Картотека дидактических игр в художественный уголок
картотека по рисованию (старшая, подготовительная группа) на тему
Дидактические игры для развития творческих способностей.
Дидактические игры по ознакомлению с жанрами: натюрморт, портрет, пейзаж, с живописью графикой, декоративно – прикладным искусством, архитектурой; с цветами и их оттенками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры для развития творческих способностей.
Дидактические игры по ознакомлению с жанрами: натюрморт, портрет, пейзаж, с живописью графикой, декоративно – прикладным искусством, архитектурой; с цветами и их оттенками.
1. «Попрыгаем как...»
Выбирают водящего. Остальные игроки делятся на две команды и строятся в две шеренги по одному за линией старта. По сигналу начинается игра. Участники должны по очереди про прыгать всю дистанцию как:
- кенгуру
- лягушка
- воробей
ни в коем случае нельзя переходить на другой вид прыжков. Ошибившийся выбывает из игры или с команды снимаются очки. Побеждают набравшие больше очков.
2. «Выразительные движения»
Делятся на две команды. Из одной выходит игрок и пытается лишь одними движениями показать разные эмоции:
- радость
- испуг
- злость
- удивление
вторая команда должна угадать, что было изображено.
3. «Перенести стул»
Игроки выполняют следующее задание - перенести с места на место стул:
- как будто это мешок с золотом
- как будто это наполненный до краёв чан с водой
- как будто игрок идёт по минному полю
4. «Сиамские близнецы»
Сиамские близнецы - это два человека, некоторые части тела у которых общие. Игрокам предлагается разбиться на пары и стать такими близнецами: свободными должны остаться правая рука одного и левая другого. После этого они должны на время выполнить простые задания:
- зажечь свечу с помощью спичек
- вдеть нитку в иголку
- завязать шнурок на ботинке.
Побеждает пара, которая смогла это сделать быстрее остальных.
5. «Привет!»
Всем известно, что слово "привет" можно заменять жестами - пожать руку, снять шляпу, даже потереться носами. Участникам предлагается поздороваться жестами, которые могли бы быть у туземцев:
- племени людоедов Уху-ху
- племени прыгающих дикарей Ай-яй-яй
- племени танцующих дикарей Ля-ля-ля
6. «Взаправдашнее падение»
Здесь каждому участнику игры предлагается выполнить простое задание - упасть словно:
- он поскользнулся на банановой кожуре
- его ранили в грудь
- его ударило током
7. «Галерея неудачников»
Выбирают водящего, который даёт остальным участникам задание изобразить, замерев на месте:
- вратаря, поймавшего шайбу зубами
- гимнаста, забывшего выйти из пируэта
- метателя диска, который по ошибке метнул бумеранг.
В итоге получится целая галерея с названием "жертвы спорта". Водящий выбирает победителя.
8. «Выразительная походка»
Походка человека может многое сказать о её владельце. Здесь участника просят изобразить походку человека, который
- оказался совсем один ночью в глухом лесу,
- купил себе ботинки на размер меньше,
- со всей силы пнул коробку, а в ней оказался кирпич.
Остальные должны угадать изображаемую ситуацию.
9. «Живой прибор»
Это игра выявляет талант к пародированию. Суть - как можно точнее изобразить бытовые приборы:
- утюг,
- будильник,
- телефон.
Остальные должны угадать.
10. «Новое применение»
Все знают, для чего нужна кастрюля – в ней варят суп. Но у кастрюли могут быть и другие применения, например, из кастрюли можно сделать аквариум или из нее может получиться отличный шлем.
Предложите детям найти новое применение для скатерти или зубной щетки, столовой ложки, носового платка и т.д.
11. «Камушки»
Для этой игры нарисуйте морской берег (ваши художественные способности не имеют никакого значения: это может быть просто полоска желтого цвета – песок и полоска синего – вода).
На берегу нарисуйте несколько камушков (5-6) разной формы. Каждый камушек должен быть похож на несколько разных предметов, животных, человека. Может быть несколько камушков одинаковой формы.
Вы говорите ребёнку, что по берегу моря только что прошел волшебник и заколдовал, превратил в камушки все, что было на берегу. Чтобы все расколдовать, надо догадаться, что же здесь такое.
Помогите придумать про каждый камушек несколько вариантов. После ответа ребёнка выберите один из вариантов и вместе с ним дорисуйте «камушек» так, чтобы получилось полное изображение придуманного предмета.
Если Вы рисуете круг: это пуговица, яблоко, солнышко, сладкая ватрушка.
А камушек в форме капли похож на туловище человечка, морковку.
12. «Про девочку Машу»
Педагог говорит детям, что они будут составлять сказки, и начинает: «Жила- была девочка Маша. Однажды пошла она в лес за грибами и заблудилась...». Далее дети придумывают сказочных героев, с которыми могла бы встретиться девочка.
13. «Что в кулаке»
Возьмите небольшой предмет, и спрячьте его, сжав руку в кулак. Малыш должен отгадать, что в кулаке, задавая о предмете разнообразные вопросы. Скажите ребенку, что вопросы − это волшебные ключи от дверей, за которыми скрывается что-то неизвестное. Каждый ключ открывает одну из множества дверей. Такими ключами могут быть форма и размер предмета, на что влияет предмет, из чего сделан, как его можно изменить, к какому виду относится, какими свойствами обладает, какого цвета и пр.
14. «Обведи свою ладонь и оживи»
Дети самостоятельно обводят на листе бумаги левую руку. Педагог предлагает превратить силуэт в какую-нибудь фигуру. Лист с силуэтом можно поворачивать, как угодно.
15. «Противоположности»
Игра также направлена на развитие умения находить противоположные свойства одного и того же предмета. В ней Вы сразу называете противоположные свойства и признаки, а малыш должен догадаться, какие явления или предметы могут обладать этими свойствами.
Например:
1. Острый − тупой (нож).
2. Злая − добрая (собака).
3. Холодный − горячий (холодильник, утюг).
4. Мелкое − глубокое (озеро, море).
5. Грустный − веселый (человек).
6. Сильный − слабый (человек, животное, ветер).
7. Медленный − быстрый (поезд, автомобиль).
8. Стоять − идти (человек, часы).
В скобках дан один – два варианта ответов, а в игре нужно, чтобы ребенок назвал как можно больше таких вариантов. Не важно, если они будут не совсем подходящими. Здесь важно, чтобы малыш начал учиться рассматривать окружающие его явления и предметы с разных, противоположных точек зрения.
16. «Хорошо и плохо»
Игра развивает умение находить в одном и том же предмете противоречия и противоположные свойства, смотреть на предмет с разных точек зрения, учит разносторонности. Ведь способность находить противоречия − это основа парадоксального мышления. Умение сопоставлять противоположные свойства предметов раскрывает самые неожиданные стороны предметов и явлений. Важно, чтобы и родители умели обнаруживать подобные свойства, показывали и рассказывали о них детям.
Дети обычно оценивают все в двух категориях − хорошо и плохо. На такой оценке и основана эта игра.
1. Осень, весна, лето, осень;
2. Солнце, ветер, огонь, снег, дождь;
3. Спать, гулять в лесу, лазать по горам, кушать;
4. Делать зарядку, умываться, пить лекарства;
5. Стекло, утюг, тарелка, нож.
Например: Лето хорошее, так как летом тепло, можно загорать, купаться, не нужно долго одеваться. А плохое, так как иногда летом бывает слишком жарко, можно обгореть на солнце и т. д. Огонь хороший, так как согревает, разогревает еду, сжигает опавшие листья, а плохой, так как обжигает кожу, вызывает пожары. Нож: хорошо, так как им можно порезать продукты, а плохо, так как нож может порезать пальцы.
17. «Четыре колеса»
Педагог рассказывает, что однажды лягушонок, ежик и петушок по дороге в лес нашли четыре разных колеса. Сначала друзья очень обрадовались, хотели построить телегу, но у них ничего не получилось. Они стали думать, что же им построить из разных колес? Детям предлагается помочь друзьям что-нибудь придумать и нарисовать.
18. «Дорисуй фигуры»
Педагог раздает детям шесть фигур (прямоугольники, круги или треугольники). Им надо подумать, на что они похожи, и дорисовать до образа.
19. «Волшебный круг»
Педагог дает детям круг, разрезанный на семь частей. Из них равны между собой две, похожие на овал, и две, имеющие сходство с треугольником, остальные три — разные по форме и размеру. Из этих частей дети составляют различные изображения.
20. «Сказочная птица»
Педагог раздает детям 8—10 овалов разной величины, формы и цвета; отдельные части птиц (разной формы, величины и цвета). Дети придумывают и составляют свою сказочную птицу.
21. "Дед Мазай"
Водящий ("дед Мазай") отходит в сторону или выходит из комнаты, остальные договариваются о том, что они будут изображать. Когда водящий возвращается, происходит следующий диалог:
— Дед Мазай, вылезай!
— Здравствуйте, ребятки! Где вы были? Что вы делали?
— Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем.
Дети показывают, что они делали, а водящий должен это действие отгадать.
22. «Как вытянуть репку?»
Педагог вспоминает с детьми сказку «Репка», затем сообщает, что в новой сказке дед жил один и ему некого было позвать на помощь. Как помочь деду вытянуть репку?
23. «Лоскутное одеяло»
Педагог раздает каждому ребенку по бумажному одеялу, разделенному на квадратики (лоскутки) и предлагает с помощью одного карандаша раскрасить его так, чтобы не было одинаковых лоскутов.
24. «Кто вылупится из яйца?»
Педагог читает детям письмо от Незнайки: «Совсем недавно в нашем Солнечном городе обнаружилось яйцо. Всем сразу стало ясно, что из него непременно должен кто-нибудь вылупиться. Не тот, кто обычно из яйца вылупляется, а совсем наоборот... В общем долго мы пытались представить себе этого... не знаем, как зовут. А потом подумали, что лучше вас, ребята, этого никто не сделает. Помогите нам узнать, кто (что) вылупится из яйца? Нарисуйте нам. Очень ждем. Жители Солнечного города». Дети придумывают и рисуют
25. «Волшебная закладка»
Педагог. Закладки для книг бывают разные: толстые и тонкие, с рисунком и без, в виде матрешки, ракеты... Попробуйте изготовить волшебную закладку, которая была бы похожа на волшебный предмет из сказки. Например, она может быть похожа на перо Жар-птицы, волшебную палочку, аленький цветочек, золотой ключик и др.
26. «Придумай имя»
Педагог показывает детям рисунок, на котором изображен портрет фантастического животного, и предлагает придумать ему имя.
27. «Как ты думаешь, какой была Баба Яга в детстве?»
Педагог. Всегда ли Баба Яга была старухой?
Дети отвечают. Кто были ее родители?
Дети отвечают. С кем она дружила?
Дети отвечают. В какие игрушки играла?
Дети отвечают. Какие животные росли рядом с ней?
Дети отвечают.
Как и почему она стала злой?
Представьте и нарисуйте Бабу Ягу в детстве.
28. «облака загадки»
Педагог говорит о том, как интересно летом наблюдать за плывущими по небу облаками. Облака могут быть похожи на разных животных, человеческие лица и т.д. Затем он поочередно показывает картинки с облаками и просит детей назвать как можно больше вариантов их сходства с предметами, животными, растениями, фигурами людей.
29. «Незаконченный сюжет»
Педагог кладет перед каждым ребенком листы бумаги с нанесенным на них карандашным изображением нескольких многозначных деталей и просит их дорисовать предложенное изображение так, чтобы все детали были обязательно использованы при создании целостного предмета или сюжета.
30. «Волшебники»
Педагог дает детям две одинаковые фигурки «волшебников» и предлагает дорисовать их, превратив одного в доброго, а другого в злого.
31. «История старого чайника»
Дети придумывают различные истории на тему «Что может поведать о своей жизни старый чайник?».
Пейзаж
Если видишь на картине, нарисована река,
Живописные долины и дремучие леса,
Белокурые берёзки или старый крепкий дуб,
Или вьюга, или ливень, или солнечный денёк.
Нарисованным быть может или север, или юг.
И любое время года мы в картине разглядим.
Не задумываясь, скажем: называется пейзажем!
1. «Из чего состоит пейзаж»
Цель: Закрепить знания о жанре пейзаж, его отличительных и составных особенностях т частях. Отобрать те картинки, на которых изображены элементы, присущие жанру пейзажа, обосновать свой выбор.
Материал: картинки с изображением элементов живой и неживой природы, предметные. Можно использовать открытки.
2. «Собери пейзаж»
Цель: Закрепит знания о составных элементах пейзажа, о признаках времён года.
По собственному замыслу составить композицию по заданному сюжету. (осенний, летний, и т.д.)
Материал: цветные изображения деревьев, цветов, гор, трав и т.д., отражающие сезонные изменения в природе.
3. «Жанр живописи»
Цель: Закрепить знания о изображении пейзажа, его признаках. Найти его среди других жанров и обосновать свой выбор, составить описательный рассказ, характеризующий выбранный пейзаж.
Материал: репродукции картин по разным жанрам (портрет, натюрморт, пейзаж)
5. «Части суток»
Цель: Определить к какой части суток (утро, день, вечер, ночь) относится предложенные пейзажи. Обосновать свой выбор коротким описательным рассказом. Выбрать цветную карточку, с которой ассоциируется та или иная часть суток.
Материал: репродукции с пейзажами, которые ярко выражают, часы суток; цветные карточки (розовые, жёлтые, голубые, сиреневы оттенки).
Утро Весенний лес хранит в секрете, Что он увидел на рассвете, Как ландыш держит на весу В стеклянных чашечках росу | День День работал целый день Переделал много дел; И жалел под вечер, Что заняться нечему | Вечер Постукивает поезд вдалеке, Плеснула рыба в розовой реке, Присело солнце за притихший лес. День погрустил немного и исчез | Ночь Звёзд полно – и в небе, и в воде. На земле – ни огонька нигде. Звери и букашки спать легли. Тишина от неба до земли |
4. «Времена года»
Цель: Закрепит знания детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года. Выбрать цветные карточки, присущие осени, лету, весне, зиме. Закрепит знания о классификации цвета: тёплые и холодные, лёгкие и тяжёлые.
Материал: разнообразные карточки со всевозможными оттенками тёплых и холодных цветов
Используйте в игре художественные тексты о временах года
Четверо художников, Столько же картин. Белой краской выкрасил Все подряд один. Лес и поле белые, Белые луга. У осин заснеженных Ветки, как рога… | У второго – синее Небо и ручьи. В синих лужах плещутся Стайкой воробьи. На снегу прозрачные Льдинки – кружева. Первые проталинки, Первая трава. | На картине третьего Красок и не счесть: Жёлтая, зелёная, Голубая есть… Лес и поле в зелени, Синяя река, Белые, пушистые В небе облака. | А четвёртый золотом Расписал сады, Нивы урожайные, Спелые плоды… Всюду бусы – ягоды Зреют по лесам. Кто же те художники? Догадайся сам! |
6. «Перспектива»
Цель: Закрепить знания о перспективе, линии горизонта, удалённости и приближении предметов, переднем и заднем плане картины.
Материал: картинная плоскость с изображением неба и земли и чёткой линий горизонта; силуэты деревьев, домов, облаков, гор разной величины (маленькие, средние. большие)
7. «Картина»
Цель: Учить общении, выбору партнёра по симпатии.
Каждый задумывает персонажа для картины. Педагог сообщает: «Я солнышко, хочу взять в картину тебя. Скажи, кто ты?» Они берутся за руки, и второй ребёнок приглашает другого, так до тех пор, пока все дети не войдут в картину.
8. «Найди ошибку»
Педагог в искусствоведческом рассказе описывает содержание произведения и средств выразительности, использованные художником, какое настроение хотел передать в своём произведении художник, но при этом допускает ошибку в описании картины. Перед началом игры даётся установка смотреть и слушать внимательно, т.к. в рассказе будет допущена ошибка. Выигравшим считается тот, кто установил большее число ошибок и верно их исправил.
Примерный искусствоведческий рассказ по картине И.И. Левитана «Летний вечер. Околица»
Перед вами фоторепродукция картины Исаака Ильича Левитана «Лето» (ошибка в названии). Она рассказывает о летнем вечере на окраине русской деревушки (нет описания изображённых объектов на картине). В центре картины лес в лучах солнца (ошибочное описание композиционного центра). Весь передний план картины уходит в тень, преображая краски леса (отсутствует описание леса).
Натюрморт
Если видишь на картине чудо вазу на столе,
В ней стоит букет красивых белоснежных хризантем;
Стоит множество посуды, и стеклянной, и простой.
Может, чашка или блюдце с золочёною каймой.
А ещё и так бывает, нарисована там дичь.
В завершение положим спелых персиков и слив.
А ещё в картине может нарисованным быть торт.
И поэтому картина называется – натюрморт!
1. «Из чего состоит натюрморт»
Цель: Закрепить знания о жанре натюрморта, особенностях изображения, составных элементах. Закрепит знания детей о предметном мире, его назначении и классификации.
Отбирать те карточки, на которых изображены элементы, присущие только жанру натюрморта.
Материал: разнообразные картинки с изображением предметов. цветов, ягод и т.д.
2. «Составь натюрморт»
1вариант
Цель: Закрепит знания о жанре натюрморта, научить составлять композицию по собственному замыслу, по единому сюжету.
(праздничный, с фруктами и цветами, с посудой и овощами и т.д.)
Материал: силуэты (выполненные из цветной бумаги и картона) цветов, посуды, овощей, фруктов, ягод грибов)
2вариантЦель: Научить составлять композицию для натюрморта з реальных предметов (посуда, ткани, цветы, и т.д.)
3. «Жанр натюрморт»
Цель: Закрепит знания об особенностях изображения натюрморта, его признаках.
Найти его среди других жанров и обосновать свой выбор, составить описательный рассказ, характеризующий выбранный натюрморт.
Материал: репродукции картин по разным жанрам.
4. «Симметричные предметы»
Цель: Дать понятие «симметричности предметов». Учить находить одинаковые части предметов, составлять их. Привести наглядные примеры симметричности и асимметрии, сложив неправильно части предметов.
Материал: картонные силуэты различных симметричных предметов,
разрезанные пополам.
5. «Мозаика – натюрморт»
Цель: Собрать натюрморт из разрезанных частей.
6. «Натюрморт»
Цель: Стимулировать познавательную активность детей, их волевые усилия и целенаправленное внимание.
Детям показывают натюрморт, предлагаем внимательно рассмотреть его и после слов «Раз. два, три – говори!» – назвать красный или жёлтый фрукт и дотронуться до него волшебной палочкой.
7. «Говорящие предметы»
Цель: Освоение детьми навыков общения.
Детям показывается репродукция натюрморта, на котором много предметов: ваза, цветы, и т.д.
Далее предлагается выбрать понравившегося героя со словами: «Кто будет вазой?» и т.д. Когда все роли разобраны, педагог говорит: «Хозяева ушли из дома, а предметы ожили и стали говорить между собой»
8. «Дострой изображение»
Цель: развитие воображение у детей
Детям раздаются альбомные листы, с наклеенными на них кусочками репродукций картин в окошках. Дети достраивают изображения, дорисовывают его.
Портрет
Если видим на картине чей – то профиль иль анфас,
Или, может быть, задорный и весёлый чей – то глаз,
Может, грустный или смелый, может, добрый или злой.
В нарисованной картине это главное лицо.
Может, пап или мам, может, дедушка и я
Нарисованы в картине. может, вся моя семья.
Догадаться тут несложно, неуверенности нет,
Что красивая картина называется портрет!
1. «Составь портрет сказочного героя»
Цель: Закрепить знания детей о составных частях лица и их пространственном местонахождении, побудить использовать в речи сова: вверху, сверху, внизу, между, под.
Материал: потрет сказочного героя, разрезанный на 8 частей.
2. «Определи и найди жанр портрета»
Цель: закрепить знания о жанре портрета, его признаках и особенностях изображения. Находить его среди других жанров и объяснить свой выбор. Предложите составить описательный рассказ.
Материал: репродукции картин по разным жанрам (портрет. натюрморт, пейзаж).
3. «Узнай по профилю»
Цель: Определить персонажей по силуэтному профилю. Назвать те признаки, по которым узнали и определили персонажа и его характеру.
Материал: вырезанные силуэты профилей персонажей различных сказок.
4. «Семейный портрет»
Цель: Закрепить знания детей о половых и возрастных особенностях людей. Назвать отличительные признаки мужского и женского лица, молодого и пожилого. Подобрать и составить портреты: мамы, папы, бабушки, и т.д.
Материал: 6 портретов, разрезанных на 4 части (лоб, глаза, нос, губы, подбородок) и отдельно парики и накладные детали (усы, бороды, очки).
5. «Придумай и собери портрет»
Цель: Закрепить знания о жанре портрета. Составить портрет из разных частей лица по собственному выбору и воображению. Учить правильно ориентироваться в местонахождении разных частей лица и его пропорциях.
Материал: разнообразные модификации частей лица по цвету и форме. Дополнительные детали: парики, усы, бороды, шляпы и т.д.
6. «Найди недостаток в портрете»
Цель: Закрепить знания о составных частях лица: лоб, волосы, брови, веки, ресницы, глаза, зрачки, нос, ноздри, щёки, скулы, рот, губы, подбородок, уши.
Определить в рисунке недостающие части лица и рассказать, какую функцию они выполняют.
Материал: 10 карточек с изображением одного лица с разными
недостатками.
7. «Выставка картин»
Воспитатель поручает двум ребятам из репродукций, отличающихся по содержание и жанру, оформить выставки. Они стараются красиво разместить картины на стене. А остальные дети придумывают рассказ экскурсовода по следующему плану:
– почему эти произведения размещены таким образом
– какое произведение понравилось и почему
– что особенно красивого показал художник в своём произведении, и каким образом
Правила: Значок «Лучший оформитель» получает тот, кто удачнее расположил картины и подобрал их по теме, жанру, цветовому сочетанию. Значком «Лучший экскурсовод» награждается, составивший наиболее интересный и последовательный рассказ по картине.
А задавший самый интересный вопрос получает значок «Лучший зритель».
8. «Художественный салон»
Дети рассматривают в «художественном салоне» репродукции картин, желающие «покупают» понравившуюся. Приобрётший наибольшее количество произведений искусства имеет право оформить выставку.
Правила: Картина «продаётся» в том случае, если ребёнок сумел рассказать, как называется произведение, для чего он хочет приобрести, а также ответить на вопросы: «О чём рассказывается в произведении? Какое в нём передано настроение? Как художник показал в своей картине главное? Почему картина тебе понравилась?»
«Купивший» большее количество репродукций оформляет выставку и получает роль продавца салона.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека дидактических игр по художественному-эстетическому развитию
В данном материале содержится подборка дидактических игр по художественно-эстетическому развитию для дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/24/picture-957802-1508830840.jpg)
Картотека дидактических игр по художественно-эстетическому развитию
Подборка дидактических игр по изо.деятельности (рисование) для разных возрастных групп....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/04/picture-1077402-1541342983.jpg)
Картотека дидактических игр в музыкальный уголок
Картотека музыкально-дидактических игр для старшей группы (5-6 лет)...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/13/picture-53742-1457889518.jpg)
Картотека дидактических игр по художественному творчеству
Картотека дидактических игр по художественному творчеству «Продолжи узор »Дидактическая задача.Закрепить умение детей рисовать дымковский узорпо мотивам дымковской росписи. .Ма...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/07/picture-928775-1496835523.jpg)
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
В документе представлены дидактические игры по художественной литературе для детей средней группы...
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
В документе представлены дидактические игры по художественной литературе для детей средней группы...
картотека дидактических игр по художественно - эстетическому развитию
картотека дидактических игр по художественно - эстетическому развитию...