Занятие по изо в средней группе" Расписные грибочки"
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа) на тему

Шемонаева Елена Александровна

Занятие по изо в средней группе ДОУ на тему: "Расписные тарелочки"

Цель: познакомить детей с росписью Полхов-Майдана.,ее характерными особенностями; учить детей выполнению элементов этой росписи в пределах круга, то есть составлять узор в круге; закреплять знание о цвете; развивать навыки работы кистью; прививать любовь к изобразительному искусству, к изделиям народных мастеров, декоративному творчеству.

Оборудование: изделия с росписью Полхов-Майдана(солонки, матрешки, грибки и др.); кисти, краски гуашь, стаканчики с водой, салфетки, круглый лист бумаги.

Предватительная беседа: рассматривание с детьми изделий Полхов-Майдана, обсуждение характерных особенностей, элементов узора. цветовой гаммы.

Ход занятия:

1. Обьяснение нового материала.

Педагог: Однажды, давным давно жили в одном селе под названием Полхов-Майдан народные мастера. Они вытачивали изделия из дерева: солонки, игрушки, боченочки и многое другое, но украшать их они сначала не умели. Со временем мастера стали украшать свои изделия красочной росписью. Вот такими изделия народных мастеров дошли до наших дней. (Демонстрируются изделия Полхов-Майдана). Давайте рассмотрим узоры, что же на них нарисовано? Чаще всего изделия украшают цветами, бутонами, веточки яблок, клубники, полосочки и точки. Часто на солонках, грибках народные мастера изображают пейзажи(дома, деревья, речки, мостики идр.) А какие цвета используют мастера? Правильно, красными, желтыми,синими и зелеными красками.

2. Показываются приемы работы.

Педагог: Ребята, давайте с вами превратимся в мастеров и тоже украсим наши изделия-шляпки грибочков Полхов-Майданской росписью. Педагог предлагает детям варианты росписи, рисуя карандашом, затем красками.

Выполнение задания.

3. Итог занятия. Выставка детских рисунков.

Педагог: Вы ребята потрудились на славу, такими рисунками не стыдно украсить и шкатулку и солонку и боченок. Но чтобы наши рисунки стали еще красочней мы их украсим тонкими линиями, мастера их называют оживками. Педагог показывает приемы работы, дети повторяют.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл srednyaya_gruppa.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

Средняя группа 4-5 лет

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, художественной литературы и

фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

Создание условий для приобретения опыта:

 рассматривания произведений народного декоративно-прикладного и изобразительного искусства с понятным и интересным содержанием, в которых переданы разные эмоциональные состояния людей, животных (радуется, сердится и др.);

 рассматривания веток, шишек, корней растений, камней и т. д., об-наружения в причудливой форме природного материала какого-то образа;

 слушания музыки, накапливания музыкальных впечатлений, простейших суждений и первых оценок о музыке («Какое настроение?»,

«Чем понравилось и почему?»);

 чтения (восприятия) художественной литературы и фольклора, в

том числе за счёт включения произведений на новые темы, с большим

количеством героев, развёрнутым сюжетом, в различных ситуациях

(бытовых, волшебных, приключениях, путешествиях); понимания причинно-следственных связей в прочитанном тексте (например, причины

того или иного поступка героя и наступившие последствия);

 проявления ситуативного интереса к произведениям искусства, музыки, литературы, фольклора, миру природы, первых художественных,

читательских и музыкальных предпочтений, желания задавать вопросы

о них (их содержании);

 участия в разговоре о музыке, литературе, изобразительном искусстве (о самом произведении, о героях, их облике, поступках и т. п.);

 обращения внимания на красоту природы и любования вместе со

взрослыми и другими детьми совершенством формы, цвета, строения

деревьев, кустарников и других объектов растительного и животного

мира; на отдельные средства художественной выразительности, которые

наиболее полно и точно характеризуют героев (внешность, внутренние

качества), а также окружающий мир (живая и неживая природа);

 выражения личностного отношения к красоте явлений природы;

 эмоционального отклика на произведения искусства, в которых переданы разные эмоциональные состояния людей и животных (радость,

грусть, гнев), на яркие музыкальные образы, понимания значения образа («Это лошадка»), на красоту поступков героев.

Формирование элементарных представлений о видах искусства,

в том числе:

 о народном (матрёшка, богородская деревянная игрушка и др.) и изо-бразительном искусстве, об особенностях языка каждого вида искусства;

 о характерных чертах народного декоративно-прикладного и изо-бразительного искусства;

об изобразительных возможностях музыки, богатстве музыкальных образов, средствах музыкальной выразительности; о музыкальных

жанрах (песня, танец, марш и др.).

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей     (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).

Обеспечение развития первичных представлений:

 о правилах осуществления изобразительной и конструктивно-модельной деятельности (сохранять правильную позу при работе за столом:

не горбиться, не наклоняться низко, сидеть свободно, не напрягаясь;

приучать детей быть аккуратными: сохранять своё рабочее место в порядке, а по окончании работы убирать);

 о различных материалах для конструирования и изображения (карандашах, фломастерах, маркерах, восковых мелках, гуаши, деталях

конструктора, глине, бумаге, пластилине, пластической массе, солёном

тесте, семенах и элементах растений и др.) и их свойствах (например,

одна бумага хорошо намокает, легко рвётся, режется и склеивается, а

другая (ватман, картон) с трудом поддаётся деформированию и т. п.);

 о способах и приёмах изобразительной и конструктивно-модельной

деятельности, в том числе и обобщённых (использование в одной работе

различных материалов, декорирование готовых конструкций);

 о способах изменения изображения и конструкций (введение элементов, повышающих выразительность создаваемого образа, изменение

формы и цвета плоскостных и объёмных объектов);

 о свойствах музыкального звука, характере музыки, о детских музыкальных инструментах (дудочке, металлофоне, колокольчике, бубне,

погремушке, барабане), а также их звучании; о простейших средствах

музыкальной выразительности (мелодии, ритме и др.).

Создание условий для приобретения опыта:

 ежедневного свободного, творческого рисования, лепки, аппликации, конструирования, художественного труда, восприятия музыки;

 постановки нескольких простых, но взаимосвязанных целей (выполнить рисунок, подобрать художественный материал, определить будущую цветовую гамму) и достижения их при поддержке взрослого и

сверстников;

 рассказывания о том, что самостоятельно нарисовали, слепили, выполнили путём аппликации, сконструировали, станцевали и др.;

 самостоятельного выбора детьми цветов и оттенков красок, фона и

формы листа бумаги, самостоятельной передачи образов предметов;

 нахождения простых сюжетов в окружающей жизни, при чтении

художественной литературы и реализации их в изобразительной деятельности;

овладения средствами рисования, в том числе работы с изобразительными материалами (карандашами, фломастерами, маркерами,

восковыми мелками, гуашью и др.), применения способов и приёмов

пользования кистью (проводить узкие и широкие полосы концом кисти

и плашмя; рисовать кольца, точки, дуги, мазки, трилистник (тройной

мазок из одной точки), смешивать краску на палитре для получения

светлых, тёмных и новых цветовых тонов, разбеливать основной тон для

получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую);

использования формообразующих движений, соотнесения качества дви-жений с создаваемым образом (лёгкость, плавность, размах, нажим);

составления узоров, состоящих из простых элементов в два-три цвета и

характерного колорита на бумаге в форме квадрата, круга, полосы, пря-моугольника по мотивам народного декоративно-прикладного искусства; передачи формы и строения предметов, состоящих из нескольких

частей (фигура человека, птицы и животные, растения, здания, маши-ны и т. п.); использования обобщённых способов рисования, лежащих в

основе изображения многих животных (например, у бегущих животных туловище может быть изображено в виде дуги, а у сидящих — в виде овала); использования для достижения большей выразительности образа

изображения позы, различных деталей, передачи характерных особен-ностей материала, объединения изображения предметов на одной линии

в ряд, расположения их на листе бумаги вертикально или горизонтально и соблюдения относительной величины предметов;

 овладения средствами лепки, в том числе применения различных

способов лепки (из целого куска глины, комбинированным и конструк-тивным способом), направленных на создание объёмного образа (овощи,

фрукты и др., животные и птицы, простейшее изображение человека);

освоения приёмов скатывания, вдавливания, сглаживания, выравнивания, прищипывания, оттягивания и примазывания, а также установки

фигуры на широком основании, на подставке, на ногах и украшения с

помощью стеки и налепов; передачи формы и строения предметов;

овладения средствами аппликации, в том числе работы ножницами (резать по прямой, разрезать квадрат по диагонали, срезать углы

у прямоугольника, делать косой срез, вырезать из квадрата круглую,

а из прямоугольника овальную формы и вырезать простые формы из бу-маги, сложенной вдвое); упрощённой передачи формы предмета, его ос-новных частей и строения; составления и наклеивания на одном листе бумаги нескольких предметов; составления на полосе, квадрате, круге

декоративных узоров и сюжетных композиций из готовых или вырезанных детьми форм по мотивам узоров народной игрушки, литературных

произведений и в качестве украшений к праздникам; последовательного наклеивания аппликации часть за частью, предварительно разложив её нанесения кисточкой тонкого слоя клея на обратную сторону наклеиваемой фигуры, прикладывания её стороной, намазанной клеем, к листубумаги и плотного прижимания салфеткой;

овладения средствами конструирования, в том числе работы со

строительным материалом (использовать детали с учётом их конструк-тивных свойств; преобразовывать конструкции в длину, ширину, высоту; конструировать по образцу, схеме, условиям, замыслу, симметрично, украшать постройки); различения цвета, формы строительного материала, в том числе цилиндрической; различения пространственных характеристик объектов — протяжённости (высоты, ширины); установления месторасположения частей и деталей (сверху, снизу, над, под и др.); анализа объектов (части, детали и т. п.), овладения конструктивны-ми свойствами геометрических объёмных форм, такими, как устойчивость, прочность постройки, заменяемость  деталей; создания в рамках одной темы нескольких постепенно усложняющихся конструкций; освоения новых конструкций как по образцам, так и в процессе их самостоятельного преобразования по заданным условиям («Построй такой же, но высокий» и др.); создания вариантов конструкций с добавлением других деталей (на столбики ворот ставить трёхгранные призмы, рядом со

столбами — кубики и др.) и украшения их, изменения постройки двумя

способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту,

длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд);

 овладения средствами художественного труда, в том числе овладения двумя способами складывания квадратного листа бумаги: по диагонали и пополам с совмещением противоположных сторон и углов.

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Пятый год жизни. Средняя группа.

Задачи образовательной деятельности

Содержание образовательной

деятельности

Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Вызвать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, вырезать, наклеивать.

Продолжить развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности.

Обогащать представление дошкольников об искусстве   (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи народного декоративного искусства, скульптуры и др.) как основе развития творчества.

Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения.

Закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании: не горбиться, не наклоняться низко, сидеть свободно, не напрягаясь. Приучать детей быть аккуратными.

Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей. Вызывать желание рассматривать созданные изображения.

Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображения одних и тех же предметов( неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют на травке) и добавляя  к ним другие (солнышко, падающий снег и др.).

Формировать и закреплять представления о форме предметов( круглая, овальная, квадратная, прямоугольная), величине, расположении частей.

Помогать при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами.

Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые(коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета.

Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки- концом ворса кисти. Закреплять умение чисто промывать кисть перед использовании краски другого цвета. К концу года формировать у детей умение получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш.

Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине.

Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Познакомить детей с городецкими изделиями. Учит выделять элементы городецкой росписи ( бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по лепке в старшей группе «Грибочки в корзиночке».

Конспект интегрированного занятия по лепке в старшей группе «Грибочки в корзиночке», проведенного совместно с музыкальным руководителем....

Конспект НОД «Игра-занятие с дидактическим материалом» Тема: «Собери грибочки».

Цель: формирование у детей навыков установления тождества и различия цвета однородных предметов....

Конспект занятия в подготовительной группе. Тема: «Лесные грибочки».

Конспект занятия в подготовительной группе. Тема: «Лесные грибочки».Занятие лепкой из пластилина «Лесные грибочки» развивает у детей мелкую моторику рук. Выполненные работы из пластилиновых шариков на...

Познавательно-исследовательский Проект в средней группе «Грибочки в кузовочке»

Природа дарит нам много красивого, вкусного, полезного. Не счесть даров, которые дарит природа. Это и ягоды, и грибы, и лекарственные травы. Каждый человек должен любить и беречь природу. А прививать ...

Конспект занятия по лепке в средней группе на тему "Красивые грибочки на зеленой кочке"

Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие"...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе на тему: "Угостим белочек грибочками"

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе на тему: "Угостим белочек грибочками"...