Педагогические технологии в работе с детьми по художественному творчеству
консультация по рисованию (средняя группа) на тему

Будаева Светлана Альбертовна

Воспитание в каждом ребёнке самостоятельной, всесторонне развитой творческой личности. Создание  атмосферы, чтобы у ребенка быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественный вкус, творческие умения и навыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_tehnologii_v_rabote_s_detmi.docx28.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 18 «Ручеек»

КОНCУЛЬТАЦИЯ

Педагогические технологии в работе с детьми

по художественному творчеству

Подготовила воспитатель:

Будаева С.А.

2018

Дошкольный возраст – это важнейший этап развития и воспитания личности, период развития познавательного интереса и любознательности, приобщения ребёнка к познанию окружающего мира. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений и навыков, осознание ими чувства прекрасного.

Опираясь на ФГОС, одной из важнейших задач дошкольного образования является формирование духовно-нравственной, эстетически развитой творческой личности. Дошкольное учреждение должно создать все необходимые условия для развития личностных качеств ребёнка и его творческих способностей. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей является художественно-творческая деятельность, ведь искусство – это важная часть формирования развитой личности, совершенствования чувств, восприятия явлений жизни и природы. Произведения искусства, отражающие действительность и человеческие чувства, помогают сформировать эстетическое сознание человека.

Актуальность  технологии художественно-эстетического развития состоит в том, что она способствует развитию у детей:

- образного мышления;

- эстетического восприятия;

- воображения;

- эмоционального отношения к предметам эстетического характера;

- мелкой моторики рук.

Художественное развитие дошкольников способствует восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа. Способность детей рисовать, мастерить, фантазировать требует систематического и целенаправленного развития. Поэтому любой вид творческой работы детей всегда следует обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности. В первую очередь это слово, а также жесты, мимика и пр. Необычные материалы, оригинальные приемы и нетрадиционные  техники  позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции.

Нам, взрослым, необходимо развивать в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какова будет его духовная жизнь. Задача педагога научить дошкольника выражать себя в изобразительной деятельности, дать понять, что есть красота духовная и материальная.

Чтобы вызвать интерес к  художественному творчеству, привить любовь к изобразительному искусству, развивать детское творчество, на занятиях можно использовать нетрадиционные методы и приемы, различные демонстрационные и наглядные материалы.

Технология художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста является педагогическим процессом, основанным на развитии активности детей, уважительного отношения его к запросам и потребностям, максимального содействия развитию ребёнка как творческой личности. Ребёнок является участником процесса,  педагог  выступает как заинтересованное в сотрудничестве с ребёнком лицо. Взрослый поддерживает инициативу, ребёнок наделяется полномочиями и одновременно ответственностью за выполнение принятой задачи.

Главные положения технологии художественно-эстетического развития дошкольников опираются на работы Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, А.В. Антоновой, М.Б. Зацепиной.

Во всех видах художественно-эстетической деятельности выделяются общие психические процессы, являющиеся основой формирования художественного творчества и художественно-творческих способностей. К таким процессам относятся:

- восприятие (накопление образов, формирующих сенсорный опыт);

- воображение (без него невозможна ни одна художественно- творческая деятельность);

- эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического восприятия, которое необходимо для успешного осуществления деятельности;

художественные умения, которые формируются в процессе различных видов художественной деятельности.

Цель технологии художественно-эстетического развития – воспитание

в каждом ребёнке самостоятельной, всесторонне развитой творческой личности.

Основными задачами данной технологии являются:

- развитие художественного восприятия;

- формирование эстетических чувств и эмоций;

- развитие воображения, мышления, памяти и речи ребёнка;

- приобщение к элементарным знаниям в области искусства;

- развитие  творческих  способностей детей в разных видах художественного  творчества;

- формирование основ художественно-творческой культуры личности.

Основной целью дошкольного образования является целостное развитие личности. В связи с этим можно выделить следующие компоненты цели: развивающие, воспитательные, образовательные и практические.

Развивающий компонент

Предусматривает развитие психических процессов – эстетического сознания, памяти, творческого воображения; развитие интеллектуальных и познавательных способностей ребенка;

эмоциональных,  творческих,  художественно-эстетических качеств ребенка.

Воспитательный компонент

Заключается в формировании у ребенка художественного вкуса, эстетического осознания произведений искусства, в воспитании интереса и потребности к ручному художественному творчеству.

Образовательный компонент

Выражается в знакомстве с произведениями искусства, в обучении различным видам творчества.

Практический компонент

Заключается в овладении ребенком ручных умений  работать с красками, бумагой, ножницами, пластилином, клеем; в творческих навыках создавать продукты ручного творчества.

Этапы данной технологии художественно-эстетического развития:

1. Накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта как первоосновы для творчества.

2.Освоение эталонов творческой деятельности, её способов, технологии и средств.

3. Применение освоенных эталонов в новых личностно-значимых условиях в соответствии с возрастными особенностями, возможностями и способностями ребёнка.

4. Становление творческой индивидуальности, выразительности и неповторимости в создании художественных образов.

Художественное творчество направлено на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребностей детей в самовыражении через развитие продуктивной деятельности, развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству.

Формы и методы художественно-эстетического воспитания дошкольников.

Формирование психических процессов и основных видов деятельности взаимосвязано. Восприятие, воображение, память, внимание ребенка, развиваясь в играх и на занятиях, проявляются по-разному, в зависимости от организации его деятельности.

Для организации работы с детьми дошкольного возраста необходимо создавать педагогические условия, отвечающие возрастным и психофизическим особенностям детей. Дети дошкольного возраста чувствительны к неблагоприятным воздействиям, что проявляется в быстрой утомляемости и малой устойчивости внимания. Это объясняется незавершенностью развития центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата. Поэтому, при отборе методов, форм и приемов следует учитывать такие критерии, как:

- комфортная, радостная от процесса познания атмосфера;

- целостное развитие личности ребенка;

- разнообразные методы, учитывающие потребности ребенка;

- игровая организация обучения, способствующая двигательной активности детей.

Формы организации могут быть различными: на занятиях, в самостоятельной деятельности, художественном труде, во время праздников, развлечений, экскурсии, прогулки и т. д.

Среди сложившихся типов занятий особое внимание следует уделить комплексным занятиям, в которых воспитательные задачи реализуются средствами разных видов искусства. Характерной особенностью комплексных занятий является объединение заданий по определенным темам. При этом ведущим может быть средство художественно-образной выразительности, свойственное разным видам художественной деятельности.

Ведущими методами являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого, метод поисковых ситуаций.

Здесь нужно находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать  «произведения искусства» собственными руками, участвовать в художественной деятельности разных видов. Полезны творческие задания.

Одно из условий проявления творчества в художественно-эстетической

деятельности – организация интересной содержательной жизни ребенка:

- организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира;

- общение с искусством;

- материальное обеспечение;

- учет индивидуальных особенностей ребенка;

- бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;

- организация атмосферы творчества и мотивация задания.

Учитывая немаловажный фактор – охрану здоровья ребенка, необходимо обратить внимание на создание условий для эмоционального благополучия. Радость познания, экспериментирования, открытия при создании простых композиций, узнавание и выбор материала – все должно проходить без жесткого навязывания взрослым.

Основой  художественно-эстетического воспитания ребенка средствами творческой деятельности являются:

- личностная позиция ребенка, желание самовыражаться;

- развитие способностей к творческой деятельности (в их структуру входят эмоциональная отзывчивость, сенсорика, творческое воображение, чувство цвета, формы, композиции, ручная умелость);

- создание художественного образа – личностное отношение ребенка;

- эмоциональный отклик, самоутверждение, выбор и предпочтение средств выразительности (живописных, графических, пластических, декоративно-прикладных); взаимосвязь разных способов и самостоятельный их выбор детьми;

- изменение структуры педагогического процесса и методов педагогического руководства. Это изменение предполагает роль педагога в качестве помощника, соучастника творчества. Совместная деятельность взрослого и ребенка принимает характер сотворчества.

Азы художественно-эстетического воспитания закладываются при участии взрослых, поэтому нам надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественный вкус, творческие умения и навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии. Опыт работы педагогов по выбору образовательной технологии и организация работы с детьми. Круги и кольца Луллия.

Новое ― это хорошо забытое старое,Но иногда старое возвращается так скоро,Что о нем даже не успеваешь забыть.                         ...

Презентация "Педагогические технологии в работе с детьми по художественному творчеству".

Цель художественной технологии - воспитать в каждом ребёнке самостоятельную, всесторонне развитую творческую личность.  https://drive.google.com/file/d/1JbiAImSJCBM7iv0M3OCISoKr1w2...

Педагогические технологии в работе с детьми по художественному творчеству

Воспитание в каждом ребёнке самостоятельности, всесторонне развитой творческой личности....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ

эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие Эстетических качеств человека, но и всей личности в...

Педагогические технологии в работе с детьми по художественному творчеству (из опыта работы)

Дошкольный возраст – это время, когда закладываются основы всего будущего развития человечества. Это важнейший этап развития и воспитания личности. Это период развития познавательного интереса и...