«Возможности изобразительной деятельности в развитии эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста»
статья по рисованию (старшая, подготовительная группа)

Статья будет интересна педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. В статье отображена актуальность развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста с точки зрения ФОП ДО. Также рассмотрены методы и приемы развития эмоциональной отзывчивости средствами изобразительной деятельности. Структура образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stat_dlya_per._sayta.docx30.97 КБ

Предварительный просмотр:

Л.С. Берсенева (Россия, Богданович),

воспитатель МАДОУ детский сад №22

e-mail: berseneva.liudmila2014@yandex.ru

 «Возможности изобразительной деятельности в развитии эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста»

Проблема развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста является актуальной в современном образовании. В целевых ориентирах Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования актуализируется развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания [8].

Эмоциональную отзывчивость, возможно, развивать в различных видах деятельности (игровой, коммуникативной, восприятие литературы и фольклора, музыкальной). Мы особую роль в развитии эмоциональной отзывчивости отводим изобразительной деятельности.

Возраст детей старшего дошкольного является сензитивным для формирования основ ценностного сознания через взаимодействие с художественными образами. В работах Л.А. Венгер, Л.С. Выготского, Е.А. Ермолинской, Н.Г. Куприной, В.С.Мухиной мы находим подтверждение тому, что в эстетической восприимчивости старших дошкольников, особую роль играют художественно-образные средства. Особенно в усвоении образцов поведения, развитии нравственных чувств через эмоциональную отзывчивость к образам.

Во время восприятия произведений искусства у дошкольников развивается способность эмоционально переживать содержание произведения, возникает желание выразить свое отношение к нему. Также развивается способность видеть прекрасное и безобразное, причем не только в искусстве, но и в окружающей действительности. По мнению психолога (Г. Фолькельт), детское искусство носит экспрессионистский характер — дети изображают не то, что они видят, а то, что переживают. Они выражают свои чувства, свои эмоциональные состояния. Изобразительная деятельность позволяет детям непосредственно пережить, почувствовать разнообразные состояния и чувства.

В процессе изобразительной деятельности у детей развивается не только эстетическое восприятие, эстетические чувства, образные представления и воображение, а так же умение передавать свои эмоции и чувства выразительными изобразительными средствами. Однако это происходит не само по себе, а при условии систематического, целенаправленного и вместе с тем тонкого и чуткого руководства педагога, учитывающего специфику изобразительного творчества ребенка.

 С целью развития эмоциональной отзывчивости во время изобразительной деятельности особое внимание педагоги отводят образам искусства – носителям нравственных ценностей.

Обращение к живописи как виду изобразительного искусства, соответствует возрастным особенностям и доступно восприятию дошкольников. Н.Г. Куприна, эмоциональную отзывчивость связывает с художественным переживанием, и считает что, чувства аккумулируются, закрепляются и определяют формирующиеся «представления личности о мире, оформляется личностное значимое ценностное отношение к миру, которое затем реализуется в поведении личности, в ее творческих и бытийных взаимодействиях с окружающим миром» [5].

Из всего многообразия средств развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста, мы используем — русскую классическую живопись. Например: знакомство с произведениями в теме «Мир детства» в произведениях живописи дошкольник узнают себя или своих близких, друзей, родственников. Ребенок сопоставляет образы на картинах со своими переживаниями. Дети с картины также как и он попадают в разные ситуации (бегут от грозы, обижаются, сердятся, радуются, проявляют заботу и др.). При знакомстве с картинами движущим компонентом будет погружение в содержание картины. А закрепление, эмоционального отклика будет происходить в деятельности «Рисуем автопортрет», «Рисуем бабушку, дедушку». Далее необходимо из всего многообразия подходов выделить наиболее эффективные для наших детей, воспитывающихся и развивающихся в наших условиях.

Прежде всего, занятия строим с опорой на русскую классическую живопись, которую используем для разъяснения жизненных ситуаций, уточнения представлений об эмоциональных состояниях (радость, печаль, страх, удивление) события на картинах соответствуют реальным жизненным итуациям.

Введено ограничение в содержание (портретная и жанровая живопись), которое включили в тематику планируемых занятий по развитию эмоциональной отзывчивости. К организации работы был сделан отбор репродукций таких живописцев как: К.П. Брюлов, В. Серов, Д.Г. Ливицкий, В.Е. Маковский, Ф.В. Сычков, В.Г. Перов, В.М. Васнецов, И. Репин и другие. Образовательная деятельность планируем с элементами релаксационных пауз: «О чем говорит поза, жест»; «Изобрази веселый дождь или наоборот грустный»; «Раз, два, три картинка оживи»; «Останови момент»; «Покажи радость»; «Покажи страх» и т.п.. У детей уже накоплен достаточный опыт игровых приемов, на основе которых возможны их творческие проявления. Самовыражение в творческой художественной деятельности приносит детям много радости и выступает наиболее продуктивным средством развития у них интереса к изучаемому материалу, а значит и лучшего усвоения моделей доброго, бережного отношения друг к другу и к окружающему миру.

Для лучшего усвоения детьми понятия «чувства» и «эмоции» отбираем произведения художественной литературы, где герои испытывали какое-либо чувство или описывался пейзаж. Дети могут угадывать эмоции, обсуждать «Чем похоже стихотворение на картину», вспоминать свои ситуации, когда они испытывали похожие чувства.

В качестве музыкального компонента подбираем аудиозаписи
(П.И. Чайковского, С. Прокофьев, А. Вивальди, Р. Шуман и др.). Для дидактических игр ообираем картинки, отражающие разные жизненные ситуации. «Ситуация понимается в общем употреблении как совокупность обстоятельств, положение, обстановка» [53, с.719]. В педагогической литературе — это целенаправленное конструирование или использование педагогом возникшей в группе детей ситуации для решения образовательных задач в тот момент, когда ребенок или дети наиболее расположены к данному виду деятельности, восприятию социального опыта, содержательному диалогу с взрослыми.

Работа по развитию эмоциональной отзывчивости опиралась на ряд принципов: принцип целостности; принцип эмоциональной включенности; принцип культуросообразности; принцип проблемности; принцип событийной общности взрослых и детей. 

На эти принципы опираются методы, приемы активизации развития эмоциональной отзывчивости дошкольников.

  1. Метод демонстрации художественных произведений позволил создать условия обогащения эмоционально-образного опыта ребенка при восприятии художественных произведений живописи.
  2. Метод эмоционального погружения был связан с проживанием ребенком ролей «художник» и «зритель» при восприятии произведения и соучастия в его сюжете через изобразительную деятельность (рисование музыки, импровизации на тему «ожившая картина», пластические импровизации и пр.), что позволило детям эмоционально переживать смыслы произведения и выразить свои переживания в действии.
  3. Метод единства восприятия и созидания в каждом действии способствовал развитию у детей умений проявлять свои чувства, выражать отношение к героям произведений в собственной изобразительной деятельности.
  4. Метод идентификации с положительными героями в творческой деятельности — позволил детям в игровом воплощении проявлять
    и выражать свои чувства к воспринимаемым образам в изобразительной деятельности.
  5. Метод постановки эмоционально - отношенческих задач позволяет обратить внимание детей на связь между внутренним состоянием героев художественных произведений и их действиями и поступками. Дети описывают характер главного героя, его внутреннее побуждение и объясняют его ценностный выбор (о чем думал герой, что подтолкнуло его на поступок); метод визуализации позволяет передать и обобщить знания на основе зрительного образа, в наглядной форме. Это метод создаёт условие восприятия музыкального образа, активизации ассоциативное мышление.

В основу занятий были положены методики по изобразительной деятельности (Т.К. Казакова, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина), И.А. Лыковой «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», касающиеся нетрадиционных приемов изображения (рисование ватными палочками, параллоном, рисование по мокрому листу), а также их сочетаний. Такие занятия предусматривают использование и обрывание бумаги, и мелки, и акварель; рисование по мокрой бумаге пальчиками. Также за основу была взята и авторская методика Е.Н. Бородиной «Нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности».

Структура образовательной деятельности включает:

  1.  Вводная часть: ритуал приветствия — начала занятия, занимает не более 2-3 минут, является отправной точкой, «включает» внимание детей, объединяет их; художественное слово; загадки; предложение отправится в путешествие, на экскурсию.
  2. Основная часть. Эта часть посвящена созидательному творчеству.

В основную часть занятия может быть включено: диалог, рассматривание новых картин; рассматривание знакомых картин; ознакомление с новым изобразительным материалом и приёмами работы с ними; знакомство  с выразительными средствами. Практическая деятельность, но прежде, чем приступить к проработке выбранной темы, необходимо позаботиться о том, чтобы у каждого ребёнка и у группы в целом, появилась готовность к осуществлению творческой деятельности. Настроиться на работу помогают упражнения «Рисование в пространстве», «Прогулка по пространству листа». Практическая деятельность (выполнение наброска, завершение наброска, выполнение работы).

  1. Заключительная часть включает в себя: анализ детских работ, называние образов, обозначение их ценностей. Эта часть занятия не выделяется в чётко обозначенный во времени и пространстве этап. Он проходит очень неформально. Итог занятия предполагает делать акцент на чём-то важном, с чем столкнулась группа, и что стало её достоянием в этот раз, дать оптимистичную установку на будущее.

В комплекс включаем как занятия, носящие познавательный характер. Дети на таких занятиях знакомятся с новыми проявлениями эмоций: жест, мимика, как средство выразительности; учатся высказываться; сопоставляли образы с собственным опытом. Также в комплексе обобщающие занятия, которые позволяют закрепить полученные знания, сделать анализ произведения, установить связь между содержанием и средствами выразительности.

В своей работе используем коллективную деятельность, во время которой воспитанники взаимодействуют с педагогом, сверстниками, родителями. Используя игровую деятельность, более близкую дошкольнику создаём определенную атмосферу, где нет принуждения, назидания.

Творческая деятельность детей заключается в выполнении следующих заданий, которые наилучшим образом могут способствовать развитию у дошкольников умения соотносить «чувства и краски» и использовать выразительные средства при создании образа: «Мы раскрашиваем целый мир»; «Украшения для Агаши»; «Гроза».

Работа по ознакомлению детей с различными эмоциональными состояниями людей, а также по их закреплению проводится через игры «О чем говорит поза», «Стоп кадр». Дети угадывают чувства, показывают их мимикой, объясняют очень важно дать возможность детям высказать все, что они хотят.

При составлении комплекса занятий обязательно учитывали возрастные особенности детей. Активное включение детей в изобразительную деятельность приводит к усилению воспитательного эффекта от восприятия произведений искусства: через деятельность, эмоционально-чувственное сопереживание героям произведений у детей происходит развитие эмоциональной отзывчивости. Обсуждение продуктов творческой деятельности детей носит воспитательный характер: анализируется точность подобранных детьми средств художественной выразительности для воплощения переживаемых чувств в изобразительной деятельности — это линии рисунка, цвет, форма, сюжет, композиция, свет и пространство. В играх — движение, жесты, мимика, игровой сюжет. В словесном выражении своих впечатлений — точность определений, образность словосочетаний, эпитеты, метафоры, сравнения.

Проведенная работа подтверждает, что при развитии эмоциональной отзывчивости дошкольников необходимо исходить из их собственного опыта, создавая при этом условия для свободного выражения своих эмоций, оказывать помощь в умении выражать их с помощью выразительных средств изобразительного искусства, словесно, мимически.

Список литературы

  1. Андреенко, Т. А. Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т. А. Андреенко, О. В. Алекинова // Актуальные задачи педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 27-29.
  2. Бородина, Е. Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности: монография [Текст] / Е. Н.Бородина ФГБОУ ВПО «УрГПУ» — Екатеринбург, 2015.-192с.
  3. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] / Г. Г. Григорьева — М.: Кафедра, 2000г.
  4. Комарова, Т. С. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет [Текст] : Изд. 4-е, испр. И доп. / Т. С. Комарова, А. В. Антонова, М. Б. Зацепина — М.: Педагогическое общество России, 2008. — 128 с.
  5. Куприна, Н. Г. Теория и практика работы с одаренными детьми: полихудожественные технологии в развитии одаренности детей дошкольного возраста [Текст]: монографии / Институт развития образования Свердловской области. — Екатеринбург, 2012.- 175с.
  6. Лыкова, И. А. Специфика картины мира дошкольника (взаимосвязь познавательного и эстетического развития) [Текст] / И. А. Лыкова //Журнал Управление дошкольным образовательным учреждением: Научно-практический журнал . — 2012 . — № 5 . —  С. 14-23 . — Библиогр.: с. 23 . — На рус. яз.
  7. Мухина, В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта [Текст] / В. С. Мухина. — М.: Педагогика. — 1981 — 240 с.
  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] // URL: minobr.gov-murman.ru (дата обращения 09.10.2016).
  9. Эриксон, Эрик Г. Детство и общество [Текст] / Эрик Г. Эриксон. — СПб: Ленато; Аст; Университетская книга, 1996. – 592 с.
  10. Ясинских, Л. В. Методика развития эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у старших дошкольников в процессе комплексных занятий в ДОУ [Электронный ресурс] автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.07 / Л. В. Ясинских ; ФГБОУ ВПО «УрГПУ» — Екатеринбург — 2005. — 202 с.// URL:. http: //dlib.rsl.ru/viewer/01003251720#?page=1 (дата обращения 15.06.2017).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии»

Представляю вам презентацию «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии».Надеюсь,она будет полезна воспитателям....

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста в процессе организации музыкальных занятий

Цель данной работы: определить технологию развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к музыкальной деятельности на музыкальных  занятиях....

Конспект НОД по развитию эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста

Использование упражнений, речевых игр, способствующих развитию эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста....

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста на музыку

Особое место в повышении уровня нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения принадлежит музыке, которая, активно  воздействуя на сознание человека и его эмоциональную сферу, явля...

Система педагогической работы по развитию эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности

Система педагогической работы по развитию эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности...

Педагогический проект по социально-коммуникативному развитию «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи средствами театрализованной игры»

Эмоциональная сфера человека развивается, на протяжении всей его жизни. Раннее и дошкольное детство – особый в этом отношении период.  Особенность эмоционального развития в дошкольном возра...

Театрализованная деятельность, как одна из форм деятельности по развитию эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста.

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружа...