Конспект НОД "Мир природы в работах Г.И.Чорос - Гуркина" с презентацией
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Шенеман Татьяна Анатольевна

Занятие поможет научить детей последовательному изображению пейзажа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Алтай
Филиал №1 «Чебурашка» МДОУ детский сад «Родничок»
Турочакского района с. Турочак

Конспект непосредственно образовательной деятельности

в  старшей группе

«Мир природы в работах Г.И. Чорос – Гуркина»


Шенеман Татьяна Анатольевна,
воспитатель

Турочак, 2016

Интеграция образовательных областей:  художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное, речевое, социально-коммуникативное  развитие.

Цель: обучение умению рисовать пейзаж родной природы Алтая, передавая перспективу или ее элементы.

Задачи:

Обучающие

- дать представления об условиях, в которых работает художник;

- формировать умение рисовать пейзаж, передавая перспективу;

- формировать интерес детей  к творчеству Г.И.Чорос – Гуркина;

- рисовать детали пейзажа, используя нетрадиционные техники рисования.

Развивающие

- развивать наблюдательность, творчество, чувство композиции;

- развивать  мелкие мышцы  пальцев  рук;

- развивать умение подбирать краски путем смешивания на палитре;

- активизировать употребление в своей речи слов: картина, пейзаж, природа, художник.

Воспитывающие

- воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира, любовь к родной природе, родному краю;

- воспитывать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.

Предварительная работа: наблюдение за природой, чтение стихов о природе Горного Алтая, рассматривание репродукций художника. 

Материалы и оборудование:  компьютер, проектор, репродукции художника, аудиозапись. На каждого ребенка: листы белой плотной бумаги, акварель, палитра, кисти, баночки с водой, салфетки, ватные палочки, небольшой комок смятой бумаги.

Структура занятия.

Методы и приемы.

Деятельность воспитателя.

Деятельность детей.

Организационный момент.
Слайд 1

Вопросы



Дид/игра
«Что лишнее»
Слайд 2




Слайд 3


Чтение стихотворения

Сообщение о художнике
Слайд 4

Рассматривание репродукций художника

Слайд 5


Слайд 6

Слайд 7


Индивидуальное рассказывание

Рассматривание и описание  репродукции художника

Слайд 8


Слайд 9


Слайд 10

Слайд 11




Пояснение

Физминутка

Работа с мнемотаблицей

Последовательность  изображения пейзажа.

Слайд 12



Слайд 13


Слайд 14


Пояснение

Пальчиковая гимнастика


Слайд 15


Художественно-продуктивная деятельность детей с опорой на мнемотаблицу

Похвала

Рефлексия

Воспитатель загадывает загадку.
«Кто умеет краской и холстом рассказать нам обо всем?»

- Кто знает, как называется помещение, в котором работает художник?

- Какие предметы нужны для работы художнику?

- Скажите, что здесь лишнее, и не нужно художнику?

(Человеку, какой профессии  нужно?)
- Художники работают в разных жанрах. Вспомним некоторые из них.

- Назовите их.

 Прослушайте стихотворение  и скажите, в каком жанре мы с вами будем работать?

Если видишь на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная равнина, или поле и шалаш,
Обязательно картина называется - …

- Пейзажи  нашего соотечественника Григория Ивановича Чорос-Гуркина удивительны:
в них художник стремится не только точно запечатлеть местность, но и передать её особую духовную красоту, заставить зрителя ощутить дух, почувствовать чистоту, таинственность и особую вдохновенность места.

- Давайте рассмотрим некоторые из них.

- Опишите, что вы видите на репродукции   картины  Г.И.Чорос – Гуркина  «Вид на Белуху»?



- Что видите  на репродукции  картины, которая называется  «Озеро горных духов»?

- А на  репродукции картины  «Горная река»?

- Послушаем Дарину, она расскажет, как говорил о природе нашего края Чорос –Гуркин.

«…Алтай не просто горы, леса, реки, водопады, а живой дух - щедрый, богатый, исполин-великан. Сказочно красив он своей многоцветной одеждой лесов, цветов, трав. Туманы его – прозрачные мысли… Озера – это его глаза, смотрящие на вселенную.
Водопады и реки его – речь и песни о жизни, о красоте земли, гор...»

- Ребята, каким видел Алтай художник?

- Давайте рассмотрим еще одну репродукцию Г.И. Чорос – Гуркина, она называется «Хан Алтай»

-Что изображено на картине?

- Какая здесь природа?

- Почему же  Чорос – Гуркин  назвал картину «Хан Алтай», да потому что Хан – значит главный, величественный, а самая высокая гора на Алтае – Белуха.

- Скажите, какими вы видите горы?

- Величие гор подчеркивают такие символы, как кедр и орел.
- Какой кедр?

- Правильно. Кедр – дерево-символ алтайского народа, символизирующий долгую жизнь.

- Орел – птица, олицетворяющая алтайский народ.

- Каким изобразил художник орла?

- А что может олицетворять белый цвет снега, облаков?

- Хан – это повелитель, хозяин Алтая, а кедр и орел его слуги, которые охраняют  наш край, алтайский народ.

Давайте покажем, какие горы высокие, большие, необъятные.

Покажем орла. Расправим крылья, сделаем гордый вид и будем смотреть зорким глазом.

Встанем как могучий кедр и протянем руки к солнцу, небу.

Опустимся на стульчики, как пушистые, белые облака.

- Давайте вспомним (повторим) все этапы работы над пейзажем

Первый этап.

Выполнение подробного рисунка карандашом тонкими линиями.

Второй этап.

 Прокладка  основного тона неба, леса, земли  и воды. Подбор красок на палитре  путем смешения цветов.

Третий этап.

Завершение работы. Использование разнообразных способов и  приемов при  передаче легкости и пушистости облаков, брызг волн, сильного порыва ветра в ветках деревьев, плотности и материальности строений. Усиление освещенности и цвета одних частей и приглушение других, ослабление контрастов. Достижение красоты целого.

(Можно использовать ватные палочки, чтобы нарисовать ели; комочек смятой бумаги для облаков)

 Раз, два, три, четыре, пять,

 Будем пальчики считать –

 Крепкие, дружные,

 Вот такие нужные.

 На другой руке опять:

 Раз, два, три, четыре, пять!

 Пальчики быстрые,

 Помогают  рисовать.

- Вот так, соблюдая все этапы, сейчас и мы с вами постараемся изобразить природу нашего края.

(Смотреть за выполнением работы, при затруднении помогать советом.)


Анализ работ детей

- Что вы изобразили на своих рисунках?

- С репродукциями  какого художника мы познакомились?



Художник

Мастерская

Мольберт, краски, кисти, палитра.


Врачу, повару, парикмахеру.

Натюрморт, портрет, пейзаж.




Пейзаж


Высокие горы, река, облака…




Озеро, горы, ели, снег, камни…

Горную реку, камни, березы…

Великаном, красивым, щедрым…


Природа

Величественная, чистая, безграничная, загадочная…

Громадными, высокими, скалистыми, снежными…

Могучий, вечно зеленый. Протягивает ветви к солнцу, свету

Огромным, гордым, свободным.

Чистоту, величие, надежду, веру…





Дети выполняют движения


Дети садятся за столы


Пейзаж. Природу.

Чорос-Гуркина


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Художник

Слайд 2

Д/игра « Что лишнее»

Слайд 3

ПОРТРЕТ НАТЮРМОРТ ПЕЙЗАЖ Д/игра «Назови жанр»

Слайд 4

Пейзажи Григория Ивановича Чорос-Гуркина удивительны: в них художник стремится не только точно запечатлеть местность, но и передать её особую духовную красоту, заставить зрителя ощутить дух, почувствовать чистоту, таинственность и особую вдохновенность места.

Слайд 5

«Вид на Белуху»

Слайд 6

«Озеро горных духов»

Слайд 7

«Горная река»

Слайд 12

1 этап Выполнение подробного рисунка карандашом тонкими линиями. Этапы рисования пейзажа

Слайд 13

2 этап Прокладка основного тона неба, леса, земли, воды. Подбор красок на палитре путем смешивания.

Слайд 14

3 этап Завершение работы с использованием разнообразных приемов, средств и способов. Достижения красоты в целом.

Слайд 15

Мнемотаблица для рисования пейзажа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно – экспериментальная деятельность с объектами неживой природы в работе с детьми

Дошкольники уже способны усвоить представления о трёх состояниях воды. Начнём с жидкого состояния воды - она течёт из крана, течёт в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. С этой особен...

КОНСПЕКТ ТЕМА : «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ» КРУЖКОВАЯ РАБОТА СТАРШАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГРУППА

Продолжать уточнять представления детей об экологическом поведении,развивать произвольное внимание,логическое мышление,умение внимательно слушать,отвечать на поставленные вопросы,читать стихи громко,в...

«Воспитание любви к родной природе через работу кружка «Экологическое макетирование»

Главная задача направления моего кружка: воспитать любовь к природе, ко всему, что окружает ребенка, научить видеть красоту разных уголков природы....

Тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с явлениями живой и неживой природы (опытническая работа)

Тематический  план  по ознакомлению детей  старшего дошкольного возраста  с явлениями живой и неживой природы (опытническая работа)...

Конспект НОД "Природа России" и презентация к занятию.

Предлагаю вашему вниманию Конспект НОД  "Россия - Родина моя"  для детей подготовительной группы ДОУ и презентацию  к нему....

Номинация «Естественнонаучная» (живая и неживая природа) тема работы «Воздух вокруг нас»

Номинация «Естественнонаучная» (живая и неживая природа) .Тема работы «Воздух вокруг нас»Оглавление1.Введение2.Основная часть1.Информация по теме.3. Практическая часть1. Экспер...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РАЗВИТИЮ У НИХ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ

В статье затронута одна из актуальных современных проблем – развитие гуманного отношения детей к природе. Здесь рассказано об экологизации воспитательного процесса в ДОУ в настоящее время. Также...