Главные вкладки

    Формирование навыков сюжетного рисования у детей старшего дошкольного возраста
    консультация по рисованию (подготовительная группа) на тему

    Пушкарёва Раиса Анатольевна

    Консультация для педагогов. Представлен опыт работы в подготовительной к школе группе по формированию навыков сюжетного рисования посредством комментированного рисования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл formirovanie_navykov_syuzhetnogo_risovaniya.docx24 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ детский сад № 3 «Снежинка»

    Консультация для воспитателей

     Формирование навыков сюжетного рисования у детей старшего дошкольного возраста

    Подготовила: Пушкарева Р.А.

    Наблюдения за деятельностью детей позволяют сделать вывод: рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать. Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Рисование - самое первое и доступное средство выражения своих мыслей, переживаний, настроения. В рисунке ребенок может свободно общаться с изображаемыми предметами. Рисование - большая и серьезная работа для ребенка, даже каракули содержат для маленького  художника вполне конкретную информацию и смысл.

    Основная цель сюжетного рисования - научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности.

    Общими задачами обучения сюжетному рисованию в детском саду являются следующие:

    а) обучение приемам создания простейших композиций, т.е. расположению изображений на плоскости листа, сначала на всем листе, ритмично повторяя изображения одних и тех же предметов с незначительными дополнениями — в младшей и средней группе; стимулируя и поощряя изображения одного предмета в разных вариантах, тем самым осваивая способы изображения предмета на вариативном уровне — в средней группе; располагая изображения на широкой полосе листа, обозначающей землю, небо, намечая линию горизонта, размещая изображения тех предметов, что ближе — внизу листа, дальше — наверху; варьируя расположение изображений на листе т.е. подводить детей к осознанному выбору и построению композиций, изображать при этом предметы ближних планов более крупно, дальних – меньшего размера – в старших группах;

    б) учить изображать в рисунке главное, т.е. те предметы и персонажи, которые выражают содержание данной темы, позволяют сразу же определить содержание изображения (средняя, старшая группы);

    в) учить передавать в рисунке отношения по величине, взаимному расположению в пространстве (старшие группы);

    г) направлять детей на передачу действия через изображение движения, динамики, поз, деталей (со средней, но в основном в старших группах);

    д) обучать детей способам восприятия, наблюдения явлений окружающего мира, необходимым для выполнения сюжетного рисунка;

    е) развивать у детей понимание зависимости качества изображения от качества наблюдения, формировать у них желание и в дальнейшем по возможности потребность в наблюдении с целью последующего изображения.

    Исходя из комплекса задач руководства сюжетным рисованием, учитывая трудности освоения этого вида деятельности (особенности восприятия детей) и сложности графического воплощения сюжетного образа, методика работы с детьми должна строиться в двух направлениях:

    - обогащение детей яркими впечатлениями об окружающем мире: социальных и природных явлений;

    - развитие наблюдательности, умения видеть, чувствовать, замечать выразительность формы, пропорции, цвета отдельных предметов, их взаимосвязь и сочетания.

     Перед сюжетным, тематическим рисованием проводим  большую подготовительную работу, расширяющую и уточняющую представления детей: чтение, беседы, рассматривание иллюстраций и т. п.

      Тематика сюжетного рисования  определяется прежде всего теми впечатлениями, которые ребенок получает от наблюдения окружающей действительности.

     [Во время наблюдения полезны игры-сравнения «На что похоже?» (облако); придумывание загадок про наблюдаемое и др. Эти игры также обостряют восприятие детьми окружающего, формы, цвета, величины.

     Формированию навыков сюжетного рисования  способствует активное  использование дидактических  игр -  таких, как:

    1. «Кто нарисует больше предметов овальной формы?»

    Цель: закрепить умение детей быстро находить сходство овалов, расположенных горизонтально, вертикально или по диагонали, с целыми предметами растительного мира или их частями, дорисовать изображения.

    Материал: карточки с изображениями овалов в разном положении, карандаши цветные и простые, фломастеры, мелки.

    Игровые действия: дорисовка по памяти знакомых растений, раскрашивание их в необходимые цвета.

    2. «Составь ежа из палочек»

    Цель: учить схематично передавать образ, отвлекаться от второстепенных признаков, передавая основные.

    3. «Дорисуй картинку»

    Цель: учить объединять в сюжет изображение  отдельных предметов, развивать фантазию, образное мышление.

    На таблице с кругами ребенку предлагается  изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы, связанные между собой в сюжет.

    3. «Портреты»

    Цель: научить детей рисовать голову, используя шаблоны.

    Материалы: лист бумаги с прорисованным овалом лица; картонные шаблоны бровей, глаз, носа, губ, ушей, причесок.

    Действия детей: на листе выкладывают шаблонами голову, обводят, раскрашивают получившийся портрет

    4. «Кто играет с нами в прятки»

    Цель: учить детей сравнивать цвет, фон рисунка с окраской животных, которая позволяет этим животным быть незаметными на данном фоне.

    Материал: карточки с фоном разного цвета (зеленый, желтый, полосатый, коричневый, белый), фигурки животных (лягушка, ягуар, тигр, белый медведь, заяц-беляк и заяц-русак и т.д.) для проверки правильности выполненного задания, помощи при изображении зверей.

    Игровые действия: угадывание «хитрых» животных, рисование их на карточках с соответствующим фоном.

    5. Панно «Осень праздничная»

    Цель: передавать настроение праздника с помощью цвета, развивать творческое воображение, формировать навыки совместной деятельности.

    Игровые задания:

    Дети вспоминают признаки осени, праздников в городе ; отмечают, как это выражается в цвете.

    На больших листах бумаги (2-3 листа) «художники» (бригада «художников» выполняют композицию, вырезая изображения из бумаги согласно замыслу); можно использовать и природный материал, готовые формы.

    В работе с детьми целесообразно использовать следующие приемы:

    - рассказ и показ разных способов изображения предметов;

    -использование и обследование  фона;

    - комментирование способа выполнения;

    - выполнения на « пробниках»( отработка какого-либо приема);

    - совместные действия( или пассивные), рука ребенка в руке педагога;

    -  художественное слово, использование стихотворений, загадок;

    - вопросы педагога, которые дают возможность детям рассуждать;

    - выполнение работы небольшими частями;

    - использование музыки;

    -физкультурно – оздоровительные моменты (физминутки, релаксация);

    -учет индивидуальных особенностей и возможностей детей.

     Способности детей к созданию изображений, формирование их изобразительно – игровых и технических умений и навыков происходит на фоне комментирующей речи взрослого. Так, комментируя действия детей, воспитатель рассказывает о выполненных, совершаемых и о предстоящих действиях.

    Постепенно функции комментирования действий и всей деятельности передаются самим детям. Комментирование ребёнком собственной деятельности считается необходимым условием осмысления поставленной перед ним общей цели, её конкретизации, планирования путей и средств реализации, оценки адекватности средств достижения, а также представления законченного продукта, то есть условием предвосхищения деятельности образом, опосредованным речью.

    Расскажи, что ты будешь делать?

    Расскажи, что будешь использовать?

    Расскажи, что будешь делать сначала, что – потом?

    Расскажи, как будешь делать?

    Что ты ещё хочешь добавить в свой рассказ?

    Дети рассказывают взрослому и сверстникам о совершаемых действиях и их последовательности. После того как дети научились комментировать процесс рисования, их учим комментированию содержания рисунка непосредственно в ходе изобразительной деятельности.

    «Приём комментированного рисования» - основное внимание мы уделяем комментированию действий персонажей рисунка, их мыслей и чувств («И он подумал… и сказал... И что из этого вышло»).  

    Мы придерживаемся основных правил комментированного рисования (в соответствии с методикой Н.В.Микляевой):

    Отбор тематического содержания. В качестве объектов для рисования служат детские впечатления, повседневная жизнь, игры и прочее.

    Главными героями создаваемых рисунков являются конкретные дети, воспитанники группы, их занятия, игры.

    Взрослый не стремится сразу исправлять речь ребёнка. Его поведение напоминает поведение матери полуторагодовалого или двухлетнего ребёнка, которая всё время « переводит» его автономные высказывания «с русского – на русский», придавая этим высказываниям понятную всем языковую структуру.

    Педагог создаёт схематические, информационно – смысловые изображения, не ставит перед собой художественных целей, не «прорисовывает» детали, которые не значимы для раскрытия основного содержания, рисует быстро, передавая только главное, существенное.

    В целях формирования единства образных движений и слова детям предлагают не только рассказывать о том, что нарисовано, но показывать посредством изобразительных движений.

    В качестве «физкультминуток» использовать элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые речью. Все занятия строятся по коммуникативному принципу

     Сюжетный рисунок как способ активного, творческого, действенного и неравнодушного осознание ребенком окружающего мира и своего отношения к нему оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника. На всех этапах сюжетного рисования когнитивная, эмоциональная, нравственно-волевая сфера личности активно проявляются, а значит, и развиваются в едином творческом процессе.

    Литература:

    1. Микляева Н. В., Комментированное рисование в детском саду. – М: Сфера, 2010 г, - 128 с.

    2. Комарова Т.С., Изобразительная деятельность в детском саду. – М: Мозаика – Синтез, 2015г, - 120 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование приема моделирования в работе по формированию навыков связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. (из опыта работы)

    Конечным результатом обучения языку, вершиной удивительно мощного и сложнейшего явления, называющегося человеческой речью, является собственно связная речь....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по формированию навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с ПДД «Дорожная грамота»

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №165» общеразвивающего вида ПРИНЯТОпедагогическим советомМБДОУ «Детский сад №165»протокол от 27....

    " Формирование навыков культурного поведения у детей старшего дошкольного возраста"

    Проект «Формирование навыков культурного поведения у детей старшего дошкольного возраста», направлен на формирование навыков культурного поведения в повседневной жизни, на знание детьми пр...

    Формирование навыка творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня

    В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста: к моменту поступления в школу детьми должен быть достигнут определённый у...

    Доклад «Формирование навыков экологической безопасности у детей старшего дошкольного возраста»

    Доклад «Формирование навыков экологической безопасности у детей старшего дошкольного возраста»...

    Проектная деятельность по формированию навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста на улицах и дорогах города

    Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно - транспортных происшествий являются именно дети. Приводит к этому элементарное незнание основ правил дорожного движения и безучастное отношение...