Главные вкладки

    Роль народно-прикладного творчества в становлении ребенка как личности.
    статья на тему

    Громилина Людмила Владимировна

    Статья раскрывает роль художественно-эстетического развития в формировании общечеловеческих, духовных ценностей у детей дошкольного возраста.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Громилина Людмила Владимировна

    воспитатель

    ГБОУ ООШ №21 структурное подразделение

    «Детский сад «Дружная семейка»

    г. Новокуйбышевск, Самарская область

                                   Кухарева Мария Владимировна

    воспитатель

    ГБОУ ООШ №21 структурное подразделение

    «Детский сад «Дружная семейка»

    г. Новокуйбышевск, Самарская область

    Морозова Мария Александровна

    воспитатель

    ГБОУ ООШ №21 структурное подразделение

    «Детский сад «Дружная семейка»

    г. Новокуйбышевск, Самарская область

    Роль народно-прикладного творчества в становлении ребенка как личности.

    Аннотация: Статья раскрывает роль художественно-эстетического развития в формировании общечеловеческих, духовных ценностей у детей дошкольного возраста.

    Ключевые слова: «пространство социума», этнорегиональные связи.

    В связи с современными социокультурными потребностями общества возникли новые проблемы гражданского, духовного, нравственного, обеспечивающих развитие стран и народов, культуры и духовности, образование считается ключевым компонентом, к качеству которого предъявляются серьезные требования. Особую актуальность в последнее время приобретает проблема эстетического воспитания подрастающего поколения, возрождение традиций культуры народов Российской Федерации, особенности традиций разных видов народного творчества. Общественно-политические изменения, произошедшие за последние годы в нашей стране, выдвинули новые требования к образованию и воспитанию подрастающего поколения. Глобальной задачей в современном мире является создание единого европейского пространства.

    Важнейшей функцией отечественного образования является сохранение, воспроизводство и развитие культуры общечеловеческой (классической), этнической (региональной и национальной), где формируется образ человека культуры, его родовые культурные качества. Сегодня в условиях становления системы образования художественно-эстетическое воспитание детей приобретает особую роль. Это обусловлено как историческими обстоятельствами, так и требованиями современной жизни.

    Содержание образовательно-воспитательного процесса необходимо направлять на освоение дошкольников приоритетных направлений базовой культуры – культуры жизненного самоопределения; нравственной культуры; интеллектуальной, экологической, физической и художественной культуры в «целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства».

    Основным условием культурно-личностного творческого развития детей является активное включение их во все виды деятельности – от исполнительской до творческой. Результат процесса обучения (знания, умения, практический опыт творчества) направлены на преобразование и улучшение социальной среды воспитанников, так как формирование творческой личности возможно лишь в процессе творческой деятельности. Искусство является способом практически-духовного освоения мира, образной моделью человеческой жизнедеятельности. Художественно-творческая деятельность в известном смысле рассматривается как модель творческого процесса вообще. На всех возрастных этапах она выступает как особая форма духовно-практической деятельности, в которой происходит эмоционально-ценностное самоопределение человека, важнейшим средством приобщения его к общечеловеческим духовным ценностям через собственный опыт.

    На формирование ребенка влияет жизнь общества, «пространство социума», культурное пространство народа и этноса, природа. Каждый ребенок, как и взрослый человек – «это личность, тысячами нитей связанная со своим временем, со своей ближней и дальней средой, с народом, к которому он принадлежит, с человечеством; - это индивидуальность со своим видением мира, места человека в этом мире, со своей единой внутренней жизнью» .

     Каждый народ через искусство создает свой образ мира, образ, обладающий внутренней цельностью и нравственной, духовной устойчивостью. В связи с этим «всякое произведение искусства есть художественно-образная модель мира, в которой отражаются актуальные грани, части, аспекты мира и его основных элементов: человека, общества, цивилизации, природы» . Каждый отдельный художественный образ – «это клеточка единого организма – художественного образа мира». Важнейшей функцией эстетического воспитания и художественно-эстетической деятельности детей является развитие у них образного мышления. «В художественном образе как форме мышления, - писал Герасимов А.С., - сосредоточена огромная информация о природе, обществе, отношениях, истории, научных знаниях. С помощью образов-представлений осуществляется не только мышление, но и хранение информации» .

    Народно-прикладное творчество является универсальным средством формирования и развития художественно-творческих способностей, образного мышления, эмоциональной сферы, эстетического сознания личности. Изучая произведения народного декоративно-прикладного искусства, мы узнаем об истории их создания, можем реконструировать социально-историческую и культурную среду, в которой они были созданы, задуматься о том, какие национальные и (или) этнорегиональные связи и специфика. Народно-прикладное творчество имеет свои великие традиции, преисполненные вкуса, восходящего к народному искусству.

    Мы должны помнить, что перед нами всегда стояла и стоит задача сохранить все обретенное на протяжении веков богатство культуры, заключенное и в духовном развитии личности. Корни искусства (в том числе и декоративно-прикладного) «находятся не в нем самом, а в современном ему обществе и возрождение или упадок его есть возрождение или упадок прежде всего самого общества» .

    Особый пласт духовности гражданина России составляют общенациональные ценности, изучение которых поможет в сфере воспитания национального самосознания у подрастающего поколения. Еще К.Д. Ушинский писал: «Самое резкое, наиболее бросающееся в глаза отличие западного воспитания от нашего состоит в том, что человек западный, не только образованный, но даже полуобразованный, всегда всего более и всего ближе знаком со своим отечеством: с родным ему языком, литературой, историей, географией, статистикой, политическими отношениями и т.д., а русский человек всего менее знаком именно с тем, что всего ему ближе, со своей Родиной и со всем, что к ней относится».  Использование традиций народно-прикладного творчества – это не возвращение назад. Каждым отдельным художником «все» постигается через «себя», и определяет собой как подход к эстетическому наследию прошлого, так и те требования, которые предъявляются к искусству современному» .

    Для эффективной методики развития и художественно-эстетического воспитания средствами народно-прикладного творчества предполагает следующие педагогические условия:

    - раскрытие роли народно-прикладного творчества в современной теории и практике художественно-эстетического, воспитания при выделении регионального компонента образования;

    - учет возрастных и индивидуальных особенностей, закономерностей художественно-творческого развития детей.

    Поэтому для формирующейся личности особую важность приобретают:

    - готовность к продуктивной творческой деятельности;

    - социальной адаптации;

    - способность легко ориентироваться в решении творческих задач;

    - национальное самосознание.

    Именно эти качества необходимо формировать в процессе обучения и воспитания дошкольников. Поэтому активизация внимания к национальным традициям в культуре и искусстве, использование их в процессе эстетического воспитания приобретает особую актуальность.

    Народно-прикладное творчество, способствующие формированию эстетического отношения к действительности, это отношение является устойчивым качеством общения с прекрасным, в умении чувствовать, понимать, оценивать, создавать.

    В настоящее время в педагогических исследованиях проблема народно-прикладного творчества рассматривается как одна из форм приобщения детей к мировой, национальной и региональной культуре.

    Актуальность изучения народного творчества как средства эстетического воспитания усиливается в связи с необходимостью сглаживания возникших межнациональных противоречий. Эстетическое воспитание, приобщение детей к творчеству - надежный путь формирования человека высокой нравственности и культуры.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта "Роль музыкально-дидактических игр в становлении ребенка"

    Игра    развивает      индивидуальность; играя,   ребёнок  учится   воспроизводить свои впечатления и идеи,  поэтому игра –могущес...

    Роль семьи в развитии и становлении личности ребенка

    Роль семьи в развитии и становлении личности ребенка...

    Роль изобразительного творчества в становлении ребенка как личности

    Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.  Наиболее эффективным средством её решения  является  изобразительная деят...

    «Роль народно-прикладного искусства Подмосковья в развитии творчества детей»

    Народное искусство - этот как незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.Народное декоративно - прикладное искусство должно найти большее отраж...

    Статья "Роль межполушарного развития в процессе становления личности ребенка"

    Постоянно увеличивающийся объём информации и темп жизни привели нас к тому, что иногда мы (воспитатели, учителя) просто разводим руками. Мы не знаем, какие методы ещё применить, чтобы научить ребёнка....

    "Роль малых фольклорных форм в становлении личности и развитии речи ребенка, через знакомство с семейными традициями. обычаями, укладом"

    Формирование личности дошкольников в семье будет эффективным, если: воспитание опирается на традиции народа, используется личный пример родителей по соблюдению семейных традиций, соблюдается преемстве...

    Консультация «Роль семьи в психическом развитии, становлении личности социализации ребенка дошкольного возраста»

    laquo;Роль семьи в психическом развитии, становлении личности социализации ребенка дошкольного возраста»...