опытно - экспериментальная деятельность с объектом неживой природы
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Шишова Анастасия Андреевна

Тема: « Удивительные превращения воды»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по развитию опытно - экспериментальной деятельности с объектом неживой природы

(старшая группа 5-6 лет)

Тема: « Удивительные превращения воды»

Цели:        

  1. Познакомить детей с тремя состояниями воды (твердая вода, жидкая, пар).
  2. Закрепить знания о свойствах воды., используя карточки- символы.
  3. Помочь ребёнку раскрыть причину наблюдаемого явления с помощью опытов.
  4. Рассказать о значении круговорота воды в природе.
  5. Развивать логическое мышление, творческое воображение, интерес к экспериментальной деятельности.

Оборудование: лёд, блюдца и стаканы с водой по кол-ву детей, чайник, стекло, схема круговорота воды в природе.

Воспитатель: Ребята, сначала давайте поприветствуем друг друга добрыми улыбками!

- Ребята, мы сегодня будем говорить о самом необходимом и удивительном веществе на Земле-воде. Читает стихотворение.

В природе путешествует вода

Она не исчезает никогда

То в снег превратится, то в лёд

Растает и снова в поход.

По горным вершинам, широким долинам

Вдруг в небо взовьётся,

Дождём обернётся,

Вокруг оглянитесь, в природу вглядитесь.

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебная вода!

  • Д/упражнение «Расскажи про воду».

Дети по очереди достают карточки - символы и расставляют их.

Воспитатель поясняет ответы детей.

- Вода жидкость, она не имеет цвета, вкуса, не имеет определённой формы. Вот видите, вода – простое , на очень загадочное вещество. Вот послушайте сказку: Жила-была на свете Матушка - Водица. У неё была большая семья: сыновья- Туман, дождь, Снег, Лёд и дочери: Роса и Снежинки Все они любили разные времена года: весну, зиму, лето, осень. А как вы думаете, как зовут детей Матушки Водицы, которые любят зиму?

Дети. Снег, лёд. Давайте познакомимся со льдом.

  • Опыт «Лёд- это твёрдая вода»

1.Кусочки льда положить на блюдце, предложить детям потрогать их, понюхать. Что можно сказать о льде?

Ответы: Лёд холодный, скользкий, без запаха.

2. Предложить посмотреть на картинку сквозь лёд

Картинку видим, значит лёд прозрачный.

3. Опускаем лёд в воду: лёд плавает, значит, он легче воды.

4. Понаблюдать, что происходит со льдом на блюдце.

Вывод: в тепле лёд тает и превращается снова в воду. А где встречается вода?

Ответы: в лужах, в реках, в море, снег, дождь.

- А как называется частичка воды?- Капелька.

  • Игра «Волшебные капельки»

Мы с вами капельки (дети свободно располагаются по комнате)

Капельки встречаются друг с другом и получается ручеёк

(дети берутся парами).

Ручеёк впадает в море (большой круг).

Наш круг может менять форму, как и вода (круг вытягивается в овал)

- А теперь представьте, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту. Что будет происходить? Вода будет нагреваться. Каждый из вас -частичка воды. Ваши ладошки уже такие горячие, что вам уже больно держать друг друга за руки. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активно двигаться (дети двигаются по группе)- каждый из вас стал частичкой пара. А теперь вас замораживают. Вам становится холодно. Что вы в этом случае делаете? Надо встать поближе друг к другу, обнять друг друга, чтоб стало теплее. Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частички льда. Мы с вами, как частички воды, но каждый раз мы соединялись по-разному. Расскажите, как связаны частички воды друг с другом?

После рассказов педагог делает выводы вместе с детьми:

1. Вода в виде пара: связи между частичками нет, каждая движется сама по себе.

2. В жидком состоянии связи между частичками более сильные, но они очень гибкие, поэтому вода не имеет своей формы.

3. Вода- в твёрдом состоянии, её частички прочно связаны друг с другом: вода в твёрдом состоянии- это лёд.

Воспитатель. - Ребята, вода может быть не только твердым веществом и жидкостью, а может быть газом и паром.

  • Опыт «Вода превращается в пар»

Чайник с водой закипает, вода превращается в пар. Подносим стёклышко, оно запотевает. Это означает, что под действием воздуха частички пара снова превращаются в капельки воды.

- Вот так в природе и образуется дождик: холодный воздух поднимается кверху, собираясь в капельки, капельки собираются в большие дождевые тучи. Когда тучи становятся тяжёлыми, они проливаются дождём на землю, но это летом, когда тепло, а зимой, вода, поднимаясь, превращается в снежинки, иней и так выпадает снег. А весной, когда становится тепло, снег тает, опять образуется вода. На улице весной мы наблюдаем много ручьёв и луж. Так происходит круговорот воды в природе и вода в водоёмах никогда не кончается и вода переходит из одного состояния в другое под действием тёплого или холодного воздуха.

  • Показ презентации «Круговорот воды в природе»

Самоанализ занятия по развитию опытно - экспериментальной деятельности с объектом неживой природы

(старшая группа 5-6 лет)

Тема: « Удивительные превращения воды»

       При выборе занятия и материалов к нему я опиралась на основные принципы дидактики, которые лежат в основе образовательной программы ДОУ, учитывала возрастные особенности детей и уровни их развития. В ходе моего занятия была произведена интеграция следующих образовательных областей: познавательная, социально-коммуникативная, художестенно-эстетическая и физическая.

Цели:        

1.        Познакомить детей с тремя состояниями воды (твердая вода, жидкая, пар).

2.        Закрепить знания о свойствах воды., используя карточки- символы.

3.        Помочь ребёнку раскрыть причину наблюдаемого явления с помощью опытов.

4.        Рассказать о значении круговорота воды в природе.

5.        Развивать логическое мышление, творческое воображение, интерес к экспериментальной деятельности.

Структура занятия соответствовала поставленным задачам. Оно построено в логической последовательности и взаимосвязи частей занятия. Целесообразно разделила время по всем частям занятия. Оборудование использовала рационально. Темп занятия был выбран оптимально. Я обеспечивала доступность и научность информации. Объем предложенного материала был достаточным для усвоения детьми, соответствовал возрастным возможностям детей. Мною был выбран темп речи – умеренный. Материал излагала эмоционально. Сумела организовать межличностное общение.

Были продуманы условия:

1. В группе проветрено, чисто.

2. Продумано размещение детей, расставлено оборудование.

3. Подготовлен соответствующий материал для совместной продуктивной деятельности.

С детьми была проведена предварительная работа:

1) Чтение рассказов и сказок о зиме и зимних забавах.

2) Перессказывание рассказов и сказок о зиме и зимних забавах.

3) Составление рассказов по сюжетной картине с помощью вопросов воспитателя.

4) Составление рассказов по серии сюжетных картинок.

5) Отгадывание загадок.

Технология построения моего занятия с точки зрения деятельностного подхода состоит из следующих аспектов. Занятие проходило в несколько этапов. Положительный психологический настрой был создан в начале занятия, в процессе которого дети приветствовали друг драгу добрыми улыбками.

Первая часть занятия содержала стихотворение о воде, которое подготовило детей к теме занятия, и организовало их произвольное, направленное внимание на дидактическое упражнение «Расскажи про воду». Применяя такой прием, я развивала у детей умение осмысливать предметы и явления окружающей действительности, учила детей осознавать преобразование объектов во времени. На данном этапе были обобщены знания детей о том, что вода нужна всем, без воды никому на свете не прожить. Представила воду во всех её состояниях  (снег, лёд, град и т.д.).

Вторая часть строилась в основном на использовании всех групп методов: личностных, метопредметных, предметных, регулятивных. На этапе получения новых знаний дети закрепляли известные им и знакомились с новыми свойствами и качествами объектов неживой природы, учились их сравнивать, находили похожие, общие признаки. Происходило расширение объема знаний и представлений о свойствах и качествах воды.

Во время динамической паузы мы продолжали работу по упражнению детей в подборе похожих по определенному признаку объектов, связанных с темой занятия: дети двигались и отвечали на вопросы. Они упражнялись в умении работать по образцу, слушать взрослого, выполнять его инструкции. На этапе практического применения полученных знаний и умений дети проводили опыты, старались выполнять инструкции, формировали навыки самоконтроля при оценке своих выводов. Они взаимодействовали с другими детьми: помогали, договаривали, дополняли друг друга.

В третьей заключительной части прошло обсуждение, объяснение выводов по опытам и оценок, в соответствии с выполнением и инструкцией воспитателя. Дети демонстрировали осознание себя, как участников творческого процесса, сформированность навыков самооценки. Развитию любознательности и активности, заинтересованности и концентрации внимания способствовала обширная наглядность, быстрая смена заданий и упражнений, что не давало детям возможности отвлекаться и уставать. Несмотря на насыщенность занятия оно продолжалось 30 минут. Использовала здоровьесберегающие методики: смена статичных и динамичных поз, подвижная игра речевого характера. В процессе занятия реализовался принцип индивидуально-дифференцированного подхода на основе интеграции образовательных областей «познавательное развитие » (расширение знаний о лабораториях, проведение опытов с водой, «коммуникация» (дети упражнялись в речевом общении, взаимодействии со сверстниками и воспитателем, отвечали на вопросы, умении договариваться,  «физическое развитие» (физкультминутка).

На занятии соблюдался главный принцип деятельностного подхода – принцип психологической комфортности. В результате цель занятия была достигнута, задачи решены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по опытно-экспериментальной деятельности детей с неживой природой

—Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка. Достоинство метода заключается в ...

Проект на тему: «Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы в средней группе

Проект на тему: "Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы в средней группе"...

Проект на тему: «Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы младшей группе».

В возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся устан...

Познавательно-исследовательский проект «Опытно — экспериментальная деятельность по изучению неживой природы (воздух, вода, песок, бумага) в средней группе»

Цель проекта: Создать в группе условия для развития у детей познавательной активности и формирования у детей интереса к исследованию неживой природы с помощью детского экспериментирования. Научить дет...

Опытно – экспериментальная деятельность с объектами неживой природы в работе с детьми

Дошкольники уже способны усвоить представления о трёх состояниях воды. Начнём с жидкого состояния воды - она течёт из крана, течёт в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. С этой особен...