Дополнительная образовательная программа "Разноцветный мир"
методическая разработка по рисованию (средняя группа) на тему

Власова Марина Викторовна

Настоящая программа составлена на основе  интегрированной программы художественно-эстетического развития дошкольника от 2 до 7 лет» «Цвет творчества» (Н. В. Дубровская) и раздела «Изобразительное искусство» программы «Истоки» (Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова и др.).

 Новизна программы «Разноцветный мир» заключается в введении национально-регионального компонента в содержание дополнительной образовательной программы. Всевозможные сказочные ситуации, игровые задания и приемы стимулируют интерес, фантазийные  поиски детей, в результате чего каждый ребенок, независимо от своих способностей, ощущает себя волшебником, творцом, художником.

Активное включение игровых форм обусловлено, прежде всего, возрастными особенностями обучающихся, т.к. жизнь ребенка тесно связана с игрой; игра – это не только удовлетворение, через игру дети познают окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vlasova_m.v._raznotsvetnyy_mir.docx72.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №6» г.о. Саранск

Принято                                                                                                  «УТВЕРЖДАЮ»

Решением педагогического                                                                  Заведующая МАДОУ

совета №6 от 31.08.2018г.                                                                    «Центр развития ребенка –

                                                                                                                детский сад № 6»

                                                                                                               __________Г. М. Чукаев

                                                                                                                Приказ № ____ от 31.08.2018г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА)

 «РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР»

Возраст детей: 4-5 лет

Срок реализации: 1 год        

Составитель:

                                                                                 Власова М.В.

2018-2019


Содержание

1. Паспорт программы………………………………………………………… 4

2. Пояснительная записка……………………………………………………..  5

3. Учебно-тематический план…………………………………………………  10

4. Содержание изучаемого курса…………………………………………….  11

  5. Методическое обеспечение дополнительной  образовательной        программы……………………………………………………………………..  14

6. Список литературы…………………………………………………………  18

        

        

        

        

        


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Дополнительная   общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая  программа) «Разноцветный мир»

Руководитель программы        

Власова Марина Викторовна, воспитатель

Организация- исполнитель

Адрес организации

исполнителя

МАДОУ «Центр развития ребенка –детский сад №6»;

430017, Республика Мордовия, г. Саранск,

 ул. Солнечная, д.11

Цель программы

Развитие у детей художественно-творческих способностей, посредством нетрадиционных техник рисования; формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира.

Срок реализации

1 год

Вид программы

Уровень реализации программы

адаптированная

дошкольное образование

Система реализации контроля за исполнением программы

Координацию деятельности по реализации программы осуществляет

Администрация образовательного учреждения;

Практическую работу осуществляет педагогический коллектив

Ожидаемые результаты

- формирование умения  различать цвета спектра  и их оттенки, различать и называть геометрические фигуры;

- развитие  мелкой моторики рук;

- формирование способности смотреть на мир и видеть его  глазами художника,  замечать и творить красоту;

- развитие  творчества, фантазии, наблюдательности,  воображения,       ассоциативного мышления и любознательности

- формирование интереса  к изобразительному искусству;

– сформируются навыки самостоятельности.

– ребенок сумеет отбирать материалы, инструменты и способ изображения в соответствии с создаваемым образом;

        

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Направленность. Рабочая программа имеет художественно-эстетическую направленность. Художественно-эстетическое развитие способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству. Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

2. Новизна. Настоящая программа составлена на основе  интегрированной программы художественно-эстетического развития дошкольника от 2 до 7 лет» «Цвет творчества» (Н. В. Дубровская) и раздела «Изобразительное искусство» программы «Истоки» (Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова и др.).

 Новизна программы «Разноцветный мир» заключается в введении национально-регионального компонента в содержание дополнительной образовательной программы. Всевозможные сказочные ситуации, игровые задания и приемы стимулируют интерес, фантазийные  поиски детей, в результате чего каждый ребенок, независимо от своих способностей, ощущает себя волшебником, творцом, художником.

Активное включение игровых форм обусловлено, прежде всего, возрастными особенностями обучающихся, т.к. жизнь ребенка тесно связана с игрой; игра – это не только удовлетворение, через игру дети познают окружающий мир.

3. Актуальность.

 Дети – прирожденные художники, ученые, изобретатели – видят мир во всей его своеобразности и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят фантазировать и экспериментировать…

В законе  «Об образовании в РФ» определен в качестве принципа государственной политики гуманистический характер образования,

приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности (ст.2). Практический гуманизм предусматривает обеспечение комплекса условий для развития каждого человека как высшей самостоятельной ценности, как индивидуальности.

Творчество есть реальное бытие индивидуальности. В инновационной модели образования закрепляется требование учета интересов, склонностей детей, их индивидуальных способностей при создании оптимальных условий для самовыражения в различных видах деятельности.

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.

Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские педагоги, психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние (недаром такую популярность получила арт - терапия).

В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается, как формирование эстетического отношения посредством развития умения  понимать и создавать художественные образы.

Человек будущего должен быть созидателен, личностью с развитым чувством и активным творческим началом. Развитие творчества - это один из «мостиков», ведущих к развитию художественных способностей.

В каждой группе есть дети, которые выделяются на фоне остальных на занятиях по рисованию. Они всегда стараются дополнить рисунок, создаваемый по образцу деталями, которые делают работу неповторимой и уникальной. В простой, казалось бы, закорючке они видят целый мир – то это необыкновенный цветок, то летящая птица, которая тут же превращается в русалку.

Есть взгляд – взгляд художников. Суть его в том, что ребенок должен получать удовольствие от работы с краской и кистью, у него следует развивать чувство прекрасного, способность получать наслаждение от рисования. Ребенку необходимо дать свободу, тогда занятие станет творчеством, мотивируемым взрослым, который не учит, а лишь акцентирует внимание ребенка на ощущениях, чувствах и т.п.

4. Отличительные особенности программы. Эта программа  приобщает детей к искусству посредством различных  видов изобразительной деятельности: различных техник нетрадиционного рисования (оттиск печатками из пробки и поролона, набрызг, кляксография, монотипия, пластилинография и т.д.), бумажная пластика, мозаика, оригами и  дает немалый толчок детскому воображению и фантазированию.

Занятия в изостудии полезны и увлекательны, потому, что происходят в необычной обстановке, где эстетическая среда настраивает на творческую деятельность. Работа в изостудии позволяет систематически последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. В студии имеется весь необходимый изобразительный материал, место для выставки детских работ. На занятиях в изостудии применяется музыкальное сопровождение, что способствует созданию выразительного художественного образа.

5. Педагогическая целесообразность.

Основные принципы, заложенные в основу программы:

1. Принцип поэтапности «погружения» в программу. Это самый важный принцип. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка. Если приступать к освоению этапа, минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата.

2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка – от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.

3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.

4.  Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений поощрять объяснение ребенком выбора изобразительного материала для изображения.

6. Цель программы:

Развитие у детей художественно-творческих способностей, посредством нетрадиционных техник рисования; формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира.

7. Основные задачи программы:

1. Обучающие:

– учить различать и называть способы нетрадиционного рисования и других видов деятельности, применять их на практике;

– учить приемам работы кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, трубочка для коктейля, нитки и др.);

– учить различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры.

2. Развивающие:

– развивать мелкую моторику рук;

– развитие чувственно-эмоционального отношения к действительности, художественной культуре;

– формирование художественно-образного мышления средствами разных видов искусств и их взаимопроникновения на основе принципа ассоциативности;

– формирование понимания красоты и гармонии цветового богатства действительности;

– развивать  фантазию, воображение, веры  в свои  силы.

3. Воспитательные:

– воспитывать любовь и уважение к изобразительному искусству;

– воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;

– воспитывать навыки самостоятельности;

– дарить детям новые яркие ощущения.

Средний возраст 4-5 лет

Возрастные особенности. Особенности возраста обусловливают необходимость подкрепления любого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением, проигрыванием... Без этого ребёнку сложно раскрыть задуманный образ, объяснить желаемое действие. В силу возрастных особенностей маленький ребёнок легко перевоплощается, активно общается и быстро включается в игру, увлекаясь придуманным образом и действием. Поэтому любой вид продуктивной творческой работы детей целесообразно обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности (словом, жестом, игровой ситуацией).

Интеграция видов художественно-эстетической деятельности в дошкольном детстве имеет естественный характер. Дети дошкольного возраста часто самостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности. Особенно ярко это проявляется в деятельности экспериментирования с художественными материалами (бумагой, пластилином), инструментами (карандашами, кисточками, стеками) и в процессе освоения способов создания образа и средств художественной выразительности. Дошкольники разных возрастов с увлечением рассматривают и обследуют натуру, предложенную для рисования или лепки, изучают «на глаз» и тактильно (ощупывая руками) художественные материалы, формы поверхности; осваивают самыми разными приёмами особенности бумаги, красок, восковых мелков, ткани, природного материала. Ребенок пробует в рисунке, живописи, лепке выразительно передать образы объектов окружающего мира (сооружения, машины, деревья, животные, человек), изображает типичные и некоторые индивидуальные, характерные признаки предметов и явлений. Учится видеть общее и отличное в похожих объектах изображения. Выбирает наиболее правильное расположение изображения на листе бумаги (вертикально или горизонтально), выделяя главное цветом, положением на листе бумаги, величиной.

8. Сроки реализации программы.          

Программа рассчитана на детей 4-5 лет, продолжительность обучающей программы 1 год.

9. Формы и режим занятий. Форма детского образовательного объединения является кружок. Занятия проходят один раз в неделю, в год-36 часов.

Продолжительность занятий  детей  4-5 лет  - 20 мин.

Форма проведения занятий: групповая.

Занятия проходят во второй половине дня.

10. Ожидаемые результаты.

– дети научатся различать цвета спектра  и их оттенки, основные геометрические фигуры;

– у детей разовьется мелкая моторика рук;

– сформируется способность смотреть на мир и видеть его  глазами художников,  замечать и творить Красоту;

– разовьется творчество и фантазия, наблюдательность,  воображение,       ассоциативное мышление и любознательность;

– появится любовь и уважение к изобразительному искусству;

– сформируются навыки самостоятельности.

– ребенок сумеет отбирать материалы, инструменты и способ изображения в соответствии с создаваемым образом;

11. Формы подведения итогов. Формой подведения итогов реализации данной программы являются:

– участие в художественных конкурсах,

– тематические выставки.

 открытые  просмотры  занятий  кружка

 проведение диагностики в начале и в конце года.


Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

Всего занятий

теория

практика

1.

Вводное занятие

3 мин

17 мин

1

2.

Техника безопасности

5 мин

15 мин

1

3.

Пластилинография:

 «Гиацинт», «Подснежники»

       3 мин

        3 мин

17 мин

17 мин

2

4.

Монотипия:

 «Бабочка»

3 мин

17 мин

1

5.

Монотипия пейзажная:

 «Осень»

       3 мин

        3 мин

17 мин

17 мин

2

6.

Ниткография:

 1. «Тюльпаны»

2 «Морозные узоры», «Пулай»

4 мин

4 мин

4 мин

4 мин

16 мин

16 мин

16 мин

16 мин

4

7.

Кляксография с трубочкой:

«Кактус», «Кляксометрики»

4 мин

4 мин

16 мин

16 мин

2

8.

Восковые мелки и акварель: «Астры»,  «Космос», «времена года »

3 мин

3 мин

3 мин

3 мин

17 мин

17 мин

17 мин

17 мин

4

9.

Набрызг: «Осенний букет»

5 мин

15 мин

1

10.

Скатывание бумаги: «Слон из газет», «Цветы сирени»

5 мин

5 мин

15 мин

15 мин

2

11.

Витраж:  «Красивый храм»

5 мин

15 мин

1

12.

Оригами: «Рыбки в аквариуме»

       3 мин

        3 мин

17 мин

17 мин

2

13.

Рисование углем:

«Ежик»

3 мин

17 мин

1

14.

Мозаика из бумаги: «Яблоко на тарелочке»

5 мин

15 мин

2

15.

Рисование по мокрому листу:

«Вечерний закат»

5 мин

15  мин

2

16.

Оттиск пробкой, поролоном:

«Мордовское полотенце», «Панар»

3 мин

12 мин

3

17.

Оттиск мятой  бумагой:

«Белая береза снежною зимой», «Маки»

4 мин

4 мин

16 мин

16 мин

2

18.

Рисование манкой:

«Цветочек для снежной королевы»

3 мин

17 мин

1

19.

Рисование тычком:

«Праздничный салют», «Мордовское украшение»

4 мин

4 мин

16 мин

16 мин

2

20.

Итоговое занятие

3 мин

17 мин

1

Итого часов

36


Содержание изучаемого курса

Раздел 1. «Пластилинография».

Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные.

 Цель: Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия и творческой деятельности детей. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: пластилин разных цветов, стеки, картон разной формы и разных размеров.

Способ получения изображения: ребенок отщипывает кусочками пластилин и размазывает на листе картона  по уже заготовленному контуру, накладывая «мазки» один на другой. Можно придать  большую выразительность смешивая кусочки пластилина разного цвета.

Раздел 2. «Монотипия».

Монотипия – один из удивительных видов изобразительного искусства.

«Mono» – один. «Typus» – отпечаток. То есть единственное изображение, полученное способом отпечатка.

Цель: закреплять знания детей о симметрии и асимметрии. Совершенствовать умения и навыки в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать воображение, пространственное мышление.

Раздел 3 . «Монотипия пейзажная».

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

Раздел 4 . «Ниткография».

Способ 1.  Ниткография – нитка и графика (от «grafo» – «пишу») – вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи... То есть, получается, «пишу ниткой» или проще – «рисую нитью».

Главная задача художника – ниткографиста: найти в петлях и крючках, оставленных нитью на листе, образы, которые можно распознать и использовать в рисунках.

Средства выразительности: цвет, пятно.

Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка сред ней толщины.

Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

Способ 2.Ниткография – выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, т.е. «рисование» с помощью нити.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: плотная бумага или картон, нитки, клей ПВА, ножницы.

 Способ получения изображения: берется основа для будущей картины с нанесенным рисунком, который необходимо воспроизвести при помощи ниток, на бумагу. Нанесите клей при помощи кисточки по контуру .Приклеить нити по четко отмеченным границам. Нити нужно начинать приклеивать на не высохший клей, плотно прижимая их к основе.

Раздел 5. «Кляксография с трубочкой».

Кляксография - это способ рисования «кляксами» при помощи трубки.

Средство выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь, либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется .Недостающие детали дорисовываются.

Раздел 6. «Восковые мелки и акварель».

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Раздел 7. «Набрызг».

Метод набрызга –рисование зубной щёткой или жесткой кистью.

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть или зубная щетка, палочка.

Способ получения изображения: на зубную щётку  или жесткую кисть набирается краска (тушь или разведённая гуашь с ПВА) и с помощью палочки разбрызгивается краска на рисунок. Правило – проводить палочкой движением к себе, направляя щётку на бумагу.

Раздел 8. «Скатывание бумаги».

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки, либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными. После этого комочек опускается в клей  и приклеивается на основу.

Раздел 9. «Витраж».

Витраж – это форма декоративного искусства, направленное на художественное обрамление пустых проёмов.

Средства выразительности: цвет, фактура.

Материалы: картон черный, цветная бумага, клей, кисть, салфетка.

Способ получения изображения : на готовую основу витража приклеить детали из цветной бумаги соответствующих размеров.

Раздел 10. «Оригами».

Оригами – искусство складывания бумажных фигурок без ножниц и клея.

Средства выразительности: фактура, объём.

Материалы:  двусторонняя цветная бумага, ножницы.

Раздел 11. «Рисование углем».

Средства выразительности: линия, пятно, фактура.

Материалы: лист белой бумаги, уголь, салфетка.

Способ получения изображения: лист расположить горизонтально, кончиком угля нарисовать общий контур рисунка. Слегка нажать на уголь, чтобы сделать линии более четкими. Растереть уголь салфеткой, чтобы получился серый цвет.

Раздел 12. «Мозаика из бумаги».  

Мозаика – способ создания изображения или орнамента из мельчайших кусочков.

друг к другу разноцветных кусочков.

Средства выразительности: цвет, фактура.

Материалы: картон, цветная бумага, клей, кисть, салфетка.  

Способ получения изображения: из бумаги вырезается множество одинаковых фигур, треугольники или квадратики. После чего кусочки  приклеивают на фон.

Раздел 13. « Рисование по мокрому листу».

Материалы: бумага для акварели, акварельные краски, кисти, акварельные карандаши или мелки, влажная чистая ткань.

Способ получения изображения: хорошо смочить лист водой, по мокрому листу нанести тон акварельной краски, промокнуть лист чуть влажной ткань, рассмотреть с ребенком изображения различных цветов, обговорить форму, цвет. Хорошо смочить кисть, набрать достаточное количество краски. По мокрой бумаге, слегка касаясь листа кистью, наносим изображение выбранного предмета (например, цветка), как бы капаем краской на бумагу, придерживаясь формы и цвета, дорисовываем нужные элементы.

 Раздел 14. «Оттиск печатками из поролона и пробки».

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из поролона или пробки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка.

 Раздел 15. «Оттиск смятой бумагой».

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.

Раздел 16. «Рисование манкой».

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: картон, манка, клей , кисть, салфетка.

Способ получения изображения: на картоне нарисовать карандашный рисунок. На элементы рисунка, которые необходимо выделить, нанести клей ПВА и засыпать манкой. После высыхания можно разукрасить гуашевыми красками (манку можно красить заранее).

 Раздел 17. « Рисование тычком ».

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть или тычок, сделанный при помощи карандаша и поролона, гуашь, бумага, на которой нарисован контур предмета или животного.

Способ получения изображения:  ребенок опускает в гуашь  тычок  или кисть, и ударяет по бумаге, держа вертикально. Таким образом, заполняется весь контур или шаблон.


Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

1. Формы занятий:

1. Интегрированные  занятия.  

2. Занятия-путешествия во  времени.

3. Занятие-игра.

4. Занятие-беседа.

5. Развлечения.

2.  Методы и приемы обучения:

– словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение);

–  наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание);

– практические (самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование, игра).

3. Наглядно-дидактический материал.

1.Вохринцева С.В. Окружающий мир – дидактический материал «Зима», Казань,  «Страна Фантазий», 2006г.

2.Вохринцева С.В. Окружающий мир – дидактический материал «Весна», Казань, «Страна Фантазий», 2006г.

3.Вохринцева С.В. Окружающий мир – дидактический материал «Лето», Казань, «Страна Фантазий», 2006г.

4.Вохринцева С.В. Окружающий мир – дидактический материал «Осень», Казань, «Страна Фантазий»,  2006г.

5.Демонстрационный материал «Природные явления и объекты», Кимры, «Книголюб», 2000г

4. Техническое оснащение занятий.

Средства мультимедиа.

Диски с музыкальными сказками, классической музыкой и детскими песенками.

Доска магнитная

5. Оборудование.

1. Палитры средние

2. Кисть белка №5

3. Кисть белка №2

4. Кисть щетина №6

5. Кисть клеевая

6. Краски гуашевые

7. Краски акварельные

8. Восковые мелки

9. Щетки зубные

10. Уголь

11. Коктейльные трубочки

12. Карандаши простые

13. разноцветные нитки

14. Доски для лепки

15. Пластилин «Луч» 16цветов.

16. Манка

17. Клеенка на столы

18. Картон белый

19. Бумага цветная

20. Картон цветной

21. Ножницы детские

22. Клей, клеящие карандаши, клейстер

23. Стеки

24. Ватные палочки

25. Губки разных размеров

26. Печатки из поролона и пробок

27. Салфетки цветные

28. Салфетки бумажные

29. Непроливайки

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы.

Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае) по методике «Портрет» (авторы Казакова Т. Г., Лыкова И. А.). Методика представляет собой наблюдение за творческой деятельностью детей. На столе свободно размещаются разные художественные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми: гуашь, кисти трех размеров, фломастеры, карандаши, пластилин, цветная бумага, ножницы, салфетки, бумага разных оттенков. В непринужденной игровой форме ребенку предлагается назвать все, что он видит, и выбрать, чем бы он хотел поработать (каким материалом изобразить задуманное). По ходу наблюдения фиксируются: выбор ребенка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов деятельности, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.

Все данные эксперимента вносятся в таблицу и определяются по характеристикам, характеризуя уровень развития художественно-творческих способностей у дошкольников.

Характеристика уровней:

В – высокий, ребенок создает (соответственно возрасту) разнообразные – тематически и жанрово-художественные образы на основе развитых средств выразительности нетрадиционных художественных техник, сформирован интерес к творческой деятельности. Ребенок имеет практические умения, свободно владеет нетрадиционными техниками, высказывает эстетические суждения и оценки.

С – средний, ребенок пытается создать художественные образы, используя разные средства выразительности. Отдельные средства художественной выразительности (цвет, колорит, формообразование, композиции фактура) и практические навыки не сформированы (не достаточно самостоятелен при выборе техники рисования). Иногда испытывает затруднения в тематических и жанровых решениях, эстетических суждениях и оценках.

Н – низкий, ребенок не может создать художественный образ. Не владеет основными средствами выразительности нетрадиционных  художественных техник. Практические умения не сформированы, слабое владение техническими навыками.

                                                                                                        

высокий уровень – в                                                                                                                                      

средний уровень – с                                                                                                                                       

низкий уровень  – н                                                                                                                                      


Список использованных источников

1. Антонова, Т. В. Истоки. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. В. Антонова, Т. И. Алиева // ТЦ Сфера – М. : 2011. – 320 с.

2. Бурляева, О. В. Мы в Мордовии живем : региональный образовательный модуль дошкольного образования / О. В Бурляева и др. // Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск. : 2015. – 84 с.

3. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 / Н. Г. Давыдова – М. : Скрипторий, 2003. – 80 с.

4. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2 / Г. Н. Давыдова – М.: Скрипторий, 2003. – 72с.

5. Дубровская, Н. В. Цвет творчества. Интегрированная программа художественно-эстетического развития дошкольника от 2 до 7 лет /
Н. В. Дубровская. – Санкт-Петербург.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 144 с.

6. Дубровская, Н. В. Витражи из цветной бумаги / Н. В. Дубровская. – СПб.: 2009. – 64 с.

7.Дубровская, Н. В. Приглашение к творчеству / Н. В. Дубровская – СПб. :  2010. – 128 с.

8. Казакова, Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники планирования, конспекты / Р. Г. Казакова – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.

9. Новиковская, О. А. Ниткография. Конспекты занятий по развитию пальчиковой моторики речи (от 3 до 7 лет) / О. А. Новиковская. – СПБ. : ПАРИТЕТ, 2013. – 48 с.

10. Цвитария, Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ / Т. А.  Цвитария. – М.: ТЦ Сфера, 2011. –128 с.

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Физкультминутки

Физкультминутка. А в лесу растёт черника.

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать. (Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

Физкультминутка. Аист.

(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают.

Следить за спиной.)

– Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.)

– Топай правою ногою,

Топай левою ногою,

Снова – правою ногою,

Снова – левою ногою.

После – правою ногою,

После – левою ногою.

И тогда придешь домой.

А над морем — мы с тобою!

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем – мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

А сейчас мы с вами, дети

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

Раз, два, три, четыре –

Вот летит ракета ввысь! (1–2 – стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»; 3–4 – основная стойка.)

А теперь на месте шаг

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем –

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания – руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

Физкультминутка. А часы идут, идут

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

Физкультминутка. Бабочка

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Бегут, бегут со двора

Бегут, бегут со двора (Шагаем на месте.)

Гулять, гулять в луга: (Прыжки на месте.)

Курка-гарабурка-каки-таки, (Хлопаем в ладоши.)

Утка-поплавутка-бряки-кряки, (Топаем ногами.)

Гусь-водомусь-гаги-ваги, (Приседаем.)

Индюк-хрипиндюк-шулты-булды, (Хлопаем в ладоши.)

Свинка-топ стоспинка-чахи-ряхи, (Топаем ногами.)

Коза-дерибоза-мехе-беке, (Приседаем.)

Баран-крутороган-чики-брыки, (Хлопаем в ладоши.)

Корова-комол а-тпруки-муки, (Топаем ногами.)

Конь-брыконь-иги-виги. (Шагаем на месте.)

Физкультминутка. Белки

Белки прыгают по веткам.

Прыг да скок, прыг да скок!

Забираются нередко

Высоко, высоко! (Прыжки на месте.)

Будем в классики играть

Будем в классики играть,

На одной ноге скакать.

А теперь ещё немножко

На другой поскачем ножке. (Прыжки на одной ножке.)

Физкультминутка. Будем прыгать и скакать!

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)

Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)

Раз, два, три.

Наклонился левый бок.

Раз, два, три.

А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)

И дотянемся до тучки.

Сядем на дорожку, (Присели на пол.)

Разомнем мы ножки.

Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)

Раз, два, три!

Согнем левую ножку,

Раз, два, три.

Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)

И немного подержали.

Головою покачали (Движения головой.)

И все дружно вместе встали. (Встали.)

Будем прыгать, как лягушка

Будем прыгать, как лягушка,

Чемпионка-попрыгушка.

За прыжком – другой прыжок,

Выше прыгаем, дружок! (Прыжки.)

Ванька-встанька

Ванька-встанька, (Прыжки на месте)

Приседай-ка. (Приседания.)

Непослушный ты какой!

Нам не справиться с тобой! (Хлопки в ладоши.)

Вверх рука и вниз рука

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз – хлопок и вверх – хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем – будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)

Физкультминутка. Весёлые гуси

(Музыкальная физкультминутка)

(Дети поют и выполняют разные движения за педагогом.)

Жили у бабуси

Два весёлых гуся:

Один серый,

Другой белый,

Два весёлых гуся.

Вытянули шеи –

У кого длиннее!

Один серый, другой белый,

У кого длиннее!

Мыли гуси лапки

В луже у канавки.

Один серый, другой белый,

Спрятались в канавке.

Вот кричит бабуся:

Ой, пропали гуси!

Один серый,

Другой белый –

Гуси мои, гуси!

Выходили гуси,

Кланялись бабусе –

Один серый, другой белый,

Кланялись бабусе.

Весёлые прыжки

Раз, два – стоит ракета.

Три, четыре – самолёт.

Раз, два – хлопок в ладоши, (Прыжки на одной и двух ногах.)

А потом на каждый счёт.

Раз, два, три, четыре –

Руки выше, плечи шире.

Раз, два, три, четыре –

И на месте походили. (Ходьба на месте.)

Ветер

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше. (Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище

то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают,

на «выше, выше» – выпрямляются.)

Ветер веет над полями

Ветер веет над полями,

И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивания – руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья –

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

Там немного отдохнём. (Дети садятся.)

Ветер тихо клен качает

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет:

Раз – наклон и два – наклон,

Зашумел листвою клен. (Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.)

Вечером

Вечером девочка Мила (Шагаем на месте.)

В садике клумбу разбила, (Прыжки на месте.)

Брат ее мальчик Иван (Приседания.)

Тоже разбил... стакан! (Хлопаем в ладоши.)

Видишь, бабочка летает

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)

– Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)

За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)

(Г. Виеру)

Вместе по лесу идём

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания – руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр

И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот – правой ступни левой рукой.)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания – руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. (Дети садятся.)

Во дворе растёт подсолнух

Во дворе растёт подсолнух,

Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)

Рядом с ним второй, похожий,

К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперёд,

А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)

Отдохнули мы чудесно,

И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)

Во дворе стоит сосна

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся – руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)

Ветки гнутся взад-вперёд,

Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)

Будем вместе приседать –

Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)

Мы размялись от души

И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)

Вот летит большая птица

Вот летит большая птица,

Плавно кружит над рекой. (Движения руками, имитирующие махи крыльями.)

Наконец, она садится

На корягу над водой. (Дети садятся на несколько секунд в глубокий присед)

Вот под елочкой

Вот под елочкой зеленой (Встали.)

Скачут весело вороны: (Прыгаем.)

Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)

Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо.)

Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо.)

Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)

Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.)

И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку – засыпают.)

Кар-кар-кар! (Тихо.) (Хлопки над головой в ладоши.)

В понедельник

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)

А во вторник – рисовал. (Изображаем рисование.)

В среду долго умывался, (Умываемся.)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку – засыпают.)

Вы достать хотите крышу

Потянитесь вверх повыше –

Вы достать хотите крышу. (Потягивания – руки вверх.)

Раз, два, три,

Корпус влево поверни.

И руками помогай,

Поясницу разминай. (Повороты туловища в стороны.)

Руки в стороны потянем (Потягивания – руки в стороны.)

И на место снова сядем. (Дети садятся.)

Выполняем упражненье

Выполняем упражненье,

Быстро делаем движенья.

Надо плечи нам размять,

Раз-два-три-четыре-пять. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)

Выросли деревья в поле

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны.)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания – руки вверх.)

Вот подул весёлый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперёд.)

Вправо-влево, взад-вперёд –

Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)

Вышел зайчик

Вышел зайчик погулять.

Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.)

Вот он скачет вниз по склону,

Забегает в лес зелёный.

И несётся меж стволов,

Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.)

Зайка маленький устал.

Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.)

Замер зайчик средь травы

А теперь замрем и мы! (Дети садятся.)

Вышел клоун

Вышел клоун на арену, Поклонился всем со сцены, Вправо, влево и вперед... Поклонился всем как мог. (Поклоны.)

Физкультминутка. Вышли мышки

Вышли мышки как-то раз (Ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне.)

Поглядеть, который час. (Повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами.)

Раз, два, три, четыре (Хлопки над головой в ладоши.)

Мышки дернули за гири. (Руки вверх и приседание с опусканием рук «дернули за гири».)

Вдруг раздался страшный звон, (Хлопки перед собой.)

Убежали мышки вон. (Бег на месте или к своему месту.)

Вышли уточки на луг

Вышли уточки на луг,

Кря-кря-кря! (Шагаем.)

Пролетел веселый жук,

Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

Гуси шеи выгибают,

Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)

Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками.)

Шарик тоже зарычал,

Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)

Зашептал в воде камыш,

Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)

И опять настала тишь,

Ш-ш-ш. (Присели.)

Физкультминутка. Головой качает слон

Раз, два, три – вперёд наклон,

Раз, два, три – теперь назад. (Наклоны вперёд, назад.)

Головой качает слон –

Он зарядку делать рад. (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся.)

Головою три кивка

Раз – подняться, потянуться, (Потянулись.)

Два – согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)

Три – в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)

Головою три кивка. (Движения головой.)

На четыре – руки шире, (Руки в стороны.)

Пять – руками помахать, (Махи руками.)

Шесть – на место сесть опять. (Присели.)

Физкультминутка. Гриша шел

Гриша шел – шел – шел, (Шагаем на месте.)

Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)

Раз-грибок, (Наклоны вперед.)

Два – грибок, (Наклоны вперед.)

Три – грибок, (Наклоны вперед.)

Положил их в кузовок. (Шагаем на месте. Декламируя стихотворение, дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок.

Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.)

Физкультминутка. Часы

Тик-так, тик-так –

Все часы идут вот так:

Тик-так. (Наклоните голов то к одному, то к другому плечу.)

Смотри скорей, который час:

Тик-так, тик-так, тик-так. (Раскачивайтесь в такт маятника.)

Налево – раз, направо – раз,

Мы тоже можем так. (Ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» голову наклоните к правому плечу, потом – к левому, как часики.)

Тик-так, тик-так.

Чтоб совсем проснуться

Чтоб совсем проснуться,

Нужно потянуться! (Руки вниз перед туловищем, пальцы сплетены. Положить руки на затылок, локти отвести, туловище выпрямить.)

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Спину тоже разминаем,

Взад-вперёд её сгибаем. (Наклоны вперёд-назад.)

Поворот за поворотом,

То к окну, а то к стене.

Выполняем упражненье,

Чтобы отдых дать спине. (Повороты корпуса вправо и влево.)

Отдохнули мы чудесно,

И пора на место сесть нам. (Дети садятся.)

Это лёгкая забава

Это лёгкая забава –

Повороты влево-вправо.

Нам известно всем давно –

Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)

Приседаем быстро, ловко.

Здесь видна уже сноровка.

Чтобы мышцы развивать,

Надо много приседать. (Приседания.)

А теперь ходьба на месте,

Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

Я иду и ты идешь

Я иду и ты идешь – раз, два, три. (Шагаем на месте.)

Я пою и ты поешь – раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)

Мы идем и мы поем – раз, два, три. (Прыжки на месте.)

Очень дружно мы живем – раз, два, три. (Шагаем на месте.)

Я мороза не боюсь

Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.)

С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.)

Подойдет ко мне мороз, (Присели.)

Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос.)

Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши.)

Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)

Теплоход

От зеленого причала

Оттолкнулся теплоход, (Дети встали.)

Раз, два,

Он шагнул назад сначала (Шаг назад.)

Раз, два,

А потом шагнул вперёд, (Шаг вперёд.)

Раз, два,

И поплыл, поплыл по речке, (Волнообразное движение руками.)

Набирая полный ход. (Ходьба на месте.)

Тик-так

Кто там ходит влево-вправо?

Это маятник в часах.

Он работает исправно

И твердит: «Тик-так, тик-так». (Руки на поясе, наклоны вправо и влево.)

А над ним сидит кукушка.

Это вовсе не игрушка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

«Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуального развития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги, направленные на художественно-эстетическое развитие обучающихся»

laquo;Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуальногоразвития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги,направленные...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...