Рабочая программа
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа)

Тычинина Оксана Сергеевна

Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_2_.docx32.88 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание :

1. Пояснительная записка ………………………………………………. 3

2. Учебно-тематическое планирование………………………………….6

3. Содержание работы…………………………………………………   ..7

4. Методическое обеспечение программы……………………………....8

5.  Список литературы………………………………………………   … 10                 

   

                                                                       

                                                                                                                                                         

                 Пояснительная записка

          Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.  Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также

передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и

зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения

нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности.

           Занятия   направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

       

       Направленность программы – художественная.

         

      Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность,

способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

                                                                                                               

   

      Практическая значимость программы. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"

               

   

             Педагогическая целесообразность . Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование

нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.

Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер.

               

              Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования: Развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами . Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.

   

            Новизна данной программы. «Разноцветные краски» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

             

          Цель программы развитие художественно-творческих способностей детей  средствами нетрадиционного рисования.

       

         Задачи программы:

   

        Развивающие:

- развивать художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность

- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

        Воспитательные

- воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности

        Образовательные:

-Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

-Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой,

скульптурой, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.

-Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства,

-Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.

-Формировать умение оценивать созданные изображения.

-Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.

-Развивать творческие способности детей.

-Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.

-Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

 

      Отличительные особенности данной программы: Данная программа дополняет государственный образовательный стандарт по художественно-эстетическому развитию; более подробное знакомство с различными нетрадиционными техниками рисования.

      Возраст детей, участвующих в реализации данной программы от 6 до 7 лет. Целесообразная наполняемость групп 8-10 человек, состав детей переменный. Набор воспитанников в кружок свободный.

    Сроки реализации программы – 1 год.

Режим занятий: общее количество часов: 1год – 36 часов. Занятие проводится во второй половине дня 1 раз в неделю.

Форма проведения занятий: групповая, индивидуальная.

Ожидаемые результаты: Различать виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно – прикладное и народное искусство.                        

Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.

                                                                                                                                                     

Использовать в рисовании разные материалы и способы создания изображения.

Называть основные выразительные средства произведений искусства.

Выполнять узоры по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.

Знать особенности изобразительных материалов.

Выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит,

композиция).

Использовать нетрадиционные техники рисования: оттиск, по-мокрому, восковые мелки+акварель, тычок жесткой полусухой кистью, рисование ватной палочкой, граттаж (черно-белый, цветной), монотипия.

Рисовать пальцами, ладонью, кулаком, создавая композицию.

Проявлять фантазию и творческое мышление дорисовывая предложенные пятна, линии,

точки.

Различать и совмещать разные техники традиционного и нетрадиционнного изобразительного искусства.

Различать основные виды ИЗО

Знать имена и работы наиболее известных художников.

Знать основные архитектурные достопримечательности родного города. Уметь передать особенности архитектурных строений.

Уметь передавать особенности человеческого тела взрослого человека и ребенка.

Уметь передавать движение предметов и живых существ.

                                       Учебно-тематический план

                                                                   

Раздел программы

Общее количество часов

                 В том числе:

теоретические

Практические

1

Вводные занятие

        2

          1

          1

2

Рисование методом тычка жесткой кистью

        2

           1.5

           0.5

3

Пуантилизм (рисование ватными палочками)

         3

           2

           1

4

Печатанье листьями

        3

          2.5

           0.5

5

Сочетание техник рисования (акварель-восковые мелки)

        3

          2.5

           0.5

6

Монотопия

        4

          3.5

          0.5

7

Рисование пальчиками

        3

          2.5

           0.5

8

Рисование сыпучим материалом

        3

          2.5

           0.5

9

Кляксография

        3

          2.5

            0.5

10

Рисование по трафаретам

        5

           4

             1

11

Граттаж

        2

           1.5

             0.5

12

Рисования свечой

        2

           1.5

             0.5

13

Итоговое занятие

        1

            1

                     Итого:

        36

            28.5

              7.5

                   

                                                   

                                         Календарно-тематический план

п/п

           Тема    

                 Содержание    

            Месяц

1

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования

Беседа : Знакомство с нетрадиционной техникой рисования. Правила безопасного труда при работе с ручными инструментами.

сентябрь

2

Рисование методом тычка

Познакомит со способом рисования «тычок»

сентябрь

3

Пуантилизм

Совершенствовать умение детей рисовать ватными палочками. Учить наиболее выразительно отображать в рисунке образ животных и птиц.

октябрь

4

Печатанье листьями

Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя технику печатанья сухими листьями. Развивать чувство композиции, цвета.

ноябрь

5

Сочетание техник рисования

Продолжать учить детей сочетать разные техники (акварель+восковые мелки). Развивать воображение, фантазию.

ноябрь

6

Монотопия

Показать детям новый способ монотопии. Закрепить умение рисовать пейзаж , передавать изображение на переднем и заднем плане.

декабрь

7

Рисование пальчиками

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалом.

декабрь

8

Рисование сыпучим материалом

Учить дополнять рисунок способом рисования сыпучим материалом (манка, соль)

январь

9

Кляксография

Познакомит детей с нетрадиционной техникой рисования – кляксография. Учить раздувать краску для получения рисунка.

январь

10

Рисование по трафарету

Эта техника рисования позволяет детям проявлять фантазию, для создания рисунка, использовать разные техники рисования.

февраль

11

Граттаж

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой граттаж. Упражнять в использовании таких средств, как линия, штрих.

март

12

Рисование свечой.

Продолжать учить детей сочетать технику рисования свечой и акварелью. Развивать воображение, фантазию, цветовосприятие.

апрель

13

Оформление выставки

Выставка работ, изготовленных в течение года

апрель - май

14

Итоговое занятие «Чему мы научились за год»

Подведение итогов работы за год : «Чему мы научились на занятиях?»

          май

               

   

Методическое обеспечение программы. Для занятий нетрадиционной техникой рисования в детском саду оборудована групповая комната, оснащенная необходимым количеством столов и посадочных мест, шкафы стеллажного типа, в которых размещаются образцы, поделочные материалы, готовые изделия и др.

       

           Формы проведения занятий:

- индивидуальная

-групповая (по подгруппам)

- фронтальная

      При проведении практических занятий педагог следит за соблюдением техник безопасности на занятиях по художественной деятельности. После каждого занятия подводятся итоги, отмечается активность воспитанников, обобщается проделанная работа. В течение учебного года постоянно обновляется выставка детских работ. В конце учебного года в кружке проходит открытое занятие для родителей.

   Основные методы работы с воспитанниками:

- наглядные: рассматривание, наблюдение и др.;

- словесные: объяснение, рассказ, беседа, художественное слово и др.;

- практические: упражнение, игровой, выполнение работы.                                            

 

    Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:

акварельные краски, гуашь;

простые карандаши, ластик;

печатки из различных материалов;

наборы разнофактурной бумаги;

восковые и масляные мелки, свеча;

ватные палочки;

поролоновые печатки, губки;

коктельные трубочки;

палочки или старые стержни для процарапывания;

матерчатые салфетки;

стаканы для воды;

подставки под кисти; кисти.

место для выставки детских работ

демонстрационная доска, дидактический материал в соответствии с темами занятий

различные игрушки

наглядный и раздаточный материал, в соответствии с темой занятия.

   Список литературы:

1. Программа «От рождения до школы» Под ред Н.Е. Вераксы, Т.С.Комарова , М.А.Васильевой -2е изд. Испр. И доп – М: Мозаика-Синтез, 2011-332с

2. Разноцветный мир, М.Г. Смолякова, СПб, 1999

3. И учеба, и игра изобразительное искусство. М.В. Трофимова, Т.И. Тарабарина. Ярославль. 1987 г.

4. Дошкольникам о живописи. Р. М. Чумичева, М., 1992 г.

5. Обучение детей технике рисования. Т. С. Комарова, М., 1976 г.

6. Русское народное творчество в детском саду. А.П. Усова, М.,1961 г.

7. Изобразительная деятельность в детском саду. И.А. Легкова. М. 2007

8. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Т.С. Комарова, 1991 г.

9. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Г. С. Швайко, 2002 г.

10. Увлекательное рисование методом тычка с детьми. К. К. Утробина, М., 2000 г

11. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации, И.А. Лыкова, М. 2007

12. Энциклопедия рисования , В. Запаренко, СПб, 2000

13 Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 1, Пищикова Н.Г., М, 2006

14. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 2, Пищикова Н.Г., М, 2008

15. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3, Пищикова Н.Г., М, 2008

16. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. М, 2008

17. Семицветик. Игры на восприятие цвета. В.П. Матвеев, СПб, 1999

18. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» часть №1 , часть №2 , Москва 2008 г.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

1. Разноцветный мир, М.Г. Смолякова, СПб, 1999

2. Дошкольникам о живописи. Р. М. Чумичева, М., 1992 г.

3. Семицветик. Игры на восприятие цвета. В.П. Матвеев, СПб, 1999

4. Энциклопедия рисования , В. Запаренко, СПб, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...