Дымковская игрушка
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Курышова Ирина Александровна

"Народ который не знает своего прошлого не имеет будующее" 

Эти слова меня направляют как можно больше рассказать детям о традициях русского народа.

На этом занятии дети узнали много интересного, сами окунулись в мир творчества русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dymkovskaya_igrushkad.docx348.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Городского округа Саранск «Детский сад № 80 комбинированного вида»

Конспект занятия по изобразительной деятельности

в старшей группе  №8 на тему : «Дымковская игрушка»

 Воспитатель: Курышова И. А.

Саранск,2018г.

Цель: Знакомство детей с народной культурой.
Задачи:

Образовательные: Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом. Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). Учить расписывать дымковскими узорами.
Познакомить с историей Дымковской игрушки.

Развивающие: Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.

Воспитательные: Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.

Предварительная работа:

Рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, картин о дымковских игрушках; беседы; лепка из глины дымковских игрушек; раскрашивание книжек-раскрасок, беседы о дымковской игрушке.
Материалы и оборудование к занятию:

краски – гуашь, кисточки, баночки для воды, салфетки, фартуки, силуэты дымковских игрушек, изображение мастера Маланьи, магнитная доска, ширма, игрушки, цветные магниты (красный, зеленый, синий), презентация «Дымковские игрушки», мультимедийная приставка, экран, компьютер, ковер. Фонограмма русской народной музыки.

Ход занятия:

Воспитатель:

Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку справа)

Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку слева)

Скорей становитесь со мною в кружок!

Давай улыбнёмся и скажем: "Привет!"

Солнцу: "Привет!"

Гостям всем: "Привет!»

На столе стоит почтовая коробка с птицей в ней письмо от бабушки Маланьи.

«Здравствуйте ребятки! Этой осенью я очень сильно приболела. Не могу раскрасить игрушки к празднику. Помогите, пожалуйста старушке. Мастерица Маланья» (слайд)

Воспитатель: — Ребята, поможем лучшей мастерице.

— Дети, вы любите путешествовать? Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие! А в путешествие мы с вами отправимся не обычным способом. Нам поможет сила воображения, наша фантазия и вот этот ковер-самолет. Усаживайтесь удобнее, крепко возьмитесь за руки и закройте глаза. Итак, наше удивительное путешествие начинается! (Звучит русская народная музыка, дети сидят с закрытыми глазами). (слайд)

Воспитатель:- А теперь откройте глаза, посмотрите куда вы попали?

   С высокого берега реки Вятка, на которой стоит город Киров, видно село Дымково. А почему оно так называется?  Я вам сейчас расскажу.

 Всю зиму женщины Дымково лепили глиняные игрушки . Красную жирную глину для лепки мастерицы собирали весной после половодья на речке Вятка.  Вылепленную игрушку сушат 2-4 дня при комнатной температуре, потом обжигают в печи. Зимой вся деревня в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки. После того, как игрушка остынет, поверхность изделия белят, а затем только раскрашивают. (слайд)

Многие игрушки делали как свистульки. Да и сам праздник назывался «Свистунья». Веселые игры, торговля, шум, свист символизировали приход весны и общую радость людей, а игрушки стали называть дымковскими.

Старики рассказывают еще такую легенду: «Однажды к крепостным стенам слободы подошли враги. Городу грозила гибель. Тогда горожане придумали хитрость. Все жители, даже малые дети, получили по глиняной свистульке. Подкравшись ночью к врагам, они подняли громкий свист. Враги решили, что их окружает великое войско, и в страхе бежали».

Физкультминутка

Игра «Бабушка Маланья».

У Маланьи, у старушки, (дети движутся по кругу, держась за руки).

Жили в маленькой избушке.

Семь сыновей.

Все без бровей (закрывают руками брови),

Вот с такими ушами (показывают большие уши),

Вот с такими носами (показывают большой нос),

Вот с такими усами (показывают усы).

С такой головой (показывают большую голову),

С такой бородой (показывают большую бороду),

Ничего не ели,

Целый день сидели,

На нее глядели,

Делали вот так.

—Я предлагаю вам стать её учениками, подмастерьями. Давайте пройдем в мастерскую. (Дети садятся за столы) (слайд)

— Кто такие подмастерья?

— Подмастерьями называли молодых помощников мастера, они помогали месить глину, обжигать фигурки, покрывать игрушки белой краской, (слайд) размешивать цветные краски, а когда осваивали все эти работы, то помогали мастеру создавать веселые игрушки, а после и сами становились мастерами.(слайд)

— Как называли молодых помощников мастера? (ответ детей: совместный, индивидуальные).

— Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, что нам необходимо. Нам нужны фигурки для росписи, кисти, краски.

— Краски, какого цвета использовали мастера при росписи дымковской игрушки?

 Ответы детей. (Красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, зеленый, розовый).

— Как, одним словом можно сказать про эти цвета? (яркие, нарядные, веселые, праздничные).

— У бабушки Маланьи есть заготовки игрушек. Каждый из вас может выбрать фигурку по своему усмотрению.

— Какие элементы используются при росписи игрушек? (кружочки, точки, волны, полоски и т.д.). Изображение на экране поможет вам вспомнить элементы, которые используются при росписи дымковских игрушек.

— Садитесь удобнее, начинаем работу.

Пальчиковая гимнастика.: «Помощники»

Вот помощники мои,

Как их хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать захотели.(слайд)

(Выполнять движения пальцами в соответствии с содержанием стихотворения.)

Самостоятельная работа детей за столами.

Дети работают под музыку. Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.

По окончании работы дети закрепляют свои изделия на столе перед бабушкой Маланьей.

—бабушка Маланья очень довольна, и благодарна вам, ребята, ей понравились все ваши работы. Я предлагаю вам полюбоваться вашими игрушками.

— Какую игрушку вы купили на ярмарке для своего дома, или кому-нибудь в подарок?

— А я бы, ребята, купила бы все игрушки, потому, что они очень красивые. Вы все старались, трудились, вложили в них своё умение!

— Теперь мастеру Маланьи есть, что показать на весенней ярмарке народных мастеров.

— Я предлагаю вам выразить свое настроение и впечатление от нашего путешествия. У меня есть цветные магниты: красный обозначает прекрасное настроение, путешествие очень понравилось; зеленый – вам все равно; синий – настроение плохое, путешествие не понравилось. Прикрепите магнитик, соответствующий вашему настроению, ниже ваших работ.

Дети отражают свое настроение при помощи магнитов.

— Я рада, что у вас хорошее настроение и путешествие вам понравилось, но нам пора возвращаться в изостудию. Приглашаю вас снова на чудесный ковер, закройте глаза (звучит музыка). (слайд)

Вот мы снова в детском саду. Наше путешествие закончилось, пора попрощаться. До свидания, ребята.(слайд)

Литература:

  1. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. -192 с., ил.
  2. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. заведений. - М.: Высш. шк., 1992. - 159 с.
  3. Ж. «Дошкольное воспитание», №6, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»

Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...

"Дымковский конь" (роспись дымковской игрушки)

Конспект занятияс детьми старшего дошкольного возраста"Дымковский конь"роспись дымковской игрушки...

Конспект занятия по рисованию с детьми 2 средней группы на тему конек – дымковская игрушка Конек – дымковская игрушка

Составила Боричевская Наталья Викторовна. ГБДОУ № 69 Конек Дымковский:Цель: - воспитывать желание рассматривать народные игрушки (лошадка)- понимать настроение, выраженное в народной игрушке;- уч...

Памятки для родителей "Дымковская глиняная игрушка", "Как познакомить ребёнка с Дымковской игрушкой"

Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими и...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)

Конспект занятия по кружковой деятельности«Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)....

Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки»

Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки»...