? (Рисунки соединяются).

- Что это вам напоминает? (отражение в воде.)

- Наблюдение за отражения предметов в лужице во время прогулок.

- Чтение сказки Лилиана Муура «Крошка енот и тот, кто сидит в пруду».

Ход.

  1. Организационная часть.

Воспитатель: Ребята, совсем недавно мы с вами познакомились с Крошкой Енотом. Вспомните, что с ним произошло, когда он пошел на пруд ловить раков на ужин?

Дети: Енотик испугался зверька, которого он увидел в воде.

Воспитатель: Верно, вот как это произошло.

Воспитатель зачитывает отрывок сказки.

Воспитатель: Как ы думаете, почему это произошло?

Дети: Енотик никогда не видел себя со стороны и подумал, что в воде живёт другой зверёк. Он стал корчить ему рожицы и видел то же самое, только из воды. И подумал, что тот, другой зверёк, хочет его обидеть.

Воспитатель: Что предложим ему сделать Большой Скунс и Старый Дикобраз?        И что было дальше?

Дети: Взять большой камень и палку, но когда Енотик взглянул в ручей, то он увидел зверька, вооружённого тем же самым.

Воспитатель: А что предложила ему мама Енотиха?

Дети: Подойти к озеру и просто улыбнуться тому, кто сидит в ручье.

Воспитатель зачитывает отрывок из сказки Лилиана Муура «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».

Воспитатель: Почему Крошка Енот перестал бояться того, кто сидит в ручье? И кто на самом деле сидел в пруду?

Дети: Он увидел улыбающегося зверька и сразу перестал бояться его. На самом деле Енотик увидел самого себя, своё отражение в воде.

Воспитатель: Верно, ведь добро всегда побеждает зло.

Воспитатель включает аудиозапись песни, «Улыбка» на музыку В. Шаинского.

Игровое упражнение «Отражение в зеркале».

Дети встают попарно. Им предлагается такая ситуация: один ребёнок смотрит в зеркало, второй является его отражением в зеркале. Первый ребёнок медленно делает любое движение (улыбается, причёсывается, поднимает руки вверх, хлопает в ладоши и т.д.), а второй, стоящий напротив, повторяет зеркально все движения первого.

Затем дети меняются ролями. Группа детей  может выполнять данные упражнения одновременно или попарно, в этом случае остальные дети наблюдают за парой, исполняющей игровое задание. В итоге выбирается пара, действия, которых были наиболее синхронными, слаженными и точными. Упражнение проводится со всей группой детей, что бы они поняли смысл занятий.

Воспитатель: Давайте представим себе, что мы с вами находимся на берегу реки или озера, или просто смотрим в лужицу. В зеркальной глади воды мы увидим отражение всего, что есть на берегу: деревья, облака, дома и т.д., только направлено это будит в противоположную от реальной картины в сторону.

Картинки в лужах.

В лужах – картинки: на первой дом.

Как настоящий, только вверх дном.

Вторая картинка - небо на ней.

Как настоящее, даже синей.

Третья картинка – ветка на ней.

Как настоящая, но зеленей…                 В. Беритов.

Сегодня мы познакомимся с новой техникой изображения, которая имеет сложное название – монотипия. На одну половину листа, красками, поочерёдно наноситься изображение отдельных объектах будущего пейзажа, расположенного около водоёма, после этого лист складывается по линии сгиба и проглаживается, что бы получился отпечаток на другой половине. Но отпечатки на обеих половинках выглядят несколько смазанными и размытыми, как отражение в воде, поэтому следует элементы пейзажа на «берегу» оживить красками, что бы они стали более чёткими и более выразительные.

Воспитатель показывает приём изображения отдельных элементов рисунка в данной техники и предлагает детям придумать пейзаж самим или вспомнить картинку природу, увиденную ранее, и изобразить, используя данную технику.

  1. Практическая часть.
  1. В верхней части листа голубого цвета поэтапно нарисовать гуашью объекты пейзажа: одно или несколько деревьев с листьями (зелёными или разноцветными, в зависимости от времени года), кустарники, горы, дом, солнце, облака, траву и т.д.

Воспитатель: Ребята, а почему в данной технике не изображают зимний пейзаж?

Дети: Вода зимой на реке замерзает.

  1. После изображения каждого объекта сложить лист по линии сгиба, что бы получился отпечаток (отражение) на нижней части листа.
  2. После получения оттиска исходный рисунок оживить красками повторно, что бы он имел более чёткие контуры, чем его отображение на водной глади водоёма. Отображение на воде вновь прокрашивать ненужно, оно остаётся слегка размытым.

Физкультурная минутка «Если весело живётся»

Если весело живётся               -                     Два хлопка в ладоши

Делай так.

Если весело живётся               -                     Два хлопка в ладоши

Хлопай так.

Мы друг другу улыбнёмся.

Если весело живётся.

Хлопай так.

  1. Итог занятия.

Все рассматривают получившиеся пейзажи, воспитатель предлагает детям устроить выставку картин для родителей.

Воспитатель читает стихотворение И. Бунина «На пруде»

Ясным утром на тихом пруде

Резво ласточки реют кругом,

Опускаются к самой воде,

Чуть касаются влаги крылом.

На лету они звонко поют,

А вокруг зеленеют круга,

И стоит, словно зеркала, пруд

Отражая свои берега.

И, как в зеркале, меж тростников

С берегов опрокинулся лес,

И уходит узор облаков

В глубину отражённых небе.

Облака там нижней и белей,

Глубина - бесконечно, светла…

И доносится мерно с полей

Над водой тихий звон из села.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Крошка енот прислал вам подарки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по художественно-эстетическому направлению "Капелька" для детей старшего дошкольного возраста

Программа  по художественно-эстетическому направлению "Капелька"  для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Знаем, помним и чтим».

Конспект образовательной ситуации  по познавательному развитию для  детей старшего дошкольного возраста  «Знаем, помним и чтим».Цели:1.     Закрепить знания детей о ...

ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (РИСОВАНИЕ) ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Организованная образовательная деятельность художественно-эстетической направленности  "Морковка нос, в руке метла, боится солнца и тепла"Цель: учить передавать в рисунке своё отношение к зи...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Воздух - невидимка».

Конспект образовательной деятельности по  познавательному развитию для детей  старшего  дошкольного возраста по теме: «Воздух - невидимка».Цель: развивать познавательные способности дет...

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Культура земледелия"

Конспект  непрерывной  образовательной деятельности  по социально-коммуникативному развитию   для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Культура земледелия"Цел...

Конспект образовательной деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития "Путешествие на необитаемый остров"

Конспект образовательной деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития "Путешествие на необитаемый остров"...