Дополнительная общеразвивающая программа «Разноцветная палитра» средний возраст
проект по рисованию (средняя группа)

Алтунина Анна Николаевна

Дополнительная общеразвивающая программа   «Разноцветная палитра» средний возраст (нетрадиционные техники рисования"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№9 «Радуга» города Балабаново Калужской области»

 

Дополнительная общеразвивающая программа

«Разноцветная палитра»

Воспитатель :

Алтунина Анна Николаевна

Соответствие занимаемой должности

Г.Балабаново, 2019

 Список детей.

Пояснительная записка

        Творческое осмысление всегда признавалось одним из способов активного познания мира, именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом. Дошкольного образования, одним из важных направлений, является использование различных видов творческих способностей, направленных  художественно-эстетического, социально-нравственного и патриотического воспитания детей. Есть различные виды творческих способностей - скульптура, графика, живопись, архитектура и другие. Они обладают большим педагогическим потенциалом развития художественного творчества. Невозможно рассматривать развитие творческих способностей дошкольников вне процесса. Педагогическая современная практика показывает, что стремительное изменение многих точек зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, изменение самых детских поколений требуют серьезных изменений технологии работы педагогов с детьми. Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями, но и желанием передать их в рисунке, но и тем как он владеет средствами изображения. Творческая личность – одна из важных задач педагогической теории практики на современном этапе. Решение её должно начинаться в дошкольном детстве, наиболее эффективное средство художественная деятельность детей в ДОУ. Известно, что детское творчество – это явление уникальные. Отечественные педагоги и психологи, подчеркивают, для развития личности ребенка большое значение, имеет занятие художественным творчеством.  В последние годы для развития творческих способностей дошкольников стали использовать нетрадиционные техники на занятиях рисования. Полезны эти занятия и для духовного развития детей. Работа с необычными материалами позволяет им ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности, креативность, что в конечном результате помогает общему психическому и личностному развитию. Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского творчества не случаен. Большинства нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных приемов, а как эффект игровой манипуляции.

Цель:

Продолжение развития у детей навыков и умений изобразительного творчества, используя нетрадиционные техники изображения.

Задачи:

Образовательные: 

  • Продолжать учить рисовать, используя нетрадиционные техники рисования
  • Совершенствовать умения в знакомых техниках
  • Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами,

Воспитательные:

 Привить детям устойчивый  интерес к изобразительной деятельности, желание творить, создавать выразительный образ, передавая свое отношение к изображаемому, воспитывать аккуратность в работе.

Развивающие: 

  • Развивать самостоятельность, инициативу, эмоционально- эстетические чувства, вкусы , последовательное, целенаправленное художественное восприятие, творчество.

Краткая характеристика возраста детей

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности. Существуют специфические возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС, которые просто необходимо знать родителям, чтобы развитие и воспитание дошкольника было гармоничным. А это значит, что малыш по мере взросления всегда найдет общий язык со своими сверстниками.

Физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся все более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольник становится более ловким и быстрым по сравнению с младшими. Что касается темпов физического развития, то с 4 до 6 лет они существенно не меняются. В среднем ребенок подрастает за год на 5–7 см и набирает 1,5–2 кг веса. Происходят рост и развитие всех органов и систем детского организма.

Психическое развитие ребенка в возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно-образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно-логическое. Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности. Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности детей 4–5 лет, воспитатели дошкольных учреждений создают условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребенка.

Роль игры: Игровая деятельность по-прежнему остается основной для малыша, однако она существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом. Число детей, участвующих в общении, возрастает. Появляются тематические ролевые игры. Возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что они больше склонны общаться с ровесниками своего пола. Девочки больше любят семейные и бытовые темы (дочки-матери, магазин). Мальчики предпочитают играть в моряков, военных, рыцарей. На этом этапе дети начинают устраивать первые соревнования, стремятся добиться успеха.

Творческие способности: Средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Одной из основных становится изобразительная деятельность. Возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС предполагают, что на этом этапе дошкольник уже овладевает мелкой моторикой, что позволяет рисовать подробно и уделять больше внимания деталям. Рисунок становится одним из средств творческого самовыражения. Средний дошкольник может сочинить небольшую сказку или песенку, понимает, что такое рифмы, и пользуется ими. Яркая фантазия и богатое воображение позволяют создавать целые вселенные в голове или на чистом листе бумаги, где ребенок может выбрать для себя любую роль.

 Развитие речи: В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками. Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее. Развивается связная речь. Общение со сверстниками и взрослыми В среднем дошкольном возрасте первостепенную важность приобретают контакты со сверстниками. Если раньше ребенку было достаточно игрушек и общения с родителями, то теперь ему необходимо взаимодействие с другими детьми. Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Общение, как правило, тесно связано с другими видами деятельности (игрой, совместным трудом). Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего.  В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры. Общение с ровесниками носит, как правило, ситуативный характер. Взаимодействие со взрослыми, напротив, выходит за рамки конкретной ситуации и становится более отвлеченным. Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов. Именно в этот период дошкольники испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными. Порой взрослые члены семьи не замечают эти возрастные особенности детей 4–5 лет.

Эмоциональные особенности :В этом возрасте происходит значительное развитие сферы эмоций. Это пора первых симпатий и привязанностей, более глубоких и осмысленных чувств. Ребенок может понять душевное состояние близкого ему взрослого, учится сопереживать. Дети очень эмоционально относятся как к похвале, так и к замечаниям, становятся очень чувствительными и ранимыми. К 5 годам ребенка начинают интересовать вопросы пола и своей гендерной принадлежности. Как уже упоминалось, одной из отличительных особенностей данного возраста является яркая фантазия, воображение. Нужно учитывать, что это может породить самые разные страхи. Ребенок может бояться сказочного персонажа или воображаемых чудовищ. Родителям не нужно слишком волноваться: это не проблема, а лишь возрастные особенности детей 4–5 лет. Психология знает много способов борьбы с такими страхами, но важно помнить, что это всего лишь временные трудности, которые сами уйдут со временем, если родители не будут акцентировать на них внимание или использовать против ребенка в воспитательных целях. Обучение детей 4–5 лет Сотрудники дошкольных учреждений при обучении учитывают психологические и возрастные особенности детей 4–5 лет. По программе «От рождения до школы», используемой в настоящее время, акцент делается на становлении и всестороннем развитии личности. При этом с детьми проводятся тематические занятия, на которых объясняются правила поведения в коллективе, дома и в общественных местах, основы безопасности, развивается речь, совершенствуются гигиенические навыки и так далее. При этом учебный процесс строится на игре. Педагоги знакомят ребенка с новыми понятиями и правилами через доступный и привлекательный для него вид деятельности, принимая во внимание возрастные особенности детей 4–5 лет. В этом возрасте необходимо расширять кругозор ребенка и его знания об окружающем мире.

Воспитание:  Говоря о воспитании детей этого возраста, нужно помнить, что на данном этапе существенно меняется характер. Кризис трех лет благополучно проходит, и ребенок становится гораздо более послушным и покладистым, чем раньше. Именно в это время детям необходимо полноценное общение с родителями. Главная функция взрослых сейчас – объяснить как можно подробнее и показать на личном примере. Ребенок впитывает все как губка, с любознательностью первооткрывателя тянется к новым знаниям. Родители должны внимательно выслушивать многочисленные вопросы и отвечать на них, ведь в семье дети черпают первые знания об окружающем мире и своем месте в нем. Именно теперь необходимо закладывать нравственные качества, развивать в ребенке доброту, вежливость, отзывчивость, ответственность, любовь к труду. На этом этапе у ребенка появляются первые друзья, поэтому очень важно научить общаться со сверстниками: уступать, отстаивать свои интересы, делиться.

Роль дошкольных учреждений: Стоит отметить, что лучших успехов в воспитании можно добиться в случае тесного и доверительного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения, так как сотрудники садиков учитывают возрастные особенности детей 4–5 лет. Консультация для родителей является одним из путей такого взаимодействия. Взрослые члены семьи должны обладать хотя бы минимальной подготовкой в области психологии, чтобы лучше понимать своего ребенка. Еще один способ охарактеризовать возрастные особенности детей 4–5 лет – родительское собрание. На нем воспитатели и детский психолог совместно со взрослыми членами семьи могут наметить основные принципы воспитания и обсудить все интересующие и спорные вопросы.

 Семья – это главное. По мнению практикующих детских психологов, семья играет важнейшую роль в становлении личности ребенка. Отношения между родителями – первое, что видит подрастающий малыш, это тот эталон, который он считает единственно верным. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка был достойный пример в лице взрослых. Родители должны помнить, что именно в дошкольном возрасте развиваются такие черты характера, как доброта, справедливость, правдивость, закладываются жизненные ценности и идеалы. Поэтому так важно учитывать возрастные особенности детей 4–5 лет. Помощь в воспитании отдельных черт характера должна также осуществляться в соответствии с полом дошкольника и ролями взрослых в семье. Так, мать учит ребенка находить общий язык, искать компромисс, от нее исходит ласка, забота и любовь. Отец является олицетворением порядка, защиты, это первый учитель жизни, который помогает быть сильным и целеустремленным. Отношения внутри семьи – важнейший фактор, оказывающий влияние на воспитание ребенка и на всю его последующую жизнь. 

Продолжительность реализации :1 год

Формы и режим работы

  • Систематические занятия
  • Игры, игровые приемы
  • Организация и оформление выставок детских работ
  • Индивидуальная работа
  • Работа с родителями

Время проведения деятельности.

Каждый понедельник/четверг с 15.30 до 15.50

Ожидаемые результаты:

Овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования (сформировывается представление о сенсорных эталонах цвета). 
Выявление и осознание ребенком своих способностей. Сформировываются способы самоконтроля. Обогащается речь детей. Развивается мелкая моторика рук.
Развивается мышление, воображение, память.

Формы проведения итогов реализации: творческий отчет

Перспективный план работы

Месяц

Тема

Цель

Работа с детьми

Работа с родителями

Практический выход

Октябрь

«Осень золотая»

Закрепление временных признаков.

Художественное творчество из природных материалов.

Привлечение родителей к участию в выставке поделок и рисунков.

-Выставка работ.

-  Конспекты продуктивной деятельности.

Ноябрь

Нетрадиционная техника рисования-«Оттиск».

Продолжить знакомство детей с техникой «Оттиск».

Развивать мелкую моторику рук, фантазию.

Рисуем оттисками

Мятой бумагой, овощами, листьями, пробками.

Консультация на тему «Игры с цветом»

Выставка поделок.

Фотоотчет Конспекты продуктивной деятельности..

Декабрь

«Волшебная зима»

Нетрадиционная техника рисования-

«Оттиск»

Закрепление временных признаков. Учить детей передавать характерные признаки зимы через

изодеятельность.

Продуктив

ная деятель

ность по теме «Волшебная зима»

Рисуем с помощью поролона, ватными палочками

Привлечение родителей к участию в выставке поделок и рисунков.

Домашнее зодание на тему «Разноцветная зима»

Фотоотчет по домашнему заданию.

Конспекты продуктивной деятельности.

Январь

«Новый год»

«Рождество»

Нетрадиционная техника рисования-

«Рисование свечой»

Учить передавать впечатления от праздника через изодеятельность. Развивать творческие способности

Работа с детьми в технике

«Рисование свечой»

Изготовление новогодних открыток.

Конспекты продуктивной деятельности.

Февраль

«23 февраля»

Нетрадиционная техника рисования-

«Рисование свечой»

Воспитывать патриотические чувства. Вызывать желание заботиться о своих близких.

Развивать фантазию у детей.

Изготовле-

ние подарков для пап.

Привлечение родителей к участию выставки «Мой папа защитник»

Выставка рисунков.

Конспекты продуктивной деятельности.

Март

«8марта»

«Весна идёт»

Знакомство с нетрад-ой техникой рисования-

«Набрызг»

Умение передать в работе настроение праздника. Закрепление временных признаков.

Изготовление подарков для мам.

Привлечение родителей к участию выставки

«Мамочка любимая моя!»*

Поздрави-

тельный плакат «От всего сердца»

Конспекты продуктивной деятельности.

Апрель

«День космонавтики»

«День земли»

Продолжить знакомство с нетрад-ой техникой рисования-

«Набрызг»

Расширять знание детей в области космонавтики. Приобщать детей к труду через изобразительную деятельность. Воспитывать бережное отношение к природе.

Изготовление плакатов, листовок для акции «День Земли»

Привлечь родителей к участию в акции.

Фотоотчет с акции.

Конспекты продуктивной деятельности.

Май

«9 мая»

«Лето»

Нетрадиционная техника рисования-

«Рисование ладошкой»

Воспитывать патриотическое чувство, любовь к Родине.

Закрепление временных признаков. Учить видеть красоту окружающего мира и передавать её в работах.

Изготовле-ние рисунков и поделок по теме.

Консульта-ция по теме «Рисуем на асфальте»

Выставка работ. Фотоотчет

Конспекты продуктивной деятельности.

Отчет о проведенной работе.

Использование программ и технологий

1.И.А. Лыкова «Изодеятельность в детском саду ранний возраст» Сфера. Москва 2008 г.

2.Л.А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4-5  лет» ОЛМА Медиа Групп. Москва 2014 г.

3. Е.А. Янушко «Рисование с детьми ранний возраст» Мозаик-Синтез. Москва 2007 г.

4. Д.Н.Колдина «Аппликация с детьми 4-5 лет» Мозаик-Синтез.Москва 2007

5. Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Просвящение. Москва 1991

6.Н.Р. Макарова «Секреты бумажного листа» Мозаик- Синтез. Москва2007

7.Т.Носова «Ситцевый лоскут» Мозаик-Синтец. Москва 2007

8. О.Соловьёва «Необыкновенное рисование» Мозаик-Синтез. Москва2007

9. Л.В. Куликова «Смешные игрушки из пластмассы» Мозаик-Синтез. Москва 2007.

Интернет ресурсы

1. http://nsportal.ru/detskiy-sad

2. http://artmix.biz/

3. http://michutka.3dn.ru/

4. http://ped-kopilka.ru/

5. http://www.maam.ru/

6. http://dohcolonoc.ru/

7. http://vospitatel.com.ua/

Практический материал по работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа "Разноцветные ладошки"

Программа сертифицирована и обобщена на базе УМиИЦ г. Мичуринска Тамбовской области...

Дополнительная общеразвивающая программа «Разноцветный мир» для детей от 4 до 7 лет

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности ребенка в целом. Отталки...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН дополнительной общеразвивающей программы «Разноцветный мир сенсорики»

Дополнительная образовательная программа имеет познавательнуюнаправленность, т.е. включает в себя такие игры, которые направлены наформирование восприятия у ребенка младшего дошкольного возраста.Прогр...

Дополнительная общеразвивающая программа «Разноцветный мир»

Данная программа направлена на развитие творчества, восприятия, фантазии детей пятого года жизни, на развитие их моторных навыков, развитие в ребёнке природных задатков, творческого потенциала, специа...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Разноцветные ладошки»

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.Психологи и педагоги пришли к...