Главные вкладки

    «Роль народно-прикладного искусства Подмосковья в развитии творчества детей»
    статья по рисованию на тему

    Веселова Наталья Александровна

    Народное искусство - этот как незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

    Народное декоративно - прикладное искусство должно найти большее отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Роль народно-прикладного искусства Подмосковья в развитии творчества детей»

    Веселова Наталья Александровна, воспитатель,

    МДОУ-детский сад №29 «Пчёлка», г. Серпухов

    Культуру России, родного края невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует их моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является первоосновой профессионального искусства. Источником творчества народного мастера является родная природа, окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни. Быт и произведения народа дети узнают как рассматривая посуду, предметы утвари, играя с народными игрушками, так и получают возможность самим попробовать создавать узоры и маленькие произведения искусства в процессе их самостоятельного творения.

    В чем же актуальность данной темы - прежде всего, воспитание гражданина и патриота, знающего Родину. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребенок обязан впитывать культуру своего народа. Народное искусство - этот как незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Народное декоративно - прикладное искусство должно найти большее отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей, Необходимо дать возможность выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений растущего поколения. Предоставить детям возможность знать истоки национальной культуры и искусства.

    Народное искусство, как искусство вообще многофункционально и одна из функций - воспитательная, Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка ( простота, завершенность формы, обобщенность образа ), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему. В строгости воспитывались крестьянские дети, но и порадовать их игрушкой родители не забывали. Это тоже традиционно для уклада народной жизни, где каждой вещи свое место, каждому делу свой срок, старости уважение и почет, младости заботу и ласку.

    В народно - прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает излишней детализации, не сохраняет целостность, законченность образа. Говоря о народном искусстве, Н.П. Сакулина писала: «Народное декоративное искусство отвечает интересам детей дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений». Если эстетическое восприятие предметов и явлений, изделий народных мастеров осуществляется педагогом с включением эстетических оценок, объяснением того, что делает предмет, изделие созданное ребенком красивым, то дети постепенно начинают понимать красоту окружающего и давать развернутую оценку предметов деятельности, произведениям искусства. Чтобы сформировать такую оценку, необходимо постоянно обращать внимание детей на красоту окружающих их предметов и явлений, дающих богатый материал для творческой фантазии и взрослому, и ребенку. Основные задачи:

    • познакомить детей с народными росписями Подмосковья;
    • показать их красоту, многообразие, особенности;
    • вызвать у детей чувство радости;
    • вызвать желание не только рассматривать созданные народными мастерами узоры, но и научить воспроизводить их;
    • научить создавать свои композиции на материале народного искусства.

    В свою очередь я решила уделить особое внимание ознакомлению с Промыслами Подмосковья, наряду с народными промыслами России. Чтобы дети имели конкретное представление о родном крае, в котором они живут, о подмосковных мастерах Жостово, Загорска, Павлово - Посада, Гжели, Богородска, Дулева. Свою работу я начала с младшего дошкольного возраста. В каждой возрастной группе задачи по ознакомлению с промыслами усложняются, информация дается с постепенным увеличением объема знаний и умений.

    Вся  воспитательно - образовательная работа осуществляется в непрерывной образовательной деятельности, в играх, на праздниках, развлечениях в самостоятельной деятельности детей. Создание условий способствует развитию декоративно - прикладной деятельности, которая тесно связана с занятиями рисованием, лепкой, аппликацией, где дети получают разнообразные знания и умения. У них развиваются художественные способности - творческое воображение, эмоциональная отзывчивость. Поисковый характер деятельности способствует развитию инициативы и самостоятельности.

    Не один вид деятельности в обучении нельзя себе представить без дидактического материала, именно в процессе дидактической игры дети учились составлять узоры и орнаменты из основных элементов промысла, проявляли творчество и фантазию в играх «Составь узор», «Украсим предмет», «Город мастеров» и др.

    Так же в работе с детьми по теме используются творческие задания - одно из них - составление натюрморта на основе использования изделий народных промыслов, что дает возможность для развития у детей чувства композиции, цвета, симметрии, вкуса, многообразии красок, На слайде показаны композиции, при составлении которых учитывались сочетание всех особенностей составления натюрморта. Необходимо было учитывать колорит узора, элементы и их сочетание с другими предметами и фоном. В данных натюрмортах были использованы промыслы Подмосковья.

    В современных условиях воспитания и развития  дошкольников, ознакомление с промыслами народных мастеров имеет под собой благоприятную почву в осуществлении данных требований, - одно из них - проектирование деятельности с детьми.   Дети, знакомясь с предметом, узнают историю его возникновения, процесс изготовления, материалы из которых он сделан, особенности росписи, основные цвета  и элементы, экспериментируют,  исследуют, рисуют, лепят, сами работают с различными материалами. Все это происходит в совместной деятельности  со взрослыми и сверстниками, что позволяет развивать творчество маленьких исследователей. Только творческая и позитивная деятельность помогает человеку развиваться и познавать все интересное вокруг нас.

    Список используемой литературы и интернет ресурсов:

    1. Алексахин Н.Н. Голубая сказка. Москва. Народное образование, 1996.
    2. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Москва. Просвещение, 1998.
    3. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Москва. Просвещение, 2008.
    4. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. Москва. Педагогика, 1983.
    5. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Москва. Просвещение, 1985.
    6. Русское народное декоративно-прикладное искусство в детском саду, пособие для воспитателей детских садов. Москва. Советский художник, 1973.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль музыкального руководителя в развитии творчества детей

    о деятельности музыкального руководителя...

    Влияние различных видов искусств на развитие творчества детей дошкольного возраста

    Воспитателя МБДОУ д/с №56«Гусельки» г.ТамбовДудова Е.А.        Влияние различных видов искусств на развитие творчества детейдошкольного возрастаИзобразите...

    Роль музыкального руководителя в развитии творчества детей в образовательно – воспитательном процессе

    Роль музыкального руководителя в развитии творчества детей в образовательно – воспитательном процессе...

    Развитие творчества детей посредством декоративного искусства

    Развитие творчества детей посредством декоративного искусства...

    Роль народно-прикладного творчества в становлении ребенка как личности.

    Статья раскрывает роль художественно-эстетического развития в формировании общечеловеческих, духовных ценностей у детей дошкольного возраста....

    Методическая разработка на тему:"Роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом развитии детей дошкольного возраста"

    Роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом развитии детей дошкольного возраста...