Опытно – экспериментальная деятельность с объектами неживой природы в работе с детьми
методическая разработка (младшая группа) на тему

Дошкольники уже способны усвоить представления о трёх состояниях воды. Начнём с жидкого состояния воды - она течёт из крана, течёт в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. С этой особенностью дети могут ознакомиться в повседневной жизни.
Для уточнения представлений о текучести воды можно провести несложный опыт. Взять два стакана, два - три предмета из твёрдого материала( деревянная ложка, линейка, кубик). Сравнить свойства воды и твёрдых предметов: вода льётся, растекается, а твёрдые предметы сохраняют формы. Узнать, есть ли у воды форма, дети должны самостоятельно, переливая из одних предметов в другие. В конце опыта нужно обобщить результаты экспериментирования: вода меняет форму, принимает форму предмета, в который её наливают.
Можно обратить внимание детей на то, что вода бесцветная, безвкусная, прозрачная без запаха. Взять стакан воды молока, положить рядом лист чёрной бумаги. Так с помощью наглядности дети убедятся, что чистая вода бесцветная.
Чтобы убедиться. Что вода прозрачная, взять банку с водой и набор мелких предметов (пуговицы, металлические пробки, камешки). Опустить предметы в воду и сделать вывод, что чистая вода – прозрачная, а мутная нет.
У воды есть ещё один признак: способность поверхности воды отражать окружающие предметы. В тихий безветренный день подойдите с детьми к любому водоёму или к луже. Рассмотрите, что отражается в воде. Пусть они найдут своё отражение, вспомнят, где они ещё могут увидеть своё отражение. Старшим дошкольникам будет интересно узнать, что в старину, когда не было зеркала, люди рассматривали себя, наклонившись над рекой, бочкой с водой.
Представление о превращении воды в твёрдое и газообразное состояние формируется у детей в процессе наблюдения за выпадением осадков, таянием луж. Дети начинают связывать переход из одного состояния в другое с температурой воздуха: холод-вода замерзает, тепло -тает.
Можно провести несложные опыты: что станет с водой, если её вынести на мороз, что будет со льдом, если его вынести в тёплое помещение. В опытах необходимо продемонстрировать разные условия перехода воды из одного состояния в другое: сравнить время замерзания воды чистой и подкрашенной; сравнить скорость таяния снега, уложенного в стаканы плотно и рыхло, снега и льда, кусочков льда, помещённых в пробирках, опущенных в холодную, тёплую, горячую воду. 
Такие опыты хорошо сочетать с наблюдениями на прогулках. Так, в конце зимы можно предложить детям найти те уголки на участке, которые утром и днём мало освещаются и согреваются солнцем. Наблюдения позволяют сделать вывод о том, как в этих местах будет таять снег: быстро или медленно. Дети убеждаются, что плотный утоптанный снег тает медленнее рыхлого, что грязный, тёмный снег сходит раньше чистого, светлого и т.д.
Дети не всегда называют такие признаки льда. Как блеск, гладкость, твёрдость, хрупкость. Поэтому при ознакомлении их с физическими свойствами льда, снега необходимо последовательно обучать детей действиям по обследованию признаков: погладить поверхность для определения гладкости, притронуться к ним – для выявления температурных особенностей, ударить – для обнаружения прочности или хрупкости.
Многие свойства снега дети усваивают в играх с ним: в тёплую погоду – липкий, тяжёлый (снежные комья), влажный, сырой. В морозную погоду: сухой, пушистый, лёгкий, рассыпается. В тёплую погоду снег идёт хлопьями, в морозную – отдельными снежинками.И ещё одно явление природы, которое помогает одновременно наблюдать и таяние снега, и превращение воды в лёд – это сосульки. Внимание обращается на то, что сосульки образуются с той стороны крыши, где сильнее греет солнце, то есть раньше начинает таять снег.
Ушло солнце, стало холодно, сбежала капелька с крыши, а пока скользила вниз – замёрзла и стала льдинка. Чем больше таких смелых капелек пустилось в путь, тем длиннее выросла сосулька. А почему сосульки падают? Падение связано с её ростом, увеличением массы.
Сложнее всего дать представление о газообразном состоянии воды: туман, пар, тучи, облака.
Представление об испарении можно получить, сделав следующий опыт: взять стакан с горячей водой, накрыть холодным стеклом. Вначале образовался пар на стекле, а потом превращается в капельки воды. Затем подержать стекло над промокательной бумагой- капельки упадут и оставят след.
В повседневной жизни испарение: в аквариуме снизился уровень воды, высохла лужа на участке, поднимается пар из носика чайника. Вернулись с прогулки в сырой одежде – и окна в раздевалке запотели, « заплакали».
Игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольника. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры. Игра сопровождает малышей в течение всего времени пребывания в детском саду.
Обучение детей наиболее успешно осуществляется в игре, поэтому игра является основной формой и содержанием занятий.
На прогулке игры с песком и глиной обогащают представления детей о многообразных качествах и свойствах предметов окружающего мира, об их назначении, использовании, пробуждают познавательную активность и интерес к экспериментированию.
Предлагаю вам познакомить детей с основными свойствами песка и глины – материалов, которые всегда есть под рукой.
Дошкольники могут усвоить следующие знания о свойствах песка: цвет, сыпучесть сухого песка, липкость влажного.
Изменение свойств песка в зависимости от степени его влажности дети определяют в играх: лепится – влажный, рассыпается – сухой. Но эти особенности песка они должны отличать по цвету, влажный песок темнее сухого. Можно познакомить ещё с одним свойством песка: влажный тяжелее сухого. Нужно в одинаковые по размеру ведёрки насыпать сухой и влажный песок, сравнить какое ведёрко тяжелее. Пусть дети попробуют объяснить, почему сухой песок легче влажного, тогда им будет понятно, что ветер разносит лишь сухой песок. Завершить такую работу можно, ознакомив их с иллюстративным материалом о дюнах, пустынях: почему ветер наметает дюны, барханы, выводит волны на просторах пустынь.
Чтобы подвести детей к пониманию того, почему песок пропускает воду, быстро сохнет, познакомьте их со свойствами песка. Для этого потребуется раздаточный материал для каждого ребёнка: маленькая горстка песка на картоне тёмного цвета. Нужно поставить перед детьми познавательную задачу: « Внимательно рассмотри песок и найди как можно больше особенностей у песчинок». Дети вдруг с удивлением обнаружат много интересного: разные по размерам, по цвету, по степени блеска, встречаются прозрачные и непрозрачные. После этого несложно подвести детей к выводу о том, почему песок сыпучий: песчинки не скреплены между собой, рассыпаются по листу.
Понятнее станет детям и причина быстрого высыхания песка: между песчинками есть свободное место, куда проникает ветер, солнечное тепло.
Со свойствами глины целесообразно познакомить детей во время лепки. Дошкольники сразу отметят, что глина мягкая, легко поддаётся воздействию: они мнут в руках кусочек глины, раскатывают его в шарик, колбаску, делают лепёшки, угощение для куклы. Такое свойство называют пластичностью.
Как знакомить детей с особенностями сухой глины? Обычно, когда вылепленные фигурки подсохнут, педагог беседует с детьми о том, кто что лепил, как добился успехов. При этом воспитатель уточняет, что фигурка легко ломается, потому что хрупкая. Можно спросить детей какие ещё хрупкие материалы и предметы им знакомы. Можно предложить ударить по куску сухой глины молотком, сравнить рассыпавшиеся частички с песком. А затем сказать, что означают понятия «хрупкий и сыпучий».
Можно провести занятие на сравнение состава песка и глины. Приготовьте раздаточный материал: поместите на фанеру растолчённую глину и песок. Спросите детей, чем отличаются частички глины и песка, в чём их сходство.
Дети сами увидят отличия: чешуйки глины скреплены между собой, поэтому глину нельзя пересыпать, сырая глина вязкая, липкая, пластичная, в то время как песчинки рассыпаются.
Чтобы познакомить детей с особым свойством глины – не пропускать воду, организуйте игры на участке детского сада. Предложите слепить из глины стаканчик, чашку, миску, а в утрамбованном песке сделайте углубление. Нальём воду и в миску и в углубление. Спросите их почему в глиняной посуде вода держится, а в песке нет.
Интересны детям игры в строительстве запруды в ручейке, дамбы в луже. Иногда идут путём проб и ошибок, часто соединяют глину с камнями, прутьями. Главное - дети убеждаются в том, что песок опускается на дно, а прочную дамбу можно сделать из глины, она не пропускает воду.
Для закрепления и уточнения представлений о глине можно предложить решить логические задачи. «В тёплый летний день дети пошли в лес. Вдруг начался ливень. Дети промокли и заторопились домой. Стали спорить, по какой дороге идти: по короткой , по глинистой или длинной, но песчаной. Все выбрали длинную. Только Серёжа пошёл по короткой. Дети пришли домой, переоделись в сухую одежду, сели обедать – и только тогда появился Серёжа – мокрый, грязный, сердитый. Почему Серёжа так долго добирался до дома? Ведь он пошёл по короткой дороге?»
А какую дорогу выберешь ты в солнечный день, после дождя? Объясни, почему?
Уточнить свойства глины поможет практическая деятельность детей. В каждой группе есть самодельные «продукты» для игры в «магазин». Можно попробовать соединить игру в «магазин» с игрой в «пекарню». В ходе её дети слепят из глины булочки, баранки, буханки, печенье и т.д.
Познакомьте детей с изготовлением глиняной посуды, а затем заинтересуйте игрой в «гончарную мастерскую».
Дети с увлечением лепят глиняные игрушки. А потом открыть «магазин сувениров.
Такие игры развивают творчество дошкольников, а педагогу помогают организовать в интересной и доступной форме процесс познания свойств и качеств распространённых природных материалов.
Так неживая природа становится детям понятнее, ближе, интереснее

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по опытно-экспериментальной деятельности детей с неживой природой

—Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка. Достоинство метода заключается в ...

Проект на тему: «Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы в средней группе

Проект на тему: "Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы в средней группе"...

Проект на тему: «Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы младшей группе».

В возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся устан...

Познавательно-исследовательский проект «Опытно — экспериментальная деятельность по изучению неживой природы (воздух, вода, песок, бумага) в средней группе»

Цель проекта: Создать в группе условия для развития у детей познавательной активности и формирования у детей интереса к исследованию неживой природы с помощью детского экспериментирования. Научить дет...